Святой ростислав князь моравский. Святые равноапостольные кирилл и мефодий и святой ростислав, князь моравский

Был единым народ славянский: словене, сидевшие по Дунаю, которых покорили угры, и моравы, и чехи, и ляхи, и поляне, которые ныне называются Русью. Им, моравам, первым переложены книги грамотой, прозванной славянской. Эта же грамота и на Руси, и в Болгарии Дунайской.
Славяне были крещеными, когда князья их Ростислав, Святополк и Коцел* обратились к царю Михаилу, сообщая: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и учил нас, и растолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого, ни латинского языка. Одни нас учат так, другие иначе: мы же не знаем ни написания букв, ни их значения. Пошлите нам учителей, которые могли бы рассказать нам о книжных словах и о их смысле».
Услышав это, царь Михаил созвал философов и передал им все, что передали славянские князья. И сказали философы: «В Селуни есть муж именем Лев. Имеет он сыновей, знающих славянский язык, два сына у него искусные философы». Услышав об этом, царь послал за ними ко Льву в Селунь со словами: «Направь к нам без промедления своих сыновей Мефодия и Константина ». Услышав об этом, Лев вскоре же послал их. И пришли они к царю, и сказал им царь: «Славянская земля прислала ко мне послов, испрашивая себе учителя, который мог бы истолковать священные книги. Этого они хотят». И уговорил их царь, и послал их в Славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Придя же, братья начали составлять славянскую азбуку и перевели Апостол** и Евангелие***. И рады были славяне, что услышали они о величье Божьем на своем языке. Затем они перевели Псалтырь и Октоих**** и другие книги. И некий люди восстали на них, возмущаясь и говоря, что якобы «ни одному народу не еле- , дует иметь своей письменности, помимо евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте господнем написал только на этих языках». Услышав об этом, папа римский осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав: «Да исполнится слово писания: «Пусть восхвалят Бога все народы». И другое: «Пусть все народы восхвалят величие Божие, поскольку дух святой дал им говорить». Если же кто хулит славянскую грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправится. Это волки, а не овцы, их надо распознавать по плодам и беречься их. Вы же, дети, послушайте божественного учения и не отвергните церковного поучения, которому наставлял вас учитель ваш Мефодий».
Константин же вернулся назад и отправился учить болгарский народ, а Мефодий остался в Моравии. Затем князь Коцел поставил Мефодия епископом в Паннонии на столе святого Андроника — одного из 70 апостолов, ученика святого апостола Павла. Мефодий же посадил двух попов скорописцев и перевел все книги полностью с греческого языка на славянский в шесть месяцев, начав в марте и закончив 26 октября. Закончив же, воздал достойную хвалу Богу, давшему такую благодать епископу Мефодию, преемнику апостола Андроника, ибо учитель славянскому народу — апостол Андроник, доходил до моравов. И апостол Павел учил здесь. Тут расположен Иллюрик, до которого доходил Павел и где первоначально жили славяне. Поэтому и славянскому языку учитель — Павел. От этого же языка и мы — Русь, поэтому и нам, Руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе для славян епископом и наместником Андроника. А славянский язык и русский — одно и то же. Ибо от варягов прозвалась Русь , а прежде были славяне. Хотя и полянами назывались, но речь была славянская. Полянами же прозваны потому, что сидели в поле, а язык славянский был общим для всех них. (...)

В лето 6415 (911?). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. Взял же с собой много варягов и словен, и чудь, и кривичи, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толковины; их называют греки «Великая Скифь». И со всеми с ними пошел Олег на конях и кораблях, и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду, и греки замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города, и разбили множество палат, и церкви пожгли, а тех, кого пленили, одних иссекли, других мучили, иных же поражали стрелами, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как это обычно бывает в войнах.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и передали через послов Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему яства и вино, и он не принял этого, так как было оно отравлено.

И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога». И приказал Олег дать дань на 2000 кораблей по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей(...)

Царь же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязавшись платить дань, и приносили взаимную присягу: сами целовали крест, а Олега с мужами его заставляли присягать по закону русскому: клялись оружием своим и Перун ом, их богом, и Волос ом*****, богом богатства, и утвердили мир.

И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а словенам из шелка» .- Так и сделали. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а словене шелковые, и разодрал у них их ветер. И сказали словене: «Возьмем свои простые паруса, не для словен паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и не знавшими грамоты *. (...)

И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого некогда поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «Отчего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь,— от него тебе умереть». Олег же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более». И повелел кормить его, но не водить к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев, и по прошествии четырех лет, на пятый год, вспомнил коня, от которого некогда волхвы предсказали ему смерть. И призвал старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого я приказал кормить и блюсти?» Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Значит, не правду говорят волхвы, а ложь: конь умер, а я жив». И повелел оседлать коня: «Хочу взглянуть на кости его». И прибыв на то место, где лежали голые его кости и голый череп, слез с коня, посмеялся и сказал: «Не от этого ли черепа смерть мне принять?» И наступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того он разболелся и умер. Великим плачем оплакивали его все люди, и понесли его и похоронили на горе, называемой Щековицей. Есть могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Это неудивительно, что от волхования сбывается чародейство ******. Также было в царствование Доментиана. Некий волхв именем Аполлоний Тианский был знаменит тогда тем, что, переходя по городам и селам, всюду творил бесовские чудеса. Когда из Рима пришел он в Византий, его упросили здесь живущие сделать следующее: отогнать от города множество змей и скорпионов, чтобы не было от них вреда людям, обуздать конскую ярость, когда сходились бояре. Так же и в Антиохию пришел, и упрошенный антиохиянами, страдавшими от скорпионов и комаров, сделал медного скорпиона и зарыл его в землю, и поставил над ним небольшой мраморный столп, и повелел людям взять трости и ходить по городу и выкликать, потрясая тростями: «Без комара городу!» И так исчезли из города скорпионы и комары. И спросили его также о грозивших городу землетрясениях, и, вздохнув, написал он на дощечке: «Увы тебе, грешный город, много будет трясти. тебя земля, и огнем будешь опален, оплачет тебя и Оронтия на берегу».

Об Аполлонии и великий Анастасий Иерусалимский сказал: «Чудеса, совершенные Аполлонием, даже и доныне в некоторых местах сбываются: одни предназначенные отогнать четвероногих животных и птиц, которые могли вредить людям, другие же для удержания речных потоков, вырвавшихся из берегов, но иные и на погибель и во вред людям, на обуздание их. Не только при жизни его творили бесы такие, но и по смерти у гроба его творили чудеса его именем, прельщая грешных людей, более всего уловляемых дьяволом.

И кто же что скажет о творящих волшебным прельщением делах? Ведь Аполлоний искусен был в волшебстве и вовсе не смущался тем, что в безумстве воспринял философскую хитрость. А следовало бы ему только творить то, что он хотел, а не побуждать к действию.

То все попущением Божиим и творением бесовским бывает, такими вещами искушается наша православная вера, сколь тверда она и крепка, пребывая в Господе и не увлекаясь дьявольским наваждением и сатанинскими делами, творимыми врагами рода человеческого и слугами зла.

Бывает же, что некоторые и именем Господа пророчествуют, как Валаам и Саул и Каиафа, и бесов даже изгоняют, как Иуда и сыны Скевавели. Потому что и на недостойных многократно действует благодать, как многие свидетельствуют. Ибо Валаам был чужд и праведного жития и веры, но тем не менее действовала в нем благодать для убеждения других. И Фараон такой же был, но и ему было раскрыто будущее. И Навуходоносор был законопреступен, но и ему также было открыто будущее многих последующих поколений, тем показывая, что многие, имеющие превратный разум, еще до пришествия Христа творят знамения не по собственной воле на прельщение людей, не знающих доброго. Таков был и Симон волхв, и Менандр, и другие такие же, из-за которых и было сказано: «Не чудесами прельщать...». (...)

*Ростислав и Святополк — моравские князья, Коцел — князь Блатенский (в Паннонии).
**Апостол — Деяния апостолов и их послания, составляющие часть Нового завета.
***Евангелие —от греч. «Благая весть».Изложение учения Христа его учениками. Каноническими признаны четыре евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна).Имеются и иные,но они отвергаются церковью как апокрифические.
**** Псалтирь — книга псалмов, включаемая в Ветхий завет.
Октоих — книга церковного восьмигласного пения.
***** Перун и Волос — главные боги русской дружины и купечества.
****** Летописец использует какой-то текст о нападении русов-язычников на Византию с обычным описанием насилий и грабежей, но амортизирует его добавлением, что все это обычно для войны. Здесь снова выявляется взгляд русов на предопределение. Олег сам способен предвидеть будущее, греки сравнивают его — язычника со святым Дмитрием Солунским (кстати, в его честь имел христианское имя князь Изяслав Ярославич). Летописец не слишком выразительно поясняет, что «Вещим» его называли язычники. Но и христиане-греки устрашились его способности предвидеть. Однако и сам Олег не мог избежать того, что ему было предопределено роком: он погибает, согласно предсказанию волхвов, от коня, хотя вроде бы сделал все, чтобы этого не случилось
******* Комментирует чудеса, связанные с Олегом, опять-таки летописец Десятинной церкви. Он проявляет себя специфическим «миротворчеством»: Олег у него после похода на греков живет в Киеве, «мир имея со всеми странами». Той же фразой будет сопровождаться финал княжения Игоря, Владимира, та же идея заложена в сопоставлении Владимира с Соломоном. В данном случае летописец сделал большое отступление, рассказывая о чудесах, совершенных язычниками. Они оцениваются им неоднозначно. Если это зло — вероятно вмешательство дьявола и бесов, но язычники могут нести и благо, и тогда они оказываются под действием благодати.
Вообще представление этого летописца о «знамениях» и прочих чудесах близко тому, что прослеживается у Иакова мниха. Только Иаков обращался к этой теме для оправдания мысли, что святость определяется не чудесами, а добродетельной жизнью. Это было необходимо для подготовки канонизации Владимира, никакими чудесами не прославившегося ни при жизни, ни после смерти. Но различия все-таки есть. «Чудесное» вообще больше интересует летописца, и он склоняется к тому, что святой все-таки должен творить чудеса.
Вместе с тем летописец само божье изволение не увязывает обязательно с праведной жизнью, как это просматривается, например, у Нестора. Здесь скорее чисто западное представление о непреложном предопределении, для воплощения которого бог может использовать и далеко не безгрешных людей: «Валаам был чужд и праведного жития и веры, но тем не менее действовала в нем благодать для убеждения других».

Так, куда ни посмотри, всюду, где у славян
сияет свет и творится добро, мы видим
труды святых Мефодия и Кирилла.
Святитель Шанхайский и Сан-Францисский

Иоанн (Максимович)

Каждый раз, вспоминая о великоморавской миссии святых Кирилла и Мефодия, нельзя не вспомнить и Духом Святым водимого верного слуги Божьего святого князя Ростислава, который вместе со святыми братьями стоит у истоков духовной, культурной и политической жизни славянских народов.

В начале второй половины IX столетия Великоморавское государство было одним из крупнейших славянских государственных образований. С 846 года правил Великой Моравией князь Ростислав, пользовавшийся особой славой и мужественно охранявший свободу своего народа. Тяготясь своей зависимостью от немцев и осознавая, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать помощи у тех, кто и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее мог помочь и в то же время не был бы опасен.

В тот период в Моравии уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии, и от кого-то из них принял святое крещение князь Ростислав. Будучи просвещенным светом Христовой веры, благоверный князь заботился о духовном пробуждении своего народа.

При этом он прекрасно понимал, что проповедь христианства не может быть успешной, если миссионеры будут подменять ее возвышенные цели политическими интересами и, кроме того, учить народ на чужом, непонятном языке.
Вначале князь Ростислав обратился со своими нуждами к находившемуся тогда на Римском престоле папе Николаю I, но тот, будучи союзником немецкого короля Людовика, не откликнулся на просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправляет посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал: "Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя. От вас всегда во все страны исходит добрый закон".

Император Михаил не замедлил с ответом: в великоморавскую миссию были отправлены лучшие из лучших - солунские братья Кирилл и Ме-фодий. Это были необычайно образованные для своего времени люди, аскеты, молитвенники, мужи с богатым опытом миссионерской работы. Во время одной из миссий святых Кирилла и Мефодия произошло знаменательное событие: по пути к хазарам, в Херсонесе, они обрели мощи священномученика Климента, папы римского. Этот святой был обращен ко Христу святым апостолом Петром; за проповедание веры Христовой в Риме он был сослан в Херсонес. Здесь проповедью и чудесами он обратил в веру много язычников, за что и был утоплен в море.

В самом чуде обретения мощей святые братья видели покровительство святого и благословение своей миссионерской, просветительской деятельности: им предстояли тяжелые испытания и Промысел Божий указывал прекрасный пример самоотвержения и терпения в святом мученике.

Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и передали князю Ростиславу грамоту от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю: "Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилия. Устроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А посему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, прими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все преходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога и не закрывать спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ленились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно как и великий царь Константин".

Встреченные с великой честью святые братья начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине - в Солуни. Еще на родине Кирилл разработал славянскую азбуку и начал переводить на славянский язык основные богослужебные книги. Здесь, в Великой Моравии, братья вместе с учениками продолжили перевод Библии, Литургий святого Иоанна Златоустого и святого Василия Великого и наиболее важных богослужений. Князь Ростислав оказывал братьям всяческое содействие. Прежде всего он собрал много отроков и повелел им учиться славянской азбуке по переведенным книгам, затем под руководством святых братьев стал строить церкви. Через год была уже окончена первая церковь в городе Оломоуце, потом было построено еще несколько церквей. Святые Кирилл и Мефодий освящали эти церкви и служили там по-славянски. Так прожили они в Моравии сорок месяцев, переходя с одного места на другое. Их миссионерский труд и пример святой жизни нашли не только поддержку правителя Моравии, но и отклик в сердцах простого народа, который наконец смог услышать благую весть о Христе на родном языке и сознательно отвергнуть языческие суеверия. "Сидящим в стране и сени смертной" язычества солунские братья принесли свет истинной веры Христовой.

Успешная миссионерская деятельность святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемая святым князем Ростиславом, закладывала основы независимости Велико моравской державы, поэтому вызывала резкое противодействие со стороны немецких князей и клириков, преследовавших свои интересы в славянских государствах. Латинские миссионеры обвинили братьев в том, что они употребляют в богослужении "неосвященный язык", а также распространяют ложное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность "трехъязычной ереси". Суть этой ереси заключалась в признании сакральными, достойными выразить Священное Писание, только трех языков в мире: еврейского, греческого и латинского. В качестве обоснования еретики приводили тот факт, что надпись на кресте, на котором был распят Иисус Христос, начертана на этих трех языках.
Кирилл и Мефодий имели намерение отправить своих учеников в Константинополь для рукоположения их во пресвитеров и диаконов, но в это время там совершился дворцовый переворот. Тогда святые братья решили ехать в Рим. В тот период, при только начинающемся разладе между Церквями Константинопольской и Римской, одна Церковь еще могла посвящать служителей для другой.

В Риме апостолы славян отстаивали право служить литургию на славянском языке. В то же время они отдали дань уважения Римскому епископу, папе Адриану II, передав ему святые мощи Климента, папы римского. Благоговейно встретив честные мощи священномученика, папа с уважением принял от просветителей и славянские книги. Освятив книги, положил их в одной из церквей, где по ним была отслужена литургия. Папа рукоположил учеников святых братьев и составил послание святому князю Ростиславу: "Если же кто осмелится порицать указанных учителей и совращать от истины к басням или, развращая вас, будет хулить книги вашего языка, тот пусть будет отлучен и представлен на суд церкви и до тех пор не получит прощения, пока не исправится. Ибо это волки, а не овцы, и должно узнавать их по плодам и остерегаться их...".

После успешного диалога с папой Адрианом II просветители намеревались уже вернуться в Моравию. Но удалось вернуться только одному из них. Святой Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 года, на сорок втором году жизни, приняв перед смертью Великую схиму (в малой схиме его имя было Константин). Брату же своему он оставил завещание: "Мы были с тобою, брат, как пара волов, одну ниву возделывающих. И вот я падаю на бразде, окончив день свой. А ты очень любишь гору (Олимп), но не оставляй ради нее учения своего...". Папа Адриан распорядился похоронить святого Кирилла в храме святого Климента, с мощами которого святые братья подвизались в проповедании Евангелия и в Рим пришли. В скором времени папа Адриан рукополагает Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии.

Между тем политическая ситуация в Моравии не отличалась стабильностью. Князь Ростислав продолжал борьбу за независимость своей державы: к концу 869 года был заключен мирный договор с немцами. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, предал своего дядю и стал союзником немецкого князя Карломана, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен, а его держава оказалась в полной власти Карломана. Святополку дали маленькое княжество, однако потом княжество отобрали, а Святополка заключили в темницу.

Святой князь Ростислав испил предназначенную ему Господом чашу страданий: за любовь к своему народу и верность апостольскому учению его ослепили и заточили в темницу. В 870 году, претерпев страшные мучения, верный слуга Божий умер в одной из баварских тюрем.

Святого Мефодия, лишенного политической поддержки, немецкие власти арестовали. Так и не найдя предлога для осуждения, заточили его в монастыре. Сохранилась монастырская поминальная книга, где наряду с именами насельников упоминается и имя Мефодия. Заключение святого в монастыре скрывалось от римского папы. Узнав об этом от бродячего монаха Лазаря, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, запретил немецким епископам совершать литургию до тех пор, пока они не освободят святого Мефодия. Только тогда епископы были вынуждены выпустить святого из заточения.

Подорвавший свое здоровье, святой Мефодий на время уезжает в Византию. В 884 году он возвращается в Моравию и вместе со своими учениками заканчивает перевод всего Ветхого Завета, кроме книг Маккавейских, а также Номоканона и отеческих книг (Патерика). В 885 году от тяжких трудов святой Мефодий слег в постель и на Вербное воскресенье попросил отнести его в храм, где обратился с проповедью к моравскому народу, предупреждая о скорых испытаниях. В тот же день, 6 апреля, святой Мефодий скончался. Отпевание совершали в соборной церкви Велеграда на латинском, греческом и славянском языках.

В 870 году под руководством священника Славомира в Моравии вспыхнуло восстание. Славомир нанес поражение немцам и занял Велеград. Немцы выпустили Святополка из заключения для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению.

Благоверный князь Ростислав трудился вместе со святым Кириллом, страдал вместе со святым Мефодием и умер за свой народ и правое учение Христово. Те, кто позднее захватил вели-коморавские земли, очень старались, чтобы святая жизнь Ростислава и апостольский труд приглашенных им солунских братьев были навсегда забыты. Ученики и последователи святого Мефодия после смерти своего учителя были подвергнуты пыткам и гонениям. Но Божиим Промыслом их жизни были сохранены для будущей благословенной апостольской миссии среди южных и восточных славян.

Православная церковь в Чешских землях и в Словакии канонизировала великоморавского князя Ростислава в 1994 году, возвратив тем самым тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.

Житие святого равноапостольного князя Ростислава Моравского. Каждый раз, вспоминая о великоморавской миссии святых Кирилла и Мефодия, нельзя не вспомнить и Духом Святым водимого верного слуги Божьего святого князя Ростислава, который вместе со святыми братьями стоит у истоков духовной, культурной и политической жизни славянских народов.

В начале второй половины IX столетия Великоморавское государство было одним из крупнейших славянских государственных образований. С 846 года правил Великой Моравией князь Ростислав, пользовавшийся особой славой и мужественно охранявший свободу своего народа. Тяготясь своей зависимостью от немцев и осознавая, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать помощи у тех, кто и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее мог помочь и в то же время не был бы опасен.

В тот период в Моравии уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии, и от кого-то из них принял святое крещение князь Ростислав. Будучи просвещенным светом Христовой веры, благоверный князь заботился о духовном пробуждении своего народа.

При этом он прекрасно понимал, что проповедь Христианства не может быть успешной, если миссионеры будут подменять ее возвышенные цели политическими интересами и, кроме того, учить народ на чужом, непонятном языке.

Вначале князь Ростислав обратился со своими нуждами к находившемуся тогда на Римском престоле папе Николаю I, но тот, будучи союзником немецкого короля Людовика, не откликнулся на просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправляет посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал: «Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя. От вас всегда во все страны исходит добрый закон ».

Император Михаил не замедлил с ответом: в великоморавскую миссию были отправлены лучшие из лучших - солунские братья Кирилл и Мефодий. Это были необычайно образованные для своего времени люди, аскеты, молитвенники, мужи с богатым опытом миссионерской работы.

Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и передали князю Ростиславу грамоту от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю: «Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилия. Устроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А посему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, прими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все преходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога и не закрывать спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ленились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, принял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно как и великий царь Константин ».

Князь Ростислав оказывал братьям всяческое содействие. Прежде всего он собрал много отроков и повелел им учиться славянской азбуке по переведенным книгам, затем под руководством святых братьев Кирилла и Мефодия стал строить церкви. Через год была уже окончена первая церковь в городе Оломоуце, потом было построено еще несколько церквей.

Успешная миссионерская деятельность святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемая святым князем Ростиславом, закладывала основы независимости Велико моравской державы, поэтому вызывала резкое противодействие со стороны немецких князей и клириков, преследовавших свои интересы в славянских государствах.

Латинские миссионеры обвинили братьев в том, что они употребляют в богослужении «неосвященный язык», а также распространяют ложное учение о Святом Духе. Освятив книги Священного Писания, переведенные святыми братьями на славянский язык, православный папа Римский Адриан II составил послание святому князю Ростиславу: «Если же кто осмелится порицать указанных учителей и совращать от истины к басням или, развращая вас, будет хулить книги вашего языка, тот пусть будет отлучен и представлен на суд церкви и до тех пор не получит прощения, пока не исправится. Ибо это волки, а не овцы, и должно узнавать их по плодам и остерегаться их... ».

Между тем политическая ситуация в Моравии не отличалась стабильностью. Князь Ростислав продолжал борьбу за независимость своей державы: к концу 869 года был заключен мирный договор с немцами. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, предал своего дядю и стал союзником немецкого князя Карломана, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен, а его держава оказалась в полной власти Карломана. Святополку дали маленькое княжество, однако потом княжество отобрали, а Святополка заключили в темницу.

Святой князь Ростислав испил предназначенную ему Господом чашу страданий: за любовь к своему народу и верность апостольскому учению его ослепили и заточили в темницу. В 870 году, претерпев страшные мучения, верный слуга Божий умер в одной из баварских тюрем.

В 870 году под руководством священника Славомира в Моравии вспыхнуло восстание. Славомир нанес поражение немцам и занял Велеград. Немцы выпустили Святополка из заключения для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению.

Православная церковь в Чешских землях и в Словакии канонизировала великоморавского князя Ростислава в 1994 году, возвратив тем самым тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.

По материалам сайта Српска.ру

Что же было целью этого посольства? Чего в итоге добивался Ростислав? Да, в Моравии уже было много священников с Запада, которые проповедовали христианскую веру среди его подданных. Но именно это и претило Ростиславу, он видел в этом свою зависимость от западных соседей и хотел с помощью императора Михаила учредить в моравских землях свое, самостоятельное епископство.

Михаил III принял у себя моравское посольство с подобающими почестями и согласился удовлетворить просьбу Ростислава. Вот тут и проявилась мудрость молодого императора, мудрость в умении слушать. По совету патриарха Фотия , Михаил решил пойти дальше: он велел собираться в Моравию братьям Кириллу и Мефодию, чья преданность вере, желание нести ее язычникам уже стала легендой.

Моравская миссия. Начало

Осенью 863 года , большое посольство, в котором не было недостатка ни в строителях, ни в оружейниках, ни в купцах, а во главе которого – Кирилл и Мефодий со своими учениками, с мощами и под покровительством святого Климента, прибыло в Велеград , ко двору князя Ростислава. Князь торжественно и радушно принимает братьев, хотя и несколько разочарован тем, что никто из проповедников не посвящен в епископский сан.

Однако это обстоятельство не мешает Ростиславу учредить желанное епископство и под этим предлогом выслать из Моравии баварских проповедников, говоря современным языком – агентов влияния императора франков Людовика Немецкого . Так началась великая моравская миссия братьев, ставшая итогом всей их жизни.

Наперекор враждебным силам

Солунские братья в Моравии имели однозначный успех. Глаголица и славянская литургия, понятные абсолютно всем, привели в лоно Церкви огромное количество мораван, авторитет братьев был непререкаем, а слово Божье принесено во все уголки моравской земли.

Такое положение дел категорически не устраивало Людовика Немца. Не смог он оставить безнаказанными проступки Ростислава, которого считал своим вассалом. Уже в 864 году войско Людовика вторглось в Моравию и, после боя у Девина (что близ современной Братиславы), моравский князь был вынужден признать поражение. Согласно мирного договора, он теперь не только был обязан платить дань Людовику, но и открыть ворота Велеграда для миссионеров из Баварии . Теперь Кирилла и Мефодия ждали бои за веру, оскорбления и поношения. Почему не сдался Ростислав? Почему готов был отстаивать правоту солунских братьев с оружием в руках? Вероятнее всего, видел мудрый князь в их учении основы независимости для своего государства и свет просвещения для своего народа.

Милость Пап

То неприятие, с которым столкнулись Кирилл и Мефодий со стороны проповедников латинской школы, вылилось, наконец, в жалобу Папе Николаю . Суть ее состояла в том, что солунские братья проводят службы на языке, который не был одобрен Святым престолом, а значит, являются еретиками . Братьям надлежит прибыть в Рим. Братья подчинились и, взяв с собой мощи святого Климента, отправились ко Святому престолу, продолжая проповедовать на своем пути. Чего хотел от них Папа Николай? Ведь он мог отлучить еретиков от Церкви, не вызывая прямо в Рим… Папа был хорошо осведомлен об успехах братьев в Моравии - косвенным подтверждением была и та пресловутая жалоба – и теперь, когда Болгарское царство пришло в лоно римской Церкви, обратил свой взор и на Моравию, решив привлечь Кирилла и Мефодия на свою сторону, чтобы иметь в их лице союзников, а не противников.

Братья прибывают в Рим в конце 867 года . Новый Папа – теперь уже Адриан II – встречает их с поистине королевскими почестями, лично выйдя к воротам города. Достойные почести были возданы и святым мощам Климента, которые были захоронены в базилике его имени, перестроенной по этому поводу.

В Риме братья оставались до 869 года , до тех пор, пока в возрасте 42-х лет там не скончался Кирилл . После своей смерти он был похоронен все в той же базилике святого Климента, став еще ближе к своему небесному покровителю.

Мефодий возвращается в Моравию, но теперь в его руках была папская булла, гласившая, что отныне земли Паннонии и Моравии переходят в ведение Святого престола. Булла также узаконила тот факт, что славянский язык одобрен как язык церковной проповеди и что Мефодий рукоположен в архиепископы паннонско-моравского архиепископства. Теперь ему предстояло бороться за свою веру в одиночку. Еще 15 лет.

Наследие

Борьба эта была тяжелой - после смерти Ростислава на моравский престол взошел его племянник Святополк , далеко не так независимо настроенный, как его дядя. В Моравии усилилось влияние баварских епископов, которым однажды удалось даже заточить Мефодия в монастырь Райхенау на целых три года, и лишь заступничество Папы Иоанна VIII позволило ему вновь обрести свободу. Восстановленный в правах архиепископа, Мефодий крестил чешского князя Боривояи его жену Людмилу , впоследствии также причисленную к лику святых.

В 879 году недоброжелатели вновь организовали процесс против Мефодия, но он вновь блестяще оправдался в Риме, перед лицом Папы.

16 апреля 885 года на проповеди Мефодий объявил своей пастве, что умрет через три дня. 19 апреля его не стало . Так закончилась миссия в Моравию и для старшего брата, которому было тогда 63 года.

Так что же оставили братья в наследство? Что они значат для современной Чехии? Практически ничего – говорят одни, ссылаясь на то, что в дальнейшей истории чешских земель не осталось места ни для святых солунских братьев, ни для славянской письменности, ни для славянской литургии. И это правда. Ведь даже неизвестно, где точно был похоронен Мефодий… Осталась только запись в «проложном» «Житии Кирилла и Мефодия»: «Когда научил своих учеников правой вере и предсказал свою смерть за три дня, усоп, смиренный во Христе. Лежит теперь в большом храме моравском, по левой стороне в стене, за алтарем Богородицы» . И всё.

В современной Чехии эта традиция восстановлена и, начиная с 2000 года в Велеграде , что близ г. Угерске-Градиштепроводится фестиваль под названием «Дни людей доброй воли» (http://www.velehrad.eu/dny-lidi-dobre-vule/) . В этом году там будет отмечаться 1150-летний юбилей начала Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия. Миссии длиною в жизнь.

«Наш народ отверг язычество и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую...» - с такими словами в 862-ом году обратился князь Ростислав Моравский к византийскому императору Михаилу Третьему. Ответом на эту просьбу князя стало прибытие в Великую Моравию братьев Кирилла и Мефодия.

В середине девятого столетия Великоморавская держава была одним из крупнейших славянских государственных образований. Моравия включала в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также юго-восток Польши и часть Украины.

Князь Ростислав взошел на Моравский престол в 846-м году. К этому времени на моравской земле уже действовали христианские проповедники из Греции и Германии. От кого-то из этих миссионеров святой Ростислав принял крещение и решил весь свой народ привести к свету Христовой веры. Однако князь понимал, что проповедь христианства может быть успешной только в том случае, если миссионеры будут обращаться к народу на его родном языке. Приходившие же из немецких земель проповедники не знали славянского языка и богослужение совершали на латыни.

Князь Ростислав сначала обратился к папе Римскому с просьбой прислать миссионеров, которые знают славянский язык. Но Ватикан не ответил на просьбу моравского князя. Тогда Ростислав обратился в Византию. По благословению патриарха Фотия в моравские земли отправились лучшие проповедники, знавшие славянский язык - братья Кирилл и Мефодий. Это были образованные люди, аскеты, молитвенники, с богатым опытом миссионерской работы.

В Моравии Кирилл и Мефодий обнаружили, что у местных жителей нет собственной письменности и изобрели первый славянский алфавит - глаголицу. Затем братья занялись переводом богослужебных книг на славянский язык и преподаванием.

Князь Ростислав Моравский стал не только инициатором православной миссии в Моравии, но и главным заступником проповедников. В жесткую оппозицию к деятельности святых братьев встали латинские миссионеры. Они действовали в интересах немецких князей, претендовавших на земли Моравии.

До конца своего правления князь Ростислав поддерживал деятельность православных миссионеров и защищал Моравию от немецкого влияния. За годы своего правления Ростислав заложил основы для культурного развития не только Великой Моравии, но и всей Восточной Европы. Но сохранить политическую независимость своего государства князь не смог. В 870-ом году Ростислав Великоморавский был схвачен франками, осуждён и приговорён к ослеплению. Последние годы жизни Ростислав провел в плену в одном из баварских монастырей.

Решение о канонизации святого Ростислава было принято на Поместном Соборе Православной Церкви Чешских земель и Словакии в 1992-м году, а сама канонизация и торжества по их случаю состоялись осенью 94-ого года.

Статьи по теме