Был ли Толстой антисемитом? Как евреи примирились с вице-спикером. Вице-спикер госдумы, доказывая необходимость передачи исаакия церкви, допустил антисемитское высказывание

Петр Толстой – популярный российский телеведущий, журналист, продюсер, политик, общественный и государственный деятель, заместитель председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ. Сегодня он известен также как политический обозреватель авторского проекта «Толстой. Воскресенье».

Детство и юность

Петр Толстой происходит из древнейшего рода русских аристократов. Он потомок великого классика и приходится писателю праправнуком по линии отца Олега Владимировича Толстого.

По линии матери Ольги Томара у Петра Толстого тоже имеются знаменитые предки с богатой историей рода. Пятикратный прадед телеведущего Степан Васильевич Томара был депутатом дворянства Переяславского уезда и коллежским советником, богатейшим человеком своего времени, владевшим имением Коврай, которое называли жемчужиной Переяславского края.

Прадед Петра Михаил Львович Томара – востоковед. Вместе с женой Ольгой Мамонтовой большую часть жизни он прожил в Сухуми.


В 2002 году руководитель московского «Третьего канала» Андрей Писарев позвал Толстого вести информационно-аналитическую программу «Выводы», а уже через 2 года амбициозный журналист сам занял место генерального директора «Трешки».


Семейная жизнь Александры не стала помехой для продолжения учебы – она поступила в МГИМО, на факультет международной журналистики.

Петр Толстой сейчас

Сейчас, помимо политической деятельности, Петр Олегович продолжает трудиться тележурналистом. В эфире Первого канала по-прежнему выходит авторский проект политика «Толстой. Воскресенье». В число последних тем, затронутых репортером в эфире, вошли обсуждение пресс-конференции Владимира Путина, комментарии по поводу смены названия канонической церкви в Украине и другие актуальные сюжеты.

Политическую жизнь Толстой подробно освещает в социальных сетях

В беседе с главным редактором издания Украина.ру заместитель председателя Государственной Думы России Петр Толстой прокомментировал процесс раскола православной церкви, затронул и другие острые вопросы российско-украинской повестки

— На очередном заседании в Страсбурге Парламентская ассамблея Совета Европы вновь не смогла принять решение, которое позволило бы российской делегации принимать участие в голосованиях…

Клоунада в ПАСЕ: Россия может покинуть организацию — Об этом можно только сожалеть. Россия не будет участвовать в работе Ассамблеи, которая принимает по отношению к одному из членов Совета Европы дискриминационные решения. То, что Ассамблея не смогла проголосовать, не выдержала напора членов украинской делегации, а также британцев и прибалтов, — просто говорит о недееспособности ПАСЕ в ее нынешнем виде. Очень жаль, что этот старейший европейский межпарламентский институт оказался в таком глубоком кризисе. Мы не видим пока способа из него выйти, потому что до принятия решения по полному и безоговорочному запрету на санкции в отношении национальной делегации мы не сможем продолжать работать с нашими коллегами из парламентов стран Совета Европы. Россия — не та страна, которая может себе позволить находиться в неравных условиях в любой международной организации.

— Украинская пресса и политики выдают случившееся в Страсбурге за свою историческую победу. Вообще в последнее время самые разные международные организации — от Организации по запрету химического оружия до Стокгольмского арбитража — принимают явно политически мотивированные решения против России. Похоже на травлю.

— Ну, мы живем в век фейковых новостей. Общественное мнение на Западе полностью дезинформировано в отношении реальных событий в России и на Украине, оно не знает истории Украины, истории России. Люди там не представляют даже приблизительно тех проблем, которые возникнут, например, в связи с принятием закона о языке, в связи с возможностью принятия решения об автокефалии Украинской церкви и так далее. Эти вещи западным обывателем просто игнорируются, они этого не видят, а клеймо агрессора нам пытаются выжечь всей мощью своих СМИ. Мы с этим уже не раз в нашей истории сталкивались, спокойно надо к этому относиться.

— То есть мы просто спокойно относимся? Ничего не предпринимаем?

— В отношении ПАСЕ мы точно спокойно относимся. В отношении Украины — посмотрим. Я думаю, что, к сожалению, там ситуация только усугубляется, особенно в преддверии президентских выборов.

— Пока мы спокойно смотрим, это нашими оппонентами рассматривается как некое отсутствие повестки, идей, нехватка политической воли…

— Кто и как это расценивает — неважно. Важно другое: за украинцев Россия принимать решения не может и не должна, мы не уподобляемся нашим западным коллегам, которые считают своим долгом вмешиваться во внутренние дела других стран. В преддверии президентских выборов украинцы сами должны решить, в каком государстве они хотят жить.

— Но в этом процессе происходят вещи, которые требуют какой-то реакции. Вот, например, дискриминационный закон об образовании вызвал гневную реакцию Венгрии, там полноценный политический и дипломатический скандал, массовая выдача паспортов живущим на Украине мадьярам, взаимная высылка консулов и так далее. Румыния тоже активизировалась. Варшава повально выдает украинцам карты поляка и так далее. А мы?

— Во-первых, мы реагируем. И в частности, Государственная Дума будет в ближайшее время делать отдельные заявления по ситуации на Украине. Во-вторых, если мы начнем раздавать паспорта, то большая часть населения нынешней Украины получит российские паспорта, в этом у меня сомнений нет. В-третьих, конечно, усилия Венгрии или Румынии в отношении компактного меньшинства, которое проживает на западе Украины, это точечная попытка помочь своим соотечественникам. Мы же исходим из того, что мы один народ и нам помогать надо в целом народу Украины, который, на мой взгляд, выбрал глубоко ошибочный путь — путь агрессивного национализма по модели прибалтийских республик. Этот путь заведет Украину в тупик. Хотя они уже в тупике — политическом, экономическом, военном. Вот и все. Мой прогноз в этом отношении негативный. Я надеюсь, у жителей Украины хватит мудрости и чувства самосохранения для того, чтобы эту ситуацию остановить.

— Тем временем украинская власть делает все яростней антироссийскую риторику и мобилизует страну на некий реванш. Внутриполитическая логика и западные партнеры подталкивают Петра Порошенко и его окружение к чрезвычайщине, все вероятнее становятся прямые вооруженные авантюры. Должна ли Россия воспринимать Украину как военную угрозу?

— На мой взгляд, Украина не является военной угрозой для России. Доблестные «победы» украинской армии под Дебальцево и Иловайском это доказывают. А у России достаточно сил и средств для того, чтобы отразить любые попытки любого военного давления, откуда бы они ни исходили.

— Наверное, лучше бы этого вообще не допустить.

— Лучше, конечно, чтобы этого не было. Но мы же не можем встать на место руководства Украины.

— Кстати, товарооборот между нашими странам, а также российские инвестиции в Украину вновь начали расти. Странная ситуация: Украина называет Россию оккупантом, агрессором и участником боевых действий в Донбассе, а при этом все БТРы и танки украинские ходят на российском дизтопливе. За девять месяцев этого года российские компании им поставили более полутора миллионов тонн этого топлива.

— Я думаю, что Россия правильно делает, что не сворачивает экономическое сотрудничество, потому что это источник получения доходов для сотен тысяч семей на Украине. Это касается и дизельного топлива, это касается и некоторых других вещей, это касается и украинцев, работающих в России. Кстати, на дизельном топливе и трактора тоже работают. Мы не должны уподобляться украинским политикам, это было бы мелко и недостойно великой страны.

— То есть вы считаете, что здесь все правильно, нормально?

— Я считаю, что в данном случае это вопрос частного бизнеса. Это же не государство поставляет. Это поставляют нефтеперерабатывающие компании, у них контракты есть. Если ситуация будет ухудшаться, если возникнут реальные политические и военные риски, то, конечно, все поставки прекратятся.

— Работают там и российские банки. Их там гнобят и громят регулярно, а они всё цепляются. Существование этих частных предприятий вы тоже считаете правильным?

— Я считаю это неправильным. Я считаю, что в случае нежелания сотрудничества надо его сворачивать. Если будут продолжаться нападения на офисы, как это было со Сбербанком, то я уверен, что руководство ни одного банка в мире не будет рисковать жизнью сотрудников, поэтому, конечно, закроют филиалы.

— Закроют?

— Я думаю, да.

— В начале нашей беседы вы сказали, что если начать свободно давать украинским гражданам паспорта, то большая часть населения Украины захочет их получить. Что в этом плохого для России? Или вы не считаете, что это плохо?

Сергей Шаргунов: Русским людям нужно давать российские паспорта — Я не считаю, что это плохо, но я считаю, что нынешняя ситуация просто сильно затрудняет такого рода намерения. Потому что одно дело дать российские паспорта гражданам ДНР-ЛНР, другое дело — давать российские паспорта людям, которые находятся непосредственно на территории, контролируемой нынешней украинской властью.

— Речь совсем не об этом. Конечно, невозможно организовать выдачу паспортов на территории Украины, не тайком же это делать. Но у нас здесь, в России, живут и работают сотни тысяч украинцев, которые хотят российского гражданства, хотят равных прав и не собираются возвращаться. У многих из них отрезаны пути назад. Тем временем в Польше и других сопредельных странах развернулась форменная борьба за украинцев. Это очень выгодное дело. Украинцы восполняют дефицит рабочей силы, улучшают демографическую ситуацию. Для России важно и создание привлекательного образа страны, и нет лучше пропаганды, чем реальные действия в отношении реальных людей. Однако…

— Что касается процедуры получения вида на жительство и гражданства, то, действительно, она достаточно сложная в РФ. Сейчас мы работаем над законопроектом, который упростит эту процедуру для граждан Украины. Что это означает? По сегодняшнему закону необходимо, как вы знаете, отказаться от гражданства Украины, выйти из украинского гражданства, чтобы получить российское. То есть нужно поехать на Украину, сдать паспорт. Конечно, большинство людей, которые находятся здесь, сделать этого не могут. Предлагаемый законопроект эту коллизию разрешит, и я уверен, что все, кто хотят жить и работать в России, будут жить и работать в России.

— Там еще много других препятствий. Все попытки либерализации миграционного законодательства и практики наталкиваются на страшное сопротивление российской бюрократии, ни одно серьезное новшество внедрить невозможно.

— На то она и бюрократия, чтобы сопротивляться. Но я думаю, что это сопротивление будет преодолено и те, кто хотят вступить в российское гражданство, смогут это сделать в упрощенном порядке.

— Сейчас в Стамбуле иностранные церковники решают вопрос о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви. Представители Русской православной церкви по этому поводу высказались максимально отчетливо и жестко, но, пожалуй, это и все, что можно сделать.

— А что еще? Раскольников просто предупредили о последствиях. Надо понимать, что вопросы веры — это вопросы, в которых люди идут до конца. И нет ничего страшнее, чем расколы по вере. Нет ничего опаснее, чем отнимать у людей храм. Нет ничего глупее, чем пытаться соорудить из каких-то петрушек аналог Русской церкви.

— Я исхожу из того, что Петр Порошенко очень неглупый человек и в его окружении дураков нет. Нельзя их недооценивать. Это предельно циничные люди, для которых нет ни бога, ни черта. Они, я уверен, рассчитали все варианты и пришли к выводу, что каких-либо страшных последствий для них возможный протест верующих украинцев не вызовет.

— Рейтинг никакой, но они давно научились жить без рейтинга, без народного доверия. Майдан и переворот устроило меньшинство. Оно и правит. И вполне возможно, что-нибудь придумает, чтобы сохранить свою власть надолго.

— Я не говорю о политике, я говорю о реакции людей, прихожан и монахов. Попытки их выгнать и на их место кого-то поставить или как-то их разагитировать — они на самом деле чреваты действительно серьезными проблемами, столкновениями. И эти столкновения будут происходить на территории Украины, не на территории России. И эти столкновения не оставят равнодушными людей. Раскол по вере — он самый глубокий. И эти раны не заживают и не лечатся на протяжении столетий. Мы знаем, что происходило с униатами, мы знаем, что происходило на Украине, когда делили храмы в очередной раз. То есть приступать, открывать этот ящик Пандоры, — это надо обладать определенным безрассудством. Поэтому мне представляется, что нынешние киевские власти в своем маниакальном желании создать какую-то национальную церковь просто не очень хорошо понимают, с чем они имеют дело.

— Почти то же самое говорилось, когда они взялись искоренять русский язык. Дескать, это взорвет страну, расколет, больше половины народа говорит и думает по-русски, за Пушкина в бой пойдет. И что? Может быть, мы так же преувеличиваем протестный потенциал церковной общины?

— Так эти действия и раскололи страну в 2014 году, многомилионные Донецкая и Луганская области взяли оружие и пошли против власти, были подавлены беспорядки и в ряде других городов, людей сжигали заживо, а Крым провел референдум и отделился от Украины. Если к этому Киев добавит религиозные притеснения, то никто не сможет спрогнозировать последствия.

Я только одно еще раз повторю: люди, которые входят в храм, люди, которые действительно считают себя прихожанами УПЦ, они с этим не смирятся, это не такой простой процесс, это гораздо глубже, чем языковая проблема.

Может быть, в краткосрочной перспективе киевский режим и выиграет что-то, но… Знаете, как в России говорят: Бог все видит. Поэтому я уверен в том, что храмы и монастыри, которые исторически принадлежат РПЦ, останутся таковыми в исторической перспективе.

— Что это означает — юридически, практически, экономически?

— Мы их вернем.

— Вот сегодня по одному европейскому телеканалу говорили: дескать, дело о покушении на Скрипалей ввергнет Россию в глубокую изоляцию. Что это может означать? И не уменьшит ли такая изоляция наши возможности влиять на ситуацию в мире и в своем регионе?

— Я думаю, никуда наши возможности не денутся. Россия — не та страна, чтобы ее можно было изолировать, это не Иран, не Корея, это большое государство, имеющее развитую экономику, пятую или шестую в мире, поэтому нам в этом смысле бояться нечего. Слова остаются словами. Но, конечно, наша разность с Западом никуда не денется, она исторически была всегда, есть и будет. И Россия на протяжении всей своей истории находилась в той или иной степени в конфронтации и с Европой, и с США. Я в этом не вижу трагедии. Я не верю в потепление мирового климата, в глобализм и в трагичность отделения от Запада. Для России это даже хорошо.

— Но в России есть довольно много людей, которые с этим не согласны, которые предпочли бы…

— Поменять свободу на колбасу?

— На «кружевные трусики», которых требовали девушки Майдана. На возможность решать свои личные задачи, не оглядываясь на интересы нации и исторические традиции. Им не нужна великая Украина, им нужен безвиз и свобода в любой момент уехать.

Кружевные трусики не панацея. Почему на Украине усиливаются антизападные настроения — Но у нас совсем другой менталитет. Нельзя сравнивать Россию и Эстонию, Латвию и даже ту же Западную Украину. Мы никогда не переходили из рук в руки, туда-сюда, и у нас нет менталитета прислуги. Вы, когда приезжаете в любую европейскую столицу, пойдите в какое-нибудь заведение, где требуется низкоквалифицированная рабочая сила — условно говоря, сиделки, нянечки, уборщицы. Вы встретите довольно много выходцев из Украины, но вы не встретите выходцев из России. Я не говорю, что в этом есть что-то удивительное, у нас просто менталитет такой.

— То есть вы не видите этой угрозы внутри страны? Угрозы Евромайдана.

— Такая угроза могла бы исходить от трех процентов населения, которые уже уехали. Ведь у нас тоже границы открытые.

Украина.ру на Youtube

Михаил Погребинский - о выборах, коррупционном скандале и «Нацкорпусе» - видео

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Пётр Толстой на пресс-конференции сказал фразу, которая многими была истолкована, как антисемитская. Он указал на то, что сегодня против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «внуки и правнуки» тех, кто «выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. После волны возмущения Толстой не стал опровергать своё заявление, но отрицает, что оно является антисемитским.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917–2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

В сообщениях самого ТАСС, а также других государственных информационных агентств, этих слов нет. Их процитировало «Эхо Москвы» . В подтверждение радиостанция опубликовала аудиозапись .

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Петербургский депутат Александр Кобринский назвал его антисемитским и отметил, что от официальных лиц такого никто в России не слышал с 1980-х годов. Кроме того, многие обратили внимание на то, что слова о «черте оседлости» прозвучали за четыре дня до международного Дня памяти жертв Холокоста: 27 января советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Кобринский, как и двое других депутатов Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский и Максим Резник, выступает против передачи Исаакиевского собора под управление РПЦ. Кроме него высказались многие из тех, кто к конфликту вокруг собора отношения не имеет.

Издатель сайта «Такие дела» и руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский написал в фейсбуке:

Мои еврейские предки как раз занимались тем, что били фашистскую сволочь и восстанавливали храмы, а такие как Пётр Толстой их как раз и уничтожали. Как жаль, что фашистом в нашей стране теперь быть дозволено и почётно.

Он также рассказал о своей семье и её вкладе в российскую историю и культуру.

Многие, как журналист Александр Цыпкин, отнеслись к словам Толстого с иронией. Пост Цыпкина расшарили почти 100 раз: он просто задаёт Толстому «организационные вопросы»:

Также о словах вице-спикера высказался предприниматель и журналист Антон Носик , один из самых популярных блогеров в ЖЖ и фейсбуке. Он обвинил Толстого не только в антисемитизме, но ещё и в безграмотности, приведя другую цитату из Петра Толстого об Исаакиевском соборе.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада. […] Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Носик не считает, что главная проблема Толстого - антисемитизм.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать.

О ситуации высказался и глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, его слова приводит «Эхо Москвы» . По его мнению, заявление вице-спикера «недопустимо». Кроме того, оно нелогично.

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в своё время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий? И среди них, конечно, было огромное количество толстовцев, которые рушили церкви, в том числе, из-за того безобразного отношения, которое тогдашняя православная церковь проявляла к великому гуманитарному мыслителю, великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому. Это, так сказать, просто, если уже вспоминать родственные связи.

Обвинения Петра Толстого в адрес евреев Борух Горин считает несостоятельными:

Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за её национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов.

Сам Пётр Толстой отрицает, что в его словах был антисемитизм, хотя не отрицает, что фраза действительно прозвучала на пресс-конференции. Об этом он написал в фейсбуке.

Твиттер на слова Толстого реагирует в основном шутками.

"Собор был построен нашими предками не для того, чтобы там болтался маятник Фуко или чтобы там петербургская интеллигенция водила экскурсии с шампанским на балкон. Это здание, которое должно принадлежать и служить церкви", - высказался вице-спикер Госдумы
Global Look Press

Бывший телеведущий Первого канала, а ныне вице-спикер Госдумы РФ Петр Толстой, курирующий блок гражданского общества, взаимодействия со СМИ, интернет и культуру, комментируя собравшую 200 тысяч подписей петицию против передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ, заявил, что споры о передаче и подписывание петиций - напрасный труд, а сам храм "был построен не для того, чтобы там болтался маятник Фуко или чтобы там петербургская интеллигенция водила экскурсии с шампанским на балкон".

"К сожалению, наша фейсбучная публика, не зная ничего, с дикой скоростью обменивается сигналами SOS с одного дивана на другой, считая, что таким образом и будет управлять государством", - сказал депутат, подчеркнув, что власти обязаны исполнять закон, в данном случае - закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", передает "Интерфакс" .

Кроме того, Толстой походя допустил антисемитское высказывание, намекнув на то, что нынешние борцы против передачи Исаакиевского собора РПЦ являются потомками евреев, которые в прошлом веке "рушили наши храмы". "Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедушек и прадедушек ", - сказал Петр Толстой.

Подобные заявления журналист сделал на пресс-конференции в ТАСС, посвященной открытию XXV юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений "1917-2017: уроки столетия". Вместе с ним в мероприятии участвовали представители РПЦ.

Государственные СМИ не стали передавать эти слова вице-спикера Госдумы, ограничившись цитатами о "шампанском на балконе" и "фейсбучной публике". Но скандал разразился, когда на высказывания вице-спикера Госдумы обратили внимание представители религиозных общин.

Важно отметить, что высказывания Толстого пришлись "ко времени" - на этой неделе в России проходит "Неделя памяти", приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста и 72-й годовщине освобождения Красной армией лагеря смерти "Аушвиц" (Освенцим). Его организаторами стали правительство Москвы, Российский еврейский конгресс и Центр "Холокост".

Глава департамента общественных связей Федерации еврейских организаций России Борух Горин заявил, что антисемитские высказывания, особенно от государственных деятелей такого уровня, неприемлемы. Он добавил, что слова Толстого не имеют никакого отношения к действительности, передает "Эхо Москвы" .

"Заявление не просто сомнительно, а оно абсолютно недопустимо и мне бы очень хотелось знать оценку руководства Государственной думы, руководства страны такого рода заявлениям, которые, на мой взгляд, совершенно подрывают основы современной России, современного общества", - отметил Горин.

"Я лично считаю заявление Толстого открытым антисемитизмом, чего уж там. Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за ее национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов. Есть совершенно разные взгляды на этот вопрос", - добавил он.

Депутат ЗакСобрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский согласен с оценкой Горина по отношению к высказыванию Толстого. "Мне уже прислали это "замечательное" в кавычках высказывание. Но я никогда не переоценивал культурный уровень большей части депутатов Государственной думы, особенно относящихся к "Единой России", особенно бывших ведущих федеральных каналов, таких, как господин Толстой", - заявил парламентарий.

"Я намерен, посоветовавшись с юристами, свои претензии облечь в форму официального заявления, возможно, в Следственный комитет, возможно, в прокуратуру. Поскольку полагаю, что то, что себе позволил господин Толстой, вообще, должно квалифицироваться как разжигание межнациональной вражды", - подчеркнул Вишневский.

В свою очередь, директор государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров назвал заявление депутата Толстого оскорбительным и позвал его на экскурсию, чтобы рассказать, как на самом деле работал музей.

По словам Бурова, комментарии Толстого по поводу интеллигенции, разгуливающей по храму с шампанским, оскорбительны и не соответствуют действительности. "Во-первых, вывод оскорбителен сам по себе. В музее по определению не предусмотрено шампанское. Тем более в музее, который имеет целый ряд ограничений. Там не то что шампанское, там многих вещей нельзя делать. Во-вторых, ночью гости города поднимаются в лучшем случае на колоннаду, которая работает до половины пятого утра, для того, чтобы принять как можно большее число туристов", - приводит слова Бурова Life .

Кроме того, руководитель музея посоветовал критикам изучить историю, прежде чем говорить о "болтающемся маятнике Фуко", который демонтировали в 1986 году.

"Я с удовольствием покажу ему (Толстому - Прим. сайт ) и любому другому депутату Госдумы наш музей. Может быть, тогда мозги встанут на место и люди начнут говорить о том, что есть на самом деле, а не то, что является грязным домыслом", - добавил Буров.

Напомним, 10 января стало известно, что власти Северной столицы решили передать Исаакиевский собор Русской православной церкви, при этом сохранив его музейную функцию. Между тем в 2015 году Смольный ответил отказом на аналогичные требования РПЦ, сославшись на экономические соображения. Церковь не первый год добивалась передачи Исаакиевского собора. Ранее из состава одноименного государственного музея-памятника Церкви уже были переданы Смольный и Сампсониевский соборы.

Черта оседлости (изначально черта постоянного жительства евреев) - граница территории, внутри которой в Российской Империи постоянно жили цыгане и иудеи.

Черта оседлости была определена указом Екатерины II 23 декабря 1791 года после второго раздела Речи Посполитой. После присоединения в 1815 году Царства Польского, в котором жили около 200 тыс. евреев, черта оседлости стала включать в себя 25 губерний на западе России (территории нынешних Литвы, Белоруссии, Украины, Молдавии, части Польши) и составляла 1,2 млн кв. км.

В 1835 году Николай I утвердил новое "Положение о евреях", в том числе вводившее термин черты оседлости. Оно подтвердило все ограничения на проживание евреев и вывело за границы черты оседлости Киев, Николаев, Севастополь; в прибалтийских губерниях разрешалось проживать только тем евреям, кто там родился. Евреи могли находиться вне черты оседлости не более шести недель и при этом должны были иметь паспорт, выдаваемый губернатором, и носить европейское или русское платье.

В 1850-1860-е годы отдельные категории еврейского населения получили право на свободу передвижения: купцы первой гильдии и часть ремесленников.

В 1870-е евреи, окончившие высшие учебные заведения, получили право жительства по всей империи.

К XX веку 94% евреев (около 5 млн человек) в Российской Империи проживали в пределах черты оседлости, составляя почти 12% населения этих земель, напоминает "Коммерсант" .

Указ утратил силу 13 августа 1915 года, когда был подписан циркуляр главы МВД Николая Щербатова, разрешавший "евреям жить в городских поселениях, за исключением столиц и местностей, находящихся в ведении министерств Императорского Двора и Военного".

22 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", упразднявший, в частности, черту оседлости.

Статьи по теме