Платонова В.Н. Плавание - файл n1.doc

  • Сидоров В.И., Доможилова Ю.В., Мартынычева Е.И., Никифорова Т.Н., Платонова Е.Е. Учебное пособие по химии в строительстве (Документ)
  • Платонова И.А., Талибов О.Б. и соавт. Ведение больных с острым нарушением мозгового кровообращения на догоспитальном этапе (Документ)
  • Люсеро Б. Плавание. 100 лучших упражнений (Документ)
  • Лекции по гидравлике (Лекция)
  • Платонова Н.И. История археологической мысли в России. Вторая половина XIX - первая треть XX века (Документ)
  • n1.doc

    Рис. 29.13

    Упражнения для растя­гивания среднего и заднего пучков дельтовидной мышцы

    Рис. 29.14

    Упражнения для растя­гивания мышц спины

    Программа реабилитации при «плече пловца» в первые восемь дней включает 15-минутное согре­вание болезненного участка, глубо­кий растирающий, массаж, продол­жительностью до 1,5 мин и упраж­нения на растягивание, каждое продолжительностью по 2 мин, лег­кий массаж в течение 5 мин для усиления кровотока и расслабления спортсмена и 20-минутный массаж с использованием льда; начиная с девятого дня - один растирающий массаж в неделю, упражнения на растягивание перед каждым трени­ровочным занятием и массаж с ис­пользованием льда после них.

    29.3. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОЛЕННОГО СУСТАВА

    Приблизительно 25 % квалифици­рованных пловцов жалуются на бо­левые ощущения в области колен­ного сустава, связанные с коленной

    Чашечкой или с медиальными структурами коленного сустава.

    Строение. Коленный сустав об-разую1 бедренная и болыпеберцо-вая кос /и и коленная чашечка. Бед­ренная и болыпеберцовая кости со­единяются четырьмя связками - медиальной коллатеральной, лате­ральной коллатеральной и перед­ней и задней крестообразными (рис. 29.15), которые обеспечивают сгибание и выпрямление ноги в ко­ленном суставе, а также некоторое вращение болыпеберцовой кости относительно бедренной.

    Между бедренной и болыпебер­цовой когтями находятся два хряща - медиальный и латеральный ме­ниски, которые выполняют роль прокладок между этими костями и обеспечивают нормальное движе­ние колена.

    Коленная чашечка не только сообщает силу четырехглавой мышце бедра, надколенной связке и, следовательно, болыпеберцовой кости при активном выпрямлении ноги в коленном суставе, но и пе­редает сжимающее усилие распо­ложенной ниже бедренной кости (рис. 29.16). Такое усилие непос­редственно связано с углом сгиба­ния ноги в коленном суставе и усилием, которое приложено попе­рек сустава четырехглавой мыш­цей; при спускании по ступенькам между коленной чашечкой и бед­ренной костью создается сжимаю­щее усилие, эквивалентное двум - трем массам тела.

    Причины болевых ощущений. Наиболее типичным видом болевых ощущений в области коленного сустава является так называемая хондромаляция, вызванная сжати­ем коленной чашечки.

    Повторяющиеся сгибания и раз­гибания ноги в коленном суставе при плавании любым способом, и особенно брассом, могут вызвать болевые ощущения в области коле­на; они усугубляются при ходьбе по ступенькам, выполнении приседа­ний, продолжительном пребывании в сидячем положении и, естествен-

    ЧАСТЬ 6 Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки



    Рис. 29.15

    Строение коленного

    сустава (вид спереди,

    мышцы не показаны)

    Рис. 29.16

    Биомеханическая диаграмма колена, отражающая сжи­мающие усилия коленной чашечки. При сокращении мышцы бедра образуется сила (А), вызывающая рав­ную и противоположно направленную силу (В), а вместе они образуют силу (С), представляющую собой сжимающее усилие между коленной чашечкой и бедренной костью

    Но, при ударных движениях ногами во время плавания. Иногда после физической нагрузки может на­блюдаться небольшое опухание сустава. Как правило в медиальной, латеральной и задней части колен­ной чашечки болевые ощущения не наблюдаются.

    Иногда происходит частичное или полное смещение коленной ча­шечки, что вызывает боль и ощу­щение перекашивания (рис. 29.17). Это серьезная проблема для специ­ализирующихся в брассе, посколь­ку вальгусная (вывернутая наружу) конфигурация колена (рис. 29.18) при каждом ударном движении ног предрасполагает коленную чашечку к смещению.

    Второй тип болевых ощущений в области коленного сустава связан с меДиально-коллатеральной связ­кой и характерен для специализи­рующихся в брассе. Для эффектив­ного выполнения ударных движе­ний ногами колено должно быть вывернутым наружу, что приводит к растяжению медиальной коллате­ральной связки и появлению боле­вых ощущений. В очень редких слу­чаях может произойти разрыв ме­диальной коллатеральной связки, однако обычно боль вынуждает прервать тренировку.

    При боли в средней части суста­ва врач должен учесть вероятность разрыва медиального мениска, что, в принципе, не типично, если у плов­ца не было травмы непосредственно связанной с плаванием. Возникнове­ние боли на этом участке может вы-

    Зывать и складка мембранозной выстилки коленного сустава, что, од­нако, встречается нечасто.

    Лечение болевых ощущений. Болевые ощущения в области ко­ленного сустава, обычно, связаны с интенсивной тренировкой, поэтому одним из лечебных факторов явля­ется относительный отдых. Особо следует ограничивать мощность стартов и поворотов. При хондро-моляции рекомендуются упражне­ния для укрепления четырехглавых мышц (избегая сгибания).

    В некоторых случаях использу­ют нестероидные противовоспали­тельные препараты и накладывают лед. Использование бандажа (рис. 29.19) из неопрена с отверсти­ем в районе коленной чашечки по­могает избежать чрезмерного ее движения, тем самым снижая боле­вые ощущения.

    Хирургическое вмешательство назначается редко, поскольку редко приводит к положительным резуль­татам. Исключение составляют слу­чаи разрыва мениска или «разбол­танности» коленной чашечки.

    Тренер должен знать психоло­гические особенности учеников, обсуждать с ними проблему профи­лактики травм, а травмированным разъяснить целесообразные пути лечения и реабилитации.

    29.4. БОЛЕЗНИ УХА

    Болезни уха довольно часто встреча­ются и у тех, кто не занимается пла­ванием. Пловцы же проводят много времени в воде и поэтому еще в большей мере им подвержены.

    Строение. Слуховой аппарат состоит из внешнего, среднего и внутреннего уха (рис. 29.20). Внеш­нее в основном состоит из внешне­го ушного канала и отделено от среднего барабанной перепонкой. Мелкие кости соединяют внутрен­нюю часть барабанной перепонки со средним ухом, обеспечивая пе­редачу звука нервам, расположен­ным во внутреннем ухе.

    ГЛАВА 29 Заболевания и травматизм у пловцов










    Наружный отит. У пловцов на­столько распространен острый и хронический наружный отит, что его нередко называют «ухом плов­ца». В результате воздействия воды нарушается нормальное смазыва­ние уха серой, что приводит к вы­сушиванию кожи и инфицирова­нию. Инфицирование внешнего ушного канала вызывает боль и опухание внешнего уха, и если не принимаются меры, инфекция мо­жет распространиться в среднее ухо и привести к утрате слуха.

    Большинство ушных капель со­держат антибиотики. Для лечения наружного отита применяют колои-мицин или кортиспорин. В первое время уши закапывают не менее четырех раз в день. После снятия острых симптомов - два -три раза в неделю специально приготовлен­ными ушными каплями.

    Средний отит, как свидетель­ствует его название, является ин­фекционным заболеванием средне­го уха. В результате воспаления и опухания может закупориться ев­стахиева труба, что повышает дав­ление в среднем ухе, вызывая боль, порой очень мучительную. Возмож­на перфорация барабанной пере­понки. Средний отит нередко соп­ровождается повышением темпера­туры.

    Хроническая инфекция может привести к хронической потере слуха. Лечение предусматривает пероральное (редко внутривенное) употребление антибиотиков; одних лишь ушных капель, содержащих

    Антибиотики, как правило, недоста­точно. Иногда, и особенно у моло­дых людей, в барабанной перепон­ке хирург делает небольшое отвер­стие и вставляет трубочку, чтобы уменьшить давление и снять боль в среднем ухе. После удаления тру­бочки рана затягивается. Если имело место такое оперативное вмешательство следует избегать по­падания воды в ухо.

    Экзостоз. Длительное воздей­ствие холодной воды может выз­вать образование нароста во внеш­нем ухе, - так называемого кост­ного экзостоза. При значительном экзостозе могут возникать инфек­ции, поскольку во внешнем канале задерживается вода, вызывая маце­рацию кожи уха. Использование ушных капель обычно предотвра­щает развитие экзостоза и поэтому хирургическое вмешательство тре­буется нечасто.

    Инородные тела - песок, ма­ленькие частицы инородных тел или насекомые, иногда могут попа­дать во внешний ушной канал. Они вызывают раздражение и чувство дискомфорта. Существует опас­ность, что пловец попытается их удалить с помощью тампона на стержне или другого приспособле­ния, а это может вызвать мацера­цию кожи (предрасполагая к ин­фекции) или барабанной перепон­ки. Поэтому, если инородное тело легко не удаляется, следует обра­титься к врачу за помощью.

    Хронический зуд в ушах чаще всего обусловлен экзематозным дерматитом или пересыханием и шелушением кожи во внешнем уш­ном канале и для его устранения используют стероиды (местно).

    Болезни уха и тренировочные занятия. Заболевания уха не требу­ют прекращения занятий, за ис­ключением начальных стадий внешнего отита и перфорации ба­рабанной перепонки (вследствие инфекции или в результате хирур­гического вмешательства). Главное - это не допустить попадания в уши воды. Для этого используются

    ЧАСТЬ 6

    Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки

    Различные ушные вкладыши. При эффективном лечении болезни уха не оказывают серьезного влияния на спортивные результаты.

    29.5. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

    Глаз человека представляет собой шар, в который попадает свет, па­дая на сетчатку, которая передает сигналы в головной мозг, где они трансформируются в зрительный образ. Свет фокусируется на сет­чатку хрусталиком, окруженным радужной оболочкой. Передняя часть глазного яблока, которая обеспечивает прохождение света к хрусталику, называется роговицей. Она окружена конъюнктивой, - оболочкой, покрывающей склеру и внутреннюю часть век.

    Поскольку пловец много време­ни проводит в воде, то основная проблема связана с ее воздействи­ем на роговицу и конъюнктиву.

    Отек роговицы обычно связан с продолжительным воздействием воды, вследствие чего нарушается преломление луч^й света, проходя­щих через роговицу и возникают хорошо известные пловцам гало вокруг источников света. При этом может повыситься восприимчи­вость глаза к свету.

    Хлоридный кератит. Потеря по­верхностных клеток роговицы вследствие длительного воздей­ствия хлорированной воды вызыва­ет ощущение, что в глаз что-то по­пало и может сопровождаться болью. Ощущение обычно через один-два дня проходит, однако при возобновлении воздействия хлори­рованной воды возникает вновь. Проблема решается с помощью оч­ков для плавания.

    Конъюнктивит, или воспаление конъюнктивы, характеризуется покраснением глаз. Обычной при­чиной является химическое раздра­жение вследствие длительного пре­бывания в воде бассейна или в морской воде. Для лечения исполь­зуют специальные капли. Умень-

    Шению распространенности этого заболевания в последние годы спо­собствовало использование очков для плавания.

    Хлорирование воды в бассейнах привело к устранению практически всех инфекционных заболеваний конъюнктивы. Большинство из них лечат антибиотиками. Кератоконъ-юнктивит, вызванный трахомой (эта форма конъюнктивита чаще встречается в странах третьего ми­ра), лечат при помощи пероральных тетрациклиновых антибиотиков.

    Вирусы также могут вызвать инфекционные заболевания глаз. Известным примером является ке-ратоконъюнктивит, вызванный ви­русом герпеса (главная причина слепоты в США) и аденовирусом. Последний может вызывать инфек­ционные заболевания не только глаз, но и горла. Однако благодаря тому, что большинство спортсменов плавают в очках, риск инфекцион­ных заболеваний и воспалений глаз значительно снизился.

    29.6. БРОНХОСПАЗМ. ВЫЗВАННЫЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ

    Распространенным хроническим заболеванием является астма, ха­рактеризующаяся периодическими приступами одышки. Вследствие разнообразных причин (аллергии, инфекции, чувствительности к ле­карственным препаратам, физи­ческой нагрузки) происходит брон-хоспазм - затрудняющее дыхание сужение дыхательных путей.

    Около 60 - 90 % астматиков под­вержены бронхоспазмам в связи с физической нагрузкой. Они 1 также наблюдаются у 40 % детей, страда­ющих аллергиями и сенной лихо­радкой.

    Бронхоспазм, обусловленный физической нагрузкой сопровожда­ется ощущением тяжести в груди, кашлем, одышкой, стерторозным дыханием и утомлением. Приступ возникает сразу после нагрузки,

    ГЛАВА 29

    Заболевания и травматизм у пловцов

    Резко и длится от нескольких ми­нут до двух часов, а прекращается, как правило, спонтанно. Для диаг­ноза используют тестирование ле­гочной функции после физической нагрузки. Снижение легочной функции на 15%, как правило, ука­зывает на бронхоспазм; стертороз­ное дыхание нередко можно вы­явить при помощи стетоскопа.

    Лечение. Среди пловцов немало астматиков. Наиболее популярным из лекарств, которые помогают им показывать высокие результаты, яв­ляется теофилин (в капсулах или таблетках). Зачастую используют и бета-адренергические (Р 2) агонисты, воздействующие, главным образом, на легкие. Недавно битолтерол (тор-налат), орципреналин, римитерол, тербуталин (бретер), сальбутамол альбутером, вентолин, провентил МОК исключил из списка запре­щенных препаратов, поскольку они

    Практически не влияют на сердеч­но-сосудистую систему.

    Однако наиболее эффективным для предотвращения приступов ас­тмы является кромолин натрия (ин-тал), поскольку он уменьшает выде­ление химических веществ, вызы­вающих бронхоспазм. Вместе с тем, если приступ уже начался, он мало­эффективен.

    При очень сильном приступе ас­тмы возможно использование како­го-либо кортикостероидного препа­рата, поскольку МОК это разрешает, однако об этом следует предупре­дить медицинскую комиссию МОК. Некоторые препараты, используе­мые для снятия приступов астмы, например сложные соединения, со­держащие эфедрин, эпинефрин, псевдоэфедрин, метапротеренол и изопротеренол запрещены для спор­тсменов, так как влияют на деятель­ность сердечно-сосудистой системы.

    t


    ЛИТЕРАТУРА

    ЧАСТЬ 1

    Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб.- Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. - 352 с.

    Каунсилмен Дж.Е. Наука о плавании.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 429 с.

    Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание,- М: Физкультура и спорт, 1982.- 208 с.

    Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 224 с.

    Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт.- 1985.- С.119-132.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.208 -219.

    Спортивное плавание / Под. ред. БулгаковойН.Ж,- М.: ФОН, 1996.- 430 с.

    ХальяндР., ТампТ., КаалР. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учеб. материал,- Таллинн, 1986,- 98 с.

    Штарк Г. Изучение и совершенствование спортивной техники // Учение о трени­ровке.- М.: Физкультура и спорт, 1971,- С.216 - 233.

    Энока P.M. Основы кинезиологии. - К.: Олимпийская литература, 1998.- 399 с.

    Adrian, M., Singh, M. & Karpovich, P. (1966) Energy cost of the leg kick, arm stroke and whole stroke. J. Appl. Phys. 21: 1763-1766.

    Alexander P.M. (1983). Animal mechanics. Oxford: Blackwell Scientific.

    Barthels, K.M. (1979). The mechanism for body prropulsion in swimming. In J. Te-rauds & E.M. Bedingfield (Eds.), Iternational symposium of biomechanics: Swimming III (pp. 45-54). Baltimore: University Park Press.

    Brown, R.M. & Cfeunsilman, J.E. (1971) The role of lift in propelling swimmers. In Cooper, J.M. (ed.) Biomechanics. Chicago: Athletic Institute, pp. 179-188.

    Colwin, C. (1984a). Fluid dynamics: Vortex circulation in swimming propulsion. In T.F. Welsh (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1984 (pp. 38-46). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.

    Colwin CM. Swimming into the 21th Century.- Human Kinetics Publisher, Champaing, Illinois, 1992, P. 1-100.

    Costill D.N., Maglischo E.W. Richardson A.B. Handbook of Sports Medicine and Science. Swimming. - Blackwell Scientific Publications. - London.- 1992.- P.43-130.

    Counsilman, J.E., & Wasilak, J.M. (1982). The importance of hand speed and accelera­tion in swimming the crawl stroke. Swimming Technique, 18(1), 22-26.

    Craig, A.B., & Pendergast, D.R. (1979). Relationships of stroke rate, distance per stroke, and velocity in competitive swimming. Medicine and Science in Sports, 11, 278-283.

    Craig, A.B., Skeehan, P.L., Pawelczyk, J.A., & Boomer, W.L. (1985). Velocity, stroke rate and distance per stroke during elite swimming competition. Medicine and Science in Sports and Exercise, 17(6), 625-634.

    Hanauer, E. (1967) The grab start. Swim. World 8:5, 42.

    Handley, L. de B. (1928). Swimming for women. New York: American Sports Publishing.

    Hay, J.G., Guimaraes, ACS., & Grimston, S.K. (1983). A quantitative look at swimming biomechanics. Swimming Technique, 20(2), 11-17.

    Hoecke, G., & Grundler, G. (1975). Use of light trace photography in teaching swimming. In L. Lewillie & J.P Clarys (Eds.). International series on sport sciences: Vol 2 Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.

    Kiphuth, R.J.H. (1942). Swimming. New York: Barries.

    Lilienthal, O. (1889). Der Vogelflug als Grundlage der Fliegekunst. Berlin: Ouldenberg.

    Muckenfuss N.A. A sideview of back stroke / "Swimming Technique", 1987, V.24, S.ll -15.

    Литература

    Magy L. From a technical angle / "Swimming Technique", 1989, V.26, S.16-19.

    Pai, Y.-C, Hay, J.G., & Wilson, B.D. (1984). Stroking tech­niques of elite swimmers. Journal of Sports Science, 2(3). 225-239.

    Persyn, U. (1978). Evaluation in swimming. Unpublished manuscript, Katholieke Universiteit, Leuven, Belgium.

    Reischle, K. (1979). A kinematic investigation of move­ment patterns in swimming with photooptical methods. In J. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Swimming III (pp. 127-136). Baltimore: University Park Press.

    Schleihauf, R.E. (1977). Swimming propulsion: A hydro-dynamic analysis. In R. Ousley (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1977 (pp. 49-81). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.

    Schleihauf, R.E. (1979). A hydrodynamic analysis of swim­ming propulsion. InJ. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Vol. 8. Swimming III (pp. 70-109). Baltimore: University Park Press.

    Schleihauf, R.E. (1984) Biomechanics of swimming propulsion. In Johnston, Т., Woolger, J. & Scheilder, D. (eds) 1983 ASCA World Clinic Yearbook. Fort Lauderdale, Florida: American Swimming Coaches Association, pp. 19-24.

    Sharp, R.L., & Costill, D.L. (1989). Shaving a little time. Swimming Technique, 26(3), 10-13.

    Schubert M. Sport illustraited competitine swimming: techniques for champions.- New York, 1990.- 238 p.

    Thorsen, E.A. (1975) Comparison of the conventional and grab start in swimming. Tidsofkr. fur Legensp. 39:130-138. Universite Libre de Bruxelles Laboratoire de l"effort. Vol. 2. Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.

    Ungerechts, B.E. (1983). A comparison of the movements of the rear parts of dolphins and butterfly-swimmers. In A. P. Hollander, P. Huijing, & G. de Groot (Eds.), International series on sports sciences: Vol. 14. Biomechanics and medicine in swimming (pp. 215-221). Champaign, IL: Human Kinetics.

    Von-Holst, E., & Kuchemann, R.(1942). Biological and aerodynamic problems in animal flight (Abridged Transla­tion). The Journal of the Royal Aeronautical Society, 46, 39.

    Weis-Fogh, T. (1973). Quick estimates of flight fitness in hovering animals including novel mechanisms for lift propul­sion. Journal of Experimental Biology, 59(1), 169-230.

    Weissmuller, J. (1930). Swimming the American crawl. London: Putnam.

    ЧАСТЬ 2

    Абсалямов Т.М., Липский Е.В. Комоцкий В.М. Структура соревновательной деятельности пловцов-спринтеров как основа оптимизации тренировочного процесса // Пробле­мы моделирования соревновательной деятельности. - М.: Госкомспорт СССР, 1985. - С. 17-26.

    Липский Е.В. Анализ соревновательной деятельности пловца // Научное обеспечение подготовки пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 45 - 63.

    Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - С. 44-77.

    Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка плов­цов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.49-52.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте,- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.27-46.

    Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre-namiento de los mejozes nadadores del mundo. - Barcelona: Paidotnibo, 1994. - P. 125-145.

    Haljand R. Tehnical and tactical parameters of competi­tion performances-competition anayisis in European Swimming Championships. - Moscow, 1999. P. 1 - 7.

    Mader A. Die Komponenten der Stoffwechselleistung in den leichtathlestichen Ausdauerdisziplinen - Bedentung fur die Wettkampfleistung und Moglichkeiten zu ihrer Bestimmung // Neue Tendenzen im Ausdauertraining. - Bundesausschub Leistungssport. - 1994. - P. 127-219.

    Troup J. World Championship Video Analysis of Competitive // Studies by the International Center for Aquatic Research 1990-1991. - Colorado Springs: United States Swimming Press, - 1991. - P. 81-100.

    ЧАСТЬ 3

    Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсме­нов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.

    Булатова М.М. Теоретико-методические аспекты реа­лизации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации // Наука в олимпийском спорте: Специаль­ный выпуск. - 1999. - С. 33-51.

    Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 10.

    Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические аспек­ты проблемы отбора в спорте (результаты совместных ис­следований специалистов ГДР и СССР по проблеме "ода­ренность - отбор"). - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 118 с.

    Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

    Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. - К.: Вежа, 1997.- 128 с.

    Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физ­культура и спорт, 1986. - 208 с.

    Иорданская Ф.А. Главный рекорд - здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 64 с.

    Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.

    Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 316 с.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С.394-420.

    Родионов А.В. Психолого-педагогические методы по­вышения эффективности оперативных задач в спорте: Ав­тореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 46 с.

    Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва,- К.: Здоров"я, 1990.- 152 с.

    Сергиенко Л.П. Генетика двигательных способностей: состояние изучения проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. - 1999. - С. 78-87.

    Литература

    Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прог­нозирование способностей в легкой атлетике. - М: Физ­культура и спорт, 1983. - 103 с.

    Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 147 с.

    Тимакова Т.С. Критерии управления многолетней под­готовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): Автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. - М„ 1998. - 76 с.

    Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 335 с.

    Шварц В.Б., Хрущев СВ. Медико-биологические ас­пекты спортивного отбора и ориентации. - М.: Физкуль­тура и спорт, 1984. - 152 с.

    Arnot R., Gaines С. Tratado de la actividad fisica. Selec­tion su deporte. - Barcelona: Paidotribo, 1992. - 453 p.

    Gedda L. Sports and Genetics. A Study on Twins - Acta genet, med at gemeil, 1960. - V. 9, №4. - P.

    Hollmann W., Hettinger T. Sportmedezin Arbeiteund Trainingsgrundlagen. - Stuttgart. - New York, 1980. - 773 p.

    ЧАСТЬ 4

    Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 191 с.

    Вайцеховский СМ. Система подготовки пловцов к Олимпийским играм // Современный олимпийский спорт. Материалы междунар. конгр. - К.: КГИФК, 1993. - С.116-118.

    Верхошанский Ю.В. Программирование и организа­ция тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

    Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической
    подготовки спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1988.
    - 331 с. |

    Волков Л.В. Спортивная подготовка детей и подрос­тков. - К.: Вежа, 1998. - 190 с.

    Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. - М.: Физ­культура и спорт, 1982. - 208 с.

    Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 315 с.

    Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.

    Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спорт­сменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.

    Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 320 с.

    Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы ми­ра. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.

    Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 147 с.

    Platonov Vladimir. Trening wyczynowy w plywaniu. Struktura i programy. - Warszawa, 1997. - 315 s.

    ЧАСТЬ 5

    Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализа­ции функциональных резервов спортсменов в трениро­вочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.

    Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климатогеографических условиях. - К.: Олимпийская ли­тература, 1996. - 173 с.

    Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

    Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) - Изд. 2-е. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200 с.

    Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ., Специ­альная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 79 с.

    Коц Я.М. Физиологические основы физических (дви­гательных) качеств // Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 53-105.

    Лях В.И. Координационные способности школьни­ков.- Минск: Полымя, 1989.- 159 с.

    Метаболизм в процессе физической деятельности / Под ред. X. Харгвиса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 286 с.

    Моногаров В.Д. Генез утомления при напряженной мышечной деятельности // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - №1. - С. 47-58.

    Платонов В.Н. Физическая подготовка пловцов высо­кого класса. - К.: Здоров"я, 1983. - 168 с.

    Платонов В.Н. Теория и методика спортивной трени­ровки. - К.: Вища шк., 1984. - 168 с.

    Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 216 с.

    Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы ми­ра.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 304 с.

    Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

    Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка плов­цов высокого класса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.

    Платонов В.Н., Булатова М.М. Ф1зична шдготовка спортсмена. - К.: Ол1мшйська лггература, 1995. - 320 с.

    УилморДж.Х., КостиллД.Л. Физиология спорта и двигательной активности.- К.: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.

    Физиологическое тестирование спортсмена высоко­го класса / Под ред. Дж.Д. Мак-Дугласа, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина.- К.: Олимпийская литература, 1998. - 431 с.

    Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of Work Physiology. -McGraw-Hill, NY, 1986. - 682 p.

    Литература

    Atha H. Strengthening muscle // Exercise and sportsci-ences reviews. - 1981. - V. 9 - 1 с

    Bompa Т.О. Periodization of strength. The new wave in strength training // Veritas Publishing inc., 1995. - P. 279.

    Bosko C. Atleticastudi Stretch-Shortrening Cycle in Skeletal Muscle Function and Physiological Consideration on Explosive Power in Man // FIDAL, Centre Studi Ricerche, Jah/Feb., 1985. - 1. - P. 7-113.

    Costill D., Fink W., Hargreaves M. et al. Metabolic char­acteristics of skeletal muscle during detraining from compet­itive swimming // Med. Sci. Sports Exerc. - 1985. - V.17. - №3. - P. 339-343.

    Gambetta V. Principles of plyometric training // Track Technique, USA: Fall, 1987. - P. 3099-3104.

    Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten / - In: Trainingswis-senschaft. - Berlin: Sportverlag, 1994. - S. 137-145.

    Mischenko V.S., Monogarov V.D. Fisiologia del deportista. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 328 p.

    Nadel E.R. Economy of Movement and Endurance Performance // Endurance in Sports. - Oxford: Blacwell Scientific Publications, 1992. - P. 179-188.

    Platonov V.N. El entrenamiento deportivo. - Barcelona: Paidotribo, 1995. - 332 p.

    Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre­namiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.l. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 356 p.

    Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre­namiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.2. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 320 p.

    Shubert I.U. Sports illustrated competitive swimming: techniques for champions.- New York. 1990.

    Science of Coaching Swimming // John Leonard (ed).- Illinois Leisure Press Champaign, 1992.- 162 p.

    Кроме пользы для здоровья, любой род спортивной деятельности несет определенную опасность для здоровья человека, если человек не соблюдает осторожность и совершает какие-либо ошибки. Пловцы не являются исключением. При занятиях плаванием, особенно профессиональным, люди также сталкиваются с характерными для данного вида спорта травмами , избежать которые получается в исключительно редких случаях.

    Самые распространенные травмы пловцов

    Поскольку пловцы вынуждены во время тренировок постоянно работать руками, то самой распространенной хронической травмой, которая распространена среди 80% пловцов, является травма плеч.

    Достаточно существенными являются и нагрузки на плечевой пояс. Известно, что профессиональные пловцы проплывают в неделю до 70 километров. Суставы верхних конечностей травмируются в результате таких перегрузок и возникающих микротравм капсульно-связочного аппарата.

    Иногда у спортсменов случаются заболевания, связанные с более ранними травмами плеча. Со временем, травмы плеча становятся настолько частыми, что спортсмен начинает их воспринимать в порядке вещей.

    Также травма плеча может возникнуть в результате неправильной техники плавания. Пловец должен находиться под четким наблюдением опытного инструктора.

    Травма плеча должна быть немедленно определена и лечение должно быть начато своевременно. Первоначально во время травмы плеча, пловец ощущает слабую боль, которая ощущается только во время плавания. Постепенно боли усиливаются и начинают появляться даже в спокойном состоянии, когда спортсмен не плавает. Помимо боли при травмах плеча, у пловца также может наблюдаться хруст в суставах , скованность в движениях,а также ощущение смещения в болезненном плече. Боль может как затрагивать только участок плеча, так и отдавать в руку до локтя.

    Ушибы также являются распространенной проблемой среди пловцов. При такой травме повреждаются мягкие ткани и происходит разрыв кровеносных сосудов. Самые серьезные — это ушибы головы, живота и груди. Если спортсмен получил ушиб, необходимо к пострадавшему месту сразу же положить лед.

    Какие необходимо принять меры?

    Если у спортсмена появляются какие-либо подозрительные болезненные ощущения в плечах, необходимо незамедлительно обратиться к физиотерапевту. Специалист проведет осмотр, оценит степень тяжести травмы и назначит курс лечения. При этом во время лечения рекомендуется сократить или полностью прекратить тренировки — решение принимает врач. Поскольку для спортсмена важна непрерывность тренировок, то полный отказ от занятий рекомендуется только при серьезных повреждениях.

    Во время восстановительного процесса врач обычно рекомендует пациентам курс физиопроцедур и специальных упражнений. укрепляющих и стабилизирующих сустав.

    Синхронное плавание по праву считается одним из самых красивых, изящных и зрелищных видов спорта. Красивые костюмы, музыка, пластика – от выступления девушек невозможно оторвать глаз. Ритмично двигаясь в воде, спортсменки воспроизводят художественный образ на языке тела.

    Многие мамы приводят своих дочерей именно в эту секцию. И если вы тоже задумываетесь об этом, но до конца еще не определились, надеемся, что мы развеем все ваши сомнения.

    Чего стоит ждать от занятий синхронным плаванием, мы решили узнать у старшего тренера-преподавателя Минской СДЮШОР № 1 БФСО «Динамо», кандидата в мастера спорта, тренера высшей квалификационной категории Кобловой Натальи Валерьевны.

    – Наталья Валерьевна, в каком возрасте предпочтительнее начинать занятия? Умение плавать обязательно или можно обучиться этому в процессе тренировок?

    Строгих требований нет. Мы приглашаем на занятия девочек от 5 лет и старше. Наши тренировки построены так, что дети, которые не умели плавать, быстро обучаются и уже очень скоро занимаются на одном уровне с остальными. Конечно, подготовка приветствуется, но это уже для личного старта.

    – По каким критериям тренеры выбирают наиболее способных претенденток?

    – В первую очередь тренер обращает внимание на рост родителей ребенка. Для девочки идеальные данные – это прямые и худые ноги, пластичные руки, природная гибкость. Другие качества проявятся только в процессе тренировок.

    – Вы имеете в виду упорство, силу воли и целеустремленность?

    – Да. За кажущейся легкостью и непринужденностью фигур на воде скрывается многочасовая тяжёлая работа. Нужно много терпения, чтобы достичь высот. Синхронистки должны быть сильными и выносливыми, иметь отличную координацию и акробатическую подготовку. Танцы на воде требуют от спортсменок максимальной собранности при длительных задержках дыхания. Спортсменки тренируются как на суше, так и в воде. Хореография и акробатика, силовые комплексы и растяжка – это обязательные тренировки, которые проводятся вне бассейна.

    – По какому графику проходят занятия?

    – Начинающие группы занимаются три раза в неделю: 45 минут вода и 45 минут зал. А у продолжающих количество тренировок увеличивается до 6 часов, по две тренировки в день.

    – А по каким критериям можно определить, вырастет ли из девочки чемпионка?

    – Это непредсказуемо. Иногда спортсменка с прекрасными данными вдруг увлекается чем-то другим и теряет интерес к плаванию. А бывает наоборот – незаметная девочка вдруг вырывается вперед и начинает показывать блестящие результаты. Многое зависит от чуткости тренера. Если вовремя направить, поддержать, проявить твердость, то из любого ребенка может получиться чемпион. Но вообще все зависит от родителей и их заинтересованности. В первую очередь нужно создать все условия, чтобы их дочка успевала и в школу, и на тренировку. Важно правильно расставить приоритеты, возможно, отказаться от каких-то дополнительных занятий ради спорта. У нас, к сожалению, не каждая семья готова уделять должное внимание увлечениям ребенка и поверить в него.

    – Чем полезны занятия синхронным плаванием?

    – В первую очередь развивается гибкость суставов и мышц, координация движений, пластика, работа легких. Улучшается кровообращение и общее самочувствие, организм закаляется, формируется правильная осанка. Кроме этого, синхронное плавание формирует чувство ритма, музыкальный слух, внимательность, дисциплинированность, выносливость и способность работать в команде.

    – Многие виды спорта опасны возможными травмами и профессиональными заболеваниями. С чем придется столкнуться синхронисткам? Есть ли противопоказания по здоровью?

    – Это довольно безопасный вид спорта по сравнению с остальными. Конечно, возможны мелкие травмы и растяжения, но не более того. Насморк или воспаления уха встречаются с такой же частотой, как и у всех остальных детей. Что касается противопоказаний, то они, как правило, выявляются уже на первых медицинских осмотрах, которые синхронистки проходят два раза в году. Это хронические кожные заболевания, проблемы со зрением и сердечно-сосудистой системой.

    – Как формируется фигура у девочек? Соблюдают ли спортсменки специальную диету?

    Специальной диеты нет. Высокая физическая нагрузка помогает постоянно быть в форме. Может, кроме редких случаев в переходном возрасте. Что касается фигуры, то плечевой пояс, грудная клетка, конечно, развиты, но не так сильно, как у пловчих. Синхронное плавание обеспечивает более гармоничное физическое развитие: девочки занимаются и в спортзале, и в бассейне, и еще обучаются хореографии.

    – Многие родители, особенно те, которые только отдали своих детей в секцию, беспокоит вопрос правил безопасности в бассейне. Как Вам удается удерживать дисциплину и все контролировать?

    – Все тренеры в серьезных спортивных учреждениях имеют высшее педагогическое образование по своему профилю и практический опыт работы с детьми. К занятиям допускаются только тренеры, прошедшие специальные курсы по оказанию первой медицинской помощи. Со своими подопечными мы тоже постоянно проводим инструктаж по технике безопасности. Дети, которые не соблюдают правила пребывания в бассейне, удаляются с занятий. Это вопрос безопасности, поэтому строгие требования должны выполнять обе стороны.

    Спорт подразумевает соревнования, конкуренцию. Возникают ли конфликтные ситуации в команде между девочками? Как Вы их разрешаете?

    – Все это формируется постепенно, во время тренировок. У младших часто возникает борьба за лидерство. Правила поведения в команде обсуждаются совместно. И не только на воде, но и в душе. Для конфликтующих детей специально устраивают совместные тренировки по парам. Даются совместные задания, например, придумать композицию. Формированию командного духа способствуют совместные поездки на соревнования, в спортивные лагеря. В группах постарше таких проблем уже меньше.

    – Я слышала, что мужчины тоже участвуют в соревнованиях по синхронному плаванию. Значит, это все-таки не чисто женский вид спорта?

    – Думаю, далеко не все знают, что синхронное плавание изначально был исключительно мужским видом спорта и назывался фигурным плаванием. Но постепенно женщины полностью вытеснили мужчин. И сейчас они снова пытаются завоевать свое место в этом виде. Я не вижу в этом ничего плохого. В фигурном катании мужчины выступают, и очень успешно. А парный танец с женщиной в воде выглядит так же красиво, как и на коньках. Просто не все еще привыкли к этому. У мужчин в этом виде спорта есть будущее. И в перспективе мальчикам можно будет обратить на него свое внимание.

    Беседовала Виктория Швабовская.

    Несмотря на то, что плавание является весьма безопасным видом спорта, ну нет тут таких травм как в гимнастике или легкой атлетике, тем не менее профессиональных заболеваний у пловцов хватает!

    Первое, ну и самое понятное, - это проблемы с суставами: плечевой (кролисты и дельфинисты) и коленный (в основном у брассистов).

    А вот о чем говорят научные статьи:

    Травматологические заболевания. Колоссальная нагрузка на плечевой сустав может вызвать: теноит - (воспаление сухожилий), бурсит - (воспаление суставной сумки.)

    Оттоларингологические заболевания пловцов и ныряльщиков : острый и диффузный внешний отит, ринит, отомикоз, экзостоз, травматологический разрыв барабанной перепонки, инфекции среднего уха, баротравмы внутреннего уха. "Если бы вы могли уменьшиться до размера блохи и вползти в ухо пловца, то вы, вероятно, увидели бы раздраженный и покрасневший ушной проход. Вы бы заметили, что там мало серы. Он был бы влажным, с запахом и липким от бактерий, прорывших ходы и туннели в коже". То, что вы увидели бы в ухе пловца, это классический случай наружного отита, инфекционного заболевания, известного также как «ухо пловца». Все, что требуется для стойкого заболевания под названием «ухо пловца», это пара ушей и не просыхающая влажность." http://medportal.ru/encyclopaedia/otolaryngology/Uho/1/

    Интенсивные тренировки с предельными нагрузками ослабляют иммунитет ! Физическое истощение увеличивает восприимчивость организма к инфекциям!

    Со стороны сердечно-сосудистой системы : аритмия сердца, ишемия, стенокардия.

    Еще упоминаются кожные и грибковые заболевания, плохое воздействие хлора на зубы. Ну также можно добавить отваливающиеся волосы и ногти (тоже из-за хлора).

    Короче, если хотите быть здоровыми, то завязывайте с плаванием!))) (шутка) Как говорится, шахматы тоже спорт!

    Можно было бы подумать, что профессиональные заболевания бывают только в спорте высших достижений, но со своей стороны могу сказать, что это не так. Достижений нет, а заболевания имеются. Больные суставы (бедро и правое колено), хронический гайморит (об этом научные статьи умалчивают), вспоминаю еще велоэргометрическое исследование, на котором ахающие докторши сказали: «У нормальных людей, при повышении нагрузки пульс учащается, а у вас замедляется.» и т.д.

    Боюсь и предположить, что происходит с людьми, которые занимались или занимаются плаванием более серьезно! А быть может кому-то удалось остаться здоровым?

    В общем, можем все тут дружно поныть, пополнить список заболеваний пловцов и выложить действенные методы лечения или упреждения «плавательных» болезней!

    Выбирая в качестве профессии спорт, человек от многого отказывается в пользу спортивных рекордов и известности. Каждый спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом. Ценой успеха являются изнурительные тренировки, физическое и нервное перенапряжение, преждевременное старение организма, многочисленные травмы и различные профессиональные заболевания. Многие спортсмены подрывают свое здоровье во время соревнований. Ведь далеко не у каждого сердце может выдержать такую нагрузку.
    У спортсменов, занимающихся биатлоном и стрелковым спортом, нарушается слух. Пловцы страдают от болезней ушей и легких, гайморита и астмы. Фигуристы, гимнасты и футболисты зарабатывают вторичный радикулит. Что касается прыгунов, у них часто начинаются проблемы с почками. У горнолыжников неизбежны проблемы с коленными суставами и позвоночником.

    Многие профессиональные заболевания проявляются после окончания карьеры. В этом плане особенно тяжело приходится лыжникам. Дело в том, что их сердце подвергается большой нагрузке. Оно привыкает работать в определенном ритме. Если спортсмен внезапно покидает спорт, у него развивается ишемическая болезнь сердца и стенокардия. С данной проблемой нередко сталкиваются также пловцы и бегуны-марафонцы.

    Известны случаи, когда последствия старых травм и профессиональные заболевания дают о себе знать через много лет. Гиревой спорт, метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, а также спортивная гимнастика и бодибилдинг могут спровоцировать развитие паховой грыжи и дискоза позвоночника.

    Легкая атлетика связана с артритами и артрозами.
    Со временем с деформацией суставов сталкиваются также теннисисты и стрелки из лука, у которых появляется заболевание рабочей руки «теннисный локоть». В связи с неравномерным развитием мышц левой и правой половин тела также появляется сколиоз.
    Труднее всего приходится профессиональным боксерам. Многие из них страдают слабоумием, отслоением сетчатки, энцефалопатией, болезнью Паркинсона и Альцгеймера.
    Отдельной статьей является прием спортсменами анаболических средств и стимуляторов. Эти препараты вызывают изнашивание внутренних органов и истощение организма.
    Прибавьте к этому нервные срывы, синдром непреходящей усталости, нарушения сна.
    Но любительский спорт тоже нередко влечет проблемы со здоровьем. У спортсменов-любителей зачастую возникает перенапряжение процессов торможения и возбуждения. В итоге – бессонница, головные боли, раздражительность, сонливость.

    Вышеперечисленные факты никого не останавливают. Ведь каждый спортсмен постоянно старается доказать, что он лучше других.

    Статьи по теме