![Уровни овладения умениями и навыками](/uploads/4729f29a336bc784daf22b8878159ac7.jpg)
Платонова В.Н. Плавание - файл n1.doc
n1.doc
Рис. 29.13
Упражнения для растягивания среднего и заднего пучков дельтовидной мышцы
Рис. 29.14
Упражнения для растягивания мышц спины
Программа реабилитации при «плече пловца» в первые восемь дней включает 15-минутное согревание болезненного участка, глубокий растирающий, массаж, продолжительностью до 1,5 мин и упражнения на растягивание, каждое продолжительностью по 2 мин, легкий массаж в течение 5 мин для усиления кровотока и расслабления спортсмена и 20-минутный массаж с использованием льда; начиная с девятого дня - один растирающий массаж в неделю, упражнения на растягивание перед каждым тренировочным занятием и массаж с использованием льда после них.
29.3. БОЛЕВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОЛЕННОГО СУСТАВА
Приблизительно 25 % квалифицированных пловцов жалуются на болевые ощущения в области коленного сустава, связанные с коленной
Чашечкой или с медиальными структурами коленного сустава.
Строение. Коленный сустав об-разую1 бедренная и болыпеберцо-вая кос /и и коленная чашечка. Бедренная и болыпеберцовая кости соединяются четырьмя связками - медиальной коллатеральной, латеральной коллатеральной и передней и задней крестообразными (рис. 29.15), которые обеспечивают сгибание и выпрямление ноги в коленном суставе, а также некоторое вращение болыпеберцовой кости относительно бедренной.
Между бедренной и болыпеберцовой когтями находятся два хряща - медиальный и латеральный мениски, которые выполняют роль прокладок между этими костями и обеспечивают нормальное движение колена.
Коленная чашечка не только сообщает силу четырехглавой мышце бедра, надколенной связке и, следовательно, болыпеберцовой кости при активном выпрямлении ноги в коленном суставе, но и передает сжимающее усилие расположенной ниже бедренной кости (рис. 29.16). Такое усилие непосредственно связано с углом сгибания ноги в коленном суставе и усилием, которое приложено поперек сустава четырехглавой мышцей; при спускании по ступенькам между коленной чашечкой и бедренной костью создается сжимающее усилие, эквивалентное двум - трем массам тела.
Причины болевых ощущений. Наиболее типичным видом болевых ощущений в области коленного сустава является так называемая хондромаляция, вызванная сжатием коленной чашечки.
Повторяющиеся сгибания и разгибания ноги в коленном суставе при плавании любым способом, и особенно брассом, могут вызвать болевые ощущения в области колена; они усугубляются при ходьбе по ступенькам, выполнении приседаний, продолжительном пребывании в сидячем положении и, естествен-
ЧАСТЬ 6 Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки
Рис. 29.15
Строение коленного
сустава (вид спереди,
мышцы не показаны)
Рис. 29.16
Биомеханическая диаграмма колена, отражающая сжимающие усилия коленной чашечки. При сокращении мышцы бедра образуется сила (А), вызывающая равную и противоположно направленную силу (В), а вместе они образуют силу (С), представляющую собой сжимающее усилие между коленной чашечкой и бедренной костью
Но, при ударных движениях ногами во время плавания. Иногда после физической нагрузки может наблюдаться небольшое опухание сустава. Как правило в медиальной, латеральной и задней части коленной чашечки болевые ощущения не наблюдаются.
Иногда происходит частичное или полное смещение коленной чашечки, что вызывает боль и ощущение перекашивания (рис. 29.17). Это серьезная проблема для специализирующихся в брассе, поскольку вальгусная (вывернутая наружу) конфигурация колена (рис. 29.18) при каждом ударном движении ног предрасполагает коленную чашечку к смещению.
Второй тип болевых ощущений в области коленного сустава связан с меДиально-коллатеральной связкой и характерен для специализирующихся в брассе. Для эффективного выполнения ударных движений ногами колено должно быть вывернутым наружу, что приводит к растяжению медиальной коллатеральной связки и появлению болевых ощущений. В очень редких случаях может произойти разрыв медиальной коллатеральной связки, однако обычно боль вынуждает прервать тренировку.
При боли в средней части сустава врач должен учесть вероятность разрыва медиального мениска, что, в принципе, не типично, если у пловца не было травмы непосредственно связанной с плаванием. Возникновение боли на этом участке может вы-
Зывать и складка мембранозной выстилки коленного сустава, что, однако, встречается нечасто.
Лечение болевых ощущений. Болевые ощущения в области коленного сустава, обычно, связаны с интенсивной тренировкой, поэтому одним из лечебных факторов является относительный отдых. Особо следует ограничивать мощность стартов и поворотов. При хондро-моляции рекомендуются упражнения для укрепления четырехглавых мышц (избегая сгибания).
В некоторых случаях используют нестероидные противовоспалительные препараты и накладывают лед. Использование бандажа (рис. 29.19) из неопрена с отверстием в районе коленной чашечки помогает избежать чрезмерного ее движения, тем самым снижая болевые ощущения.
Хирургическое вмешательство назначается редко, поскольку редко приводит к положительным результатам. Исключение составляют случаи разрыва мениска или «разболтанности» коленной чашечки.
Тренер должен знать психологические особенности учеников, обсуждать с ними проблему профилактики травм, а травмированным разъяснить целесообразные пути лечения и реабилитации.
29.4. БОЛЕЗНИ УХА
Болезни уха довольно часто встречаются и у тех, кто не занимается плаванием. Пловцы же проводят много времени в воде и поэтому еще в большей мере им подвержены.
Строение. Слуховой аппарат состоит из внешнего, среднего и внутреннего уха (рис. 29.20). Внешнее в основном состоит из внешнего ушного канала и отделено от среднего барабанной перепонкой. Мелкие кости соединяют внутреннюю часть барабанной перепонки со средним ухом, обеспечивая передачу звука нервам, расположенным во внутреннем ухе.
ГЛАВА 29 Заболевания и травматизм у пловцов
Наружный отит.
У пловцов настолько распространен острый и хронический наружный отит, что его нередко называют «ухом пловца». В результате воздействия воды нарушается нормальное смазывание уха серой, что приводит к высушиванию кожи и инфицированию. Инфицирование внешнего ушного канала вызывает боль и опухание внешнего уха, и если не принимаются меры, инфекция может распространиться в среднее ухо и привести к утрате слуха.
Большинство ушных капель содержат антибиотики. Для лечения наружного отита применяют колои-мицин или кортиспорин. В первое время уши закапывают не менее четырех раз в день. После снятия острых симптомов - два -три раза в неделю специально приготовленными ушными каплями.
Средний отит, как свидетельствует его название, является инфекционным заболеванием среднего уха. В результате воспаления и опухания может закупориться евстахиева труба, что повышает давление в среднем ухе, вызывая боль, порой очень мучительную. Возможна перфорация барабанной перепонки. Средний отит нередко сопровождается повышением температуры.
Хроническая инфекция может привести к хронической потере слуха. Лечение предусматривает пероральное (редко внутривенное) употребление антибиотиков; одних лишь ушных капель, содержащих
Антибиотики, как правило, недостаточно. Иногда, и особенно у молодых людей, в барабанной перепонке хирург делает небольшое отверстие и вставляет трубочку, чтобы уменьшить давление и снять боль в среднем ухе. После удаления трубочки рана затягивается. Если имело место такое оперативное вмешательство следует избегать попадания воды в ухо.
Экзостоз. Длительное воздействие холодной воды может вызвать образование нароста во внешнем ухе, - так называемого костного экзостоза. При значительном экзостозе могут возникать инфекции, поскольку во внешнем канале задерживается вода, вызывая мацерацию кожи уха. Использование ушных капель обычно предотвращает развитие экзостоза и поэтому хирургическое вмешательство требуется нечасто.
Инородные тела - песок, маленькие частицы инородных тел или насекомые, иногда могут попадать во внешний ушной канал. Они вызывают раздражение и чувство дискомфорта. Существует опасность, что пловец попытается их удалить с помощью тампона на стержне или другого приспособления, а это может вызвать мацерацию кожи (предрасполагая к инфекции) или барабанной перепонки. Поэтому, если инородное тело легко не удаляется, следует обратиться к врачу за помощью.
Хронический зуд в ушах чаще всего обусловлен экзематозным дерматитом или пересыханием и шелушением кожи во внешнем ушном канале и для его устранения используют стероиды (местно).
Болезни уха и тренировочные занятия.
Заболевания уха не требуют прекращения занятий, за исключением начальных стадий внешнего отита и перфорации барабанной перепонки (вследствие инфекции или в результате хирургического вмешательства). Главное - это не допустить попадания в уши воды. Для этого используются
ЧАСТЬ 6
Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки
Различные ушные вкладыши. При эффективном лечении болезни уха не оказывают серьезного влияния на спортивные результаты.
29.5. ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ
Глаз человека представляет собой шар, в который попадает свет, падая на сетчатку, которая передает сигналы в головной мозг, где они трансформируются в зрительный образ. Свет фокусируется на сетчатку хрусталиком, окруженным радужной оболочкой. Передняя часть глазного яблока, которая обеспечивает прохождение света к хрусталику, называется роговицей. Она окружена конъюнктивой, - оболочкой, покрывающей склеру и внутреннюю часть век.
Поскольку пловец много времени проводит в воде, то основная проблема связана с ее воздействием на роговицу и конъюнктиву.
Отек роговицы обычно связан с продолжительным воздействием воды, вследствие чего нарушается преломление луч^й света, проходящих через роговицу и возникают хорошо известные пловцам гало вокруг источников света. При этом может повыситься восприимчивость глаза к свету.
Хлоридный кератит. Потеря поверхностных клеток роговицы вследствие длительного воздействия хлорированной воды вызывает ощущение, что в глаз что-то попало и может сопровождаться болью. Ощущение обычно через один-два дня проходит, однако при возобновлении воздействия хлорированной воды возникает вновь. Проблема решается с помощью очков для плавания.
Конъюнктивит, или воспаление конъюнктивы, характеризуется покраснением глаз. Обычной причиной является химическое раздражение вследствие длительного пребывания в воде бассейна или в морской воде. Для лечения используют специальные капли. Умень-
Шению распространенности этого заболевания в последние годы способствовало использование очков для плавания.
Хлорирование воды в бассейнах привело к устранению практически всех инфекционных заболеваний конъюнктивы. Большинство из них лечат антибиотиками. Кератоконъ-юнктивит, вызванный трахомой (эта форма конъюнктивита чаще встречается в странах третьего мира), лечат при помощи пероральных тетрациклиновых антибиотиков.
Вирусы также могут вызвать инфекционные заболевания глаз. Известным примером является ке-ратоконъюнктивит, вызванный вирусом герпеса (главная причина слепоты в США) и аденовирусом. Последний может вызывать инфекционные заболевания не только глаз, но и горла. Однако благодаря тому, что большинство спортсменов плавают в очках, риск инфекционных заболеваний и воспалений глаз значительно снизился.
29.6. БРОНХОСПАЗМ. ВЫЗВАННЫЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКОЙ
Распространенным хроническим заболеванием является астма, характеризующаяся периодическими приступами одышки. Вследствие разнообразных причин (аллергии, инфекции, чувствительности к лекарственным препаратам, физической нагрузки) происходит брон-хоспазм - затрудняющее дыхание сужение дыхательных путей.
Около 60 - 90 % астматиков подвержены бронхоспазмам в связи с физической нагрузкой. Они 1 также наблюдаются у 40 % детей, страдающих аллергиями и сенной лихорадкой.
Бронхоспазм, обусловленный физической нагрузкой сопровождается ощущением тяжести в груди, кашлем, одышкой, стерторозным дыханием и утомлением. Приступ возникает сразу после нагрузки,
ГЛАВА 29
Заболевания и травматизм у пловцов
Резко и длится от нескольких минут до двух часов, а прекращается, как правило, спонтанно. Для диагноза используют тестирование легочной функции после физической нагрузки. Снижение легочной функции на 15%, как правило, указывает на бронхоспазм; стерторозное дыхание нередко можно выявить при помощи стетоскопа.
Лечение. Среди пловцов немало астматиков. Наиболее популярным из лекарств, которые помогают им показывать высокие результаты, является теофилин (в капсулах или таблетках). Зачастую используют и бета-адренергические (Р 2) агонисты, воздействующие, главным образом, на легкие. Недавно битолтерол (тор-налат), орципреналин, римитерол, тербуталин (бретер), сальбутамол альбутером, вентолин, провентил МОК исключил из списка запрещенных препаратов, поскольку они
Практически не влияют на сердечно-сосудистую систему.
Однако наиболее эффективным для предотвращения приступов астмы является кромолин натрия (ин-тал), поскольку он уменьшает выделение химических веществ, вызывающих бронхоспазм. Вместе с тем, если приступ уже начался, он малоэффективен.
При очень сильном приступе астмы возможно использование какого-либо кортикостероидного препарата, поскольку МОК это разрешает, однако об этом следует предупредить медицинскую комиссию МОК. Некоторые препараты, используемые для снятия приступов астмы, например сложные соединения, содержащие эфедрин, эпинефрин, псевдоэфедрин, метапротеренол и изопротеренол запрещены для спортсменов, так как влияют на деятельность сердечно-сосудистой системы.
t
ЛИТЕРАТУРА
ЧАСТЬ 1
Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: Учеб.- Мн.: Четыре четверти, Экоперспектива, 1998. - 352 с.
Каунсилмен Дж.Е. Наука о плавании.- М.: Физкультура и спорт, 1972.- 429 с.
Каунсилмен Дж.Е. Спортивное плавание,- М: Физкультура и спорт, 1982.- 208 с.
Макаренко Л.П. Техническое мастерство пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1975.- 224 с.
Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт.- 1985.- С.119-132.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.208 -219.
Спортивное плавание / Под. ред. БулгаковойН.Ж,- М.: ФОН, 1996.- 430 с.
ХальяндР., ТампТ., КаалР. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учеб. материал,- Таллинн, 1986,- 98 с.
Штарк Г. Изучение и совершенствование спортивной техники // Учение о тренировке.- М.: Физкультура и спорт, 1971,- С.216 - 233.
Энока P.M. Основы кинезиологии. - К.: Олимпийская литература, 1998.- 399 с.
Adrian, M., Singh, M. & Karpovich, P. (1966) Energy cost of the leg kick, arm stroke and whole stroke. J. Appl. Phys. 21: 1763-1766.
Alexander P.M. (1983). Animal mechanics. Oxford: Blackwell Scientific.
Barthels, K.M. (1979). The mechanism for body prropulsion in swimming. In J. Te-rauds & E.M. Bedingfield (Eds.), Iternational symposium of biomechanics: Swimming III (pp. 45-54). Baltimore: University Park Press.
Brown, R.M. & Cfeunsilman, J.E. (1971) The role of lift in propelling swimmers. In Cooper, J.M. (ed.) Biomechanics. Chicago: Athletic Institute, pp. 179-188.
Colwin, C. (1984a). Fluid dynamics: Vortex circulation in swimming propulsion. In T.F. Welsh (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1984 (pp. 38-46). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.
Colwin CM. Swimming into the 21th Century.- Human Kinetics Publisher, Champaing, Illinois, 1992, P. 1-100.
Costill D.N., Maglischo E.W. Richardson A.B. Handbook of Sports Medicine and Science. Swimming. - Blackwell Scientific Publications. - London.- 1992.- P.43-130.
Counsilman, J.E., & Wasilak, J.M. (1982). The importance of hand speed and acceleration in swimming the crawl stroke. Swimming Technique, 18(1), 22-26.
Craig, A.B., & Pendergast, D.R. (1979). Relationships of stroke rate, distance per stroke, and velocity in competitive swimming. Medicine and Science in Sports, 11, 278-283.
Craig, A.B., Skeehan, P.L., Pawelczyk, J.A., & Boomer, W.L. (1985). Velocity, stroke rate and distance per stroke during elite swimming competition. Medicine and Science in Sports and Exercise, 17(6), 625-634.
Hanauer, E. (1967) The grab start. Swim. World 8:5, 42.
Handley, L. de B. (1928). Swimming for women. New York: American Sports Publishing.
Hay, J.G., Guimaraes, ACS., & Grimston, S.K. (1983). A quantitative look at swimming biomechanics. Swimming Technique, 20(2), 11-17.
Hoecke, G., & Grundler, G. (1975). Use of light trace photography in teaching swimming. In L. Lewillie & J.P Clarys (Eds.). International series on sport sciences: Vol 2 Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.
Kiphuth, R.J.H. (1942). Swimming. New York: Barries.
Lilienthal, O. (1889). Der Vogelflug als Grundlage der Fliegekunst. Berlin: Ouldenberg.
Muckenfuss N.A. A sideview of back stroke / "Swimming Technique", 1987, V.24, S.ll -15.
Литература
Magy L. From a technical angle / "Swimming Technique", 1989, V.26, S.16-19.
Pai, Y.-C, Hay, J.G., & Wilson, B.D. (1984). Stroking techniques of elite swimmers. Journal of Sports Science, 2(3). 225-239.
Persyn, U. (1978). Evaluation in swimming. Unpublished manuscript, Katholieke Universiteit, Leuven, Belgium.
Reischle, K. (1979). A kinematic investigation of movement patterns in swimming with photooptical methods. In J. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Swimming III (pp. 127-136). Baltimore: University Park Press.
Schleihauf, R.E. (1977). Swimming propulsion: A hydro-dynamic analysis. In R. Ousley (Ed.), American Swimming Coaches Association world clinic yearbook 1977 (pp. 49-81). Fort Lauderdale, FL: American Swimming Coaches Association.
Schleihauf, R.E. (1979). A hydrodynamic analysis of swimming propulsion. InJ. Terauds & E.W. Bedingfield (Eds.), International Symposium of Biomechanics: Vol. 8. Swimming III (pp. 70-109). Baltimore: University Park Press.
Schleihauf, R.E. (1984) Biomechanics of swimming propulsion. In Johnston, Т., Woolger, J. & Scheilder, D. (eds) 1983 ASCA World Clinic Yearbook. Fort Lauderdale, Florida: American Swimming Coaches Association, pp. 19-24.
Sharp, R.L., & Costill, D.L. (1989). Shaving a little time. Swimming Technique, 26(3), 10-13.
Schubert M. Sport illustraited competitine swimming: techniques for champions.- New York, 1990.- 238 p.
Thorsen, E.A. (1975) Comparison of the conventional and grab start in swimming. Tidsofkr. fur Legensp. 39:130-138. Universite Libre de Bruxelles Laboratoire de l"effort. Vol. 2. Swimming II (pp. 194-206). Baltimore: University Park Press.
Ungerechts, B.E. (1983). A comparison of the movements of the rear parts of dolphins and butterfly-swimmers. In A. P. Hollander, P. Huijing, & G. de Groot (Eds.), International series on sports sciences: Vol. 14. Biomechanics and medicine in swimming (pp. 215-221). Champaign, IL: Human Kinetics.
Von-Holst, E., & Kuchemann, R.(1942). Biological and aerodynamic problems in animal flight (Abridged Translation). The Journal of the Royal Aeronautical Society, 46, 39.
Weis-Fogh, T. (1973). Quick estimates of flight fitness in hovering animals including novel mechanisms for lift propulsion. Journal of Experimental Biology, 59(1), 169-230.
Weissmuller, J. (1930). Swimming the American crawl. London: Putnam.
ЧАСТЬ 2
Абсалямов Т.М., Липский Е.В. Комоцкий В.М. Структура соревновательной деятельности пловцов-спринтеров как основа оптимизации тренировочного процесса // Проблемы моделирования соревновательной деятельности. - М.: Госкомспорт СССР, 1985. - С. 17-26.
Липский Е.В. Анализ соревновательной деятельности пловца // Научное обеспечение подготовки пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - С. 45 - 63.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - С. 44-77.
Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- С.49-52.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте,- К.: Олимпийская литература, 1997,- С.27-46.
Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entre-namiento de los mejozes nadadores del mundo. - Barcelona: Paidotnibo, 1994. - P. 125-145.
Haljand R. Tehnical and tactical parameters of competition performances-competition anayisis in European Swimming Championships. - Moscow, 1999. P. 1 - 7.
Mader A. Die Komponenten der Stoffwechselleistung in den leichtathlestichen Ausdauerdisziplinen - Bedentung fur die Wettkampfleistung und Moglichkeiten zu ihrer Bestimmung // Neue Tendenzen im Ausdauertraining. - Bundesausschub Leistungssport. - 1994. - P. 127-219.
Troup J. World Championship Video Analysis of Competitive // Studies by the International Center for Aquatic Research 1990-1991. - Colorado Springs: United States Swimming Press, - 1991. - P. 81-100.
ЧАСТЬ 3
Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.
Булатова М.М. Теоретико-методические аспекты реализации функциональных резервов спортсменов высшей квалификации // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. - 1999. - С. 33-51.
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 10.
Булгакова Н.Ж. Теоретические и методические аспекты проблемы отбора в спорте (результаты совместных исследований специалистов ГДР и СССР по проблеме "одаренность - отбор"). - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 118 с.
Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.
Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. - К.: Вежа, 1997.- 128 с.
Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
Иорданская Ф.А. Главный рекорд - здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 64 с.
Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 288 с.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 316 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - С.394-420.
Родионов А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности оперативных задач в спорте: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1990. - 46 с.
Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва,- К.: Здоров"я, 1990.- 152 с.
Сергиенко Л.П. Генетика двигательных способностей: состояние изучения проблемы и перспективы // Наука в олимпийском спорте: Специальный выпуск. - 1999. - С. 78-87.
Литература
Сирис П.З., Гайдарска П.М., Рачев К.И. Отбор и прогнозирование способностей в легкой атлетике. - М: Физкультура и спорт, 1983. - 103 с.
Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 147 с.
Тимакова Т.С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): Автореф. дис. в виде науч. докл. ... д-ра пед. наук. - М„ 1998. - 76 с.
Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 335 с.
Шварц В.Б., Хрущев СВ. Медико-биологические аспекты спортивного отбора и ориентации. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152 с.
Arnot R., Gaines С. Tratado de la actividad fisica. Selection su deporte. - Barcelona: Paidotribo, 1992. - 453 p.
Gedda L. Sports and Genetics. A Study on Twins - Acta genet, med at gemeil, 1960. - V. 9, №4. - P.
Hollmann W., Hettinger T. Sportmedezin Arbeiteund Trainingsgrundlagen. - Stuttgart. - New York, 1980. - 773 p.
ЧАСТЬ 4
Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов,- М.: Физкультура и спорт, 1986.- 191 с.
Вайцеховский СМ. Система подготовки пловцов к Олимпийским играм // Современный олимпийский спорт. Материалы междунар. конгр. - К.: КГИФК, 1993. - С.116-118.
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической
подготовки спортсменов - М.: Физкультура и спорт, 1988.
- 331 с. |
Волков Л.В. Спортивная подготовка детей и подростков. - К.: Вежа, 1998. - 190 с.
Каунсилмен Дж. Спортивное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.
Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы спортивной подготовки. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 315 с.
Основы теории и методики физической культуры / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 320 с.
Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.
Тимакова Т.С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 147 с.
Platonov Vladimir. Trening wyczynowy w plywaniu. Struktura i programy. - Warszawa, 1997. - 315 s.
ЧАСТЬ 5
Булатова М.М. Теоретико-методические основы реализации функциональных резервов спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. - К., 1996. - 50 с.
Булатова М.М., Платонов В.Н. Спортсмен в сложных климатогеографических условиях. - К.: Олимпийская литература, 1996. - 173 с.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (Основы теории и методики воспитания) - Изд. 2-е. -М.: Физкультура и спорт, 1980. - 200 с.
Зенов Б.Д., Кошкин И.М., Вайцеховский СМ., Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986.- 79 с.
Коц Я.М. Физиологические основы физических (двигательных) качеств // Спортивная физиология. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - С. 53-105.
Лях В.И. Координационные способности школьников.- Минск: Полымя, 1989.- 159 с.
Метаболизм в процессе физической деятельности / Под ред. X. Харгвиса. - К.: Олимпийская литература, 1998. - 286 с.
Моногаров В.Д. Генез утомления при напряженной мышечной деятельности // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - №1. - С. 47-58.
Платонов В.Н. Физическая подготовка пловцов высокого класса. - К.: Здоров"я, 1983. - 168 с.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. - К.: Вища шк., 1984. - 168 с.
Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров"я, 1988. - 216 с.
Платонов В.Н., Фесенко СЛ. Сильнейшие пловцы мира.- М.: Физкультура и спорт, 1990.- 304 с.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
Платонов В.Н., Вайцеховский СМ. Тренировка пловцов высокого класса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 256 с.
Платонов В.Н., Булатова М.М. Ф1зична шдготовка спортсмена. - К.: Ол1мшйська лггература, 1995. - 320 с.
УилморДж.Х., КостиллД.Л. Физиология спорта и двигательной активности.- К.: Олимпийская литература, 1997. - 503 с.
Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред. Дж.Д. Мак-Дугласа, Г.Э. Уэнгера, Г.Дж. Грина.- К.: Олимпийская литература, 1998. - 431 с.
Astrand P.O., Rodahl К. Textbook of Work Physiology. -McGraw-Hill, NY, 1986. - 682 p.
Литература
Atha H. Strengthening muscle // Exercise and sportsci-ences reviews. - 1981. - V. 9 - 1 с
Bompa Т.О. Periodization of strength. The new wave in strength training // Veritas Publishing inc., 1995. - P. 279.
Bosko C. Atleticastudi Stretch-Shortrening Cycle in Skeletal Muscle Function and Physiological Consideration on Explosive Power in Man // FIDAL, Centre Studi Ricerche, Jah/Feb., 1985. - 1. - P. 7-113.
Costill D., Fink W., Hargreaves M. et al. Metabolic characteristics of skeletal muscle during detraining from competitive swimming // Med. Sci. Sports Exerc. - 1985. - V.17. - №3. - P. 339-343.
Gambetta V. Principles of plyometric training // Track Technique, USA: Fall, 1987. - P. 3099-3104.
Hirtz P. Koordinative Fahigkeiten / - In: Trainingswis-senschaft. - Berlin: Sportverlag, 1994. - S. 137-145.
Mischenko V.S., Monogarov V.D. Fisiologia del deportista. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 328 p.
Nadel E.R. Economy of Movement and Endurance Performance // Endurance in Sports. - Oxford: Blacwell Scientific Publications, 1992. - P. 179-188.
Platonov V.N. El entrenamiento deportivo. - Barcelona: Paidotribo, 1995. - 332 p.
Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entrenamiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.l. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 356 p.
Platonov V.N., Fesenko S.L. Los sistemas de entrenamiento de Los mejores nadadores del mundo. - V.2. - Barcelona: Paidotribo, 1994. - 320 p.
Shubert I.U. Sports illustrated competitive swimming: techniques for champions.- New York. 1990.
Science of Coaching Swimming // John Leonard (ed).- Illinois Leisure Press Champaign, 1992.- 162 p.
Кроме пользы для здоровья, любой род спортивной деятельности несет определенную опасность для здоровья человека, если человек не соблюдает осторожность и совершает какие-либо ошибки. Пловцы не являются исключением. При занятиях плаванием, особенно профессиональным, люди также сталкиваются с характерными для данного вида спорта травмами , избежать которые получается в исключительно редких случаях.
Самые распространенные травмы пловцов
Поскольку пловцы вынуждены во время тренировок постоянно работать руками, то самой распространенной хронической травмой, которая распространена среди 80% пловцов, является травма плеч.
Достаточно существенными являются и нагрузки на плечевой пояс. Известно, что профессиональные пловцы проплывают в неделю до 70 километров. Суставы верхних конечностей травмируются в результате таких перегрузок и возникающих микротравм капсульно-связочного аппарата.
Иногда у спортсменов случаются заболевания, связанные с более ранними травмами плеча. Со временем, травмы плеча становятся настолько частыми, что спортсмен начинает их воспринимать в порядке вещей.
Также травма плеча может возникнуть в результате неправильной техники плавания. Пловец должен находиться под четким наблюдением опытного инструктора.
Травма плеча должна быть немедленно определена и лечение должно быть начато своевременно. Первоначально во время травмы плеча, пловец ощущает слабую боль, которая ощущается только во время плавания. Постепенно боли усиливаются и начинают появляться даже в спокойном состоянии, когда спортсмен не плавает. Помимо боли при травмах плеча, у пловца также может наблюдаться хруст в суставах , скованность в движениях,а также ощущение смещения в болезненном плече. Боль может как затрагивать только участок плеча, так и отдавать в руку до локтя.
Ушибы также являются распространенной проблемой среди пловцов. При такой травме повреждаются мягкие ткани и происходит разрыв кровеносных сосудов. Самые серьезные — это ушибы головы, живота и груди. Если спортсмен получил ушиб, необходимо к пострадавшему месту сразу же положить лед.
Какие необходимо принять меры?
Если у спортсмена появляются какие-либо подозрительные болезненные ощущения в плечах, необходимо незамедлительно обратиться к физиотерапевту. Специалист проведет осмотр, оценит степень тяжести травмы и назначит курс лечения. При этом во время лечения рекомендуется сократить или полностью прекратить тренировки — решение принимает врач. Поскольку для спортсмена важна непрерывность тренировок, то полный отказ от занятий рекомендуется только при серьезных повреждениях.
Во время восстановительного процесса врач обычно рекомендует пациентам курс физиопроцедур и специальных упражнений. укрепляющих и стабилизирующих сустав.
Синхронное плавание по праву считается одним из самых красивых, изящных и зрелищных видов спорта. Красивые костюмы, музыка, пластика – от выступления девушек невозможно оторвать глаз. Ритмично двигаясь в воде, спортсменки воспроизводят художественный образ на языке тела.
Многие мамы приводят своих дочерей именно в эту секцию. И если вы тоже задумываетесь об этом, но до конца еще не определились, надеемся, что мы развеем все ваши сомнения.
Чего стоит ждать от занятий синхронным плаванием, мы решили узнать у старшего тренера-преподавателя Минской СДЮШОР № 1 БФСО «Динамо», кандидата в мастера спорта, тренера высшей квалификационной категории Кобловой Натальи Валерьевны.
– Наталья Валерьевна, в каком возрасте предпочтительнее начинать занятия? Умение плавать обязательно или можно обучиться этому в процессе тренировок?
– Строгих требований нет. Мы приглашаем на занятия девочек от 5 лет и старше. Наши тренировки построены так, что дети, которые не умели плавать, быстро обучаются и уже очень скоро занимаются на одном уровне с остальными. Конечно, подготовка приветствуется, но это уже для личного старта.
– По каким критериям тренеры выбирают наиболее способных претенденток?
– В первую очередь тренер обращает внимание на рост родителей ребенка. Для девочки идеальные данные – это прямые и худые ноги, пластичные руки, природная гибкость. Другие качества проявятся только в процессе тренировок.
– Вы имеете в виду упорство, силу воли и целеустремленность?
– Да. За кажущейся легкостью и непринужденностью фигур на воде скрывается многочасовая тяжёлая работа. Нужно много терпения, чтобы достичь высот. Синхронистки должны быть сильными и выносливыми, иметь отличную координацию и акробатическую подготовку. Танцы на воде требуют от спортсменок максимальной собранности при длительных задержках дыхания. Спортсменки тренируются как на суше, так и в воде. Хореография и акробатика, силовые комплексы и растяжка – это обязательные тренировки, которые проводятся вне бассейна.
– По какому графику проходят занятия?
– Начинающие группы занимаются три раза в неделю: 45 минут вода и 45 минут зал. А у продолжающих количество тренировок увеличивается до 6 часов, по две тренировки в день.
– А по каким критериям можно определить, вырастет ли из девочки чемпионка?
– Это непредсказуемо. Иногда спортсменка с прекрасными данными вдруг увлекается чем-то другим и теряет интерес к плаванию. А бывает наоборот – незаметная девочка вдруг вырывается вперед и начинает показывать блестящие результаты. Многое зависит от чуткости тренера. Если вовремя направить, поддержать, проявить твердость, то из любого ребенка может получиться чемпион. Но вообще все зависит от родителей и их заинтересованности. В первую очередь нужно создать все условия, чтобы их дочка успевала и в школу, и на тренировку. Важно правильно расставить приоритеты, возможно, отказаться от каких-то дополнительных занятий ради спорта. У нас, к сожалению, не каждая семья готова уделять должное внимание увлечениям ребенка и поверить в него.
– Чем полезны занятия синхронным плаванием?
– В первую очередь развивается гибкость суставов и мышц, координация движений, пластика, работа легких. Улучшается кровообращение и общее самочувствие, организм закаляется, формируется правильная осанка. Кроме этого, синхронное плавание формирует чувство ритма, музыкальный слух, внимательность, дисциплинированность, выносливость и способность работать в команде.
– Многие виды спорта опасны возможными травмами и профессиональными заболеваниями. С чем придется столкнуться синхронисткам? Есть ли противопоказания по здоровью?
– Это довольно безопасный вид спорта по сравнению с остальными. Конечно, возможны мелкие травмы и растяжения, но не более того. Насморк или воспаления уха встречаются с такой же частотой, как и у всех остальных детей. Что касается противопоказаний, то они, как правило, выявляются уже на первых медицинских осмотрах, которые синхронистки проходят два раза в году. Это хронические кожные заболевания, проблемы со зрением и сердечно-сосудистой системой.
– Как формируется фигура у девочек? Соблюдают ли спортсменки специальную диету?
– Специальной диеты нет. Высокая физическая нагрузка помогает постоянно быть в форме. Может, кроме редких случаев в переходном возрасте. Что касается фигуры, то плечевой пояс, грудная клетка, конечно, развиты, но не так сильно, как у пловчих. Синхронное плавание обеспечивает более гармоничное физическое развитие: девочки занимаются и в спортзале, и в бассейне, и еще обучаются хореографии.
– Многие родители, особенно те, которые только отдали своих детей в секцию, беспокоит вопрос правил безопасности в бассейне. Как Вам удается удерживать дисциплину и все контролировать?
– Все тренеры в серьезных спортивных учреждениях имеют высшее педагогическое образование по своему профилю и практический опыт работы с детьми. К занятиям допускаются только тренеры, прошедшие специальные курсы по оказанию первой медицинской помощи. Со своими подопечными мы тоже постоянно проводим инструктаж по технике безопасности. Дети, которые не соблюдают правила пребывания в бассейне, удаляются с занятий. Это вопрос безопасности, поэтому строгие требования должны выполнять обе стороны.
– Спорт подразумевает соревнования, конкуренцию. Возникают ли конфликтные ситуации в команде между девочками? Как Вы их разрешаете?
– Все это формируется постепенно, во время тренировок. У младших часто возникает борьба за лидерство. Правила поведения в команде обсуждаются совместно. И не только на воде, но и в душе. Для конфликтующих детей специально устраивают совместные тренировки по парам. Даются совместные задания, например, придумать композицию. Формированию командного духа способствуют совместные поездки на соревнования, в спортивные лагеря. В группах постарше таких проблем уже меньше.
– Я слышала, что мужчины тоже участвуют в соревнованиях по синхронному плаванию. Значит, это все-таки не чисто женский вид спорта?
– Думаю, далеко не все знают, что синхронное плавание изначально был исключительно мужским видом спорта и назывался фигурным плаванием. Но постепенно женщины полностью вытеснили мужчин. И сейчас они снова пытаются завоевать свое место в этом виде. Я не вижу в этом ничего плохого. В фигурном катании мужчины выступают, и очень успешно. А парный танец с женщиной в воде выглядит так же красиво, как и на коньках. Просто не все еще привыкли к этому. У мужчин в этом виде спорта есть будущее. И в перспективе мальчикам можно будет обратить на него свое внимание.
Беседовала Виктория Швабовская.
Несмотря на то, что плавание является весьма безопасным видом спорта, ну нет тут таких травм как в гимнастике или легкой атлетике, тем не менее профессиональных заболеваний у пловцов хватает!
Первое, ну и самое понятное, - это проблемы с суставами: плечевой (кролисты и дельфинисты) и коленный (в основном у брассистов).
А вот о чем говорят научные статьи:
Травматологические заболевания. Колоссальная нагрузка на плечевой сустав может вызвать: теноит - (воспаление сухожилий), бурсит - (воспаление суставной сумки.)
Оттоларингологические заболевания пловцов и ныряльщиков : острый и диффузный внешний отит, ринит, отомикоз, экзостоз, травматологический разрыв барабанной перепонки, инфекции среднего уха, баротравмы внутреннего уха. "Если бы вы могли уменьшиться до размера блохи и вползти в ухо пловца, то вы, вероятно, увидели бы раздраженный и покрасневший ушной проход. Вы бы заметили, что там мало серы. Он был бы влажным, с запахом и липким от бактерий, прорывших ходы и туннели в коже". То, что вы увидели бы в ухе пловца, это классический случай наружного отита, инфекционного заболевания, известного также как «ухо пловца». Все, что требуется для стойкого заболевания под названием «ухо пловца», это пара ушей и не просыхающая влажность." http://medportal.ru/encyclopaedia/otolaryngology/Uho/1/
Интенсивные тренировки с предельными нагрузками ослабляют иммунитет ! Физическое истощение увеличивает восприимчивость организма к инфекциям!
Со стороны сердечно-сосудистой системы : аритмия сердца, ишемия, стенокардия.
Еще упоминаются кожные и грибковые заболевания, плохое воздействие хлора на зубы. Ну также можно добавить отваливающиеся волосы и ногти (тоже из-за хлора).
Короче, если хотите быть здоровыми, то завязывайте с плаванием!))) (шутка) Как говорится, шахматы тоже спорт!
Можно было бы подумать, что профессиональные заболевания бывают только в спорте высших достижений, но со своей стороны могу сказать, что это не так. Достижений нет, а заболевания имеются. Больные суставы (бедро и правое колено), хронический гайморит (об этом научные статьи умалчивают), вспоминаю еще велоэргометрическое исследование, на котором ахающие докторши сказали: «У нормальных людей, при повышении нагрузки пульс учащается, а у вас замедляется.» и т.д.
Боюсь и предположить, что происходит с людьми, которые занимались или занимаются плаванием более серьезно! А быть может кому-то удалось остаться здоровым?
В общем, можем все тут дружно поныть, пополнить список заболеваний пловцов и выложить действенные методы лечения или упреждения «плавательных» болезней!
Выбирая в качестве профессии спорт, человек от многого отказывается в пользу спортивных рекордов и известности. Каждый спортсмен мечтает стать олимпийским чемпионом. Ценой успеха являются изнурительные тренировки, физическое и нервное перенапряжение, преждевременное старение организма, многочисленные травмы и различные профессиональные заболевания. Многие спортсмены подрывают свое здоровье во время соревнований. Ведь далеко не у каждого сердце может выдержать такую нагрузку.
У спортсменов, занимающихся биатлоном и стрелковым спортом, нарушается слух. Пловцы страдают от болезней ушей и легких, гайморита и астмы. Фигуристы, гимнасты и футболисты зарабатывают вторичный радикулит. Что касается прыгунов, у них часто начинаются проблемы с почками. У горнолыжников неизбежны проблемы с коленными суставами и позвоночником.
Многие профессиональные заболевания проявляются после окончания карьеры. В этом плане особенно тяжело приходится лыжникам. Дело в том, что их сердце подвергается большой нагрузке. Оно привыкает работать в определенном ритме. Если спортсмен внезапно покидает спорт, у него развивается ишемическая болезнь сердца и стенокардия. С данной проблемой нередко сталкиваются также пловцы и бегуны-марафонцы.
Известны случаи, когда последствия старых травм и профессиональные заболевания дают о себе знать через много лет. Гиревой спорт, метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, а также спортивная гимнастика и бодибилдинг могут спровоцировать развитие паховой грыжи и дискоза позвоночника.
Легкая атлетика связана с артритами и артрозами.
Со временем с деформацией суставов сталкиваются также теннисисты и стрелки из лука, у которых появляется заболевание рабочей руки «теннисный локоть». В связи с неравномерным развитием мышц левой и правой половин тела также появляется сколиоз.
Труднее всего приходится профессиональным боксерам. Многие из них страдают слабоумием, отслоением сетчатки, энцефалопатией, болезнью Паркинсона и Альцгеймера.
Отдельной статьей является прием спортсменами анаболических средств и стимуляторов. Эти препараты вызывают изнашивание внутренних органов и истощение организма.
Прибавьте к этому нервные срывы, синдром непреходящей усталости, нарушения сна.
Но любительский спорт тоже нередко влечет проблемы со здоровьем. У спортсменов-любителей зачастую возникает перенапряжение процессов торможения и возбуждения. В итоге – бессонница, головные боли, раздражительность, сонливость.
Вышеперечисленные факты никого не останавливают. Ведь каждый спортсмен постоянно старается доказать, что он лучше других.