Новослободская кольцевая. Новослободская (Кольцевая линия)

Станция метро Новослободская последняя из 12 станций Кольцевой линии которая обзавелась пересадкой. Каждая станция Кольцевой - это шедевр и у каждой есть какая то фишечка. Новослободская - это прежде всего уникальные витражи. И еще интересная особенность. Это наверное единственная станция, где советская символика не давлеет и не представлена в таких больших объемах, как на многих других станциях Кольцевой линии. Итак, станция открыта в 1952 году. Прогуляемся и посмотрим.

Как всегда начнем с архивных фото. Павильон в его изначальном виде. Тут метрополитен еще не имени Ленина. Также над табличкой с названием станции присутствует декоративный элемент, которые был впоследствии утрачен.

Вот его уже нет. Кстати ниши у павильона изначально пустовали. Не как на ст.м. Охотный ряд, где изначально в нишах стояли скульптуры. Интересно, наверняка проектом они были предусмотрены. Кто бы там мог стоять?

Фото с сайта Мосметростроя . Монтаж отделки свода, так называемого зонта.

Состав из вагонов типа Д. В боковых залах пол из бетона или асфальта. Теперь тут камень.

Красота, никого народу.

А вот это интересно. Продавец лотерейных билетов прямо на станции.

Изначальный вариант мозаики в торце станции. Естественно со Сталиным. Здорово, что подобные фото сохранились.

1. Станция имеет один вестибюль в наземном павильоне. Это традиционная компоновка для станций Кольцевой линии. Теперь стараются сделать выходы из метро максимально удобно с обязательными подуличными переходами в случае, если наверху оживленные улицы или трассы. Раньше же делалось наоборот. Один массивный помпезный павильон, и рядом с ним подземный или наземный переход. Наверно в этом была определенная логика.

2. Павильон интересный. Главный фасад с колоннами выходящий на Новослободскую улицу имеет прямоугольную форму, а задняя часть павильона имеет круглую форму в плане, такую же как и собственно эскалаторный зал, который находится тут.

3. Сзади снова видим "хвост" эскалаторного наклона. Причем тут он совершенно не "замаскирован" и выглядит странно.

4. Красивый фасад с деревянными входными дверями - просто красота.

5. Внутри тоже колонны - стилизация под античный храм вполне угадывается. Кстати тут еще сделан боковой выход в сторону Селезневской улицы. Он сейчас закрыт. Кстати с другой стороны двери нет. Наверное сделано это было из тех соображений, что (если посмотреть на фото 4) на вход работают две двери, а на выход одна, чтобы сделать равномерным пассажиропоток, пришлось добавить дополнительную дверь сбоку.

6. Эскалаторный зал имеет круглую форму с куполом. Декорировано все очень симпатично, хотя вроде на первый взгляд и кажется простовато. Жалко, что на полу лежит камень как будто в хаотичном порядке. Скорее всего меняли покрытие пола и клали камень без какого либо архитектурного проекта.

7. Под куполом лепнина. Вообще, отчего мне показалось оформление интерьера простоватым. Тут почти нет каких то гипертрофированных отсылов к советским символам. Если и попадаются элементы подобный, например звезды, то они совершенно не бросаются в глаза. Тут стоят старые эскалаторы и скорее всего это один из следующих кандидатов на их замену.

8. Путевая стена отделана светлым камнем. А не плиткой, которую так отчего-то не любят эстеты.

9. На стене вентрешетки с серпом и молотом.

10. На путевых стенах декоративные панно. Опять же обращает внимание, что советской символики по минимуму. Хотя в основании снопа видны серпы.

11. Станция глубокого заложения пилонная. Массивные пилоны отделаны светлым камнем и по контуру пущена декоративная золотая отделка. Сами пилоны украшены витражами с подсветкой изнутри. В боковых залах витражи абстрактные с растительным орнаментом.

12. А в центральном зале панно дополнены сюжетными вставками. Вот, например пианист. Оклады витражей тоже оформлены богато, как оклады икон. Отчего то создается именно такое ощущение.

13. Витражи очень красивые. Вообще это довольно необычный прием, использовать такой хрупкий материал, как стекло. Причем я ни разу не видел, чтобы какой либо витраж был испорчен или разбит - это здорово.

14. Переход на Серпуховско-Тимирязевскую линию.

15. Немного деталей обрамления витражей.

16. и обрамления проемов в пилонах.

17. В глухом торце панно "Мир во всем Мире". На месте слова МИР, раньше был медальон с изображением Сталина. Изображения Сталина были на всех станциях Кольцевой линии. Тут оно присутствовало в минимальном виде.

18. Также на станции красивые оригинальные светильники. Здорово, что они тоже сохранились.

19. Вообще станция Новослободская - это самая не политизированная станция Кольца. Даже жанровые сценки в витражах отражают какие то бытовые сюжеты, на них нет марширующих военных и толп розовощеких колхозников. Здесь все камерно и размеренно. Собственно до сих пор персонажи воспринимаются актуально, без привязки к эпохе. Это здорово.

20. Садимся в поезд и едем дальше.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Станция «Новослободская»

Станция была открыта для пассажиров 30 января 1952 года в составе Кольцевой линии метро. За время существования название не менялось.

Выход через наземный вестибюль с колонным портиком, расположенный на Новослободской улице и отделанный серым мрамором.

«Новослободская» - пилонная станция глубокого заложения (глубина - 40 м) с тремя сводами. Авторы проекта - А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала - 9,5 м.

Пилоны облицованы уральским мрамором. Замечательным украшением станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража, размещённых внутри пилонов и окаймлённых сталью и золочёной латунью. Витражи выполнены Латвийским отделением Художественного Фонда СССР, художники - Э. Вейландан, Э. Крестс и М. Рыскин. В торце центрального зала расположено мозаичное панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина; витражи также созданы по эскизам этого художника. Панно в торце изображает счастливую мать с ребенком на руках; при Хрущеве с панно было удалено лицо Сталина, к которому протягивал руки ребёнок. Стены облицованы светлым мрамором, пол выложен белыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. В 2003 году была проведена реставрация элементов оформления станции.

Станция «Новослободская » расположена в Тверском районе на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:

Метро «Новослободская» расположена между станциями «Проспект Мира» и «Белорусская» Кольцевой линии Московского метрополитена.

История станции

История названия

В XVI-XVII веках на территории Новой Дмитровской слободы вдоль дороги на Дмитров появилась новая улица, которой дали название «Новослободская». Современная станция метро «Новослободская» располагается в начале этой улицы и названа в ее честь.

Описание станции

Станция «Новослободская» стала последней работой выдающегося архитектора А. Душкина, который принимал активное участие в строительстве Московского метрополитена.

Схема строительства «Новослободской» такая же, как у станции «Добрынинская». Ее отличительная особенность - чередование больших и малых арочных пролетов. Разница заключается только в том, что образованные в теле пилонов ниши было решено закрыть витражами, за которыми установили светильники. Этот прием позволил «дематериализовать» тяжелые несущие конструкции и создать ощущение легкости и невесомости.

Станцию украшают 32 витража, выполненные по рисункам П. Корина, который делал эскизы мозаик для станции «Комсомольская». Каждый витраж вставлен в рамку из отчеканенной позолоченной латуни. Аналогичные латунные пояса располагаются над арочными проходами на перроны. В верхней части каждого витража находится медальон.

На шести витражах изображены представители интеллигентных профессий - агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. Все остальные витражи изображают различные геометрические орнаменты.

Торцевую стену главного зала украшает мозаичное панно П. Корина «Мир во всем мире», на котором изображена женщина с младенцем на руках. До разоблачения культа Сталина его изображение находилось в верхней части панно, а к вождю протягивал руки ребенок. После прихода к власти Хрущева портрет удалили и вместо него изобразили пару парящих белых голубей.

В 2003 году на станции проводили реставрацию светильников, панно и витражей, после чего свет на станции стал более ярким, что не соответствует первоначальной задумке архитекторов, которые намеревались создать некий загадочный грот.

Цоколь пилонов обложен черным с белыми прожилками мрамором. Верх пилонов облицован прохоро-баландинским мрамором. Путевые станы тоже отделаны мрамором с труднопроизносимыми названиями: цокольная часть - «коркодино», верхняя - «коелга». Пол станции напоминает шахматную доску из черного «габбро» и серого гранита.

Технические характеристики

Станция метро «Новослободская» - трехсводчатая пилонная глубокого заложения станция (40 метров), которая имеет только одну платформу.

Вестибюли и пересадки

В 1988 году на станции был открыт подземный переход на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Вестибюль станции расположен на перекрестке улиц Селезневская и Новослободская. Вход в вестибюль выполнен в виде колонного портика и обложен мрамором серого цвета.

С 6 ноября 1983 года до 1 января 1989 года станция «Новослободская» была единственной беспересадочной станцией Кольцевой линии.

Точно такие же люстры, которые можно наблюдать на «Новослободской», установлены в Санкт-Петербурге на станции метро «Площадь Восстания».

Метро «Новослободская» встречается в кино и литературе. В фильме «Полицейская академия 7: Миссия в Москве» есть сцена, снятая на этой станции. Примерно на сороковой минуте фильма Эрик Лассард в сопровождении своего русского родственника выходит из вагона метро.

Герой романа Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» Антон Городецкий обменивается телами с Ольгой именно на станции «Новослободская».

Все витражи станции изготавливались в Латвии. В России просто не было мастеров, занимающихся таким видом искусства, да и стекол, собственно говоря, тоже не было. Рижские художники использовали для витражей стекла, предназначенные для костелов. Идея украшения станции витражами, которые ассоциировались у советских руководителей только с культовыми сооружениями, была очень спорной, но результат превзошел все ожидания. Москвичи восприняли витражи как картины некоего подводного сказочного царства.

Ключевая площадка для демонстрации планов градостроительного развития и результатов работы Стройкомплекса Москвы . Основная задача центра - проведение конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна. «Дом на Брестской» начинает свою историю с момента создания первого деревянного макета Москвы. В 1975 году в связи с 30-летием освобождения Будапешта от немецко-фашистских захватчиков была организована Венгерская выставка на ВДНХ, в рамках которой одним из экспонатов стал макет центральной части Будапешта. Главный архитектор Москвы в 1960-1982 гг. М.В.Посохин высоко оценил макет и обратился к Председателю Моссовета В.Ф.Промыслову с предложением создать аналогичный макет Москвы. Идея была одобрена и в течение 10 лет, с 1976 по 1986 годы, две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали макет. Сразу было ясно – не стоит пытаться делать макет всей Москвы, он будет слишком огромен, учитывая выбранный масштаб 1:500. Поэтому ограничились лишь центральной частью города в пределах Садового кольца. На основе имеющейся геоподосновы, дополнительных геодезических съемок, фотографий существующих зданий и материалов проектируемых зданий архитекторы «Моспроекта-1» и «Моспроекта-2» разрабатывали макетные чертежи. К работе также был привлечен «Мосгоргеотрест». Здания были изготовлены из клена, рельеф – из березы. Кремлевский ансамбль – из красного дерева, лимонного дерева, амаранта, падуба. Купола соборов Кремля покрыты сусальным золотом. Москва-река и река Яуза выполнены из палисандра.
Одновременно решался вопрос размещения макета, размеры которого были определены 12х12м (144 кв.м.) и в марте 1986 года макет был установлен в зале специально построенного здания на Брестской улице. Макет служил рабочим инструментом для архитекторов, все дома на нем съемные, сам макет состоит из раздвижных частей 2х2 метра. Архитекторы могли снять дома с макета в зоне проектируемого здания, поставить на это место новое здание и оценить планировочное решение. Одними из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» были Фидель Кастро и Борис Ельцин. Здесь проходили приемы иностранных делегаций. В настоящее время макет разобран и законсервирован, хранится в "Доме на Брестской". Идея создания нового современного макета Москвы возникла в 2011 году. Первоначально планировалось сделать макет в цвете по аналогии с макетом Нью-Йорка в масштабе 1:1200, охватывающем всю территорию Москвы в исторических границах. Однако после присоединения к столице новых территорий, концепция макета была пересмотрена. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года и была включено в государственную программу «Градостроительная политика города Москвы», реализуемую столичным Стройкомплексом. С увеличением масштаба до 1:400 акцент был сделан на центральной части города, охватывающей ТТК, все ж/д вокзалы, а также территорию Воробьевых гор (включая самую высокую «сталинскую высотку» - здание МГУ) и активно развивающуюся в настоящее время территорию промзоны ЗИЛ.
Главная отличительная особенность нового макета - поразительная детализация всех 6,5 тысяч зданий и воссоздание ландшафтного рельефа столицы. На фасадах исторических домов воссозданы мозаика и барельефы. А гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Макет оснащен интерактивной системой подсветки зданий изнутри, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии со сценарием - от административного деления территории города до типологии объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспортные объекты и т.д.). Добиться еще большей выразительности позволила миниатюрная архитектурная подсветка, которая использовалась в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль. Знаменитый бой курантов на Спасской башне Кремля и звон колоколов храма Христа Спасителя с точностью воспроизводятся на макете за счет вмонтированных внутри динамиков. В настоящее время площадь экспонируемого макета составляет 120 кв.метров. Работа по изготовлению будет завершена в 2017 году и составит площадь 945 кв.метров, которая охватит срединную зону Москвы, выходящую за пределы ТТК.
В 2012 году принимается решение о создании карты города, которая будет вмонтирована в пол. Начинаются разработки проекта и подготовка к строительным работам в "Доме на Брестской". Макет города перевозится на территорию ВДНХ в пав. №75.
В 2014 году состоялось торжественное открытие карты Москвы в масштабе 1:500. Это
напольный «лайтбокс» размером 178 кв.метров. Карта по сути своей уникальна, стеклянные блоки подсвечиваются снизу, а сверху проецируется заданные программным обеспечением изображения, из которых составляются сценарии показов карты.
Сегодня специалисты "Дома на Брестской" с помощью карты и видеостены рассказывают москвичам и гостям столицы о программах развития города, архитектурных стилях, истории Метрополитена, реновации промышленных зон, реконструкции МКЖД, истории градостроительства.

Станция "Новослободская" открыта 30 января 1952 года. Является последней работой архитектора А. Н. Душкина. Названа по одноимённой улице, в самом начале которой расположена. Имеет переход на станцию "Менделеевская" Серпуховско-Тимирязевской линии.

Станция имеет один наземный вестибюль. Он представляет собой крупное трёхэтажное массивное строение. Внешне вестибюль представляет собой подобие античного храма. Такой эффект достигнут за счёт простых пропорций, глубокого шестиколонного портика перед фасадом, квадратных и круглых колонн. Крайние колонны квадратные, остальные круглые. Все колонны каннелированные, немного сужающиеся вверх, с небольшими ионическими капителями. Наземный вестибюль станции является выявленным объектом культурного наследия.


Фотография с сайта pastvu.com

Эскалаторный зал представляет собой огромное полуциркульное шатровое помещение с полукруглым «приделом», в котором находится верхний конец эскалаторного тоннеля. В эскалаторном тоннеле три эскалатора типа ЭМ-4, установленные в 1952 году. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.

Конструкция станции — пилонная, трехсводчатая, глубина заложения — 40 метров. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. Авторы проекта — А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков.

Сравнительно узкие пилоны расширяются вверх, плавно переходя в своды. Широкие проходы между пилонами сводчатые и вверхняя часть шире, чем нижняя. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.

Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью. Их по два на каждом пилоне, в сторону зала и платформы. Причудливое сочетание разноцветных стёкол образует подобия фантастических цветов, растений, звёзд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейланд, Дж. Я. Бодниек, Э. Крастс и Х. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина. Сами витражи также были изготовлены латвийскими мастерами, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.

Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки. Внутри пилонов установлены лампы, имитирующие дневной свет для подсветки витражей.

В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной.

При Хрущёве с панно был удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. Всё это изображено на фоне золотого нимба, звезды и расходящихся лучей.

Путевые стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором с тёмными включениями. Пол выложен серыми гранитными плитами,

Вентиляционные решетки оформлены в советском стиле.

"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Проспект мира" .

Статьи по теме