Тютчев - сообщение доклад кратко. Краткая биография Тютчева Ф.И На какие темы писал тютчев
Яркий представитель золотого века русской поэзии Федор Тютчев умело заключал свои мысли, желания и чувства в ритмику четырехстопного ямба, позволяя читателям прочувствовать всю сложность и противоречивость окружающей их действительности. По сей день стихотворениями поэта зачитывается весь мир.
Детство и юность
Будущий поэт родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай (1801–1870 год) и младшая дочь – Дарья (1806–1879 год).
Писатель рос в спокойной благожелательной атмосфере. От матери он унаследовал тонкую душевную организацию, лиричность и развитое воображение. В сущности, высоким уровнем духовности обладала вся стародворянская патриархальная семья Тютчевых.
В 4-летнем возрасте к Федору был приставлен Николай Афанасьевич Хлопов (1770–1826 год) – крестьянин, который выкупился из крепостной зависимости и на добровольных началах поступил на службу к благородной чете.
Грамотный, благочестивый мужчина не только снискал уважение господ, но и стал для будущего публициста другом и товарищем. Хлопов был свидетелем пробуждения литературного гения Тютчева. Случилось это в 1809 году, когда Федору едва исполнилось шесть лет: во время прогулки в роще близ сельского кладбища он наткнулся на мертвую горлицу. Впечатлительный мальчик устроил птице похороны и сочинил в ее честь эпитафию в стихах.
Зимой 1810 года глава семейства осуществил заветную мечту супруги, купив просторный особняк в Москве. Туда Тютчевы уезжали на время зимних холодов. Семилетнему Федору очень нравилась его уютная светлая комната, где ему никто не мешал с утра до ночи читать стихи , Дмитриева и Державина.
В 1812 году мирный распорядок московской знати нарушила Отечественная война. Как и многие представители интеллигенции, Тютчевы незамедлительно покинули столицу и уехали в Ярославль. Там семейство оставалось вплоть до окончания военных действий.
По возвращении в Москву Иван Николаевич и Екатерина Львовна приняли решение нанять учителя, который смог бы не только обучить их детей основам грамматики, арифметики и географии, но и привить неусидчивой ребятне любовь к иностранным языкам. Под чутким руководством поэта и переводчика Семена Егоровича Раича Федор изучал точные науки и знакомился с шедеврами мировой литературы, проявляя неподдельный интерес к античной поэзии.
В 1817 году будущий публицист в качестве вольнослушателя посещал лекции именитого литературного критика Алексея Федоровича Мерзлякова. Профессор заметил его незаурядный талант и 22 февраля 1818 года на заседании Общества любителей Российской словесности зачитал оду Тютчева «На новый 1816 год». 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт был удостоен звания члена Общества, а через год в печати появилось его стихотворение «Послание Горация к Меценату».
Осенью 1819 года подающий надежды юноша был зачислен в Московский университет на факультет словесности. Там он подружился с молодыми Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым и Михаилом Погодиным. Университет Тютчев окончил на три года раньше положенного срока и выпустился из учебного заведения со степенью кандидата.
5 февраля 1822 года отец привез Федора в Петербург, а уже 24 февраля восемнадцатилетний Тютчев был зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря. В Северной столице он жил в доме своего родственника графа Остерман-Толстого, который впоследствии выхлопотал ему должность внештатного атташе российской дипломатической миссии в Баварии.
Литература
В столице Баварии Тютчев не только изучал романтическую поэзию и немецкую философию, но и переводил на русский язык произведения и . Собственные стихи Федор Иванович публиковал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».
В первое десятилетие жизни в Мюнхене (с 1820 по 1830 год) Тютчевым были написаны самые знаменитые его стихи: «Весенняя гроза» (1828 год), «Silentium!» (1830 год), «Как океан объемлет шар земной…» (1830 год), «Фонтан» (1836 год), «Зима не даром злится…» (1836 год), «Не то, что мните вы, природа...» (1836 год), «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836 год).
Известность пришла к поэту в 1836, когда в журнале «Современник» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» были опубликованы 16 его произведений. В 1841 году Тютчев познакомился с Вацлавом Ганкой – деятелем чешского национального возрождения, оказавшего на поэта большое влияние. После этого знакомства идеи славянофильства получили яркое отражение в публицистике и политической лирике Федора Ивановича.
С 1848 года Федор Иванович состоял на должности старшего цензора. Отсутствие поэтических публикаций не помешало ему стать заметной фигурой в санкт-петербургском литературном обществе. Так, Некрасов восторженно отзывался о творчестве Федора Ивановича и ставил его в один ряд с лучшими поэтами-современниками, а Фет использовал произведения Тютчева в качестве доказательства существования «философской поэзии».
В 1854 году писатель выпустил в свет свой первый сборник, в который вошли как старые стихотворения 1820–1830-х, так и новые творения литератора. Поэзия 1850-х годов была посвящена молодой возлюбленной Тютчева – Елене Денисьевой.
В 1864-ом муза Федора Ивановича умерла. Публицист очень болезненно переживал эту потерю. Спасение он нашел в творчестве. Стихи «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Накануне годовщины 4 августа 1865 года», «О, этот Юг, о, эта Ницца!..», «Есть в осени первоначальной…») – верх любовной лирики поэта.
После Крымской войны новым министром иностранных дел России стал Александр Михайлович Горчаков. Представитель политической элиты уважал Тютчева за его прозорливый ум. Дружба с канцлером позволила Федору Ивановичу влиять на внешнюю политику России.
Славянофильские взгляды Федора Ивановича продолжали укрепляться. Правда, после поражения в Крымской войне в четверостишье «Умом Россию не понять…» (1866 год) Тютчев начал призывать народ не к политическому, а к духовному объединению.
Личная жизнь
Люди, не знающие биографию Тютчева, бегло ознакомившись с его жизнью и творчеством, посчитают, что русский поэт был натурой ветреной, и будут совершенно правы в своем умозаключении. В литературных салонах того времени об амурных похождениях публициста слагали легенды.
Амалия Лерхенфельд, первая любовь Федора Тютчева
Первой любовью литератора была внебрачная дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III – Амалия Лерхенфельд. Красотой девушки восхищались и , и , и граф Бенкендорф. Ей было 14 лет, когда она познакомилась с Тютчевым и сильно им увлеклась. Взаимной симпатии оказалось мало.
Юноша, живущий на деньги родителей, не мог удовлетворить всех запросов требовательной барышни. Любви Амалия предпочла материальное благосостояние и в 1825 году вышла замуж за барона Крюднера. Известие о свадьбе Лерхенфельд настолько потрясло Федора, что посланник Воронцов-Дашков, дабы избежать дуэли, отправил горе-кавалера в отпуск.
И хотя Тютчев подчинился судьбе, душа лирика на протяжении всей его жизни изнывала от неутолимой жажды любви. На короткий промежуток времени его первой жене Элеоноре удалось потушить бушующий внутри поэта огонь.
Семья росла, одна за другой рождались дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Денег катастрофически не хватало. При всем уме и проницательности Тютчев был лишен рассудочности и холодности, из-за чего продвижение по службе шло семимильными шагами. Федора Ивановича тяготила семейная жизнь. Обществу детей и супруги он предпочитал шумные компании друзей и светские интрижки с дамами из высшего общества.
Эрнестина фон Пфеффель, вторая жена Федора Тютчева
В 1833 году на балу Тютчев был представлен своенравной баронессе Эрнестине фон Пфеффель. Об их романе говорил весь литературный бомонд. Во время очередной ссоры измученная ревностью жена в порыве отчаяния схватила кинжал и ударила себя в область груди. К счастью, ранение оказалось не смертельным.
Несмотря на скандал, разразившийся в прессе, и всеобщее порицание со стороны общественности, расстаться с любовницей писатель не сумел, и только смерть законной супруги расставила все по своим местам. Через 10 месяцев после кончины Элеоноры поэт узаконил свои отношения с Эрнестиной.
Судьба сыграла с баронессой злую шутку: женщина, разрушившая семью, на протяжении 14 лет делила законного мужа с молодой любовницей – Денисьевой Еленой Александровной.
Смерть
В середине 60-х–начале 70-х годов Тютчев небезосновательно начал сдавать позиции: в 1864 году скончалась возлюбленная литератора – Денисьева Елена Александровна, через два года не стало матери творца – Екатерины Львовны, в 1870 году умерли горячо любимый брат писателя Николай и его сын Дмитрий, а через три года в мир иной отправилась дочь публициста Мария.
Вереница смертей негативно сказалась на здоровье поэта. После первого удара паралича (1 января 1873 года) Федор Иванович уже почти не поднимался с постели, после второго – прожил несколько недель в мучительных страданиях и скончался 27 июля 1873 года. Гроб с телом лирика был перевезен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербург.
Литературное наследие легенды золотого века русской поэзии сохранилось в сборниках стихов. Помимо прочего, в 2003 году по мотивам книги Вадима Кожинова «Пророк в своем отечестве Федор Тютчев» был снят сериал «Любовь и правда Федора Тютчева». Режиссером киноленты выступила дочь . Российской аудитории она знакома по роли в фильме «Солярис».
Библиография
- «Арфа Скальда» (1834 год);
- «Весенняя гроза» (1828 год);
- «День и ночь» (1839 год);
- «Как неожиданно и ярко…» (1865 год);
- «Ответ на адрес» (1865 год);
- «Итальянская villa» (1837 год);
- «Я знал ее еще тогда» (1861 год);
- «Утро в горах» (1830 год);
- «Пожары» (1868 год);
- «Смотри, как роща зеленеет…» (1857 год);
- «Безумие» (1829 год);
- «Сон на море» (1830 год);
- «Успокоение» (1829 год);
- «Encyclica» (1864 год);
- «Рим ночью» (1850 год);
- «Кончен пир, умолкли хоры...» (1850 год).
(1803 - 1873) стали классикой отечественной литературы. Вот что писал о его лирике литературовед Юрий Лотман: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности» .
Тютчев Ф.И. Купить книгу В избранное В избранном
Интересные воспоминания о Тютчеве оставили современники поэта. Мы публикуем некоторые из них.
: «... от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, то есть они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве... В этом смысле поэзия его заслуживает название дельной, т. е. искренней, серьезной. ... Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г-на Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной».
: «Когда- то Тургенев, Некрасов... едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева, но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Толстой называл его среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить».
: «Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева».
И. С. Аксаков : «Ум сильный и твердый - при слабодушии и бессилии воли, доходившем до немощи; ум зоркий и трезвый - при чувствительности нервов самой тонкой, почти женской, - при раздражительности, воспламенимости, одним cловом, при творческом процессе души поэта со всеми ее мгновенно вспыхивающими призраками и самообманом. Ум деятельный, не знающий ни отдыха, ни помощи - при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках лени, при необоримом отвращении к какому бы то ни было принуждению; ум постоянно голодный, пытливый, серьезный, сосредоточенно проникающий во все вопросы истории, философии, знания; душа, ненасытно жаждущая наслаждений, волнений, рассеяний, страстно отдававшаяся впечатлениям текущего дня...»
Н. А. Добролюбов : «Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
: «Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык». «Со смертью Пушкина и отсутствием Жуковского мои литературные отношения почти совершенно пресечены. С одним Тютчевым есть ещё кое - что общее».
: «Скажу по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен, но... Впрочем, многие из его стихов превосходны...».
Невинная Ксения
Целью моего проекта было познакомиться с личной жизнью Ф.И. Тютчева и её отображением в поэтических произведениях, попытаться понять и объяснить мотивы творчества поэта.
Моя задача состоит в том, чтобы изучить биографию Тютчева, провести анализ стихотворений, сопоставить факты из жизни поэта и сюжеты его лирических произведений.
Актуальность проекта в том, что всегда, во все времена тема любви волновала поэтов, писателей, музыкантов, да и просто обыкновенного человека. А в нашем современном мире ещё больше возрастает роль любви в жизни как отдельно взятого человека, так и всего общества.
Обоснованием для выбора темы стало привлечение внимания читателей – десятиклассников к личности Тютчева, его чувствам, переживаниям, воплотившимся в стихотворениях. Очень хочется, чтобы читатели, мои сверстники открыли для себя имя Федора Ивановича Тютчева как новый мир, как новую планету. Данный проект содержит информацию, которая может быть использована на уроках литературы при изучении темы «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №19
Имени Н.З. Поповичевой г. Липецка
Учебно-исследовательский проект
«Автобиографичность произведений Федора Ивановича Тютчева»
Выполнила: Невинная Ксения,
Учащаяся 10В класса
Руководитель проекта:
Барон Е.В., учитель
русского языка и литературы
2015
Введение …………………………………………………………………….. 1
Цель ……………………………………………........................................
Задачи ……………………………………………………………………..
Обоснование выбора темы ………………………………………………
Актуальность проекта …………………………………………………..
Биография …………………………………………………………………… 2
Певец природы …………………………………………………………….... 2
Любовная лирика …………………………………………………………… 3
Брак …………………………………………………………………………... 4
Элеонора Федоровна Петерсон ………………………………………… 4
Эрнестина Федоровна Дернберг ……………………………………….. 5
Снова влюблен ………………………………………………………………. 6
Денисьевский цикл …………………………………………………………… 6
«Весь день она лежала в забытьи…» ………………………………………. 9
Последние годы жизни поэта ………………………………………………. 10
В память о великом поэте ………………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………….. 12
Введение
Целью моего проекта было познакомиться с личной жизнью Ф.И. Тютчева и её отображением в поэтических произведениях, попытаться понять и объяснить мотивы творчества поэта.
Моя задача состоит в том, чтобы изучить биографию Тютчева, провести анализ стихотворений, сопоставить факты из жизни поэта и сюжеты его лирических произведений.
Актуальность проекта в том, что всегда, во все времена тема любви волновала поэтов, писателей, музыкантов, да и просто обыкновенного человека. А в нашем современном мире ещё больше возрастает роль любви в жизни как отдельно взятого человека, так и всего общества.
Обоснованием для выбора темы стало привлечение внимания читателей – десятиклассников к личности Тютчева, его чувствам, переживаниям, воплотившимся в стихотворениях. Очень хочется, чтобы читатели, мои сверстники открыли для себя имя Федора Ивановича Тютчева как новый мир, как новую планету. Данный проект содержит информацию, которая может быть использована на уроках литературы при изучении темы «Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева».
Тютчев Фёдор Иванович - известный поэт, один из самых выдающихся представителей философской и политической лирики.
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье.
Федор Иванович происходил из старинного, но небогатого дворянского рода. Как и было принято в дворянских семьях, получил блестящее домашнее образование с гуманитарно-литературным уклоном. Уже с юных лет поэт умел передать через описание природы глубину своих переживаний. Впечатления, которые испытываешь при чтении этих стихов, ни с чем несравнимы.
Певец природы.
Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».
Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. И весна, и лето по-своему неповторимы в его стихах. Но мне хотелось бы остановиться на осени.
Осень
Осень - это удивительно красивая пора. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Зима .
Тютчев изображает зимнюю природу в состоянии покоя, «волшебного сна». Поэт отождествляет Зиму с очаровательной женщиной, которая своими чарами может изменить лес до неузнаваемости.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Любовная лирика Тютчева.
Одной из центральных тем в лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям. Спустя годы он напишет:
Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое
И сердцу стало так тепло…
Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
За год их знакомства, того самого «времени золотого», Тютчев был настолько очарован своей юной избранницей, что стал всерьёз подумывать о женитьбе. Фёдор Иванович решился просить руки Амалии. Но русский дворянин показался её родителям не такой уж выгодной партией для их дочери, и они предпочли ему барона Крюденера.
Брак
Элеонора Фёдоровна Петерсон - первая жена поэта
Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Тютчеву было всего 22, а графиня совсем недавно овдовела и имела четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет, более того, избранница Тютчева была старше его на четыре года, поэтому венчание решили провести тайно. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого союза у него родились три дочери: Анна, Дарья, Екатерина.
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда...
Эрнестина Федоровна Дернберг - вторая жена поэта
С баронессой Эрнестиной Дернберг Фёдор Иванович Тютчев познакомился на балу в Мюнхене. В тот день её муж барон Дёрнберг почувствовал себя плохо. И, предложив Эрнестине остаться на балу, уехал домой. Прощаясь с Тютчевым, он сказал: «Поручаю вам свою жену». Через несколько дней барон умер от брюшного тифа, и Фёдор Иванович полностью завладел вниманием первой красавицы Мюнхена. Через два года поэт женится на Эрнестине, которая удочерила его дочерей. В последствии Эрнестина родит Тютчеву ещё двух сыновей: Дмитрия и Ивана. Вторая женитьба стоила Тютчеву карьеры - для венчания поэт был вынужден самовольно выехать в Швейцарию, что было строжайше запрещено. Тютчев подал в отставку и снова переехал в Мюнхен, где прожил еще пять лет, настойчиво пытаясь вернуться на службу в Министерство.
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
Снова влюблен
В 1850 году избранницей Тютчева становится двадцатичетырехлетняя Елена Александровна Денисьева. Она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет открыто были связанны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь позором пала на плечи Денисьевой.
Денисьевский цикл.
Прожитая поэтом драма отразилась в денисьевском цикле, одном из вершин достижений любовно-психологической лирики в русской и мировой литературе. Цикл- в применении к литературе, ряд произведений, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц. Стихи этого цикла звучат как исповедь, поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу.
Все стихи исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. Он запутался в своих отношениях, двойственном положении, привязанность к семье и тяга к Денисьевой, чувство вины перед ней:
О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?
И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались воспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Лирическая героиня стихов угасает, тает, душа её измучена общественным прорицанием света:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла.
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
И Тютчев и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежала на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:
То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им одним живу я
Но эта жизнь!... О, как горька она!
Стихи носят фрагментарный характер. Каждое стихотворение – это мгновение любовных отношений.
« Весь день она лежала в забытьи..»
Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А. Денисьевой. Написано в Ницце в 1864 году. Общая тональность стихотворения трагическая. Звучит боль об утрате близкого человека. Тютчев вспоминает, как Денисьевой в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась к шуму дождя, осознавая, что она умирает, но все еще тянется к жизни. Да, так любить, как любила Денисьева, может не каждая женщина:
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
Герой страдает, видя, как гаснет жизнь в любящей женщине, но человек все может пережить, а боль в сердце остается:
О, господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки разорвалось…
Последние годы жизни поэта
Последние годы жизни поэта омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. В декабре 1872 года Тютчев был частично парализован: осталась без движения левая рука, резко упало зрение. С этих пор сильнейшие головные боли не оставляют поэта. 1 января 1873 года Тютчев не слушая никаких предостережений вышел из дома прогуляться, заглянуть в гости к друзьям. Вскоре его привезли назад парализованным на левую сторону. Эрнестина не отходила от постели супруга, ухаживая за ним. Федор Иванович прожил ещё пол года и 15 июля скончался
В память о великом поэте
Я видел вечер твой. Он был прекрасен!
В последний раз прощаяся с тобой,
Я любовался им: и тих и ясен,
И весь насквозь проникнут теплотой...
О, как они и грели и сияли -
Твои, Поэт, прощальные лучи...
А между тем заметно выступали
Уж звезды первые в его ночи…
Поистине, как голубь, чист и цел
Он духом был; хоть мудрости змеиной
Не презирал, понять ее умел,
Но веял в нем дух чисто голубиный.
И этою духовной чистотою
Он возмужал, окреп и просветлел.
Душа его возвысилась до строю:
Он стройно жил, он стройно пел...
И этот-то души высокий строй,
Создавший жизнь его, проникший лиру,
Как лучший плод, как лучший подвиг свой,
Он завещал взволнованному миру...
Поймет ли мир, оценит ли его?
Достойны ль мы священного залога?
Иль не про нас сказало Божество:
«Лишь сердцем чистые - те узрят Бога!»
Заключение
Благодаря общению с такими женщинами, как Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг и Елена Денисьева, Тютчев создал изумительные стихи. Какую же роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них? Разную, но с полным правом о каждой из них можно сказать: «Любила ты, и так как ты любить, нет, никому еще не удавалось».
Любовь в представлении Тютчева - это тайна, высший дар судьбы. Она волнующа, причудлива и неподконтрольна. Любовь - это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения. И именно эти чувства отразились в его стихотворениях, посвященным любимым женщинам.
Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих – лишь грезою природы».
Паспорт проектной работы
- Название проекта: «Автобиографичность произведений Федора Ивановича Тютчева»
- Руководитель проекта: Барон Елена Владимировна
- Учебный предмет: Литература
- Возраст детей, выполнявших проект: 10 класс, 16 лет
- Состав проектной группы: Невинная Ксения
- Тип проекта: исследовательский
- Мероприятие, для которого выполняется проект: Проектная неделя
- Цели проекта: познакомиться с личной жизнью Ф.И. Тютчева и её отображением в поэтических произведениях, попытаться понять и объяснить мотивы творчества поэта.
- Задачи проекта: изучить биографию Тютчева, провести анализ стихотворений, сопоставить факты из жизни поэта и сюжеты его лирических произведений.
- Вопросы проекта: лирика природы, любовная лирика.
- Необходимое оборудование: учебники литературы 10 класс, Интернет, собрания сочинений Ф.И. Тютчева.
- Аннотация:
Актуальность проекта в том, что всегда, во все времена тема любви волновала поэтов, писателей, музыкантов, да и просто обыкновенного человека. А в нашем современном мире ещё больше возрастает роль любви в жизни как отдельно взятого человека, так и всего общества. Очень хочется, чтобы читатели, мои сверстники открыли для себя имя Федора Ивановича Тютчева как новый мир, как новую планету. Знакомясь с произведениями Ф.И. Тютчева, я смогла открыть его для себя как художника слова, как поэта-философа главным содержанием творчества которого стали раздумья о жизни, человеке, мироздании.
- Предполагаемый продукт: реферат для урока литературы в 10-х классах.
- График работы:
Этапы работы над проектом | Форма работы | Продолжительность работы | Выход этапа |
1.Подготовительный этап | Определение тематического поля проекта | 4 -5 дней | Выбор конкретной темы. |
2.Поисковый этап | 1) Определение предполагаемых целей и задач. 2) Определение источников необходимой информации. 3) Определение способов сбора и анализа информации. 4) Определение способа представления результатов. | 2-3 недели | Выбор необходимой информации. |
3.Практический этап | 1) Сбор и улучшение информации 2)Систематизация изученной литературы по теме проекта. | 1-2 недели | |
4. Аналитический этап | Анализ имеющейся информации, формулирование выводов. | 2-3 дня | Оформление проекта |
5.Представление проекта | Подготовка проекта и защиты | 1 неделя | Представление проекта |
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.
Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Начало литературного пути
Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
Возвращение в Россию
Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.
Смерть и наследие
Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».
Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.
Хронологическая таблица
Другие варианты биографии
- Тютчев был очень влюбчивым человеком. В его жизни была связь с графиней Амалией, затем женитьба на Э. Петерсон. После ее смерти второй женой Тютчева стала Эрнестина Дернберг. Но и ей он изменял в течение 14 лет с другой возлюбленной – Еленой Денисьевой.
- Всем своим любимым женщинам поэт посвящал стихи.
- Всего у поэта родилось 9 детей от разных браков.
- Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев так и не стал профессиональным литератором.
- Тютчев посвятил два стихотворения
* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Обзорный реферат по творчеству Ф.И.Тютчева
ученика 10 “Б” средней школы №206
Суханова Артема Владимировича
Учитель:Боброва Ирина Владимировна
Оценка:
1.Вступление.
2.Краткие биографические данные.
3.Творческий путь великого поэта.
4.Ф.И.Тютчев и его современники.
5.Заключение.
Федор Иванович Тютчев
(1803-1873 гг.)
Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева (1803-1873) определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широкой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам «русского поэтического гения».
Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, который вспоминал о своем ученике: «По тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». В Московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юного поэта в Общество любителей российской словесности.
По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. За границей (в Мюнхене, затем в Турине) он живет вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта (На чужбине Тютчев женился, овдовел, женился вторично) были иностранками, не знавшими русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писались только стихи.
Изредка стихи Тютчева появляются на страницах русских периодических изданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые («Урания», «Галатея»). Только в 1836 году целую подборку его стихов, правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем «Современнике» Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценители поэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.
Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время, неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век» русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Все меньше печатается стихов, как будто бы спадает интерес к поэзии. Впрочем, Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его дать стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти десять лет, естественно, помнят его лишь малочисленные почитатели. И только в 50-х годах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия, опубликовав большую подборку их в «Современнике». В 1654 году выходит в свет первый поэтический сборник Тютчева, а второй-он же последний прижизненный - в 1868 году.
Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность, Тютчев писал родителям: «Не подлежит сомнению, что будь я еще на этой исходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу» . Мы не знаем, что имел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако вовсе не из-за отсутствия интереса к политике - напротив, внешнеполитические вопросы всегда составляли один из главнейших интересов в жизни Тютчева. Свидетельства тому-его публицистические статьи, его письма, воспоминания современников. Россия, ее положение в мире, ее будущность-предмет неослабного внимания, беспокойного и глубоко личного интереса Тютчева: «Думаю, что невозможно быть более привязанным к своей стране, нежели я, более постоянно озабоченным тем, что до нее относится». Поражение России в Крымской кампании 1855 года было воспринято поэтом как личная катастрофа и заставило его пересмотреть отношение к Николаю I и всему 30-летнему правлению этого «царя лицедея», человека «чудовищной тупости».
Внутриполитические взгляды Тютчева были вполне традиционны, однако принцип просвещенного самодержавия, согласно его взглядам, должен был удовлетворять, в сущности, идеальным условиям, а именно: государственные чиновники не должны чувствовать себя самодержцами, а царь -чиновником. За 70 лет жизни Тютчева сменились три царя, и ни одно реальное царствование чаяниям поэта не отвечало - об этом можно судить по многочисленным его едким критическим высказываниям. Оставались смутные упования: «В Россию можно только верить», упования, основанные на убеждении, что судьбу России решит не «пена, плавающая на поверхности», а те могучие, невидимые силы, которые пока «таятся в глубине». Тютчев и«мел прекрасную возможность вблизи наблюдать за деятельностью государственной машины - ведь он до конца своих дней находился на государственной службе (сначала старшим цензором при Министерстве иностранных дел, а последние пятнадцать лет - председателем Комитета цензуры иностранной). Кроме того, звание камергера налагало на него обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутри страны с течением времени становится все более пессимистическим. «В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию»,-вынужден признать он на склоне лет.
Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева - государственника и дипломата: «Часть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями». Этой «части» обязаны своим появлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своем написанные «по случаю» и в согласии с его принципом «смягчать, а не тревожить» сердца «под царскою парчою». Стихи эти значительно уступают в силе и художественности лирическим его произведениям, которые рождались из таинственных родников, сокрытых в глубине души.
Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог - таким предстает он в стихал, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, жизнь природы, связь человека с этой жизнью, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением. Как жесточайшее бедствие и тяжкий грех ощущал поэт самовластье «человеческого Я» - проявление индивидуализма, холодного и разрушительного. Отсюда бессильные порывы Тютчева к христианству, особенно к православию с его выраженной идеей «соборности», смирением и покорностью судьбе. Иллюзорность, призрачность, хрупкость человеческого существования - источники постоянной внутренней тревоги поэта. Тютчев-мятущийся агностик-в поисках устойчивого мировоззрения не мог пристать ни к одному берегу. Так, он неоднократно декларировал пантеизм («Не то, что мните вы, природа...», «Полдень»), но внутренней убежденности, стойкой веры в божественное начало, благотворное и разлитое повсеместно, не было. Если для пантеистического мировоззрения А. К. Толстого характерен оптимизм, вызванный уверенностью, что «в одну любовь мы все сольемся вскоре...», то Тютчеву перспектива «слияния» рисуется весьма безрадостно. В стихотворении «Смотри, как на речном просторе...» «человеческое Я» уподобляется тающим льдинам, которые
Все вместе - малые, большие,
Утратив прежний образ свой,
Все - безразличны, как стихия, -
Сольются с бездной роковой!..
Спустя двадцать лет, в последние годы жизни образ «всепоглощающей и миротворной бездны» снова возникнет в стихотворении поэта «От жизни той, что бушевала здесь...».
В общем ряду явлений природы человек в поэзии Тютчева занимает непонятное, двусмысленное положение «мыслящего тростника». Мучительная тревожность, тщетные попытки понять свое предназначение, ужасающие подозрения относительно самого существования загадки «природы-сфинкса» и наличия «творца в творении» неотступно преследуют поэта. Его угнетает сознание ограниченности, бессилия мысли, которая упорно стремится постичь вечную загадку бытия,- «длань незримо-роковая» неуклонно пресекает ее напрасные и обреченные попытки. Во многих стихах Тютчева незримо присутствует терзавшая Паскаля мысль: «Меня ужасает вечное молчание этих бесконечных пространство». Вообще философия Паскаля чрезвычайно близка мироощущению Тютчева. В его поэзии немало образов и понятий, встречающихся у французского философа, но едва ли не самое основное - это убеждение Тютчева, что «корень нашего мышления не в умозрительной способности человека, а в настроении его сердца» созвучное одному из основных положений философии Паскаля: «Сердце имеет свои законы, которых вовсе не знает разум».
Чувство тревоги особенно обостряется ночью, когда исчезает призрачная преграда - видимый мир - между человеком и «бездной» с ее «страхами и мглами». У лишённого зрения «ночного» человека обостряется слух, послышит он «гул непостижимый» или вой «ветра ночного», которые напоминают ему о «родимом», но не менее от того жутком изначальном хаосе. О том, как остро ощущал поэт, что «ночь страшна», красноречиво свидетельствует стихотворение «Альпы», лишенное в отличие от других его произведений на тему «день и ночь» философского звучания, но тем более поражающее мрачными образами, найденными Тютчевым для спящих гор:
Помертвелые их очи
Льдистым ужасом разят.
В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную, созерцательную, воспринимающую окружающий мир «с помощью пяти органов чувств»., - и духовную, мыслящую, стремящуюся за видимым покровом угадать великую тай«у природы. .
Тютчев-созерцатель создает такие лирические шедевры, как «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной....», «Чародейкою Зимою..,» и - множество подобных, коротких, как почти все тютчевские стихи, прелестных и образных пейзажных зарисовок.
Аполлон Григорьев писал: подчиненное, тяготеет над отношениями к природе великорусской, но это подчиненное созерцание и сообщает им при переходе в творчество их особенную красоту и прелесть. <...> В Тютчеве, например, возводит их, эти отношения, до глубины философского созерцанья, до одухотворения природы>>.
Тютчев - мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Так родились стихи «Волна и дума», «Певучесть есть в морских волнах...», «Как сладко дремлет сад темно-зеленый...» и т.п. К этим произведениям примыкают несколько чисто философских: «Silentium!», «Фонтан», «День и ночь». Философская лирика Тютчева менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал ее И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразиться, свойства происхождения своего, мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».
Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворения Тютчева, посвященных весне, и в этом есть своя закономерность. Постоянные мысли о хрупкости жизни были неотвязными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим душевным состоянием» - такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, «прелестный говорун», по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир. Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нем есть что-то жуткое и беспокойное».
Пробуждающаяся весенняя природа обладала чудодейственным свойством заглушать это постоянное беспокойство, умиротворять тревожную душу поэта. Могущество весны объясняется ее торжеством над прошедшим и будущим, полным забвением бывшего и грядущего уничтожения и распада:
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни листа:
Их жизнь, как океан безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
Воспевая весеннюю природу, Тютчев неизменно радуется редкой и краткой возможности ощутить полноту жизни, не омраченной предвестниками гибели - «Не встретишь мертвого листа»,- ни с чем не сравнимой отрадой целиком отдаваться настоящему моменту, причастности «жизни божески - всемирной». Порой и осенью ему чудится дуновение весны. В противопоставлении, вернее, в предпочтении сомнительному райскому блаженству бесспорного, достоверного наслаждения красотою весенней природы, самозабвенного упоения ею Тютчев близок А. К. Толстому, писавшему: «Боже, как это прекрасно - весна! Возможно ли, что в мире ином мы будем счастливее, чем в здешнем мире весной!» Совершенно те же чувства наполняют Тютчева:
Что пред тобой утеха рая,
Пора любви, пора весны,
Цветущее блаженство мая,
Румяный цвет, златые сны?.
На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы - хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, листье изнуренное и ветхое, звезды беседуют друг с другом тихомолком, день скудеющий, движение и радуга изнемогают, увядающая природа улыбается немощно и хило и т.п.
«Вечный строй» природы то восхищает, то вызывает уныние поэта:
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы,
Но в своих сомнениях и мучительных поисках истинных взаимоотношений части и целого - человека и при роды - Тютчев вдруг приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой, он не только «беспомощное дитя», но он и равновелик ей в своей творческой потенции:
Связан, соединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества...
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
Утонченный психологизм, пронизывающий творчество Тютчева как более или менее категория отвлеченная, приобретает конкретно-житейский характер в так называемом денисьевском цикле поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой:
Не раз ты слышала признаньем
«Не стою я любви твоей»,
Пускай мое она созданье, -
Но как я беден перед ней...
Поэт-мыслитель всю жизнь - от ранней юности до последних дней болезненной старости-чрезвычайна интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально-губительным, «поединком роковым». Потому-то печалился он о судьбе одной из своих дочерей, «кому я, быть может, передал по наследству это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви...».
Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Ей была уготована «жизнь отреченья, жизнь страданья»:
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.
Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от нее. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого все было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только нс порывал со своей семьей, но и продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею. Весь цикл стихов, посвященных Деиисьевой, проникнут тяжелым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью ее чувства, сознание собственной недостойности, возмущение «бессмертной пошлостью людской». Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.
О, как убийственно мы любим!,
Как в буйной слепоте своей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
Тютчев очень тяжело переживал утрату:
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет - и не может...
Я. П. Полонскому, другу и сослуживцу, Тютчев писал: «Друг мой, теперь все испробовано-ничто не помогло, ничто не утешило,- не живется - не живется - не живется...» В стихах «денисьевского цикла» особенно часты характерные тютчевские строки, начинающиеся горьким восклицанием «О!», определяющим интонацию отчаяния всего стихотворения. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие убивается... Да, Тютчев именно убивается по Денисьевой:
По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.
Он пережил ее на девять лет. В эти последние годы Тютчев едва успевает оправляться от потерь близких ему людей: мать, брат, четверо детей...
Дни сочтены, утрат не перечесть,
Живая жизнь давно уж позади,
Передового нет, и я, как есть,
На роковой стою очереди.
Его черед пришел 15 июля 1873 года... Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая:
В наш век стихи живут два-три мгновенья.
Родились утром, к вечеру умрут.
О чем же хлопотать? Рука забвенья
Как раз свершит свой корректурный труд.
Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требуют от читателя определенной культуры, просвещенности. В свое время в статье о Тютчеве А. Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».
ЛИТЕРАТУРА
1.Ф.И.Тютчев. Избранная лирика.-М.,1986
2.А.Григорьев.Эстетика и критика.-М.,1980
3.А.А.Фет.Сочинения.-М.,1982