Когда в ссср появилась первая десантная дивизия. Спецподразделения армий мира

В 30-е годы Советский Союз стал пионером в деле создания воздушно-десантных войск. Групповой прыжок 2500 парашютистов в 1935 году в ходе маневров под Киевом потряс воображение военных обозревателей всего мира. И несмотря на череду кровавых сталинских чисток в рядах Красной армии, уже к 1939 году в ее составе насчитывалось три полноценные воздушно-десантные бригады, которые в ноябре того же года были сброшены на Финляндию.
В ходе второй мировой войны СССР провел только две воздушно-десантные операции, и обе закончились провалом. В результате до самой победы советские десантные части воевали как элитная пехота.
Новая оборонная доктрина, принятая Советским Союзом в 50-е годы, предусматривала возрождение воздушно-десантных войск. В 70-е годы поступила на вооружение предназначенная для десантирования с воздуха боевая машина десанта (БМД), что значительно усилило огневую мощь ВДВ.
Вторжение в Чехословакию в 1968 году ознаменовало начало самого успешного периода в истории советских ВДВ. В самом начале операции бойцы 103-й гвардейской дивизии и ГРУ (армейская разведка) высадились в аэропорту Праги и захватили его. Два часа спустя АСУ-85 (артиллерийская самоходная установка) десантников заняли позиции перед зданием Центрального комитета компартии в самом центре чехословацкой столицы.
В 1977 году советские десантники вместе с кубинскими и эфиопскими подразделениями провели успешную операцию в районе Африканского Рога, в ходе которой были разгромлены сомалийские войска в Огаденской пустыне.
В 1979 году 105-я воздушно-десантная дивизия в первых рядах Советской Армии штурмовала Кабул. Афганская столица в то время была поделена между враждующими группировками, и советские десантники сражались под мощным перекрестным огнем и безжалостно уничтожали опорные пункты противника при поддержке танков и тяжелой артиллерии.
Несколько ранее, во время арабо-израильской войны в 1967 году, 103-я воздушно-десантная дивизия была приведена в боевую готовность и ждала приказа, чтобы осуществить развертывание на Ближнем Востоке и вступить в бой на стороне арабов.
Российские воздушно-десантные дивизии, практически не изменившие свою организацию и структуру с момента распада СССР, насчитывают сегодня около 700 офицеров и 6500 рядовых и имеют на вооружении 300 БМД (некоторым подразделениям приданы артиллерийские самоходные установки АСУ-87). Как правило ВДВ используются как тактический резерв или действуют в составе сил быстрого реагирования. Воздушно-десантная штурмовая дивизия состоит из трех воздушно-десантных полков, батальона противовоздушной обороны, артиллерийского полка, инженерного батальона, батальона связи, разведроты, роты радиационной защиты, транспортного батальона, батальона обеспечения и медицинского батальона.
Подготовка носит весьма жесткий характер, и за все два года обязательной службы десантник может не получить ни одного увольнения, но стоит лишь подписать договор о продлении срока службы, как условия его жизни немедленно меняются к лучшему. Личным оружием бойца ВДВ является 5,45-мм автомат АКС-74 со складывающимся прикладом. На вооружении воздушно-десантных частей также имеются ручные пулеметы РПК-74 и противотанковые гранатометы РГ1Г-16, РПГ-18 и СПГ-9.
Автоматический гранатомет 30-мм АГС-17 «Пламя» предназначен для уничтожения живой силы противника. Для противовоздушной обороны используются сдвоенные 23-мм зенитные установки ЗУ-33 и зенитные ракеты СА-7/16.

На основании Указа президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

В 1994-1996 и 1999-2004 годах все соединения и воинские части ВДВ участвовали в боевых действиях на территории Чеченской Республики, в августе 2008 года воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях.
На базе ВДВ был сформирован первый российский батальон миротворческих сил ООН в Югославии (1992), миротворческие контингенты в Республике Боснии и Герцеговине (1995), в Косово и Метохии (Союзная Республика Югославия, 1999).

С 2005 года по своей специализации части ВДВ подразделяются на воздушно-десантные, десантно-штурмовые и горные . В состав первых входят 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия двухполкового состава, вторых - 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия двухполкового состава и 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада трехбатальонного состава, к третьим относится 7-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия (горная).
Два соединения ВДВ (98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 31-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада) входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности.
В конце 2009 года в каждой дивизии ВДВ на базе отдельных зенитных ракетных артиллерийских дивизионов были сформированы отдельные зенитные ракетные полки. На первоначальном этапе на вооружение поступили системы противовоздушной обороны Сухопутных войск, которые в дальнейшем будут заменены на десантируемые системы.
По информации на 2012 год, общая численность Воздушно-десантных войск РФ составляет около 30 тысяч человек. В состав ВДВ входят четыре дивизии, 31-я отдельная воздушно-десантная бригада, 45-й отдельный полк специального назначения, 242-й учебный центр и другие подразделения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Была создана советская воздушно-десантная часть - авиамотодесантный отряд , в 11-ой стрелковой дивизии . В декабре он был развернут в 3-ю авиационную бригаду особого назначения, которая с стала именоваться 201-й воздушно-десантной бригадой .

Первое применение воздушного десанта в истории военного дела произошло ещё весной 1929 года . В осаждённом басмачами городе Гарм была высажена с воздуха группа вооружённых красноармейцев , которая при поддержке местных жителей разгромила банду, вторгшуюся из-за границы на территорию Таджикистана . . Однако Днём ВДВ в России и ряде других стран является 2 августа , в честь парашютного десанта на войсковом учении Московского военного округа под Воронежем 2 августа 1930 года .

Десантники приобретали опыт и в реальных боях . В 1939 году в разгроме японцев у Халхин-Гола приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. За проявленные мужество и героизм 352 десантника были награждены орденами и медалями. В 1939-1940 гг., в период советско-финляндской войны , вместе со стрелковыми частями сражались 201-я , 202-я и 214-я воздушно-десантные бригада.

На основе полученного опыта в 1940 году были утверждены новые штаты бригад в составе трех боевых групп: парашютной, планерной и посадочно-десантной.

был направлен в Саратовское бомбардировочное училище. … Однако вскоре пришло распоряжение наркомата обороны о передаче Саратовского училища в ведение ВДВ .

В контрнаступлении под Москвой создались условия для широкого применения ВДВ . Зимой г. проведена Вяземская воздушно-десантная операция с участием 4-го воздушно-десантного корпуса . В сентябре г. применен воздушный десант в составе двух бригад для содействия войскам Воронежского фронта в форсировании реки Днепр . В Маньчжурской стратегической операции в августе 1945 г. было высажено для десантных действий посадочным способом более 4 тысяч человек личного состава стрелковых подразделений, которые успешно выполнили поставленные задачи.

В 1956 г. две воздушно-десантные дивизии принимали участие в венгерских событиях . В 1968 году после захвата двух аэродромов под Прагой и Братиславой были высажены 7-я и 103-я гвардейские воздушно-десантные дивизии , которые обеспечили успешное выполнение задачи соединениями и частями Объединённых вооруженных сил стран - участниц Организации Варшавского договора во время чехословацких событий .

В послевоенный период в ВДВ была осуществлена большая работа по усилению огневой мощи и подвижности личного состава. Были созданы многочисленные образцы авиадесантируемой бронетехники (БМД , БТР-Д), автомобильной техники (ТПК , ГАЗ-66), артилерийских систем (АСУ-57 , АСУ-85 , 2С9 «Нона» , 107-мм безоткатное орудие Б-11). Были разработаны сложные парашютные системы для десантирования всех наименований вооружения - «Кентавр», «Реактавр» и другие. Также был увеличен парк военно-транспортной авиации , призванный для массовой переброски десантных соединений в случае крупномасштабных боевых действий. Были созданы крупнофюзеляжные транспортные самолёты способные производить парашютное десантирование боевой техники (Ан-12 , Ан-22 , Ил-76).

В СССР впервые в мире были созданы воздушно-десантные войска , располагавшие собственной бронетехникой и самоходной артиллерией. На крупных армейских учениях (вроде Щит-82 или Дружба-82) практиковалась высадка личного состава со штатной техникой численностью не более двух парашютно-десантных полков. Состояние военно-транспортной авиации ВС СССР на конец 80-х годов, позволяло произвести выброску парашютным способом 75 % личного состава и штатной боевой техники одной воздушно-десантной дивизии за один общий вылет.

Организационно-штатная структура 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, на июль 1979 года.

Организационно-штатная структура 351-го гвардейского парашютно-десантного полка, 105гв.вдд на июль 1979 года.

Последовавший после расформирования 105гв.вдд, в 1979 году ввод советских войск в Афганистан , показал глубокую ошибочность, принятого руководством ВС СССР решения - воздушно-десантное соединение, специально адаптированное для ведения боевых действий в горно-пустынной местности непродуманно и поспешным образом было расформировано, а в Афганистан в конечном счёте была отправлена 103гв.вдд , личный состав которой не имел никакой подготовки для ведения боевых действий на подобном театре военных действий :

«…в 1986 году приезжал Командующий ВДВ генерал армии Сухоруков Д. Ф., он сказал тогда, какие мы были глупцы, расформировав 105-ю воздушно-десантную дивизию, ведь она была предназначена для ведения боевых действий в горно-пустынной местности. А мы вынуждены были затратить огромные средства для доставки в Кабул по воздуху 103-ю воздушно-десантную дивизию…»

воздушно-десантных войск ВС СССР было 7 воздушно-десантных дивизий и три отдельных полка со следующими наименованиями и местами дислокации :

Каждая из указанных дивизии имела в своём составе: управление (штаб), по три парашютно-десантных полка, один артиллерийский самоходный полк и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения .

Кроме парашютно-десантных частей и соединений, в воздушно-десантных войсках имелись также десантно-штурмовые части и соединения , но они подчинялись командующим войсками военных округов (групп войск), армий или корпусов . Они ни чем не отличались, кроме задач, подчинённости и ОШС. Методы боевого применения, программы боевой подготовки личного состава, вооружение и обмундирование военнослужащих - было такое же как и парашютно-десантных частей и соединений ВДВ (центрального подчинения). Десантно-штурмовые формирования были представлены отдельными десантно-штурмовыми бригадами (одшбр), отдельными десантно-штурмовыми полками (одшп) и отдельными десантно-штурмовыми батальонами (одшб) .

Поводом для создания десантно-штурмовых формирований в конце 60-х годов, послужил пересмотр тактических приёмов в борьбе с противником в случае полномасштабной войны. Ставка делалась на концепцию применения массированных десантов в ближнем тылу противника, способных дезорганизовать оборону . Техническую возможность для подобного десантирования предоставлял существенно увеличившийся к этому времени парк транспортных вертолётов в армейской авиации .

К середине 80-х годов в составе ВС СССР числилось 14 отдельных бригад , два отдельных полка и около 20 отдельных батальонов . Бригады размещались на территории СССР по принципу - одна бригада на один военный округ , имеющий сухопутный выход к Государственной границе СССР, одна бригада во внутреннем Киевском Военном округе (23одшбр в г. Кременчуг , подчиненная Главному командованию юго-западного направления) и две бригады для группы советских войск за рубежом (35одшбр в ГСВГ в г. Котбус и 83одшбр в СГВ в г. Бялогард). 56гв.одшбр в ОКСВА, дислоцированная в г. Гардез Республики Афганистан , относилась к Туркестанскому Военному Округу , в котором была сформирована.

Отдельные десантно-штурмовые полки подчинялись командирам отдельных армейских корпусов .

Разница между парашютно-десантными и десантно-штурмовыми формированиями ВДВ заключалась в следующем:

На середину 80-х годов в составе ВДВ СВ ВС СССР находились следующие бригады и полки :

  • 11одшбр в Забайкальском ВО (Забайкальский край г. Могоча и Амазар),
  • 13одшбр в Дальневосточном ВО (Амурская область г. Магдагачи и Завитинск),
  • 21одшбр в Закавказском ВО (Грузинская ССР , г. Кутаиси),
  • 23одшбр Юго-западного направления (на территории Киевского ВО), (Украинская ССР , г. Кременчуг),
  • 35гв.одшбр в Группе Советских войск в Германии (Германская Демократическая Республика , г. Котбус),
  • 36одшбр в Ленинградском ВО (Ленинградская область , пгт Гарболово),
  • 37одшбр в Прибалтийском ВО (Калининградская область , г. Черняховск),
  • 38гв.одшбр в Белорусском ВО (Белорусская ССР , г. Брест),
  • 39одшбр в Прикарпатском ВО (Украинская ССР , г. Хыров),
  • 40одшбр в Одесском ВО (Украинская ССР, пгт. Большая Корениха (Николаевская область),
  • 56гв.одшбр в Туркестанском ВО (сформирована в г. Чирчик Узбекской ССР и введена в Афганистан),
  • 57одшбр в Среднеазиатском ВО (Казахская ССР , пгт Актогай),
  • 58одшбр в Киевском ВО (Украинская ССР , г. Кременчуг),
  • 83одшбр в Северной Группе Войск , (Польская Народная Республика , г. Бялогард),
  • 1318одшп в Белорусском ВО (Белорусская ССР , г. Полоцк) в подчинении 5-го отдельного армейского корпуса (5оак)
  • 1319одшп в Забайкальском ВО (Читинская область , г. Кяхта) в подчинении 48-го отдельного армейского корпуса (48оак)

Указанные бригады имели в своём составе управление, по 3 или 4 десантно-штурмовых батальона, один артиллерийский дивизион и подразделения боевого обеспечения и тылового обеспечения. Личный состав развёрнутых бригад достигал 2500 военнослужащих . К примеру штатная численность личного состава 56гв.одшбр на 1 декабря 1986 составляла 2452 военнослужащих (261 офицер , 109 прапорщиков , 416 сержантов , 1666 солдат) .

Полки отличались от бригад наличием только двух батальонов: одного парашютно-десантного и одного десантно-штурмового (на БМД), а также несколько уменьшенным составом подразделений полкового комплекта

Участие ВДВ в Афганской Войне

Также с целью повышения огневой мощи десантных подразделений, в их состав введут дополнительные артиллерийские и танковые подразделения. К примеру 345опдп по образцу мотострелкового полка дополнят артиллерийским гаубичным дивизионом и танковой ротой , в 56одшбр артиллерийский дивизион был развёрнут до 5 огневых батарей (вместо положенных 3 батарей), а 103-й гв.воздушно-десантной дивизии придадут для усиления 62-й отдельный танковый батальон, что являлось несвойственным для организационно-штатной структуры частей ВДВ на территории СССР .

Подготовка офицерского состава для воздушно-десантных войск

Офицеров готовили следующие военные учебные заведения по следующим военно-учётным специальностям :

Кроме выпускников указанных учебных заведений, в ВДВ нередко назначались на должности командиров взводов, выпускников высших общевойсковых училищ (ВОКУ) и военных кафедр , готовивших на командира мотострелкового взвода . Связано это было с тем, что профильное Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище , выпускавшее каждый год в среднем около 300 лейтенантов , не в состоянии было полностью обеспечить потребности ВДВ (на конец 80-х в в них числилось около 60 000 личного состава) в командирах взводов. К примеру, бывший командир 247гв.пдп (7гв.вдд), Герой Российской Федерации Эм Юрий Павлович , начинавший службу в ВДВ с командира взвода в 111гв.пдп 105гв.вдд, окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище

Долгое время военнослужащих подразделений и частей СпН (так называемого сейчас армейского спецназа) ошибочно и намеренно именовали десантниками . Связано это с тем что в советский период, как и сейчас, в ВС России не было и нет войск специального назначения , а были и есть подразделения и части Специального назначения (СпН) ГРУ Генерального штаба ВС СССР . В печати и в СМИ упоминались фразы «войска специального назначения» или «командос» только по отношению к войскам вероятного противника («Зелёные береты », «Рейнджеры », «Коммандос»).

Начиная с возникновения этих частей в ВС СССР в 1950 году вплоть до конца 80-х годов, полностью отрицалось существование подобных подразделений и частей. Вплоть до того, что об их существовании военнослужащие срочной службы узнавали только при принятии в личный состав этих подразделений и частей. Официально в советской прессе и по телевидению подразделения и части СпН ГРУ Генерального Штаба ВС СССР объявлялись либо частями ВДВ - как в случае с ГСВГ (официально в ГДР не было частей СпН), либо как в случае с ОКСВА - отдельными мотострелковыми батальонами (омсб). К примеру 173-й отдельный отряд специального назначения (173ооСпН), дислоцировавшийся возле города Кандагар , назывался 3-й отдельный мотострелковый батальон (3омсб)

В повседневности военнослужащие подразделений и частей СпН носили парадную и полевую форму принятую в ВДВ , хотя ни по подчинению, ни по поставленным задачам разведывательно-диверсионной деятельности не относились к ВДВ . Единственное что объединяло ВДВ и подразделения и части СпН - это большая часть офицерского состава - выпускников РВВДКУ , воздушно-десантная подготовка и возможное боевое применение в тылу противника.

Российская Федерация - период после 1991 года

Средняя эмблема ВДВ России

В 1991 году выделены в самостоятельный род войск Вооружённых Сил Российской Федерации .

  • 7-я гвардейская десантно-штурмовая (горная) дивизия (Новороссийск)
  • 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия Черниговская Краснознамённая дивизия (Псков)
  • 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Иваново)
  • 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (Тула)
  • 242-й учебный центр г. Омск и Ишим
  • 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая ордена Кутузова II степени бригада (Ульяновск)
  • 38-й отдельный полк связи (Медвежьи озёра)
  • 45-й гвардейский отдельный полк СпН ВДВ (г. Кубинка , Одинцовского района , Московская область)
  • 11-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Улан-Удэ
  • 56-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада (Камышин) (В составе ВДВ,но оперативно подчиняется Южному военному округу)
  • 83-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Уссурийск) (В составе ВДВ,но оперативно подчиняется Восточному военному округу)
  • 100-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада (Абакан) (В составе ВДВ,но оперативно подчиняется Центральному военному округу)

В других странах

Белоруссия

Силы специальных операций (белор. Cілы спецыяльных аперацый ). Командование подчиняется непосредственно Генеральному штабу Вооружённых сил. Командующие: генерал-майор Люциан Суринт (2010 г.); с июля 2010 года - полковник (с февраля 2011 генерал-майор) Олег Белоконев. Включают в себя 38-ю, 103-ю гвардейские мобильные бригады, 5-я бригаду специального назначения и др.

Казахстан

Нарукавный знак аэромобильных войск ВС РК

Великобритания

Британские десантники 1пб ,1(британской)вдд ведут бой. Голландия. 17 сентябрь 1944 года

Воздушно-десантные войска Великобритании , основным воздушно-десантным компонентом является 16-я Воздушно-штурмовая бригада (англ. 16th Air Assault Brigade ). Бригада была создана 1 сентября 1999 года слиянием компонентов расформированных 5-й Воздушно-десантной (англ. 5th Airborne Brigade ) и 24-й Аэро-мобильной (англ. 24th Air Mobile Brigade ) бригад . Штаб и подразделения бригады расквартированы в городе Колчестер , графство Эссекс . 16-я Воздушно-штурмовая бригада входит в состав 5-й дивизии сухопутных войск Великобритании .

Германия

Воздушно-десантные войска Вермахта

Нагрудный знак парашютиста воздушно-десантных сил Вермахта, Германия

Воздушно-десантные силы Вермахта (нем. Fallschirmjäger , от Fallschirm - «парашют» и Jäger - «охотник, егерь») - немецкие воздушно-десантные силы Вермахта оперативно-тактического развертывания во вражеском тылу. Являясь отборным родом войск, в них набирались лишь лучшие из лучших солдат Германии. Формирование частей началось в 1936 году, после чего в годы Второй мировой войны, в период с 1940 по 1941 они были использованы в крупных воздушно-десантных операциях в Норвегии, Бельгии, Нидерландах и Греции. В последующие годы были ещё более крупномасштабные операции с их участием, но в основном уже лишь в качестве регулярных пехотных соединений, для поддержки основных сил. От союзников они получили прозвище «Зелёные дьяволы». В течение всей Второй мировой войны бессменным командиром Fallschirmjäger был их основатель генерал-полковник Курт Штудент .

Израиль

Бригада была сформирована в 1954-1956 годах слиянием нескольких частей специального назначения.

Бригада «Цанханим» относится к Центральному округу и входит в состав 98-й резервной воздушно-десантной дивизии, комплектуемой резервистами, прошедшими действительную службу в бригаде.

США

Шеврон 1 ВДА союзников, 1944 г.

Примечания

  1. Гудериан Г. Внимание, танки! История создания танковых войск. - М.: Центрополиграф, 2005.
  2. Полевой устав РККА (ПУ-39), 1939 год.
  3. Развитие ударной мощи десантно-штурмовых соединений будет происходить путём оснащения транспортными и боевыми самолётами, Сайт Военное обозрение.
  4. Военный энциклопедический словарь, Москва, Военное издательство, 1984 г., 863 стр. с ил., 30 листов
  5. В украинской армии созданы высокомобильные десантные войска, КоммерсантЪ-Украина.
  6. Английское слово «commandos» употреблялось как для обозначения военнослужащих специальных десантных отрядов, самих десантных отрядов и всей службы С. С. («Special Service», сокращенно «S. S.») в целом.
  7. ВДВ в БСЭ.
  8. Первые парашютно-десантные формирования
  9. Хухриков Юрий Михайлович, А. Драбкин, Я дрался на Ил-2 - М.: Яуза, Эксмо, 2005.
  10. Неизвестная дивизия. 105-я гвардейская воздушно-десантная Краснознамённая дивизия (горно-пустынная). - Десантура.ру - о десанте без границ
  11. В нынешнем году исполняется сорок пять лет 242 учебному центру ВДВ
  12. Структура ВДВ - Журнал «Братишка»
  13. Боевой устав воздушно-десантных войск, введён в действие приказом командующего воздушно-десантными войсками № 40, от 20 июля 1983 года
  14. Войны, истории, факты. Альманах

Появление в Советском Союзе особого рода войск как ВДВ и целого семейства авиадесантных боевых машин было продиктовано логикой развития этого рода войск в СССР с начала 1930-х годов, опытом боевого применения воздушно-десантных частей, а также взглядами военного руководства страны тех лет на их место и роль в возможной будущей войне.

Советские парашютисты из особого авиадесантного отряда номер 3 рядом с ТБ-1 перед прыжком. 1932 год.

Итак, все началось 2 августа 1930 года под Воронежем, на учениях ВВС Московского военного округа, когда с самолета "Фарман-Голиаф" был высажен первый в мире воздушный десант. Его подготовкой и выброской руководил инспектор ВВС РККА по парашютному делу летчик Л.Г.Ми-нов. Десант состоял из двенадцати парашютистов-добровольцев из личного состава 11-й авиабригады. Так как самолет "Фарман-Голиаф" не мог поднять сразу всю группу, решено было десантировать ее за два рейса.

В первый рейс пошли семь человек, в том числе и сам Л.Г.Минов. Прилетев к месту выброски, десантники за пять секунд покинули самолет с высоты 500 метров. Вторая группа парашютистов выбросилась с высоты 300 метров. Затем три биплана Р-1 сбросили парашютистам оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в комплект сброшенного груза входили два ручных пулемета. Все парашютисты быстро вышли на исходные позиции в полной боевой готовности.

Инициатива Минова привлекла к себе внимание на самом верху. В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930 года говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов...» По решению штаба РККА в марте 1931 года в Ленинградском военном округе создали опытный нештатный воздушно-десантный отряд численностью 164 человека со специальным вооружением и автотранспортом. Отряду придали авиаэскадрилью, состоявшую из двенадцати тяжелых самолетов ТБ-1 и десяти самолетов Р-5. Командиром отряда назначили ЕДЛукина. В задачу отряда входила отработка всех элементов по проведению посадочных десантных операций. Имелся и так называемый парашютный эшелон, который должен был в тылу противника захватывать посадочные площадки или аэродромы для последующего приземления самолетов основных сил. Парашютной подготовкой бойцов руководил все тог же неутомимый Л.Г.Минов.


Тяжелый бомабрдировщик ТБ-1 с грузовым контейнером для авиадесанта.

15 августа 1931 года в районе Красного Села с двух самолетов АНТ-9 произвели выброс девятнадцати парашютистов с оружием, боеприпасами и двумя динамореактивными пушками (ДРП). После "Захвата» посадочной площадки они организовали круговую оборону и обеспечили посадку эскадрильи тяжелых бомбардировщиков ТБ-1. Затеи операция была повторена на Гатчинском аэродроме. В сентябре того же года по просьбе командующего Киевским военным округом И.Э.Якира парашютно-десантный и посадочный отряды провели еще две операции на маневрах Киевского военного округа. С трех самолетов ДНТ-9 сбросили воздушный десант в составе 229 бойцов под командованием Л.Г.Минова. Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. Для подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах. Эти планы были реализованы - в 1933 году в вышеназванных округах сформировали авиационные батальоны особого назначения. К 1934 году в десанте уже служило 8 тыс. человек. Начался новый этап в развитии воздушно-десантных войск.


Советский самолет Р-5 с парашютными мешками Г-6. 1934 год.

Десанту было необходимо легкое, но достаточно мощное оружие. Поэтому в его вооружении для начала решили значительно увеличить долю ручных пулеметов. Для разрушения опорных пунктов врага и борьбы с танками парашютисты могли использовать динамореактивные (безоткатные) орудия, весившие не намного больше станкового пулемета. Думали и об обеспечении десанта классической артиллерией - противотанковыми и полковыми пушками. Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это предполагалось сбрасывать вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС. развернутый затем в Особое конструкторское бюро (Оскон бюро) ВВС. Его руководителем назначили П.И.Гроховского. Из гладенькой группы энтузиастов Осконбюро быстро превратилось в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского». В "труппу цирка» в разное время входили знаменитые летчики В.П.Чкалов и М.С.Каминский. В марте 1934 года Осконбюро передали Наркомату тяжелой промышленности, где его переименовали в Экспериментальный институт НКТП, но направленность его работы не изменилась.


Вариант кабины для десантников для сброса.

В первой половине 1930-х годов в Осконбюро создали целую гамму сбрасываемых мешков и коробов, а также парашютов для них, рассчитанных на вес до 1250 кг. Работы по грузовым парашютам и специальным упаковкам начали вести еще с апреля 1929 года, когда в НИИ ВВС выработали основные требования к ним. Согласно первоначальным планам все это предназначалось для снабжения партизанских отрядов, разведгрупп и. в духе времени, для организации восстаний". О воздушных десантах тогда еще не думали, однако позже эти разработки очень пригодились. Под руководством Гроховского еще в 1931 году создали «картонажный авиасбрасыватель». Это был сделанный из картона сигарообразный контейнер, в один из концов которого укладывался перкалевый парашют Г-2 диаметром 3,5 м. В "авиасбрасыватель» можно было загрузить до 30 кг груза (например, шесть винтовок или 5000 патронов). В том же году его приняли на вооружение под обозначением ПГ-2к. Самолет Р-5 мог нести десять таких «сигар». В мягкий «воздушный мешок» Г-3 укладывались три 76-мм артиллерийских снаряда, или три ручных пулемета ДП, или три ящика пулеметных лент. Он также сбрасывался с парашютом Г-2.


Подвешенная полковая пушка обр.1927 года под бомбардировщик ТБ-1

В октябре 1932 года приняли на вооружение мягкий мешок Г-4 и жесткий фанерный короб овального сечения Г-5 Они оба были рассчитаны на 150 - 160 кг груза. В том же году представили короба: Г-6 - на 80 кг и Г-7 - для крупногабаритных грузов, а также картонный цилиндр Г-8 для продовольствия. Мешки, короба, а позже специальные баки для горючего ПДББ подвешивались на бом-
бодержателях и сбрасывались как обычные бомбы с помощью ручки бомбосбрасывателя. Позднее для больших самолетов стали делать гак называемые "Грузовые мосты- - съемные конструкции с большим количеством бомбодержателей.
Сброс небольших грузов осуществляли по традиционной схеме: сначала отделение от машины, потом открытие купола. Крупные пробовали сбрасывать методом срыва: сначала раскрывался купол, который вытягивал груз из самолета. Это позволяло уменьшить как динамический удар, гак и высоту сброса. Вся сбрасываемая тара комплектовалась специальными грузовыми парашютами. Диаметр купола варьировался от трех до 30 м. Купола могли быть одинарными или тандемными - подвешенными один над другим. 8 основном их шили из перкаля. Но в Оскон-бюро работали и над другими материалами. После долгих мучений гам научились делать купола из марли. В 1935 году ВВС РККА приняли на вооружение семейство марлевых парашютов - Г-39, Г-40 и Г-41. По размерам они были больше, чем перкалевые для такого же груза, но стоили оченьдешеео. Мешки и короба могли обеспечить десант стрелковым оружием, включая разобранные пушки ДРП и станковые пулеметы, а также боеприпасами, взрывчаткой, продуктами и многим другим. Позднее создали специальную тару для беспарашютного сбрасывания грузов с малых высот и упаковки для хрупкого оборудования, в частности для радиостанций. В Осконбюро ее опробовали, загружая электрические лампочки.


Сброс полковой пушки произведен. 1932 год

В 1932 году успешно испытали парашютную систему ПД-0 для сброса 76-мм горной пушки обр. 1909 г. Пушка подвешивалась между стойками шасси бомбардировщика ТБ-1, а парашют в коробе цилиндро конической формы крепился на бомбодержателе Дер-13 под фюзеляжем. В том же году на вооружение ВВС приняли систему Г-9. Два мотоцикла «Харлей-Дэвидсон» подвешивались на бомбодержателях под крыльями биплана Р-5. Каждый мотоцикл был заключен в специальную раму и снабжен двумя парашютами, которые связывались через отверстие в центре купола первого и раскрывались один за другим. Позднее в Осконбюро сделали подвеску ПД-М2 для двух «харлеев" с колясками. Ее мог нести под фюзеляжем бомбардировщик ТБ-1. В расчете на этот же носитель спроектировали парашютную подвеску ПД-А для легкового автомобиля -Форд» (или ГАЗ-А). Машина была не совсем обычная. Во-первых, в Осконбюро ее переделали в пикап, в кузове которого монтировалась на треноге ДРП. Во-вторых, автомобиль получил усиленные рессоры, колпаки на колеса и обтекатель перед радиатором. От мотоциклов и автомобилей перешли к бронетанковой технике. В 1932 году изготовили образец системы Г-43 (ПД-Т) для сброса с парашютом английской танкетки "Карден-Ллойд* или ее советского варианта Т-27. Поскольку масса танкетки значительно превышала предельно допустимую нагрузку бомбардировщика ТБ-1, ее облепили на 344 кг, сняв все, что можно и даже слив воду из системы охлаждения. Самолет тоже пришлось облегчить. В частности, демонтировали одну из задних турелей и все пулеметы. Кроме того, значительно уменьшили запас горючего. В декабре 1932 года систему ПД-Т испытывали в НИИ ВВС- Она стала прообразом большого количества подобных устройств, предназначенных для десантирования легких танков, бронемашин и автомобилей.


Подвешенные мотоциклы Харлей-Дэвидсон под самолет Р-5

К середине 1930-х годов воздушно-десантные войска превратились в реальную боевую силу. Батальоны особого назначения развернули в воздушно-десантные бригады (сначала они именовались бригадами особого назначения), включавшие артиллерию и танки (по роте легких танков-амфибий). Первой из них стала АБОН (авиабригада особого назначения), расквартированная под Ленинградом, которую начали формировать с января 1933 года.

Каждой бригаде придавались транспортная эскадрилья (12 ТБ-3) и разведывательный отряд на самолетах Р-5-
Был создан широкий ассортимент специального снаряжения, включая подвески для перевозки и сброса тяжелой техники. В 1935 году приняли на вооружение подвеску ПГ-12. Она серийно выпускалась на заводе № 47 в вариантах ПГ-12 (для посадочного десанта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). Всего заказали ЬООта-ких подвесок, но фактически сделали 150. В округа эти подвески поступили к октябрю 1936 года. К ПГ-12 крепи-пась грузовая платформа II1-1 ферменной конструкции, которая позволяла перевозить и сбрасывать с парашютами автомобили, бронемашины, легкие танки или артиллерийские орудия массой до 3 т. К примеру, на платформе можно было закрепить пикап (на базе ГАЗ-А или М-1), -полуторку ГАЗ-АА (с обрезанной верхней частью кабины) или одновременно четыре пушки -две 76-мм полковые образца 1927 г. и две 45-мм противотанковые с передками. Из бронетехники пробовали грузить танк-амфибию Т-37 и броневик Д-12. Скорость ТБ-3 с наружной подвеской уменьшалась на 10 - 20 км/ч. 8 1937 году ПГ-12 модернизировали, приспособив к поздним модификациям ТБ-3. В октябре 1936 года на Медвежьих озерах под Москвой испытали систему по сбросу танков на воду.


Подвешенная танкетка Т-27 под бомбардировщик. Высокое военное начальство осматривает машины.

Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось в проектно-конструкторском секторе научно-испытательного отдела ВАММ имени Сталина под руководством военного инженера 3-го ранга Ж.Я.Котина. Танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5 - 6 м на скорости 160 км/ч. После касания поверхности воды машина прыгала 25 - 30 м. Для предохранения танка при ударе о воду под днищем машины монтировались специальные амортизирующие приспособления. Все они были просты и незатейливы: окованный железом деревянный брус под днищем танка, стальной лист (между ним и днищем наложили еловый лапник) и, наконец, просто связки веток под танком. В первом случае у амфибии промяло днище и вырвало часть заклепок. Около 20 минут она держалась на воде, а потом затонула. Во втором и третьем - танки тонули сразу из-за трещин в корпусе. Идею сочли бесперспективной, и работы по ТВД-2 прекратили. В декабре 1938 года завод "Подьемник» изготовил первую партию подвесок ДПТ-2. Эту конструкцию разработали инженеры Троицкий, Рогов и Зуев. Крепить ее было проще, чем ПГ-12, и на загрузку техники уходило меньше времени. В ассортимент нагрузки вошли танк Т-38, бронеавтомобили БА-20 и ФАИ, бронированный гусеничный тягач -Комсомолец", передвижная радиостанция БАК на шасси пикапа ГАЗ-А. Новая подвеска позволяла перевозить по воздуху грузовик ГАЗ-АА с обычной кабиной и даже трехосный ГАЗ-AAA. В отчете об испытаниях указали, что ДПТ-2 "Обладает большими преимуществами по сравнению со старой подвеской ПГ-12». В 1939 году ДПТ-2 приняли на вооружение.


Произведен сброс автомобиля "Форд-А" 1932 год

Между тем рейд воздушно-десантных войск слабо сочетался с возможностями транспортной авиации. Основная ставка по-прежнему делалась на самолеты ТБ-3. которые к тому времени явно устарели. Уже на учениях МВО в 1936 году возникли сомнения в ценности ТБ-3 для высадки воздушных десантов. Поэтому специально для ВДВ разработали военный вариант "Дугласа" - ПС-84К, с дополнительной дверью в левом борту. В коде войсковых испытаний 17 - 18 июня с ПС-84К проводилось десантирование бойцов 201-Й вдбр на аэродроме Рельбицы под Ленинградом. Бойцы покидали самолет через обе двери - левую и правую; на все уходило 12 - 14 секунд. Посадка десанта занимала около полуторы минуты. В выводах отчета записано: -Самолет ПС-84К в десантном варианте значительно лучше самолета ТБ-3..." Из сохранившихся документов следует, что ПС-84К планировали строить специально для ВВС (как с вооружением, так и без) или же переоборудовать в них при необходимости обычные пассажирские машины, заранее предусмотрев такую возможность. Но реально изменения, свойственные модификации "К", внедрили на серийных ПС-84 уже после начала Великой Отечественной войны. Поэтому в последних крупных предвоенных маневрах воздушно-десантных войск в августе 1940 года участвовали только устаревшие ТБ-3. На учениях имитировался захват аэродрома Мигалово под Калинином [ныне Тверь). Привлекались два авиационных полка - 3-й и 7-й тбап. Сначала 26 ТБ-3 высадили батальон па-сашютистое. затем им сбросили грузы с трех Р-5 Один ТБ-3 выбросил на парашютах также два мотоцикла и два грузовых мешка. Парашютисты «захватили» аэродром и начали принимать посадочный десант. С самолетов выгрузили девять танков Т-37А и две артбатареи - 76-мм и 45-мм пушек. Возможно, именно отставание нашей военно-транспортной авиации привело к тому, что, несмотря на накопленный опыт, в Великой Отечественной воине воздушные десанты Краской Армией использовались редко, так же как и переброска по воздуху тяжелого вооружения. В то же время разработанная в 1930-х годах тара для сброса грузов с парашютом широко применялась для снабжения окруженных частей и партизанских отрядов.


Легкий плавающий танк Т-41 на подвеске ПГ-12


К лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тыс. человек каждый. Правда, воздушно-десантными они являлись только номинально, поскольку для их функционирования не хватало ни средств доставки, ни снаряжения, ни даже парашютов! Поэтому зачастую ВДВ использовались в качестве разведывательно-диверсионных подразделений, своего рода спецназа сухопутных войск. Так, в сооруженном конфликте на ХалхинТоле
приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны вместе со стрелковыми частями сражались 201, 204-я
и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.
Первый же настоящий боевой десант советские ВВС высадили во время вступления Красной Армии в Прибалтику. В Литве и Латвии действовала 214-я воздушная бригада. 16 июня
1940 года 63 ТБ-3 перебросили на аэродром под Шяуляем первую волну десанта - 720 человек. Каждый самолет брал от 16 до 24 человек плюс два-три мешка ПДММ. Перевезли также 160 пулеметов и 36 минометов. От Шяуляя десантники двинулись на броне танков в Латвию.


Грузовые автомобили ГАЗ на подвесках ПГ-12

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовал» в ожесточенных боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4 вдк (командир - генерал-майор А.Ф.Левашов, затем - полковник А.Ф.Казанкин). Эта операция вошла в историю как самая длительная операция такого рода. Ее началом считают 27 января, окончанием - 28 июня 1942 года. Выброска отрядов парашютистов производилась на Вяземском направлении и проходила в несколько этапов. С 27 января по 2 февраля, за шесть суток, удалось сбросить чуть более двух тысяч человек. Однако из-за больших потерь во время сброса и ошибок с местами высадки к решению боевой задачи смогли приступить только 1320 человек. Следующий десант высадили в ночь на 23 февраля, на этот раз удалось сбросить более 7 тыс. человек. Правда, в результате обстрела немецким истребителем прямо в самолете погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор В.Ф.Левашов. Парашютисты должны были вести наступление с тыла на немецкие части, с целью захвата рокадной железной дороги Вязьма - Киров и выхода к Вязьме, Дорогобужу, Юхнову. Им противостояли не менее пяти пехотных полков противника, занимавших укрепленные позиции, у них имелась артиллерия и авиационная поддержка.


Подвешенный танк Т-37А. Обратите внимание на подвешенный под танк стальной лист с досками. Он защищал танк от удара при приводнении.

Без тяжелого вооружения, не имея численного превосходства, части корпуса продвинулись в ряде направлений на 20 - 22 км к линии фронта. Но поскольку советские войска не смогли развить успешное наступление с другой стороны, с 1 марта десантники. понесшие к тому времени значительные потери, вынуждены были перейти к обороне. Фронт обороны составлял примерно 35 км, в строю оставалось около трех тысяч человек. Жестокие бои шли с переменным успехом с марта по коней апреля. В мае остатки корпуса начали прорываться к своим войскам, что им и удалось осуществить 21 - 28 июня.

Вяземская и другие воздушно-десантные операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Поэтому летом 1942 года все 10 воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.

До конца войны имела место еще только одна попытка высадки крупного парашютного десанта - в ходе Днепровской наступательной операции. В период с 25 по 28 сентября 1943 года между Черкассами и Ржищевом десантировались 4,5 тысячи человек. Вследствие ряда ошибок район их сброса составил по площади 40x70 км вместо планировавшихся 7x10 км. В боях, но не наступательных, а оборонительных, оказались задействованы лишь 2,3 тысячи человек, действовавших несколькими десятками разрозненных групп (самая большая - около 600 человек). Примерно 1,2 тысячи ушли к партизанам, остальные либо погибли, либо попали в плен. Этот десант провалился еще в большей мере, чем Вяземский.


Производится сброс танка Т-37А на Медвежье озеро, Московский военный округ, 1936 год.


___________________________________________________________________________________

Источник данных: Журнал "Бронеколлекция"

Статьи по теме