![Сорбет - что это и как его готовить?](/uploads/1f0d4e5d42b79240bf442b397466a965.jpg)
Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии
ПЛАН
1. Объект и предмет политологии. Структура политологии
Понятие «политология» образовано из греческих слов: politike (политика), logos (слово, понятие, учение). Термин «политология» применяется в Европе, а в США и других англосаксонских странах используется понятие «политическая наука». Происхождение слова «политология» говорит, что это наука о политике. Любая наука обладает объектом и предметом исследования. Под объектом понимают то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет предполагает изучение и исследование отношений, сторон и свойств определенного объекта, сферы общественной жизни или социального явления.
Объект политологии – это политическая реальность (или политическая сфера жизни общества – политическое сообщество) и ее различные элементы и отношения.
Предметом политологии является воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых закономерных связей. В качестве предмета политической науки выступают такие стороны, свойства и отношения политической жизни и политической системы общества, которые выражают их сущностные признаки. Политическая наука изучает механизм функционирования политической сферы и ее структурных компонентов; формы и способы взаимодействия субъектов политической деятельности с политическими институтами. Предмет политологии показан на приведенной ниже схеме.
Предмет политологии, представленный на схеме, можно описать более подробно: политическая власть; субъекты политической власти, се носители (политическое лидерство, политическая элита); государство как политический институт; политические движения и партии; современные избирательные системы; содержание, структура, формы политического процесса, особенности принятия и реализации управленческих решений; политическое сознание, политическая культура и идеология.
Субъекты политики Механизмы функционирования и смены
(политики по случаю, по совместительству, власти (политический процесс,
по профессии) политический режим, избирательные
Политические элиты и лидеры системы)
ВЛАСТЬ
Политические институты Политическое сознание
(государство, политические партии, Политическая культура
группы интереса) Политические идеологи
Политику как особую сферу общественной жизни изучают многие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, политическая антропология, политическая психология, политическая география и другие.
Политическая философия занимается исследованием таких фундаментальных основ политического бытия, как благо и справедливость в политике.
Политическая история изучает политические события в их хронологической последовательности.
Политическая социология исследует механизмы взаимодействия общества и политической сферы, социальной структуры и политики.
Политическая антропология исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества и то, как родовая природа человека проявляется в сфере политики и влияет на нее.
Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения.
Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами. В рамках политической географии сформировалась геополитика.
Таким образом, науки, которые изучают политику, различаются предметом и методами исследования. У политологии, как указывалось, свой особый предмет исследования: тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе. Особенностью политологии является то, что все социальные явления и процессы она изучает соотносительно с политической властью.
Структура политического знания. В структуре политического знания выделяют:
политическую теорию, которая исследует законы функционирования и развития политического процесса, политических систем, институтов;
эмпирическую политологию, которая изучает политические действия, политическое поведение личности и социальных общностей, а также исследует мотивы поведения, поступки, ценностные ориентации, популярность субъектов политики, политический имидж;
прикладную политологию, разрабатывающую методики и технологии направленного воздействия на политический процесс.
Политологию в широком смысле понимают как науку, которая включает весь комплекс политических знаний. Предметом политологии являются все политические явления. В узком смысле политологию рассматривают как теорию государственного управления.
Итак, предметом политологии является политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий. Все общественные процессы политология рассматривает через призму исследования закономерностей формирования, развития и функционирования политической власти в государственно-организованных сообществах. Политология – это наука о власти и ее взаимодействии с обществом и индивидом.
2. Становление и развитие политологии
Политология как самостоятельная сфера научного знания начинает формироваться в середине XIX в. До этого времени политическое знание развивалось в рамках философских и правовых знаний как учение о государстве. В XIX в. возникла необходимость в формировании самостоятельной науки о политике. Это было обусловлено, во-первых, развитием гражданского общества и демократии, вовлечением широких масс в политический процесс. Развитие публичной политики ставило вопрос о конституировании политической науки. Достоверные знания о политике стали необходимыми как для политической элиты, так и для народных масс. Во-вторых, правоведение и социология уже не удовлетворяли возникших потребностей в знании о политической сфере. Эти науки анализировали политические проблемы в русле своих исследовательских задач. В-третьих, к этому времени было накоплено достаточно много знаний о собственно политических процессах. Эти знания нуждались в анализе не с правовой или социологической точки зрения, а с позиций исследования механизмов функционирования политической власти в обществе.
В 1857 г. в Колумбийском колледже в Нью-Йорке образовалась кафедра политической науки, преподаватель кафедры Френсис Либер начал читать курс политической теории. В 1880 г. в том же Колумбиийском колледже возникает школа политической науки, ведущим деятелем которой был Джон Берджес. В 1903 г. в США была создана Американская ассоциация политической науки. Постепенно политическая наука начинает распространяться и в европейском научном сообществе. В 1871 г. во Франции Э. Бут-ли основал Свободную школу политических наук. В 1896 г. выходит книга итальянского социолога и политолога Г. Моска под названием «Элементы политической науки».
К началу XX в. процесс оформления политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину был в основном завершен. Особенно успешно политическая наука начала развиваться в США и странах Западной Европы после Второй мировой войны. В 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Международный коллоквиум по проблемам политической науки. В 1949 г. была создана Международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов.
Парижский Международный коллоквиум по проблемам политической науки сыграл важную роль в определении структуры политической науки. Согласно решениям ЮНЕСКО, ее структурные блоки выделены исходя из основных сфер политологических исследований:
Политическая теория (теория и история политических идей);
Теория государственных институтов (центральных, региональных, местных), их структуры и функционирование;
Теория политического участия и давления граждан (партии, группы интереса, лоббизм, общественные объединения, СМИ, общественное мнение);
Теория международной политики и международных отношений (международная политика, международные организации и международное право, глобалистика, геополитика).
Политология как наука и учебная дисциплина была востребована обществом в период развития гражданского общества, демократизации и вовлечения масс в политику. К середине XIX в. было накоплено много знаний о политике, выходящих за пределы предмета философии, правоведения, социологии. Возникла новая наука, предметом которой стали собственно политические процессы и институты.
С 1989 г. курс политологии преподается в учебных заведениях Республики Беларусь.
3. Методы и функции политологии
Глубина и объективность познания политики в определяющей степени зависят от эффективности применяемых методов исследования. Научный метод - это система приемов, способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Научные методы включают процедуры, процессы, технические приемы и средства исследования, анализа, проверки и оценки данных.
Методы исследования политики, как и любой другой социальной науки, можно поделить на три группы: общелогические, общетеоретические методы, методы эмпирических исследований.
Общелогические методы присущи человеческому познанию в целом, на их базе строится и научное, и обыденное познание. Это анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, классификация.
К общетеоретическим методам, которые используются во всех социально-гуманитарных науках, относят институциональный, нормативно-ценностный, системный, структурно-функциональный, социологический, психологический. Данные методы являются достаточно широкими, поэтому их часто называют научными подходами.
Институциональный метод ориентирован на изучение институтов, в рамках которых осуществляется политическая деятельность.
Нормативно-ценностный подход исследует политику с позиции должного, с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, ориентирует на разработку политического идеала инаилучшей формы правления. Нормативно-ценностный подход для анализа форм правления применяли еще в античности Платон и Аристотель.
Институциональный и нормативно-ценностный методы господствовали в политической науке до середины XX в.
Системный метод рассматривает политику как целостный, сложноорганизованный, саморегулирующийся механизм, который находится в непрерывном взаимодействии со средой. Системный подход был разработан и применен при анализе политики в 50-60-е гг. XX в. американским ученым Д. Истоном. Ранее первую модель социальной системы разработал Т. Парсонс.
Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Функциональный подход к изучению политики разработал американский политолог Г. Алмонд.
Социологический метод предполагает выяснение социальной обусловленности политики, влияния на политическую систему социальной структуры и экономических отношений. Широко применяли социологические подходы в политологии такие крупнейшие политологи и социологи, как К. Маркс, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Михельс.
Психологический метод ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций в политике. Психологический метод широко использовали в своих исследованиях политики Г. Лебон, Н. Михайловский, С. Московичи, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Канетти, X. Ортега-и-Гассет, А. Адлер, Т. Адорно, Ж. Блондель.
Психологический и социологический методы заложили основу становления собственно политологического подхода, ориентированного на изучение и анализ политического поведения – поведенческого (бихевиоралъного) подхода, который используется при анализе политического участия, политического лидерства, политического поведения личности и масс.
К эмпирическим методам относятся анализ документов; анкетирование, опрос; наблюдение; использование статистики; контент-анализ (метод количественного изучения содержания поли-
хической информации); теория игр (применяется в теории принятия решений).
В литературе также используется классификация методов политологии по уровню абстрактности либо конкретности изучаемого объекта. Выделяют общенаучные, социально-гуманитарные, специально-научные методы..
Общенаучные методы – это методы, которые используются в любых науках:
общелогические приемы (например, анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и эксперимент, определение и классификация, сравнение и аналогия, абстрактно-объяснительная интерпретация, верификация и фальсификация, восхождение от абстрактного к конкретному);
философско-аксиологические принципы (например, политолог может использовать принципы системного подхода, структурного функционализма либо психологического подхода).
Социально-гуманитарные методы - это инструментарий, использующийся в социально-гуманитарных дисциплинах. Это такие методы, как социологические, исторические, сравнительный, институциональный и др. В последнее время в политологию проникают использованные ранее лишь в психологии тесты, шкалирование, из культурологии – методы изучения стереотипов и традиций, из лингвистики – анализ символов и знаков.
Специально-научные методы – методы политологического анализа. К этой группе относятся методы, разработанные в рамках политологии, а также комбинированные, модифицированные методы других социальных наук, служащие особым инструментарием для анализа политических объектов: ситуационный анализ, ивент-анализ, экспертные оценки, позиционный и ресурсный методы.
Основные типы методов и уровни методологии политологических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли, на каждом этапе которого господствовали те или иные методологические приемы. В известном учебнике «Методы политологического исследования» была предложена следующая периодизация развития методологии политической науки:
классический период (до XIX в.), связанный в основном с дедуктивным, логико-философским и морально-аксиологическим подходами;
институциональный период (XIX – начало XX вв.), когда на передний план выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;
поведенческий (бихевиорал истекий) период (20-70-е гг. XX в.), когда стали активно применяться эмпирические количественные методы;
современный (постбихевиоралистский) период (последняя четверть XX в.), который характеризуется сочетанием традиционных и новых методов, а также проникновением системного подхода в политическую науку.
Политология использует разнообразные методы исследования – как теоретические, так эмпирические и общелогические. Многообразие методологических подходов позволяет лучше исследовать и понять политику как сложное социальное явление. Появление и применение новых методов – это всегда исследовательский прорыв в получении нового знания о политике. В настоящее время практически все научные дисциплины используют не только собственные методы, но и инструментарий формальной логики, математики, философские принципы, элементы теории систем и кибернетики. В то же время каждая дисциплина, в том числе и политическая наука, обладает собственными, специально-научными методами.
Предназначение и роль политологии находят свое проявление в выполняемых ею функциях.
Познавательная (гносеологическая, аналитическая) функция. Сущность данной функции заключается в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описывать, объяснять и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.
Функция рационализации политической жизни (инструментальная функция). Выполняя эту функцию, политология выступает основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т.д. Инструментальная функция заключается в разработке рекомендаций субъектам политики, в экспертизе и консалтинге.
Оценочная (аксиологическая) функция означает, что политология даст оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии.
Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа политического человека. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина. Политология формирует гражданственность и демократическую культуру населения.
Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения – важнейший показатель уровня развития политической культуры.
Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни.
В самом общем виде политология - это наука о политике, об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственными политическими организациями общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как "монархия", "олигархия", "демократия", "аристократия". С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.
Политология как дисциплина преимущественно теоретическая, в качестве объекта изучения рассматривает весь объективный человеческий мир, а предметом ее является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения, связи с другими сферами общественной жизни.
В современной политической науке нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств. Как следствие, политология, выступая в качестве интегральной науки о "политике" имеет сложную структуру и включает целый ряд более частных дисциплин:
- 1. Политическую философию. Она дает ключ к определению методологии принципов исследования, представлению о месте политики в системе соц. Отношений, закладывая тем самым категориальный аппарат политической науки. В современном своем состоянии политическая философия исследует ценностные аспекты политики, политические идеалы, нормы, на основе которых функционирует политическая система общества.
- 2. Политическую историю. (ИПУ). Она изучает этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах, которые существовали в различные исторические эпохи.
- 3. Политическую теорию. Она рассматривает, прежде всего, институциональные аспекты организации власти. Обращается к анализу основных элементов политической организации общества: государства, партий и т.п.
- 4. Политическую социологию, как наиболее разветвленную отрасль политического знания, занимающуюся изучением конкретных политических процессов и явлений. Она построена на сборе обобщений и анализе имперических данных, в современных условиях служащих рациональной базой реальной политики.
- 5. Политическую психологию. Она изучает политическое поведение людей и его мотивацию, особенно в массовых формах.
- 6. Политическую антропологию, исследующую предпосылки и условия вхождения людей в сферу политического, стремящеюся установить следы присутствия человека в политике.
В настоящее время политология как наука занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных политических ассоциаций (Американская ассоциация полит. наук, Ассоциация полит. исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д.).
Методы исследования и функции политологии
Политология является междисциплинарной наукой. На ее формирование и развитие оказали влияние многие науки. Эта связь имеет пограничный, междисциплинарный характер, особенно ярко проявляющийся в методах и средствах политологического исследования. Политология не разрабатывает собственно специфических методов исследования, а использует для изучения политической реальности методы различных наук, на которых она базируется. Так политическая философия опирается на философскую методологию постижения реальности, существо которой представляет умозрительная рефлексия с ярко выраженными ценностно-нормативными оценками политических реалий с позиций определенного социального идеала. Широко используется в политологии исторический метод - изучение политических явлений в процессе их становления и развития, в связи с прошлым.
Значительное место в политологических исследованиях занимает системно-функциональный метод. С позиций этого метода политика рассматривается как функциональная система, которая специализируется на такой функциональной проблеме, как целедостижение. Важнейшая функция любой системы - устойчивость, которая обеспечивается функционированием в ней различных элементов. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Системный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия политических систем. В качестве систем может быть рассмотрен любой политический институт или организация, государство, партии, профсоюзы, Церковь.
Но системный подход не учитывает таких существенных особенностей политической жизни, как национальная, этническая, религиозная и иные особенности. Дополнением и корректировкой системно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления политического поведения, поскольку в политической жизни, политической системе, культуре различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений: государственного устройства, политических партий, электоральных систем и т.д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов. Политология стала подлинной наукой с тех пор, когда она от умозрительных рассуждений и построения теоретических конструкций перешла на почву реальной жизни. А исследование этой жизни требует использования эмпирических методов: наблюдения, опроса, изучения статистических материалов и документов, лабораторных экспериментов. Использование этих методов позволяет проводить квантификацию, т.е. количественное измерение выраженности политических явлений, а следовательно, появляется возможность использования математических методов и компьютерной техники. Политология задействует эти методы из арсенала методов конкретно-социологического исследования.
Наиболее доступным и не требующим больших финансовых и трудовых затрат является контент-анализ. Он предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституций, законодательств, партийных программ, инструкций, выступлений в печати или электронных средствах информации политических лидеров). Иначе говоря, контент-анализ в политологии - это количественный анализ любого рода политической информации. В современных условиях применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество этого метода - в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.
К контент-анализу тесно примыкает факторный анализ, сводящий множество эмпирических данных к основным, определяющим. Этот методический прием позволяет создавать когнитивные карты, фиксирующие наиболее типичные проявления того или иного политического явления.
Анализ документов удовлетворяет исследователя лишь в том случае, если для решения проблемы достаточно фактографической информации. В тех случаях, когда задача перед политологом поставлена шире, необходимо прибегнуть к таким методам сбора информации, как наблюдение, опрос. Под наблюдением понимают метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т.д.
Одним из самых распространенных методов сбора политической информации является опрос. Опрос - это устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.
Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей, и поэтому все ее развитие, разработка той или иной проблематики направлены на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества.
Одной из важнейших функций политологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания политических явлений, так и непосредственные эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
С познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и т.д. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.
В политической жизни, как отмечалось ранее, действуют люди, ставящие перед собой определенные цели, отстаивающие определенные интересы. А там, где речь идет о целях и интересах, непременно присутствуют ценности и идеалы. Политология призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов.
В качестве таких ценностей могут выступать ценности свободы, социальной справедливости, братства и т.д. В качестве идеала - построение того или иного типа общества, создание наиболее эффективной или гуманистически ориентированной политической системы и т.д. В этом реализуется нормативно-ценностная функция политологии.
Практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать: 1) долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; 2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; 3) рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т.д.
Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.
Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.
Политология как наука
Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.
Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.
Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).
Политология как научная дисциплина
Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.
Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.
Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.
Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.
Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.
Возникновение и становление политической науки
Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.
В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).
В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.
В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.
Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.
В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.
В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.
В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.
Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.
Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук
В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.
Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:
- А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
- В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
- С — политические науки;
- D — экономические науки.
Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.
Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,
Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.
Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.
Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.
Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.
Соотношение истории и политологии
Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.
На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.
Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.
Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.
Предмет политологии как науки
С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.
Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.
Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.
В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.
Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.
Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.
Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.
Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.
Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.
Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
Процесс формирования политологии как науки берет свое начало в Древнем мире. Об этом свидетельствуют крупнейшие работы того времени, предметом исследования в которых являлись некоторые элементы того, что сегодня составляет сферу политического. В этот же период появилось и понятие для обозначения этой отрасли знаний. Так Аристотель в ряде работ пишет о политике как науке, а в работе «Риторика» употребляет понятие «политическая наука»: «Однако скажем теперь о вопросах, ...которые имеют значение для политической науки». Завершение процесса становления политологии как самостоятельной науки следует связывать с периодом дифференциации наук и вычленения политических знаний из совокупности философских, исторических, юридических и др. знаний в период конца XIX - начала XX в.
Как самостоятельная учебная дисциплина политология имеет сравнительно небольшую историю. Во второй половине XIX в. в Колумбийском колледже (США) была открыта кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции была основана первая школа политических наук - «Приватная школа политического образования». В ней готовилась правящая элита для государственного аппарата.
Важной вехой в истории политологии как науки и как учебной дисциплины" стало образование в 1903 г. в США Американской ассоциации политических наук, объединившей на тот период около 200 исследователей и преподавателей. Затем под эгидой ЮНЕСКО и по инициативе Американской, Канадской, Французской и Индийской национальных ассоциаций политических наук в 1949 году была основана Международная ассоциация политической науки (МАПН). В 1950 г. состоялся 1-й конгресс МАПН, в котором приняли участие ученые из 23 стран. С тех пор конгрессы МАПН проводятся с интервалом в три года. Последний конгресс состоялся в 2000 г. в канадском городе Квебек.
Исследование и преподавание политической проблематики в России в конце XIX - начале XX в. осуществлялось в основном в рамках юридических дисциплин, а также усилиями историков, философов, социологов.
В послереволюционное, советское время политологогия в качестве особой учебной дисциплины не преподавалась. Отдельные аспекты политики и власти очень бегло рассматривались в исторических, экономических, философских курсах, в теории социализма. За этим фактом можно увидеть общую тенденцию, свидетельствующую о том, что при определенных политических режимах нет условий и возможности для постоянного, углубленного исследования и более или менее систематического и широкого изучения политики. Проблемы политики и власти исследовались и изучались лишь в меру дозволенного.
Известно, что для любой науки информация - это ее хлеб. Однако информация о функционировании власти в СССР была за семью печатями. Только через десятки лет стали достоянием общественности и исследователей процедуры обсуждения и принятия решений (в этой части и сейчас принципиальных изменений мало), механизмы формирования политической элиты и др. Крупных работ по проблемам власти и политики за советский период практически не выходило. Об этом свидетельствует крайне бедная библиография по этим вопросам за указанное время. Научным кругам были трудно доступны и зарубежные исследования. Та же литература, которая появлялась, носила в основе своей идеологизированный и апологетический характер. И это понятно, поскольку для развития науки, кроме свободы доступа к информации, необходима свобода слова. Ситуацию в этой сфере достаточно точно охарактеризовал революционер, литератор и дипломат Федор Раскольников еще в 1939 г. в открытом письме Сталину: «Вы лишили советских ученых, особенно в области гуманитарных наук, минимума свободы научной мысли, без которого творческая работа исследователя становится невозможной». Конечно, кроме свободы слова исследователю политики и власти необходимы еще честность и смелость, но эти черты всегда в большом дефиците. Вот что пишет о научной атмосфере той эпохи бывший в брежневские времена директором Института США и Канады Г. Арбатов: работники общественных наук «...погрязли в непроходимом догматизме и начетничестве, неумолкающей апологетике «великого теоретика»...».
И в постсталинские времена положение мало в чем изменилось. Как пишет известный теоретик культуры В. В. Журавлев: «общественным наукам отводилась охранительно-апологетическая функция» и большинством обществоведов реализация этой функции понималась как важнейший партийный и профессиональный долг, как выражение гражданской позиции.
Те же авторы, которые переходили грань дозволенного, преследовались, высылались из страны или были вынуждены уезжать за рубеж, чтобы иметь возможность работать в области исследований политики. Здесь следует назвать известные ныне имена авторов, вторгавшихся в область недозволенного (в основном историки и философы), которые писали «издалека»: А. Авторханов, М. Восленский, А. Зиновьев, П. Егидес, А. Некрич, А. Янов. Важно отметить, что в советские времена и после смерти Сталина не выходило ни одного периодического издания, специально предназначенного для публичного обсуждения учеными результатов исследований в области политики и власти. Знаковым показателем состояния исследований власти является такой факт: в шестом издании «Краткого политического словаря», появившегося в 1989 г., т.е. всего лишь полтора десятка лет назад, отсутствуют статьи «Власть» и «Политическая власть».
И лишь в последние пятнадцать лет для исследований в области политики ситуация принципиально изменилась. Появилось значительное число работ отечественных и зарубежных авторов, в которых представлены важнейшие результаты отечественной и мировой политологической науки.
С конца 80-х годов XX в., тогда еще в СССР, а затем в современной России, политология стала активно конституироваться как самостоятельная отрасль знаний и учебная дисциплина:
- вводится ученая степень кандидата и доктора политических наук;
- вводится преподавание политологии в вузах, появляются кафедры и факультеты политологии, разрабатываются учебные программы, курсы и спецкурсы, издаются учебники по политологии, подготовленные российскими авторами;
- начинают издаваться политологические журналы («Полис» с 1991 г., «Власть» с 1993 г., «Полития» с 1997 г., «Политические науки. Вестник МГУ» с 1994 г., «Вестник МГУ. Социология и политология» с 1994 г. и др.).
В феврале 1998 г. состоялся Первый, а в апреле 2000 г. Второй Всероссийский конгресс политологов. О проблемах, которые стоят в центре российской политологии, может свидетельствовать тематика секций Первого конгресса:
- Секция. «Российская государственность: проблемы и тенденции развития»;
- Секция. «Становление гражданского общества в России: перспективы демократического развития»;
- Секция. «Геополитические интересы России: вызовы и ответы»;
- Секция. «Политическое образование в современной России, проблемы преподавания политологии»;
- Секция. «Прикладная политология: теория и практика»;
- Секция. «Политическая коммуникация: общественное мнение и СМИ»;
- Секция. «Проблемы военной политологии».
На Втором Всероссийском конгрессе политологов (апрель 2000 г.) количество секций и обсуждаемых на них проблем увеличилось.
В апреле 2003 г. в Москве состоялся Третий Всероссийский конгресс политологов. В рамках конгресса обсуждения и дискуссии велись по следующим направлениям: политическая философия, методологические проблемы политических исследований, методика преподавания политологии, история политических идей, политическая антропология, сравнительная политология, политическое управление и политические институты, публичная политика как инструмент российского выбора, политическая регионалистика, политические партии и группы интересов, политические элиты, электоральная политология, тендерные исследования политики, дискурс-анализ, политическая социология, гражданское общество и права человека, транснациональные процессы, мировая политика, конфликты и международная безопасность.
Российская политология находится в процессе своего становления. Наиболее важные задачи этого этапа: дальнейшее усвоение богатого мирового опыта исследований мира политики; выявление национальной специфики российской политики и обоснование наиболее эффективных методов и методологии ее исследования; актуальной для российской политологии остается проблема деэтатизации политологического знания.
Политическая наука-совокупность знаний о политике, образованных развитой системой специализированных научных дисциплин, изучающих политические явления и процессы. Политическая мысль, знание о политике насчитывают более двух с половиной тысяч лет.
Издавна люди занимаются осмыслением политических процессов и явлений, пытаясь определить пути и методы наилучшего государственного устройства, построения справедливого общества. И сегодня перед человечеством стоят задачи познания сложного, постоянно изменяющегося мира политики, выработки концепции и программ оптимальной политической деятельности, разработки гуманистических проектов политического развития.
Исторически изучение политики эволюционировало от универсализма восточной и античной философской и социально-политической мысли к формированию в Великобритании, Германии, Франции и США в конце XIX в. самостоятельных политологических научных направлений и дисциплин: политической философии, политической науки, теории государства, политической истории и др. Среди первых научных учреждений, специализирующихся на исследованиях в области политической науки, стали созданная в 1871 г. Свободная школа политической науки во Франции (ныне - Институт политических исследований Парижского университета), в 1880 г. - Школа политических наук в Колумбийском университете (США), в 1895 г. - Лондонская школа экономической и политической науки. В 1903 г. была создана Американская ассоциация политической науки, объединившая политологов США и положившая начало созданию подобных ассоциаций и в других странах мира.
Становление политической науки в императорской России характеризовалось определенными особенностями и понятными сложностями. Официальный политический курс и характер государственного устройства страны должны были восприниматься населением как единственно возможные, к тому же освященные традицией и церковью, а также охраняемые законом. В XIX-начале XX вв., вплоть до создания многопартийной Государственной Думы в 1906 г., теоретические политики в вузах могли рассматриваться только в рамках правовых дисциплин на юридических факультетах ведущих российских университетов, например в таких курсах, как история политических и правовых учений, философия права, общая теории права. Иначе говоря, их мог обсуждать только узкий круг будущих специалистов в форме некоего «приложения» к праву и обычно с официальной точки зрения. Звание профессора «нравственных и политических наук» существовало в России с начала XIX в. Его имел, в частности, любимец лицеистов и А.С. Пушкина профессор А.П. Куницын, который при открытии Лицея 19 октября 1811 г. заявил будущим воспитанникам: «Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!» В царской России это звание подразумевало обучение и воспитание студентов в русле официальных требований, и здесь многое зависело от личных качеств и убеждений каждого профессора (интересно, что М.Ю. Лермонтов обучался в течение года на просуществовавшем недолгое время политическом отделении Московского университета). К концу XIX в. относится открытие в Императорской академии в Санкт-Петербурге направления «истории и политических’ наук», где координировались исследования в русле «самодержавие - православие - народность». На рубеже XIX-XX вв. Россия дала миру целую плеяду блестящих теоретиков права и политики, большая часть которых имела университетское правовое, философское или историческое образование: Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, В.И. Ленин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Г.В. Плеханов, А.И. Стронин, Б.Н. Чичерин и др.
Важным этапом в развитии мировой политической науки явился период после Второй мировой войны. В 1948 г. изучение политической науки было рекомендовано ЮНЕСКО, что создало необходимые предпосылки для ее постепенного признания и утверждения в университетах и академических институтах подавляющею большинства стран мира. С 1949 г. при ЮНЕСКО функционирует Международная ассоциация политической науки (МАПН), поддерживающая связи с десятками национальных ассоциаций, включая российскую, действующую с середины 50-х гг. XX в.
В Советской России, в СССР с конца 20-х до конца 80-х гг. XX в. изучение политики происходило преимущественно в русле официальной парадигмы - «марксистко-ленинского учения». В этот период в вузах и системе партийно-политического просвещения обязательно изучались такие общественно-политические дисциплины, как история Коммунистической партии Советского Союза, исторический материализм, с 1965 г. - научный социализм и др. В конце 1980-х гг. в результате отмены однопартийной системы в России были созданы необходимые условия для развития плюралистической политической науки.
С конца 1980-х гг. политология в Российской Федерации развивается как официально признанная научная дисциплина на основе использования дости-. жений мировой политической науки, принципов плюрализма и учета российской политической, цивилизационной и культурной традиции. Политологические отделения есть во всех крупных российских университетах.
Профессиональное политологическое образование можно получить, обучаясь по направлению «политология»: бакалавр политологии (период учебы длится 4 года), а затем магистр политических наук (еще 2 года) или, учась по специальности «политология», - специалист-политолог (5 лет). Магистры и специалисты получают право продолжить образование в аспирантуре по политическим наукам.
С 1989 г. в ведущих университетах России и научно-исследовательских институтах РАН функционируют аспирантуры и специализированные советы, в которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам. За истекший период времени было защищено более полутора тысяч кандидатских и около 500 докторских диссертаций по политическим наукам, что привело к формированию массового высококвалифицированного отряда российских политологов. Ученые степени (кандидата и доктора) и звания (доцента, профессора) политических наук стали нормой в ведущих университетах России. «Внутри» политических наук существует профессиональная специализация. Кандидатские и докторские диссертации по политическим наукам защищаются по следующим трем направлениям (специализациям), указанным в реестре Высшей аттестационной комиссии РФ.
Политическая наука (политология) традиционно определяется как научное направление, изучающее законы и цели функционирования и развития политических институтов и политической деятельности людей. Она представляет собой научное изучение государства - его природы, компонентов, сущности и развития - и правительств, их функций и целей, других институтов по обеспечению задач достойной жизни граждан общества. Это систематическое изучение политических проблем вчерашнего дня для пользы сегодняшнего и приобретения вдохновения, ясной перспективы для созидания лучшего будущего у всех людей.
Политическая наука (кратко-политология)-отрасль знания о политике, законах функционирования и развития политической жизни общества, отражающих процесс включения социальных общностей и личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Политическая наука представляет собой систематизированное изучение государственного управления и политики. Она имеет дело с областью выработки и воплощения государственной политики посредством решений, рассматриваемых как авторитарно-властные и обязательные для данного общества.
Политология -это наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционировании политических институтов и систем, о политическом сознании, коммуникации, поведении и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях.
Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.
Предметом политологии служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.
В плане предметного содержания развитие политической науки шло в прошлом веке от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах и правовых отношениях к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп и неформальным отношениям. Господствующей парадигмой (основное направление, тенденция, преимущественные методы исследований) политической науки в XVIII и XIX вв. являлось институциональное направление - изучение политических институтов на основе теории разделения властей, политического участия, сравнительный анализ государственного правления. В конце XX - начале XXI вв. ее дополняет парадигма комплексного исследования политических систем, структур, культур, субкультур и комму-, никаций, проявления человеческих качеств в политике в условиях глобализации и перехода к информационному развитию, оптимизации государственного и муниципального управления обществом на основе инновационных стратегий и моделей деятельности.
В методологическом плане ранее преобладавший в политической науке правовой и исторический анализ был дополнен методами современной социологии, культурологии, психологии и кибернетики, системным, функциональным, сравнительным и цивилизационным подходами.
Важное направление изучения политики - рассмотрение ее в качестве целостного явления, через системный подход. С этой целью выделяется и рассматривается вся политическая система общества, включающая взаимосвязь политических институтов, норм, политического сознания, культуры и коммуникации в связи с проблемами политического управления обществом и участия в политике. Переход от изучения отдельных политических институтов (государство, партии) к системному анализу всего комплекса политических явлений, изучение закономерностей политического развития и управления обществом в условиях глобализации - приоритетное направление современной политологии.
Политология является мультипарадигмальной наукой , широко использующей как общелогические, так и специальные теоретические и прикладные методы исследования политики на обширном сравнительном материале развития различных цивилизаций, народов, государств и т.д. Она постоянно совершенствует методы исследования, особое внимание уделяет глобализационным процессам, политическому управлению, принятию политических решений, участию в политике, роли человеческого фактора в политике в различных социокультурных и цивилизационных условиях.
Политическую науку можно условно продифференцировать на ряд основных разделов и (или) направлений:
S теория (методы и научные школы) и история политики;
S политические системы, политические институты (государство, партии), общественно-политические движения, группы давления, политико-правовые нормы, политические отношения, политические процессы, политическое управление и участие, конфликтология, сравнительная политология;
S политическое сознание (идеология и психология), политическая культура, социализация и политическая коммуникация;
S прикладная политология (политический анализ, менеджмент, маркетинг);
S мировая политика и международные отношения, мировой политический процесс, внешняя политика, геополитика.
Существует также дифференциация политической науки и на ряд политологических дисциплин: философию политики, теорию политики, прикладную политологию, политическую социологию, политическую антропологию, политическую психологию, политическую историю, политическое (государственное и муниципальное) управление и др.
При изучении политологии весьма важным является обращение к отечественной традиции, современному политическому развитию России, мировому опыту. В зависимости от возможностей учебного плана и профиля вуза студентам предлагаются различные спецкурсы: по политическому управлению, конфликтологии, политической регионалистике, прикладной политологии, политической социологии и психологии, этнополитологии, политической культуре, истории и теории политической мысли, политическим партиям и движениям России, внешней политике России, геополитике и др.
Среди наиболее важных проблем и вопросов, разрабатываемых и изучаемых современной политической наукой, можно выделить следующие:
S закономерности выражения и реализации интересов социальных групп и индивидов в политике, воздействия политических институтов и организаций на общество;
S динамика политических процессов и систем в различных цивилизационных и социокультурных средах;
S способы достижения и поддержания политической стабильности в обществе, поиск путей мирного и справедливого урегулирования политических, в том числе этноконфессиональных, конфликтов;
S легитимация власти, разработка концепций и методик современного государственного и муниципального управления;
S формирование правового и социального государства;
S диалектика взаимоотношений государства и гражданского общества;
S процесс принятия политических решений на различных уровнях управления; S политическая социализация и участие граждан в политической жизни;
S электоральный процесс, политический менеджмент и маркетинг;
S стратегия и тактика политических партий и движений;
S влияние политической культуры на политические процессы и деятельность людей, тенденции развития политического сознания;
S политическая прогностика, моделирование политических процессов, политологическая экспертиза социально-экономических и иных программ развития, макрополитический анализ трансформации общества;
S роль политики и политологии в формировании конкурентоспособной демократической модели развития российского общества в условиях глобализации;
S прикладная политология, политический анализ;
S глобальные и региональные проблемы мировой политики и геополитики;
S внешняя политика России и др.
- Дипломы бакалавра и магистра по политологии (политической науке) соответствуют зарубежным аналогам, диплом специалиста «снижается» во Франции и англоязычных странах к зарубежному диплому бакалавра, но в России дает возможность поступления в аспирантуру и имеет завершенный характер, как диплом о полном высшемобразовании.