Определенных знаний навыков а. Уровни овладения умениями и навыками

Время на чтение: 56 мин

Добрый день, уважаемые читатели! Сегодня мы с вами поговорим не о , а о наболевшей теме всех безработных в какой-то период жизни людей, которых не берут на работу из-за неправильно составленного резюме. Казалось бы, что такого в написании этого документа? Не так уж это и сложно рассказать о себе, как о деловом партнере, о своих преимуществах перед другими претендентами на какую-либо должность. Но все не так просто, как кажется в начале, правильно написать резюме в первый раз непросто, а ведь потом еще следует !

Резюме - это ваша личная «визитка» при приеме на работу, от грамотного написания которой будет зависеть ваш дальнейший жизненный путь, а именно – заветные слова «Вы приняты!» в отделе кадров.

В данном случае, употребление фразы «грамотное написание» не означает правильную расстановку знаков препинания и высокий уровень орфографии, так как прием на работу на востребованную должность, в отличие от и так предусматривает отбор лучших из лучших. Поэтому, составляя резюме вы должны будете вспомнить все правила русского языка, которые изучали в школе. Но в понятие «грамотное написание» при написании также включаются следующее:

  • «Краткость – сестра таланта», - об этом выражении мы слышим с самого детства. Так вот, при составлении резюме, краткое изложение своих достижений, навыков, умений, а проще говоря всех преимуществ увеличивает ваш шанс получить желаемую должность, нежели пустые объемные рассказы.
  • Не стоит писать шаблонные фразочки в указании своих личностных характеристик, то есть такие выражения, как «коммуникабельны й (ая)», «легко поддаюсь обучению», «пунктуален (льна)» лучше сразу выбросить из своей головы, так как они не выделят вас из толпы.
  • Умение правильно сформулировать свои навыки и умения в резюме (простите за тавтологию). Все, что вы будете писать в этом разделе должно подходить именно к конкретной должности на какую вы и претендуете.

Так вот, уважаемые читатели, наша статья и будет посвящена третьему пункту, так как самые частые ошибки всех людей при написании резюме заключаются именно в некорректном описании своих умений и навыков касающихся той должности, которую эти люди и хотят получить. Ну что же, приступаем?

    1 Навыки и умения в резюме: главное, что нужно знать для правильного написания

    • 1.1 Навыки для резюме продавца и других работников, находящихся в регулярном общении с людьми

      1.3 Навыки для хорошего резюме лекторов и преподавателей семинаров или тренингов

      1.4 Способности в резюме компьютерщиков

      1.5 Навыки в резюме для бухгалтера и аудитора

      1.6 Навыки в резюме юриста

    2 Общие навыки и умения для хорошего резюме

    3 Пример в резюме навыков и умений

    4 Грамотное написание основных навыков и умений в резюме

    5 Как не перепутать разделы резюме «О себе» и «Навыки и умения»

    • 5.1 Пример написания навыков и умений для резюме на должность провизора

    6 Указание определенных навыков и способностей при написании резюме

    7 Заключение

Навыки и умения в резюме: главное, что нужно знать для правильного написания

Основные навыки и умения, которые вы укажете в своем резюме – это то, на что работодатель обратит внимание в первую очередь. Указание только наличия образования и опыта работы не сулит вам желаемой должности ввиду того, что этим вы не раскроете себя как личность, а значит не будете лидером среди ваших соперников при приеме на работу.

Качественно описав свои навыки и умения, вы можете быть уверены в том, что получите желаемую должность непременно (если, конечно, вас не обойдет более «умелый» человек).

Перечня основных навыков и умений для резюме, который будет подходящим для любой должности нет и априори (зато есть ). Но если вы и совсем не знаете, что написать в этом разделе, то можете воспользоваться следующим перечнем, который считается наиболее подходящим к каждой должности:

  1. умение организовывать и грамотно распоряжаться своим рабочим временем;
  2. обладание навыками управленческого характера;
  3. способность к лидерству в коллективе;
  4. внимательность к маловажным деталям;
  5. умение справляться с труднорешаемыми задачами;
  6. аналитические способности;
  7. умение общаться в деловом стиле;
  8. умение обходить конфликты в коллективе.

Этот список может быть бесконечным, главное подобрать пару важных для вашей должности пунктов.

Помните, что работодатель, ища сотрудников, всегда указывает в объявлении требуемые навыки и способности , которыми должны обладать сотрудники на конкретной должности.

Здесь важна еще одна ваша способность (которую вы не будете указывать по понятным причинам) – переформулировка мыслей. То есть, увидев объявление «Требуются сотрудники …», в котором будут указаны все необходимые качества желанного сотрудника, составляя резюме вы будете писать тоже самое, только своими словами. Эдакий , как при , но только в реальной жизни.

Навыки для резюме продавца и других работников, находящихся в регулярном общении с людьми

При составлении резюме, люди претендующие на одну из этих должностей, могут написать в разделе «Навыки » следующее:

  1. способен (на) находить творческий подход в решении любых ситуаций;
  2. тактичен (на) и толерантен (на) в отношении других людей;
  3. умею выслушивать собеседников, помогаю решить возникшую у них проблему;
  4. способен (на) к обучению;
  5. обладаю грамотной речью и умением убеждать;
  6. имею большой опыт в продажах;
  7. умею управлять временем;
  8. умею находить подход к людям;
  9. в конфликтных ситуациях достигаю компромиссов.

Любого работодателя привлекут в потенциальном сотруднике, претендующем на любую должность такие способности, как:

  1. свободное владение иностранными языками (преимущественно – английским);
  2. уверенное пользование компьютером и компьютерной техникой;
  3. способность вести деловые переписки;
  4. обладание заинтересованнос тью и внимательностью к общим успехам предприятия.

Что касается конкретно людей, которые желают получить должность в сфере обслуживания, то их основными навыками должны быть те, которые способны удовлетворить любую потребность клиента.

Если вы хотите получить должность директора, администратора, начальника, менеджера или другую должность управленца, то вам потребуются следующие способности, о которых вы расскажете при написании резюме:

  • способность разрешать конфликты;
  • обладание критическим (или стратегическим) мышлением;
  • способность завоевывать доверие;
  • эффективность ведения переговоров;
  • грамотное распоряжение временными и трудовыми ресурсами предприятия;
  • самостоятельность принимаемых решений и ответственность за их последствия;
  • обладание коммуникативными навыками;
  • способности к эффективной мотивации сотрудников;
  • способность решать несколько задач одновременно;
  • умение распределять обязанности, а также следить за их четким выполнением.

Но не стоит писать о том, что вы не сможете сделать, так как если вас примут на работу, и вы не оправдаете ожиданий - то вам будет грозить увольнение в этот же миг.

Лучше указать то, что вы действительно сможете сделать без труда, но немного приукрасив для более высокой оценки работодателем вашей кандидатуры.

Навыки для хорошего резюме лекторов и преподавателей семинаров или тренингов

Если вы претендуете на должность учителя, лектора, преподавателя и подобные, то основными вашими навыками и способностями должны быть следующие:

  1. способность мотивировать;
  2. обладание высоким уровнем инициативности и энергичности;
  3. гибкость и терпеливость;
  4. способность организовывать рабочий процесс;
  5. умение заострять интерес слушателей на конкретном явлении на протяжении необходимого периода времени;
  6. обладание грамотной речью и четкой дикцией;
  7. умение общаться с людьми;
  8. способность налаживать контакты даже с самыми характерными людьми.

Проще говоря, вы должны заострить внимание вашего работодателя на том, что вы, как никто другой, являетесь отличным педагогом и в тоже время психологом.

Способности в резюме компьютерщиков

Если вы для себя выбрали карьеру IT-специалиста, то ваше призвание – это осуществление контроля над всей компьютерной техникой, принадлежащей вашему предприятию. А значит в вашем резюме должны отражаться следующие ваши способности:

  1. свободно владею английским языком;
  2. умею предотвращать компьютерные поломки;
  3. регулярно провожу мониторинг потенциальных рисков;
  4. осуществляю периодическую диагностику компьютерной техники;
  5. легко воспринимаю поступающую информацию.

И не забываем, что основной ваш навык – это профессиональное владение компьютерной техникой, иначе какая может быть должность IT-специалиста у человека, который не умеет в компьютере ничего, кроме как пользоваться браузерами и .

Навыки в резюме для бухгалтера и аудитора

Если вы считаете, что ваша жизнь должна быть тесно связана с бухгалтерским учетом, то подав документы на какое-либо предприятие с вас обязательно потребуют написания резюме, в разделе «Способности и навыки » которого вы можете указать следующее:

  1. умею мыслить аналитически;
  2. обладаю умением ежедневно создавать алгоритм предстоящей работы;
  3. умею эффективно планировать рабочее время;
  4. определяю значимые на данный момент задачи;
  5. умею общаться с представителями органов контроля;
  6. уделяю повышенное внимание мелочам и деталям;
  7. способен (на) определять степень приоритетов;
  8. регулярно анализирую все свои действия.

В общем, опишите все те способности, которыми должен обладать каждый грамотный специалист в области бухгалтерского учета.

Навыки в резюме юриста

Если вы претендуете на должность юриста, адвоката, судьи и подобные, то вашими основными навыками при написании резюме должны быть следующие:

  1. высокий уровень знаний законодательных и нормативно-право вых актов Российской Федерации;
  2. способность составления необходимых договоров;
  3. умение пользоваться электронными базами правового характера;
  4. способность к работе с представителями органов контроля;
  5. навык нахождения компромиссов в сложных ситуациях;
  6. четкое следование поставленным целям;
  7. проведение юридических экспертиз.

Данный список, естественно, является неполным. Это лишь пример, которым вы можете воспользоваться при написании резюме на должность, относящуюся к юриспруденции.

Общие навыки и умения для хорошего резюме


Я приведу вам несколько навыков, которые являются общими для многих профессий и соискателей. То есть, каждый из нижеперечисленны х навыков не подойдет под любую должность, но выбрать что-то подходящее под свою желаемую карьеру можно.

Итак, вот этот список общих навыков для составления хорошего и запоминающегося резюме :

  1. знание иностранных языков (здесь вы должны будете указать конкретный иностранный язык, а также степень владения им: свободное владение, чтение со словарем и т.д.);
  2. навыки программирования;
  3. способоность планировать и разрабатывать бюджеты;
  4. умение общаться грамотно в деловом стиле (как в письменной, так и в устной форме);
  5. опыт создания клиентских баз, а также работы с ними в дальнейшем;
  6. оперативно-розыс кное обеспечение допуска к сведениям;
  7. способность к разработке планов;
  8. проведение анализа относительно фактов совершенных продаж, как самим предприятием, так и его конкурентами;
  9. навыки проведения и организации инвентаризационн ых мероприятий;
  10. умение вести переговоры;
  11. способность обучать и мотивировать рабочий коллектив;
  12. навыки работы с коммерческими предложениями;
  13. способность к прогнозированию;
  14. способности убеждать;
  15. навыки работать с прикладными компьютерными программами (например: с пакетом Microsoft Word, 1C:Бухгалтерия, Excel , владение Фотошопом и другими);
  16. обладание организационными навыками;
  17. способность принимать самостоятельные решения;
  18. умелое обращение с оргтехникой (офисной техникой);
  19. способность работать в команде;
  20. умение пользоваться первичными данными;
  21. навыки экономить, грамотно закупать товар, распределять финансовые средства предприятия с умом;
  22. способности в ценообразовании и прямых продажах;
  23. навыки осуществлять продажи по сотовой связи;
  24. способность собирать и подготавливать статистическую информацию;
  25. умение разрабатывать и проводить мероприятия, связанные с исследованием рынка и рекламными компаниями;
  26. способность к скрупулезному отношению в сборе и подготовке отчетной документации.

На определенную должность требуются определенные способности со стороны работника. Я больше чем уверен, что при написании резюме вы обязательно воспользуетесь хотя бы одним из вышеперечисленны х пунктов. Ведь многие из них подходят к каждому серьезному человеку, намеренному претендовать на хорошую высокооплачиваем ую должность.

Пример в резюме навыков и умений

Если вы претендуете на особую должность, на которую к сожалению в статье не нашлось подходящего примера грамотного резюме, то вы можете указать в разделе «Навыки и умения » один из следующих примеров (если он конечно подходит к вашей предполагаемой должности):

  1. обладание чертами характера, присущими лидеру;
  2. обладание техническими знаниями;
  3. способность организовывать и разрабатывать проекты, а также управлять ими в дальнейшем;
  4. обладание знаниями и достижениями в области маркетинга;
  5. умение устанавливать контакт с контрагентами предприятия;
  6. обладание ораторскими навыками;
  7. способность проявлять инициативу;
  8. обладание высокой энергичностью при решении появляющихся задач;
  9. способность принимать решения незамедлительно;
  10. ответственность за каждое порученное дело;
  11. выполнение любых (даже крайне сложных) действий, которые смогут привести к успехам предприятия;
  12. достижение больших успехов в сфере обслуживания и (или) продаж.

Любой из пунктов, написанных выше приятно удивит вашего работодателя. А это значит, что вы станете еще ближе к желаемой должности.

Грамотное написание основных навыков и умений в резюме

Советую вам при поиске работы не ограничиваться написанием одного резюме, правильнее будет регулярно изменять его в соответствии с предполагаемой должностью. Но и представление навыков для основного экземпляра резюме должно различаться с экземплярами резюме на конкретные должности.

В основном экземпляре резюме, который будет подходить к большинству должностей, вы должны будете сразу после раздела «Опыт работы » расписывать ваши «Навыки и умения », то есть все, чему вы научились - исходит из предыдущей работы.

Приведу наглядный пример: на протяжении определенного времени (допустим, пяти лет) Анастасия работала воспитателем в детском саду, но зарплата ее категорически не устраивала. Она уволилась, а теперь ищет работу на ту же должность.

Так вот, основными навыками и достижениями, которые Настя получила на предыдущей работе являются для нее следующие:

  • высокие знания в области детской психологии;
  • способность решать возникшие конфликты между детьми;
  • умение найти индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • способность проводить развлекательные мероприятия познавательного характера;
  • умение рисовать;
  • способность играть на фортепиано;
  • навыки общаться с детьми;
  • владение навыками по подготовке детей к начальной школе.

Этот перечень может быть бесконечно долгим, но бесполезным. Почему? Потому что сильно перехваливать себя в резюме тоже не стоит.

Идеальных людей не существует – это всем известный факт. Поэтому слишком слащавое резюме работодатель может также не одобрить, как и неграмотно составленное.

Также, хотелось бы вас предупредить о том, что писать в резюме нужно обязательно только правду. Если бы Анастасия, проработавшая пять лет воспитателем детского сада, вдруг захотела бы стать учителем математики (не имея при этом специального образования и опыта работы) и укажет в резюме, что обладает знаниями по высшей математики и подобную ложь, то работодатель попросту не поверит Анастасии, так как у него имеются документы, которые подтверждают ее вранье в резюме.

Как не перепутать разделы резюме «О себе» и «Навыки и умения»

Раздел «О себе » включает в себя такие фразы и слова, как «Пунктуальный (ая)», «Общительный (ая)», «Ответственный (ая)», но никак не такие, как в разделах типа «Способности и умения», «Навыки и достижения» или «Профессиональны е навыки». Это большая ошибка, которую допускают многие искатели работы при написании резюме.

Составляя раздел «» вы должны указывать все те, которые вы получили на предыдущем месте работы или же находясь на обучении в колледже, институте или университете. В этом же разделе вы можете указать свои достижения, которых добились, работая (или обучаясь) на этой должности.

Другими словами, данный раздел должен показать вас как квалифицированно го специалиста, который точно должен занять вакантную должность . Чем ярче вы расскажете о своих навыкам , тем больше работодателей заинтересует ваше резюме .

Воспользуйтесь следующими советами при составлении резюме, чтобы увеличить ваш шанс получения желаемой должности:

  1. Описывайте свою квалификацию сразу же после раздела «Образование ». Это будет более разумным, нежели лепить текст абы как.
  2. Раздел «Профессиональны е навыки и умения » должен точно подходить к должности, на которую вы претендуете в момент написания резюме. То есть, если вы отправляете сразу два резюме на разные предприятия и на разные должности, то данный раздел должен отличаться в обоих экземплярах.
  3. Как я уже говорил выше, делать из себя идеального сотрудника совершенно нежелательно. Поэтому достаточно 5-10 достижений, навыков и т.п. при написании резюме. Если вы хотите рассказать об одних навыках, то придется исключить остальные.
  4. Преимущественно на первом месте должны находиться те способности, которые как никакие другие подходят к должности на которую вы претендуете.
  5. Делайте ваш перечень навыков приятным для чтения: не допускайте примитивных орфографических и пунктуационных ошибок, не пишите через чур заумными фразами, но при этом не делайте получившийся перечень слишком глупым.
  6. Рассказывать нужно о тех способностях, которые вы увидели в объявлении.
  7. Каждый навык следует начинать с таких словосочетаний и слов, как «Имею », «Знаю », «Обладаю », «Владею », «Умею » и т.д. и т.п.
  8. Категорически запрещено рассказывать о своих личностных чертах в разделе «Профессиональны е достижения ». О пунктуальности и коммуникабельнос ти можно писать хоть поэмы в разделе «О себе ».

Везет тем людям (не имеющим опыта работы), которые наткнутся на хедхантинг при поиске работы. То есть, таким предприятиям требуются сотрудники узкой специальности, которые имеют это образование, а опыт работы для них совершенно не важен.

Пример написания навыков и умений для резюме на должность провизора

Вот так должен выглядеть раздел резюме «Профессиональны е навыки и умения » у человека, претендующего на должность провизора:

  • Профессиональны й стаж – 7 лет в крупнейших аптеках города Москвы. Обладаю умениями по организации фармацевтической службы, по производству и контролю качества лекарственных средств и полуфабрикатов, по проведению инвентаризации товарно-материал ьных ценностей, по оформлению инвентаризации товарно-материал ьных ценностей.
  • Умею проводить исследования и оценивать рынки фармацевтических товаров, определять спрос и расчет потребности в лекарственных препаратах и товарах медицинского назначения, организовывать предпринимательс кую деятельность.

Для облегчения читабельности вашего резюме вы можете писать каждый новый навык с красной строки, но учтите, что это займет намного больше места.

Если вы правильно подберете подходящие на вашу должность навыки и умения, то можете не сомневаться что вам действительно перезвонят.

Образование и опыт работы – это конечно же неотъемлемые части резюме, но ничто так не расскажет о ваших способностях как раздел «Профессиональны е навыки и умения ». Именно здесь вы можете раскрыть себя, как специалиста.

Работодателю мало знаний о вашем прежнем месте работы, а также о названии вашего университета (колледжа, вуза). А вот узнать действительно ли вы полезны предприятию ему очень бы хотелось. Чем грамотнее вы составите список навыков и знаний, тем больше заинтересуете работодателя. Поэтому при составлении этого списка нужно быть предельно осторожным.

Указание определенных навыков и способностей при написании резюме

Если вы пишите резюме для конкретной должности, то перечень ваших основных навыков и способностей должен максимально точно относиться к этой должности.

Увидев объявление, внимательно вчитайтесь в него и поймите, кого конкретно ищет работодатель и что этот кто-то должен уметь. Подумайте как следует, подходите ли вы под эти требования. Если да, то эти требования должны быть вашими навыками и умениями в резюме .

Но переписать все требования работодателя как свои способности – «дохлый номер». Работодатель сразу поймет, что вы недобросовестно отнеслись к составлению резюме и отбросит вашу кандидатуру раз и навсегда. Чтобы этого не случилось, видоизмените все требования работодателя в разделе «Навыки и умения », добавляя при этом что-то свое, что как вы считаете будет приносить большую пользу предприятию.

Допустим, вы прочитали в объявлении, что на какую-то должность требуется сотрудник, который свободно владеет английским языком. Составляя резюме, вы можете дополнить этот пункт тем, что умеете организовывать процесс получения визы для вашего работодателя (если конечно умеете). Ведь раз работодателя интересует знание английского языка среди его сотрудников, значит он ведет постоянные переговоры с контрагентами из зарубежных стран, которые говорят на английском языке. А значит то, что вы сможете оформить ему визу, выделит вас среди толпы конкурентов – претендентов на вашу должность .

Еще хотелось бы вам напомнить о том, что работодатели зачастую ищут сотрудников по ключевым фразам в резюме. Поэтому, перечисляя ваши навыки и умения, ориентируйтесь на объявление. Не забываем: переписывать – нельзя! Видоизменять и дополнять – можно всегда!

Заключение

На этом, сегодняшняя статья подошла к концу. Надеюсь, что она будет полезна каждому из вас, дорогие читатели. Ведь каждый хоть раз в жизни сталкивался с написанием резюме, от которого зависела его дальнейшая судьба. Кому-то повезло больше, и он работает сейчас на желанной должности. А кто-то не смог ее получить ввиду неумения определять свои основные навыки и умения.

Но теперь, воспользовавшись данной статьей, вы сможете самостоятельно написать замечательное резюме, которое заинтересует любого даже самого привередливого работодателя.

Грамотный список навыков и достижений, высокий уровень орфографии и пунктуации, небольшая хитрость в дополнении разделов – и все, должность ваша!

Наконец, хотелось бы пожелать каждому написать свое резюме, получить желанную должность и работать на ней в радость, до самой пенсии. Советую вам посмотреть следующее видео о том, как правильно писать резюме и каких ошибок следует при этом избежать:

На этом все, дорогие читатели! Спасибо за прочтение! Желаю всем удачи и высокооплачиваемой должности! Знакомьтесь с и может быть настоящая работа вам вообще не потребуется! А вот и стандартный шаблон для резюме, который вы можете скачать прямо сейчас:

Ученые до сих пор не договорились о том, что первично: навыки формируются на основе умений или, наоборот — умения на основе навыков. Пока спорят ученые-теоретики, мы попробуем усвоить, чем отличается навык от умения на практике. А для тех, кто занимается воспитанием детей, обучением специалистов в любой области деятельности, важно знать, как же быстро и правильно сформировать у них жизненные и трудовые навыки и умения.

Умения — это…

Словосочетание «умелый работник» произносится уважительно по отношению к тому, кто быстро и правильно выполняет свою работу, проявляет смекалку, решая возникшие производственные проблемы. Такой работник подготовлен теоретически и практически к выполнению определенных действий и творчески относится к работе.

Чем отличается навык от умения? Умение требует:

  • сознательного отношения к планированию своих действий для достижения результата;
  • знаний о свойствах, качествах объекта труда и приемов работы с ним;
  • навыков работы с инструментом, вспомогательными материалами.

То есть умение — это такой способ выполнения какого-то действия, который основан как на твердо сформированных навыках, так и на конкретных знаниях об объекте работы, о его свойствах, о возможных способах работы с ним. Навыки - основа формирования умений.

Что такое навыки

Тогда чем отличается навык от умения, что является более прочным?

Навык — это доведенный до автоматизма способ выполнения каких-то действий. Умение и навык отличаются друг от друга тем, что второй стереотипен, не требует особой теоретической подготовки, творчества.

Алгоритм выполнения конкретной операции не изменяется, мыслительные и физические действия согласованы и не требуют дополнительного обдумывания, предварительного планирования.

Например, обучая ребенка самостоятельным действиям ложкой, мать фиксирует его внимание на последовательности и правилах действий с нею (в какой руке и как держать, как правильно черпать еду, подносить ко рту). По мере формирования навыка указаний становится все меньше, ребенок усваивает действия и автоматически начинает правильно их выполнять в любой обстановке.

Двигательное умение и навык отличаются друг от друга степенью их осмысления и управляемости человеком. Умение также предполагает его творческое развитие и совершенствование.

Виды навыков и умений

Определение вида навыка связано с деятельностью человека. Из четырех видов навыков (сенсорные, двигательные, интеллектуальные, коммуникативные) наибольшим и частым изменениям подвергаются коммуникативные, поскольку правила общественной жизни быстро меняются самими людьми в соответствии с социально-историческими изменениями в стране и в мире.

Смешанные навыки сочетают в себе несколько видов: работа на компьютере требует сочетания интеллектуальных навыков (чтение и запись текста), двигательных (печатание). Особо выделяются общеучебные.

Сначала они вырабатываются в процессе обучения какому-либо предмету, но затем используются во многих сферах деятельности. В быту, например, мы свободно пользуемся вычислительными действиями, сформированными на уроках математики.

Ряд умений используется в узких сферах деятельности (специализированные умения): в медицине, в научной работе.

Умения могут быть:

  • простыми физическими, то есть такие несложные действия человека, как одевание, уборка в доме;
  • сложными, связанными, например, со взаимодействием с другими людьми для достижения каких-то целей — умение пропагандировать, писать статьи;
  • системными — способность различать настроения, психологические состояния людей, реагировать на них, ощущать собственные как физические, так и душевные состояния.

Список навыков и умений, необходимых современному человеку, обширен. Он отличается от тех, которые необходимы были, например, современникам Пушкина.

Зачем их формировать

Внимательный анализ любого вида деятельности показывает, что он представляет собой сумму разных видов умений и навыков — отсутствие одного из них не позволяет человеку получить желаемый результат. Это влечет за собой ухудшение качества жизни, душевный дискомфорт.

Несформированность двигательных навыков лишает человека свободы передвижений и действий, общения, вызывает излишнюю затрату сил, времени и материальных средств.

Умственная деятельность невозможна без наблюдения и запоминания информации, сравнения, анализа, без управления собственным вниманием, состоянием. Она тесно связана с развитием сенсорных навыков восприятия информации на слух, зрительно, осязательно. Чувствительность к запахам необходима химику, повару, врачу и многим другим специалистам.

Коммуникативные навыки считаются особо важными и формируются на основе знания правил поведения в различных ситуациях, позволяют человеку занять достойное место в обществе, стать его полноправным членом.

Как формируются навыки и умения

Любая сфера деятельности требует от человека конкретных алгоритмов действий: чем отличается навык от умения у танцора — правильно двигаться в соответствии с рисунком танца и звучанием музыки, не думая о движениях. У водителя — умения правильно реагировать на дорожную обстановку и вождения автомобиля конкретного типа; от педагога — навыков работы с литературой, с коллективом детей определенного возраста, с родителями, умения правильно ориентироваться в непредвиденных коммуникативных ситуациях.

Формирование навыка следует проводить на основе многократного закрепления в памяти последовательности и способа действия, доведения самого действия до автоматизма.

То есть упражнение — метод формирования навыка, который гарантирует качество выполняемого действия (работы) и ведет к формированию умения осознавать цель и выбирать нужную последовательность необходимых действий для ее достижения.

Немаловажный вопрос — учет индивидуальных способностей обучаемого. Качество и скорость мыслительных и двигательных влияют на сроки и качество формирования умений и навыков.

Таким образом, методы и приемы обучения человека осознанному отношению к процессу труда, предварительному планированию, обдумыванию вариантов предполагаемых действий и предвидению конечных их результатов лежат в основе формирования его навыков и умений.

Знания

Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
Знания – это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.

Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность .
Структурируемость – наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать – значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний и способами их использования.
Связность знаний – наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.
Активность знаний – способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.

Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.
Данные – это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.
Различают знания декларативные – утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные – описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания – это правила связи, а процедурные знания – это правила преобразования.

  • хранятся (запоминаются);
  • воспроизводятся;
  • проверяются;
  • обновляются, в том числе переструктурируются;
  • преобразуются;
  • интерпретируются.

Умения

Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний. Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Умения:

  • применяются;
  • преобразуются для обеспечения гибкости или приспособления к изменившимся условиям;
  • обобщаются;
  • пересматриваются.

Навыки

Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями «умения» и «навыки». Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания, оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т. е. умение переходит в навык.

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т. д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин «умение» имеет два значения:
первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения. Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам:
0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3 уровень- учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Однако далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т. е. превращение их в инструмент познания. В этом качестве применение знаний может нередко означать лишь мысленное преобразование некоторых исходных моделей действительности с целью получения новых, более полно и совершенно отражающих реальный мир. Характерный пример такого применения - так называемое мысленное экспериментирование. Способность использовать усвоенные знания для получения новых называют интеллектуальными умениями и навыками. В практической деятельности, кроме интеллектуальных, обязательно применение специфических умений и навыков, в совокупности обеспечивающее успешность труда.

Применение знаний, умений и навыков - один из этапов усвоения - осуществляется в самых разнообразных видах деятельности и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого. Его можно педагогически организовать путем выполнения упражнений, лабораторных работ, практической деятельности. Особенно глубоким по своему воздействию является применение знаний к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемого, делает знания более прочными, реально осмысленными.

Применение знаний по каждому учебному предмету своеобразно. При изучении физики, химии, естествознания, физической географии знания, умения и навыки применяются в таких видах деятельности учащихся, как наблюдение, измерение, фик¬сирование полученных данных в письменных и графических формах, решение задач и т. д. При изучении гуманитарных предметов знания, умения и навыки реализуются при самостоятельном объяснении учащимися тех или иных явлений, при применении правил правописания и т. д.

Применение знаний, умений и навыков связано, прежде всего, с распознаванием в конкретной ситуации случаев, где такое применение целесообразно. Специальное обучение соответствующему распознаванию связано с установлением принципиального сходства и, следовательно, с умением отвлечься (абстрагироваться) от факторов и особенностей, которые при данных обстоятельствах можно считать несущественными. Единство обобщения и конкретизации позволяет избежать решения задач лишь с опорой на память, а не на всесторонний анализ предлагаемых условий, т. е. избежать формализма знаний. Другое необходимое условие - владение последовательностью операций применения. Обучению такого рода действиям уделяют обычно больше внимания, но и здесь встречаются ошибки - чаще всего попытки свести его к чисто алгоритмическим процедурам в раз и навсегда заданной последовательности. Применение знаний, умений и навыков успешно тогда, когда оно приобретает эвристический и творческий характер.

Обучение невозможно без применения наличных (пусть минимальных, почерпнутых из житейского опыта) знаний, умений и навыков и является целесообразно организованной системой последовательного применения знаний, умений и навыков. В ряде случаев применение может быть лишь мысленным, воображаемым. Совершенствование знаний, умений и навыков также происходит только в процессе их применения, поэтому повторение изученного должно быть, как правило, не простым воспроизведением, а применением его в более или менее новых условиях. Для применения знаний, умений и навыков важны межпредметные связи, так как действия с реальными объектами требуют одновременного учета знаний по нескольким учебным предметам. Успешному применению знаний, умений и навыков способствует самоконтроль.

Умения и навыки автоматизированные действия , затем сливаются в целостные конструкции (системы


1) Сходство (или тождество понимает и может обобщить

2) Любой навык умение ), оказывает общее влияние на его психику уверенность обострениювосприятия у человека.

ассоциативное торможение

1) Прочность действия , входящие в прочный навык, .

2) Сознательное усвоение проанализирует преодолеет

В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек накапливает знания, относящиеся к различным областям. Однако знания профессионала и знания человека, не являющегося таковым, коренным образом различаются. И эти различия отражают не только «количественную» сторону. Действительно, знания профессионала характеризуются обширностью, но большой объем знаний присущ порой и дилетанту. Существенное отличие профессионала в том, что его знания характеризуются систематичностью. Если же говорить о профессионале высочайшего уровня, мастере экстра-класса, то его знания отличаются своеобразной «готовностью». Под термином готовность в данном случае понимается теснейшим образом связанная с систематичностью знаний способность человека немедленно припоминать то, что в данную минуту необходимо, постоянная мобилизованность всего запаса знаний. Таким образом, существуют определенные особенности мышления профессионала, позволяющие ему эффективно использовать имеющиеся знания.

Применительно к деятельности профессионалов зачастую используется термин «профессиональное мышление» [Решетова, 1985]. Имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные функции на высоком уровне мастерства.

Отметим, что понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный, деятельностный аспект. Д.Н. Завалишина проводит исследования «практического мышления» в профессиональной деятельности [Завалишина, 2005]. В качестве характерной особенности мышления профессионалов высокого класса исследователь отмечает, в том числе, их мысленное обращение к прогрессивному опыту других мастеров.

Принято говорить о «техническом» мышлении инженера, «клиническом» мышлении врача, «пространственном» мышлении архитектора, «математическом» либо «физическом» мышлении научного работников, работающих в соответствующих областях науки и т.д.

Умения и навыки. Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия, затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня так называемых «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаниями.

Известно, что в одних случаях усвоенные ранее навыки могут служить основой и содействовать освоению новых умений и навыков. В других - возможно возникновение так называемой интерференции, т.е. отрицательного влияния ранее усвоенных навыков - на вновь усваиваемые. Грамотный инженер, организатор работы первичного коллектива, должен знать основные формы взаимодействия навыков, т.е. их перенос и интерференцию, а также взаимовлияния знаний, умений и навыков.

Различают навыки восприятия, двигательные навыки и интеллектуальные навыки (приемы решения задач). Формирование навыков происходит в несколько этапов:

1) Начало осмысления навыка. Характерно понимание цели, но смутное представление о способах ее достижения. Как следствие - весьма грубые ошибки при попытках выполнения действий.

2) Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие (овладение способом), и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания. Много лишних движений и действий.

3) Автоматизация навыка. Все более и более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании и появлении возможности его распределения. Происходит устранение лишних движений.

4) Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий, иногда становящихся средством выполнения другого, более сложного действия, которое, тем не менее, всегда выполняется под контролем сознания.

На базе знаний и навыков, относящихся к определенному виду деятельности, формируются умения специалиста. Умения проявляются при решении нестандартных задач и предполагают хорошую ориентировку специалиста в новых условиях и выступают не как простое повторение прошлого опыта, а обязательно включают в себя элементы творчества. Умение всегда предполагают самостоятельную деятельность специалиста. Обратим внимание на мнение, высказанное В.Д. Шадриковым, согласно которому «интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений» [Шадриков, 1997, с. 198].

Умения и навыки формируются в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков является необходимым условием для формирования умений, с другой - человек, обладающий умением, может легко освоить новые навыки. Процесс формирования умений также проходит несколько этапов.

а) Первоначальные умения. Осознание цели деятельности и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и умения. Деятельность осуществляется методом проб и ошибок.

б) Недостаточно умелая деятельность. Наличие знаний о способах выполнения действий и использование ранее приобретенных навыков, не специфических для данной деятельности.

в) Общие умения. Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою работу, организаторские умения и т.п.

г) Высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора тех или иных способов ее достижения.

д) Мастерство. Творческое использование различных умений.

Навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет взаимодействия навыков особенно важен тогда, когда специалист, овладевший одним навыком (например, работой с одним техническим устройством), вынужден осваивать другой (работу с новым техническим устройством). В нынешних условиях постоянных инноваций человек находится в условиях необходимости постоянно доучиваться переучиваться.

Перенос навыка, сформированного в данном виде деятельности на новые виды деятельности, является положительным явлением, позволяющим успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности. Выделяют следующие условия переноса навыков:

1) Сходство (или тождество) выполняемых действий. Перенос навыка особенно успешно происходит в том случае, если человек ясно понимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.

2) Любой навык, которым обладает человек (особенно любое умение), оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострению восприятия у человека.

Однако взаимодействие навыков включает не только перенос, но и интерференцию. Интерференция навыков выступает как негативное явление, когда «старый» навык препятствует формированию «нового» навыка, необходимого для успешного осуществления некоторой новой деятельности. Одна из причин интерференции навыков - так называемое ассоциативное торможение. Из такого понимания причин и психофизиологических механизмов рассматриваемого явления и вытекают условия преодоления интерференции навыков:

1) Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отрицательное влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия, входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы.

2) Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее человек проанализирует особенности действий, характерных для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отрицательное влияние «старого».

Взаимодействие профессиональных знаний, навыков и умений

В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек накапливает знания, относящиеся к различным областям. Однако знания профессионала и знания человека, не являющегося таковым, коренным образом различаются. И эти различия отражают не только «количественную» сторону. Действительно, знания профессионала характеризуются обширностью, но большой объем знаний присущ порой и дилетанту. Существенное отличие профессионала в том, что его знания характеризуются систематичностью. Если же говорить о профессионале высочайшего уровня, мастере экстра-класса, то его знания отличаются своеобразной «готовностью». Под термином готовность в данном случае понимается теснейшим образом связанная с систематичностью знаний способность человека немедленно припоминать то, что в данную минуту необходимо, постоянная мобилизованность всего запаса знаний. Таким образом, существуют определенные особенности мышления профессионала, позволяющие ему эффективно использовать имеющиеся знания.

Применительно к деятельности профессионалов зачастую используется термин «профессиональное мышление» [Решетова, 1985]. Имеются в виду некоторые особенности мышления специалиста, позволяющие ему успешно выполнять профессиональные функции на высоком уровне мастерства.

Отметим, что понятие «профессиональное мышление» употребляется в двух смыслах. В одном смысле, когда хотят подчеркнуть высокий профессиональный уровень специалиста, здесь речь идет об особенностях мышления, выражающих его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером профессиональной деятельности, здесь имеется в виду предметный, деятельностный аспект. Д.Н. Завалишина проводит исследования «практического мышления» в профессиональной деятельности [Завалишина, 2005]. В качестве характерной особенности мышления профессионалов высокого класса исследователь отмечает, в том числе, их мысленное обращение к прогрессивному опыту других мастеров.

Принято говорить о «техническом» мышлении инженера, «клиническом» мышлении врача, «пространственном» мышлении архитектора, «математическом» либо «физическом» мышлении научного работников, работающих в соответствующих областях науки и т.д.

Умения и навыки . Навыки сначала усваиваются как изолированные автоматизированные действия , затем сливаются в целостные конструкции (системы навыков), а сами навыки обобщаются до уровня так называемых «вторичных умений», которым присущи гибкость, вариативность, опосредованность знаниями.

Известно, что в одних случаях усвоенные ранее навыки могут служить основой и содействовать освоению новых умений и навыков. В других - возможно возникновение так называемой интерференции, т.е. отрицательного влияния ранее усвоенных навыков - на вновь усваиваемые. Грамотный инженер, организатор работы первичного коллектива, должен знать основные формы взаимодействия навыков, т.е. их перенос и интерференцию, а также взаимовлияния знаний, умений и навыков.

Различают навыки восприятия, двигательные навыки и интеллектуальные навыки (приемы решения задач). Формирование навыков происходит в несколько этапов:

1) Начало осмысления навыка. Характерно понимание цели, но смутное представление о способах ее достижения. Как следствие - весьма грубые ошибки при попытках выполнения действий.

2) Сознательное, но неумелое выполнение. Отчетливое понимание того, как надо выполнять действие (овладение способом), и неточное, неустойчивое выполнение его, несмотря на интенсивную концентрацию внимания. Много лишних движений и действий.

3) Автоматизация навыка. Все более и более качественное выполнение действий при ослабевающем временами произвольном внимании и появлении возможности его распределения. Происходит устранение лишних движений.

4) Высокоавтоматизированный навык. Точное, экономное, устойчивое выполнение действий, иногда становящихся средством выполнения другого, более сложного действия, которое, тем не менее, всегда выполняется под контролем сознания.

На базе знаний и навыков, относящихся к определенному виду деятельности, формируются умения специалиста. Умения проявляются при решении нестандартных задач и предполагают хорошую ориентировку специалиста в новых условиях и выступают не как простое повторение прошлого опыта, а обязательно включают в себя элементы творчества. Умение всегда предполагают самостоятельную деятельность специалиста. Обратим внимание на мнение, высказанное В.Д. Шадриковым, согласно которому «интеллект можно определить как интегральное проявление способностей, знаний и умений» [Шадриков, 1997, с. 198].

Умения и навыки формируются в неразрывном единстве. С одной стороны, овладение определенным кругом навыков является необходимым условием для формирования умений, с другой - человек, обладающий умением, может легко освоить новые навыки. Процесс формирования умений также проходит несколько этапов.

а) Первоначальные умения. Осознание цели деятельности и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенные (обычно бытовые) знания и умения. Деятельность осуществляется методом проб и ошибок.

б) Недостаточно умелая деятельность. Наличие знаний о способах выполнения действий и использование ранее приобретенных навыков, не специфических для данной деятельности.

в) Общие умения. Ряд высокоразвитых, но узких умений, необходимых в различных видах деятельности, например, умение планировать свою работу, организаторские умения и т.п.

г) Высокоразвитое умение. Творческое использование знаний и навыков данной деятельности с осознанием не только цели, но и мотивов выбора тех или иных способов ее достижения.

д) Мастерство. Творческое использование различных умений.

Навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет взаимодействия навыков особенно важен тогда, когда специалист, овладевший одним навыком (например, работой с одним техническим устройством), вынужден осваивать другой (работу с новым техническим устройством). В нынешних условиях постоянных инноваций человек находится в условиях необходимости постоянно доучиваться переучиваться.

Перенос навыка, сформированного в данном виде деятельности на новые виды деятельности, является положительным явлением, позволяющим успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности. Выделяют следующие условия переноса навыков:

1) Сходство (или тождество ) выполняемых действий. Перенос навыка особенно успешно происходит в том случае, если человек яснопонимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.

2) Любой навык , которым обладает человек (особенно любое умение ), оказывает общее влияние на его психику . Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострениювосприятия у человека.

Однако взаимодействие навыков включает не только перенос, но и интерференцию. Интерференция навыков выступает как негативное явление, когда «старый» навык препятствует формированию «нового» навыка, необходимого для успешного осуществления некоторой новой деятельности. Одна из причин интерференции навыков - так называемое ассоциативное торможение . Из такого понимания причин и психофизиологических механизмов рассматриваемого явления и вытекают условия преодоления интерференции навыков:

1) Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отрицательное влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия , входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы .

2) Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее человек проанализирует особенности действий, характерных для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отрицательное влияние «старого».

Педагогические способности

Успех профессиональной деятельности учителя во многом зависит от педагогических способностей. Под способностями в психологической науке подразумевают такие индивидуальные психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-нибудь деятельность и при меньших затратах труда достигаются большие результаты.

Н.В. Кузьмина дает такое определение педагогических способностей: это индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в личности воспитуемого. Автор выделяет три группы способностей: конструктивные, коммуникативные и организаторские (10).

Ф.Н. Гоноболин выделяет следующие способности, которые типичны для успешно работающего учителя: способность понимать ученика; способность доступно сообщать детям учебный материал; способность заинтересовать учащихся; способность убеждать людей, оказывать на них положительное воспитательное влияние; организаторские способности; необходимый педагогический такт, требовательность и индивидуальный подход к детям; способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные трудности; проектировать качества своих воспитанников, их знания; способность к творческой работе; способность своевременно и быстро не только ориентироваться в обстановке, но и реагировать на то или иное событие в коллективе; способности, дающие возможность на основе интереса к преподаваемому предмету хорошо и сравнительно легко усваивать и своевременно воспроизводить учебный материал.

Педагогические способности связаны с общими способностями, например к литературному и научному творчеству, конструированию. Они повышают эффективность деятельности учителя.

Педагогические способности не даны в готовом виде до и вне развития, не являются изначально данными и неизменными свойствами индивида. Они формируются в процессе его профессионального воспитания. В настоящее время в психолого-педагогической литературе к педагогическим способностям относят:

Коммуникативные - способность к общению, сотрудничеству

Дидактические - способность объяснять, передавать знания, обучать

Организаторские - способность вовлечь учащихся в различные виды деятельности, вызвать к ним интерес

Конструктивные - способность к отбору, композиции, проектированию учебно-воспитательного материала, разработке планов

Гностические - способность к познанию, получению удовольствия от процесса познания

Прогностические - способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности

Перцептивные - способность проникать во внутренний мир ребенка, понять его состояние

Экспрессивные - способность к эмоциональной заразительности, яркости и направленности проявления эмоций, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.

Перечисленные выше способности можно дополнить следующими:

Способность к эмпатии (сочувствию, сопереживанию, вживанию в переживания другого человека)

Способность к рефлексии

Способность к диалогической интерпретации процессов обучения и воспитания

Креативность - способность к творчеству

Экстравертность - раскрытость на общение с людьми.

Большинство авторов считают, что уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся и быстроте перестройки своей деятельности в соответствии с этим.

Всестороннее изучение педагогических способностей показало, что они представляют собой проявление качеств ума, чувств и воли личности.

Большинство авторов считает, что уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности, информации, которую учитель может получить об особенностях развития своих учащихся и быстроте перестройки своей деятельности в соответствии с этим.

Статьи по теме