Урок литературного чтения проказы старухи зимы. Конспект развитие речи на тему проказы старухи зимы ушинский

Проказы старухи-зимы Сказка Ушинского Константина Дмитриевича Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился. Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давнымдавно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют. Пуще злится зима - до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее. - Ну, постой же, - думает зима, - дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать - наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки - и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть - и разгорится у него лицо, как огонь. Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали... видно, весна недалёко! ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 2 класс, урок № 44 Тема. К. Д. Ушинский «Проказы старухи Зимы». Цель: - познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме и её признаках; - развивать устную речь, внимание, мышление, память, умение ориентироваться в тексте,; - отрабатывать навыки чтения: осознанность, выразительность и умения пользоваться народными приметами; - воспитывать любовь к природе, интерес к изучению предмета. Оборудование: картина «Зима», сугроб из снежинок, картинки с приметами зимы картинки с надписью «ЗИМА», шапочки для зимних месяцев, новогодние шары, карточки для работы в парах, почтовый ящик, заготовки писем Деду Морозу, предметные картинки по тексту, презентация «Проказы старухи зимы», музыкальная видеофизминутка «Ёлочке не холодно зимой», телевизор, DVD - плеер, портрет К.Д. Ушинского, записи на доске. Тип урока: изучение нового материала. Межпредметные святи: природоведение, русский язык. Ход урока Класс украшен к новогоднему празднику: снежинки, мишура, на шторах висят ёлочные шары. I.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА. Учитель: Ну-ка, проверяй, дружок, ты готов начать урок? Все ль в порядке, все ль на месте? Значит, будем дружно вместе На вопросы отвечать и заданья выполнять! Когда учитель спросит – встань, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А просто руку подними! -- Сели тихо за парты и проверили свою осанку (стенд «Правильно сиди»). II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. - Посмотрите, ребята в окно. Расскажите, какая там погода. Ответы детей: (Выпал снег; низкая температура воздуха; солнце светит, но греет мало; замерзли реки и озёра; некоторые животные впали в спячку; птицы перебрались поближе к людям). (По мере получения ответов учитель открывает на доске картинки с изображением примет зимы) _- Наблюдая за изменениями в природе, можно ли определить время года? (После этого учитель переворачивает картинки и дети читают название времени года) З И М А (учитель открывает на доске картинку с изображением царицы зимы и расшифровкой слова) - Я и царица зима принесли вам на урок: З – знаний, знакомство с новым произведением; И – интересных заданий; - И ждём от вас М – мудрости; А – активности. ІІІ. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛА -Опустели поля, пожелтела трава, Птицы на юг улетели. Все затихло кругом. Так чего же мы ждем? А ждем мы прихода метелей! --И вот она пришла зимушка-зима. Подули злые ветры, злые вьюги запели свои песни. Белый снег засыпал все кругом, словно одел теплым пушистым одеялом. Пусть все спит. Три месяца зимних самые холодные, самые лютые привела она с собою. (Выходят три уч-ся в зимних колпаках и читают стихотворения) Этот месяц год кончает, Зиму нашу начинает, Реки льдом он покрывает Ну и Рождество справляет. В месяц этот дни короче, А длинней конечно ночи. В декабре лежат снега На полях и на лугах. Только наш декабрь пройдет, Народ встречает Новый год. Январь. Прекрасная пора Начало года и зима В свои права уже вступила Пушистым снегом все укрыла. Как белоснежным полотном Сковала речку толстым льдом, Посеребрила лес, опушки До самых кончиков верхушки Уснула тихим, сладким сном Природа до весны кругом. Белокрылые метели Завывают в феврале. Звери сильно похудели В тесной норке и в дупле. Мы поможем им немножко: Хлеб в кормушку принесём. По заснеженным дорожкам В задремавший лес придём. Там поземка колобродит, Там за пищею мясной Волки рыскают и бродят. А в берлоге под сосной Спит медведь и лапу лижет. Слышен ветра грозный вой. Дети бегают на лыжах У него над головой. IV.ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА. - Ну, с приметами зимы мы уже разобрались, а вот как же она приходит? Как это всё происходит мы узнаем на сегодняшнем уроке. И поможет нам в этом сказка К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» (Открывается запись на доске) К. Д. УШИНСКИЙ « Проказы старухи зимы» V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1. Рассказ учителя о писателе. Ушинский Константин Дмитриевич - российский учитель, воспитатель, писатель. Он придавал большое значение физическому труду в воспитании детей, считал, что правильное воспитание, это сочетание умственного и физического труда. Но детей он учил не только в школе. Ушинский очень любил родную русскую природу, наблюдал за ней и записывал свои наблюдения. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком. 2. Словарная работа (на доске). Дубрава - дубовая роща, лесок. Запорошила поля - выпал снег на поля. Кровля и стреха – крыша и её свисающий нижний край. Клинья и подклинки – деревянные «гвозди» . Заволокла оконницы - разрисовала стекла в окнах. Обозы – сани или телега с лошадью. Извозчик – человек, управляющий лошадью. Проказы - забавы, игры. 3.Первичное восприятие произведения. -- Послушайте произведение и скажите, почему Ушинский назвал его сказкой? (Демонстрация презентации «Проказы старухи зимы») -- Так почему Ушинский назвал произведение сказкой? 4.Работа над произведением (фронтальный опрос). -- Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой? -- Что было самым интересным? -- Как приготовились люди к зиме? -- Почему не боятся зимы дети? 5.Физминутка музыкальная. (Дети под музыку поют песню и выполняют упражнения) «Ёлочке не холодно зимой» Я узнала маленький секрет: Ёлочке не холодно зимой! И не надо ёлочку, маленькую ёлочку Забирать к себе домой. (2 раза) Я узнала маленький секрет: ("Какой? Какой?") Ёлкам очень весело в лесу. Маленькие ёлочки, маленькие ёлочки Я от вырубки спасу. (2 раза) Маленькие ёлочки мои Стать большими елями хотят. Пусть они в лесу растут, Новый год встречают тут Много-много лет подряд. (2 раза) Вы узнали маленький секрет: ("Ага, ага".) Ёлочкам не холодно зимой! И не надо ёлочки, маленькие ёлочки Забирать к себе домой. (2 раза) С Новым годом, люди! VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ 1.Выразительное чтение текста сильными учениками (остальные – следят по тексту). 2. Составление плана текста по картинкам. (На доске вывешены картинки по сказке с нарушенной последовательностью) --Исправьте ошибки. (Три уч-ся восстанавливают логическую цепочку по картинкам). 3. Выборочное чтение. Найдите в тексте и прочитайте: - как спасались от зимы птицы; - что сделали звери, чтобы защититься от холода; - как спрятались рыбы; - как подготовились к зиме люди; - о зимних забавах детей. 4.Физминутка для глаз «Ёлочные шары» (Учитель называет цвет шара, дети, не поворачивая головы, только взглядом находят нужный шар). VIІ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ 1.Работа в парах. Народные приметы. (На партах лежат листочки с заданием) ДОПОЛНИ народные приметы (подчеркни правильный ответ): 1. Дым из трубы поднимается столбом – к (теплу, морозу, ветру). 2. Зимой много снега – летом будет много (солнца, воды, хлеба). 3. Кошка лежит на печи – к морозу, а сидит на полу – к (теплу, ветру, дождю). --Люди, наблюдая за природой, научились угадывать её настроение и предсказывать погоду. На уроках природоведения мы знакомились с народными приметами. Сейчас и проверим ваши знания. (Уч-ся, совещаясь, выполняют задание на карточках). 2.Итоги работы в парах. VIII. ИТОГ УРОКА. 1.(На доске, рядом с картинкой «Зимы» из снежинок сделан снежный сугроб). --Шла сегодня на урок: Глядь под ноги – бугорок. Не простой сугроб, с секретом, Убедитесь сами в этом. (Дети по очереди выходят к доске, снимают снежинки, где на обратной стороне записаны вопросы по тексту, читают и отвечают на них). Вопросы на снежинках: 1. С каким произведением познакомились? 2. Кто автор сказки? 3. Кого хотела напугать зима? 4. Получилось ли у неё это? 5. Что обидело зимушку - зиму? 6. Что произошло, когда зима заплакала? 7. Чем понравилась сказка? (За работу на уроке дети получают «Знаек» и «Незнаек»). - Можно ли пословицу на доске соотнести со сказкой? СКОЛЬКО ЗИМА НЕ ЗЛИСЬ, ВСЁ РАВНО ВЕСНА ПРИЙДЁТ. - Почему? IX. РЕЛАКСАЦИЯ. Под сугробом из снежинок дети замечают почтовый ящик: ПОЧТА ДЕДА МОРОЗА --Пока мы с вами работали на уроке, незаметно по классу пронеслась метелица и положила в дневники письма для Деда Мороз. Прочитайте их и заполните, но только без ошибок. Не то Дед Мороз не сможет правильно прочитать и исполнить ваше желание. А потом, на перемене, опустите свои письма в наш почтовый ящик. Текст письма Здра…ствуй, Дед Моро…! Я целый го… старался хорошо учиться, слушал родителей и учителей. Хоч… попросить у тебя в подарок ………………… . Спасиб… тебе! Х. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выразительно прочитать сказку К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы» стр.………………, подготовить пересказ. .

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок чтения в 3 классе по теме: "К.Д. Ушинский. "Проказы старухи Зимы. Сказка."

Урок прислала: Ваулина Елена Николаевна, учитель начальных классов, г. Абаза, МОУ Абазинская коррекционная школа-интернат 8 вида

Урок чтения в 3 классе

Тема: К.Д. Ушинский. Проказы старухи Зимы. Сказка.

Цели:

  • 1. Отрабатывать навыки чтения, осознанность, выразительность; познакомить учащихся с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания учащихся о зиме, о признаках зимы.
  • 2. Развивать устную речь, внимание, мышление, память.
  • 3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: таблички с тучками (разное настроение), карточки со словами, карточки с текстами, разноцветные слоги, пословицы, разноцветные пирамидки, картинки о зиме, вертушки, подвешенные на потолке в классе, компьютер.

Программа: программа для коррекционной школы 8 вида.

Учебник: "Книга для чтения", учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием мультимедийной презентации.

Межпредметные связи: математика, русский язык, развитие речи.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику; работают по другим карточкам, чем остальные.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Добрый день! Надеюсь, у вас хорошее настроение. Подойдите к доске и встаньте под той тучкой, которая больше всего отражает ваше настроение сейчас. (слайд №1) (У тучек разное "настроение" - грустное, среднее, веселое).

2. Разминка.

1) Дыхательная гимнастика.

  • - Вдох - носом, выдох - через рот.
  • - Вдох, задержка дыхания, выдох.
  • - Вдох, выдох, задержка дыхания.

2) Разминка для глаз.

  • А) - зажмурьте глаза, а потом откройте.
  • - сделайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз.
  • - вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте его обратно, 5 раз.
  • Б) Работа по таблице. (слайд №2)
  • - Назовите цвет кружков по цепочке.

3) Речевая разминка и для развития поля зрения. (слайд №3)

Работа по таблице. Дети смотрят на точку в середине пирамидки и читают слоги, написанные по краям, затем идет "наращивание" согласных. Сначала - Т, затем - Р.

3. Проверка домашнего задания.

По какой теме мы читаем рассказы и стихи? (о зиме) (слайд № 4)

Проверка домашнего задания - чтение стих-я А.С. Пушкина "Зимнее утро" наизусть, слабочитающие ученики - хорошее чтение стих-я.

Выставление оценок.

4. Новая тема.

1. Введение в тему.

А) Беседа.

  • - Мы продолжаем знакомиться с произведениями о зиме.
  • - Назовите зимние месяцы по порядку. (слайд №5, проверка правильности выполнения задания)
  • -Какой сейчас месяц? Какая погода?

Б) Работа с доской.

  • - Давайте вспомним признаки зимы.

На доске - карточка с надписью "зима", вокруг карточки со словами: мороз, снег, метель, сугробы, иней, жара, ветер, дождь, листопад, капель.

Надо соединить признаки зимы со словом "зима". Учитель соединяет, при это специально допуская ошибки, дети исправляют, обосновывают свой выбор. К доске - 1-2 ученика. (слайд №6, проверка правильности выполнения задания)

Молодцы, хорошо знаете признаки зимы. Посмотрите на вертушки и найдите картинки, относящиеся к зиме.

В) Работа по карточкам.

Зима.

Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса выросли грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Запорошила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

Другой набор карточек - для слабочитающих учеников.

Зима.

Побеле.. поля. Тонким льдом покрылась ре…, уснула, как в сказ…. Ходит зима, поглядывает по сторон…. Запорошила сугробами лес и посылает моро… за мороз…. Зайцам белые шуб…. Подарила. Ребята заливают кат.. водой. Скоро они будут кататься на гладк… льду.

Физминутка.

Игра "Золотые ворота"

Учитель с одним из учеников держутся за руки, образуя ворота. Через эти ворота может пройти только тот, кто назовет слово, словосочетание, предложение, относящееся к зиме. Каждый ученик проходит 1-3 раза.

2) Сообщение темы урока.

  • - А что мы будем читать сегодня, сейчас угадаем.
  • - В классе развешаны разноцветные слоги. 1 ряд соберите слоги синего цвета, - ряд - зеленого, из них составьте слова.

Составленные слова вывешиваются на доску- А последнее слово мы отгадаем вместе.

Загадка.

Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом. Все покрыла серебром. (зима)

На доске появляется надпись: ПРОКАЗЫ СТАРУХИ ЗИМЫ. (слайд № 8)

  • - Сегодня мы с вами читаем сказку "Проказы старухи Зимы".
  • - А что значит сказка, чем сказка отличается от рассказа?

На доске - портрет К.Д. Ушинского, подписано имя и его годы жизни. (слайд №9)

- Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - знаменитый русский педагог . Но детей он учил не только в школе. Добру, справедливости и другим хорошим качествам учили его замечательные рассказы и сказки. Он любил и ценил народное творчество и подражал ему в своих произведениях. Они написаны выразительно, живым и ярким языком.

3) Словарная работа.

Учитель вывешивает слова на доске, ученики ищут объяснения слова на карточке в классе. Чтение слова и его значения.

  • ДУБРАВА - ДУБОВАЯ РОЩА, ЛЕСОК
  • ЗАПОРОШИЛА ПОЛЯ - ВЫПАЛ СНЕГ НА ПОЛЯ
  • ЛЮТЫЙ - ЗЛОЙ, СЕРДИТЫЙ
  • ОКОННИЦЫ - СТЕКЛА В ОКНАХ
  • САЛАЗКИ - САНКИ
  • ПРОКАЗЫ - ЗАБАВЫ, ИГРЫ (слайд №10)

4) Чтение текста учителем. (слайд №11) (стр. 130-132)

Учащиеся молча читают текст вслед за учителем.

5) Беседа по прочитанному.

  • - Как вы думаете, почему в этой сказке автор называет зиму старухой?
  • - Как зима решила расправиться с птицами?
  • - Что сделали птицы?
  • - Как звери спасаются зимой от мороза?
  • - Что сделала зима с реками и озерами?
  • - Как спрятались рыбы?
  • - Как приготовились люди к зиме?
  • - Почему не боятся зимы дети?
  • - Почему зиме стало обидно?

Физминутка для глаз. "Пирамидка".

5. Закрепление. Работа над текстом.

1) Найдите в тексте и прочитайте слова с ь на конце и в середине слова.

2) Найдите в тексте и прочитайте:

  • - как спасались от зимы птицы
  • - что сделали звери, чтобы защититься от холода
  • - как спрятались рыбы
  • - как подготовились к зиме люди
  • - о зимних забавах детей

3) Найдите и прочитайте отрывки, к которым можно подобрать следующие пословицы. Объясните смысл пословиц. (слайды №11, 12, 13)

  • ЗИМА ЛЕТО ПУГАЕТ, ДА ВСЕ РАВНО ТАЕТ.
  • МОРОЗ НЕ ВЕЛИК, ДА СТОЯТЬ НЕ ВЕЛИТ.
  • ЗИМА - НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА.

4) Найдите и прочитайте отрывок, который вам больше всего понравился.

Релаксация.

Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем, Дышится легко…ровно…глубоко… Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают, засыпают. Шея не напряжена и расслаблена. Губы чуть приоткрываются, Все чудесно расправляется. Дышится легко…ровно…глубоко.(пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и красиво сесть.

6. Итог урока

  • - Какую сказку мы сегодня читали? О чем, о ком она?
  • - Что больше всего понравилось? Запомнилось?
  • - Давайте подберем к зиме признаки. Какая она, зима?

Дети собирают слова, развешанные в классе, относящиеся к зиме.

СЛОВА: ХОЛОДНАЯ, СУРОВАЯ, СНЕЖНАЯ, КРАСИВАЯ, ЛЮТАЯ. МОРОЗНАЯ, ВЕТРЕННАЯ, ДОЛГОЖДАННАЯ, ДОЛГАЯ, БЕЛАЯ, ЖАРКАЯ, ДОЖДЛИВАЯ. (слайд №15)

Подойдите к тучкам, покажите, какое настроение у вас сейчас.

Домашнее задание. Выставление оценок. (слайд №16)

  • 1.Чтение. Коррекционно-развивающие занятии./ авт.-сост..И. Рудченко. - Волгоград: Учитель, 2007.
  • 2.Элементы здоровьесберегающей методики В. Базарного.
  • 3.Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников; М.: ВАКО. 2005. - Мастерская учителя.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому на земле.
  2. Совершенствовать умения ориентироваться в микро пространстве.
  3. Продолжать развивать у детей мелкую моторику рук.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдение за погодными явлениями, праздник Масленица и т.д.

Оборудование : карточки « Четвертый лишний», разрезные картинки «Животные», счетные палочки для составления узора, сюжетная картинка «Зимние забавы», картинка «Весна» для раскрашивания.

Ход занятия:

Разозлилась старуха зима, задумала она все живое со свету сжить. Начала она до птиц добираться, надоели они ей своим криком и писком. Подула зима холодом, посрывала листья с лесов и разметала их по дорогам.

Некуда птицам деваться, стали они собираться стайками. Думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны.

Задание 1 «Четвертый лишний» (зимующие и оседлые птицы)

Детям необходимо найти лишнюю птицу на картинках и объяснить почему.

Молодцы ребята!!!

Слушаете, что же было дальше. Остался воробей и тот под стреху забился. Видит Зима, что птиц ей не догнать, накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья в ледяные одежды, и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перешагивают, да пощелкивают, зверей пугают. Не испугались звери Зимы лютой у одних шубы теплые, другие в глубокие норы спрятались. А вот какие звери не испугались Зимы мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.

Задание 2. «Собери из частей целое»

Детям необходимо собрать разрезную картинку и назвать животных, которые у них получились. Назвать какие животные домашние, какие дикие и чем они отличаются.

Надо и нам с вами немного поиграть превращаемся в зайцев.

Физ.минутка «Зайчики»

Зайцы скачут: скок, скок, скок

Да на беленький снежок

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Лапками потопали

Лапками похлопали

Вправо, влево наклонились

И в ребят превратились!!!

Пуще злиться Зима до рыб она добирается, посылает мороз за морозом. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла, под ледяной кровлей еще теплее.

«Ну, постой же»- думает Зима, «я людей заморожу»

И опять шлет мороз за морозом. Заволокли морозы узором стекла в окнах. Стучит и в стены и в двери так что бревна лопаются.

И опять новое задание ребята нужно выполнить.

Задание 3 «Сделай узор по образцу»

Собрать узор из счетных палочек, так как показано на картинке.

И опять вы справились с заданием.

А теперь нужно немного отдохнуть нашим глазкам. Зрительная гимнастика «Зима»

Деревья зимою, глазами вправо

Деревья зимою, глазами влево

Пронизаны ветром зажмуривание

И стужей самою

И старые сосны расслабление

И острые ели

Встают, как солдаты

Навстречу метели зажмуривание-расслабление

Повторить 2-3 раза.

А люди затопили печки, пекут себе блины. Обиднее всего показалось Зиме, что даже малые ребятишки и те её не бояться! Почему дети не бояться Зимы?

Задание «Зимние забавы» (сюжетная картина)

Детям необходимо рассказать, что изображено на переднем плане, на заднем плане и в центре картины.

Катаются себе детишки на коньках, на санках, да снеговиков лепят.

Видит Зима, что ни чего у нее не получается, заплакала от злости.

Зимние слезы закапали. Видно Весна недалеко!!!

И последнее наше задание «Раскрась картинку - Весна»

Вот и победили мы с вами Зиму злющую, и встречаем Весну - красную!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".

Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...

Конспект занятия в подготовительной речевой группе «Проказы старухи зимы» пересказ сказки К.Д.Ушинского с творческими заданиями

Конспект занятия для детей с задержкой речевого развития направлен на умение правильно и грамотно оформлять предлоджения, развивать мелодико-интонационные характеристики речи....

Конспект занятия Экологическая сказка «Про маленькую капельку» для детей 2-3лет

Цель.- Познакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная.- Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек....


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.















Назад Вперёд

Коррекционно-образовательные цели:

  • Создавать условия для обобщения и уточнения знаний детей о зиме и зимних забавах, для активизации и расширения словаря за счет слов – действий, слов – признаков, для развития языкового чутья путем образования родственных слов. Развитие связной речи (составление предложений по теме “Зима”, “Зимние забавы”).
  • Формировать умение понимать смысл слов и выражений.
  • Закреплять и совершенствовать навыкзвуко – слогового анализа слов и чтения слов, предложений.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать оптико-пространственных представлений на основе игры “Что не нарисовал художник”.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу.
  • Развивать универсальные умения: умение слушать педагога и выполнять его инструкции

Воспитательные цели:

Воспитывать устойчивый интерес к урокам, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений.

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

  • Доска магнитная, компьютер, доска TRACEBOARD R , картинки природы зимы, картина “Что не нарисовал художник?”, картинка злой старухи Зимы, таблички.

Ход урока

I Организация класса

У нас гости. Поздоровайтесь. (Здравствуйте.)

Сядьте на места.

II Психолого-педагогический настрой “Связующая нить”

Вот клубок. Будем передавать его друг другу и говорить пожелания.

(Ранит, слушай внимательно.

Наиля, думай.

Игорь, говори хорошо.)

III Сообщение темы и целей урока.

Хотите узнать, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Для этого нужно разгадать кроссворд.

  1. Зимой беленький,
    А летом серенький.
    Никого не обижает,
    А всех сам боится.
  2. Мы - проворные сестрицы
    Быстро бегать мастерицы,
    В дождь – лежим,
    В снег – бежим,
    Уж такой у нас режим.
  3. Невидимкой, осторожно
    Он является ко мне,
    И рисует, как художник,
    Он узоры на окне.
  4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом.

Школьники разгадывают загадки и записывают ответы на доске TRACEBOARD R фломастером.

О чем будем говорить? (Будем говорить о зиме.)

Сегодня на уроке мы будем учиться пересказывать сказку К.Д.Ушинского “Проказы старухи Зимы”.

IV Подготовительная работа.

1. Развитие слухового восприятия. (работа за экраном)

Вспомните, что вы знаете о зиме.

Назовите приметы зимы (по цепочке), добавляя картинку к своим словам.

(-Идет снег.

Дует холодный ветер.

Кругом большие сугробы.

На реке лед.

Погода холодная, морозная.

На окнах морозные узоры.

На деревьях шапки снега.

На крышах сосульки.

Метель.)

Вы знаете много примет зимы, молодцы.

2. Подбор однокоренных слов (работа с интерактивной доской – передвижение объектов)

Скажите, а какая погода может быть зимой?

Если на улице идет снег , то погода снежная.

Найди одинаковые слова:

  • Мороз
  • Ветер
  • Холод
  • Стужа

Погода холодная, ветреная,...

(дети подводят соответствующие однокоренные слова друг к другу):

  • Мороз – морозная
  • Ветер – ветреная
  • Стужа-студеная
  • Холод- холодная.

Вы хорошо работали и быстро находили нужные слова.

3. Развитие языкового чутья, путем обозначения смыслового значения слов другими словами.

Я прочитаю вам предложения, а вы подумайте, как можно сказать по- другому:

Зима пришла, полетели белые мухи.

Холодно, голодно птицам зимой, забили они тревогу, как дальше быть, что делать.

Не боятся мороза дети. На горке яблоку негде упасть.

Никак зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится?

Повесила голову старуха – зима и опечалилась.

V Изучение нового.

1. Первоначальное восприятие. (диафильм) Презентация 1.

О чем эта сказка? (Сказка о зиме, как она хотела всех погубить, заморозить.)

Кто главный герой сказки? (Главный герой –старуха – зима.)

Игра “Что наделала зима?” - изобрази действия: (Дети запоминают действия и изображают их.)

Разозлилась

Задула холодом

Пошла на зверей

Разметала листья

Заплакала.

2. Самостоятельное знакомство со сказкой.

Прочитайте самостоятельно первую часть. (Читают 1-ю часть сказки самостоятельно.)

Словарь для обучающихся на доске.

Что сделала старуха зима? (Разозлилась....)

Что задумала? (Задумала всех со света сжить.)

До кого добралась сначала? (Стала.... добираться.)

Почему она не смогла заморозить птиц? (...... стали....... и полетели в...... Остался......)

Презентация 2.

Прочитайте вторую часть по цепочке, по предложению. (Чтение по цепочке.)

Потом на кого накинулась старуха зима? (Накинулась на зверей.)

Что она сделала? (Запорошила снегом поля.)

Что посылает на землю? (Посылает мороз за морозом.)

Гимнастика для глаз. Подули ветры и метели. (Следят глазками за движением зимы на указке.)

Кто не испугался морозов?(Не испугались звери.)

Что делает белка? (Белка грызет орехи.)

Что делает медведь?

Заинька?

Составьте предложение из данных слов. (работа с интерактивной доской)

орешки белка в дупле грызёт

берлога Медведь сосет лапу в

прыгаючи Заинька греется

Что делают домашние животные? (В стойлах сено жуют.)

Кто сможет рассказать эту часть текста, используя картинки презентации и опорные слова?

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста. (Словарь на доске: Накинулась.....Запорошила......

Завалила.....Посылает.....Не испугались.....)

Прочитайте следующую часть по словам, будьте внимательны. (чтение по одному слову, цепочкой).

Что случилось с реками, озерами? (Замерзли реки и озера.)

Что сделала вся рыба? (Рыба ушла на глубину.)

Расскажите эту часть текста, используя картинки из презентации и опорные слова? (Словарь: Злится....

Добираться Замерзли...... .......вглубь ушла)

Дети рассказывают часть текста по опорным словам, в это время на доске показывается презентация с картинками, отображающими содержание текста.

Послушайте последнюю часть сказки и скажите, что для Зимы было самое обидное.

Аудиозапись и показ слайдов.

О чем думала зима? (Хотела заморозить людей.)

Что шлет она на людей? (Шлет морозы лютые.)

А что делают люди? (Люди затопили печь, пекут блины, смеются над зимой.)

Что делают дети зимой? (Один ребенок составляет предложение, потом все вместе изображают игры детей зимой) (Ребята играют в снежки. Дети катаются на санках и на лыжах. Дети лепят снеговика. Ребята катаются на коньках.)

У меня есть картина. Внимательно посмотрите и скажите, что забыл нарисовать художник? (Рассматривают картину, показывают, где нет предмета, называют какого. (например: дети катаются на коньках, тут нет одного конька и т.д.).

Расскажите последнюю часть, используя картинки презентации. (Рассказы по картинкам и опорным словам.)

А что значит зима заплакала? (Капель с крыш. (Картинка)

3. Игра “Снежный ком” (запомни – повтори).

У меня есть зимний клубочек, хотите с ним поиграть? Посмотрите, какой у него длинный хвостик. Я говорю предложение, а вы его запоминаете и повторяете.

Разозлилась зима.

Разозлилась старуха – зима.

Разозлилась старуха - зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей.

Страшно разозлилась старуха – зима на птиц, рыб, зверей, людей и детей.

(Сначала слушают, потом хором повторяют предложение за учителем.)

VI Закрепление

1. Пересказ по наводящим вопросам, с использованием презентации.

Разозлилась старуха – зима, задумала всех со света сжить. До кого она добралась сначала? (- До птиц.)

Почему она не смогла заморозить птиц? (Птицы стали стайками собираться и полетели в теплые страны.)

Запорошила зима снегом поле, завалила снегом леса. Посылает морозы. Почему звери не испугались зимы? (Звери не испугались зимы: белка в дупле орешки грызет, медведь в берлоге лапу сосет, домашние животные в теплых сараях сено жуют.)

Почему зима не смогла людей заморозить? (Люди затопили печки, пекут блины, смеются.)

Что было зиме обиднее всего? (Обиднее было, что даже дети ее не бояться. Ребятишки катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу, играют в снежки.)

Почему зима заплакала? (От злости.)

Как мы понимаем, что весна рядом? (Закапали зимние слезы.)

2. Игра “Что наделала Зима?” Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени с приставкой “за”.

Подойдите к окну, посмотрите в окошко. (Подходят к окну.)

Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась: “Зимушка – Зима, что же ты наделала?”

(Педагог говорит начало предложения, дети образуют из данных слов глаголы)

Зима пришла с морозами и всё ..... (Отвечают хором: ЗАМОРОЗИЛА)

Метель мела и все тропинки..... (ЗАМЕЛА)

Река покрылась льдом и вся...... (ЗАЛЕДЕНЕЛА)

Зима позвала вьюгу и всё .....(ЗАВЬЮЖИЛА)

Снежная пороша дорожки все..... (ЗАПОРОШИЛА)

3. Самостоятельный творческий пересказ.

А сейчас давайте расскажем нашу сказку. Расскажите, от имени птиц. (Школьники рассказывают от 1 лица.)

Кто хочет рассказать сказку от имени рыб?

От людей?

От детей?

VII Итог. Рефлексия

Какую сказку мы сегодня пересказывали? (Сказку “Проказы старухи – Зимы”.)

Как вы думаете, она у нас получилась? Почему? (Да. Мы рассказывали сами, вы нам немножко помогали.

Мы ничего не забыли, рассказывали по порядку.)

Психологический настрой “Весеннее солнышко. Снеговик растаял”.

Конспект урока чтения в 3 классе

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: К. Ушинский «Проказы старухи зимы» (сказка)

Цели урока :

    Учить анализировать прочитанное на основе знакомства со сказкой К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

    Развивать зрительное и слуховое внимание через анализ текста посредством вопросов

    Воспитывать умение слушать друг друга

Оборудование : карточки со стихотворениями, картинки «Птицы зимой», «Звери зимой», «Люди зимой».

Программные требования:

Учащиеся должны уметь:

ним под руководством учителя;

б) трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
в) отвечать на вопросы по прочитанному;
г) высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
д) пересказывать содержание прочитанного;
е) устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Ход урока

    Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У нас у всех хорошее настроение, тихонечко садитесь, начнем урок.

II . Речевая зарядка

У вас на партах лежат тексты стихотворений. Давайте немного потренируемся и прочитаем стихотворение, чтобы в дальнейшем правильно читать слова.

Я у бабушки в саду

Я у бабушки в саду

Много вкусного найду:

Ежевику и малину

Тают ягоды во рту.

Вот крыжовника кусты,

Но они не так просты.

Прочитайте это стихотворение про себя.

Альбина, прочитай это стихотворение.

А теперь читаем хором.

Ребята, скажите, о чем это стихотворение? (о том, что у бабушки много ягод в саду)

Скажите, а почему у крыжовника кусты не так просты? (потому что они колючие, у них есть иголки)

А у вас есть сад или огород? Что там растет? А ягоды там есть? Какие?

Прочитаем еще раз это стихотворение хором.

Миша, прочитай это стихотворение выразительно. Молодец, Миша, ты прочитал целыми словами, выразительно. Мне понравилось. (спрашиваю еще 3 ребят)

Молодцы!

III . Проверка домашнего задания

Ребята, давайте вспомним, какой рассказ мы читали на прошлом уроке? («Река стала»)

Откройте учебники на странице 129. Найдите в тексте и зачитайте, почему мальчики оказались в воде? (…кто-то упал, на него упал другой и лед не выдержал нашей тяжести, он треснул…)

Найдите в тексте и зачитайте, как мальчики пытались выбраться на лед?

С помощью каких средств удалось спасти мальчиков? (веревки и доски)

Расскажите, как удалось спасти мальчиков?

А вы знаете о правилах поведения на льду? Расскажите о них?

Хорошо, молодцы. Мне понравилось, как вы поработали дома! (выставление отметок)

IV . Подготовительная работа

- Скажите, какое сейчас время года? (зима)

- Подойдите к окну, посмотрите, что вы видите за окном?

- А теперь посмотрите на доску и расскажите, что происходит зимой с природой? (вывешивается картинка)

- Расскажите, а чем занимаются люди зимой? (вывешивается картинка)

- А что происходит с птицами? (рассказ по картинке)

- С животными? (рассказ по картинке)

- Таким образом, зимой и люди, и птицы, и животные ведут особый образ жизни.

- Сегодня мы с вами прочитаем сказку К. Ушинского «Проказы старухи зимы». Будем учиться читать правильно, целыми словами и учиться пересказывать по плану. Обратите внимание, как автор подробно изображает действия старухи-зимы и поведение живой природы.

V . Первичное восприятие текста

Сейчас закройте книги, положите их на край стола. Сами сядьте ровненько, руки положите перед собой.

Так кого же хотела заморозить зима?

VI . Повторное чтение учащимися и анализ содержания

А) чтение трудных слов

Запорошила снегом (занесла снегом)

Оконница (часть окна)

Подсобить (помочь)

Хлев (помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)

Ребята, прочитайте это словосочетание про себя.

Аня, прочитай словосочетание.

А теперь читаем хором

Как вы понимаете, запорошила снегом? Запорошила – занесла снегом.

Прочитайте следующее слово.

Толя, прочитай слово.

Читаем хором.

Кто знает, что такое оконница? (оконница – часть окна) Посмотрите на окно, вот это оконница. (показываю на окне)

Прочитайте третье слово про себя.

Рома, прочитай слово.

Теперь читаем хором.

Ребята, как вы понимаете слово подсобить? (подсобить – помочь)

Читаем последнее слово про себя.

Саша, прочитай слово.

Читаем хором.

Кто знает, что такое хлев? (Хлев – помещение, где живут домашние животные: коровы, лошади)

Итак, мы с вами разобрали трудные слова.

Б) чтение про себя

- Теперь мы готовы читать эту сказку.

- Откройте учебники на странице 130. Все открыли?

- Сейчас прочитайте сказку про себя, потренируйтесь, как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами. При чтении обращайте внимание на трудные слова, которые мы разобрали. Если вам встретятся еще какие-нибудь трудные слова, подчеркните их простым карандашом. При чтении обращайте внимание на знаки препинания и думайте, с какой интонацией нужно читать эти строчки.

- Остановились.

Физминутка

А сейчас отдохнем.

Руки вверх поднимем – раз,

Выше носа, выше глаз.

Прямо руки вверх держать,

Не качаться, не дрожать.

Три опустили руки вниз,

Стой на месте не вертись.

Вверх раз, два, три, четыре, вниз.

Повторяем, не ленись.

Будем делать повороты,

Выполняйте все с охотой

Раз – налево поворот,

Два – теперь наоборот.

Так ничуть не торопясь,

Повторяем 8 раз.

Тихонечко садитесь.

В) чтение текста по частям и анализ

I часть – Начинает читать Ваня. Остальные внимательно следят, потом будем отвечать на вопросы. (текст разделен на 5 подчастей) Продолжает читать Миша. Остановились.

Скажите, как зима решила расправиться с птицами? (подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам)

Что сделали птицы? (собрались стайками и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны)

- II часть – Следующую часть читает Толя. Остальные внимательно слушают. Продолжает Аня.

Скажите, как звери спасаются зимой от мороза? (одни шубы теплые надели, другие в теплые норы запрятались)

А как медведь спасается? (медведь лапу сосет в берлоге) А как белка? (белка орешки грызет) А домашние животные: коровы, лошади? (лошади и коровы в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют)

III часть – продолжает читать Альбина. Спасибо, Альбина.

Скажите, что сделала зима с реками и озерами? (замерзли реки и озера)

Куда спрятались рыбы? (рыба вся вглубь ушла)

IV часть – Дальше читает Рома.

Расскажите, как люди приготовились к зиме? (люди затопили печки, пекут блины горячие, да над зимой посмеиваются)

- V часть – читает Саша А. Продолжает читать Саша С.. Остановились.

Почему не боятся зимы дети? (они катаются на коньках, на салазках, в снежки играют, баб лепят)

Почему зиме стало обидно? Ответ найдите в тексте. (видит зима, что ничем ей не взять: заплакала со злости)

Г) чтение текста целиком

- Сейчас будем полностью читать этот текст, целыми словами, выразительно.

- Ваня читает, остальные внимательно следят.

- Молодец, ты прочитал хорошо, соблюдал все знаки препинания.

- Следующий читает Ирина.

- Молодец. Очень хорошо прочитал. Выразительно, красиво.

VI . Заключительная работа

Сейчас давайте разделим сказку на части и озаглавим эти части.

Скажите, кого первым зима решила заморозить? (птиц) Как можно озаглавить эту часть? Что в этой части главное? (Зима, решила заморозить птиц, птицы и зима)

Итак, первую часть мы озаглавили: Зима и птицы (записываю на доске)

Кого следующим решила заморозить зима? (зверей) Кто догадался, как озаглавим эту часть? (Зима и звери, записываю на доске)

Кого еще пыталась заморозить зима? Как озаглавим? (зима и рыбы)

Кого решила заморозить зима после рыб? (людей) Как можно озаглавить эту часть? (Зима и взрослые люди)

И последними она решила заморозить …? (детей)) Как озаглавим? (Зима и дети)

Итак, мы с вами разделили сказку на части и озаглавили эти части.

Кто перескажет сказку вот по этому плану? Паша, выходи.

Молодец, Сережа. Ты очень хорошо пересказал сказку.

VII . Домашнее задание

- Дома вам нужно будет подготовить пересказ сказки вот по этому плану. (выдаются карточки с планом)

Дифференцированный подход: Саша А. и Саша С. выдаются карточки с опорными словами.

VIII . Итог

- Скажите, как называется сказка, которую мы прочитали?

- Какой отрывок вам понравился больше всего? Чем?

- Вас убедил автор, что зима – настоящая волшебница.

- Урок окончен. Всем спасибо за урок.

Статьи по теме