Прощеное воскресенье можно ли убираться. Прощеное воскресенье: что можно, что нельзя делать в этот день

ЖИВОЕ СЛОВО

МОЖНО ЛИ ТРУДИТЬСЯ В ВОСКРЕСЕНЬЕ?

Протоиерей Артемий Эмке (г. Мирный Архангельской обл.):

– В воскресенье можно трудиться, но прежде всего духовно. День седьмой посвящён Господу и помогает укрепить ту связь с Ним, которая ослабела в суете, – через молитву, богослужение, чтение христианской литературы. То есть, духовно потрудившись, мы восстанавливаем богообщение.

Понятно, что у каждого есть какие-то дела, заботы, но первую половину дня хорошо посвятить литургии. Хотя бы так. Кто имеет возможность, вторую половину дня можно отдать чтению духовной литературы. К сожалению, ритм сегодняшней жизни такой, что не всегда удаётся правильно распорядиться днём седьмым. Но если стремиться к этому, то можно многое успеть. С детьми пообщаться – это тоже труд душевный. Вместо того чтобы в Интернете сидеть, кино смотреть, можно поиграть с детьми, посмотреть, подготовлены ли у них ранцы к школе.

Тем, у кого рабочая смена в воскресный день, спрашивать особого благословения, как мне кажется, не нужно. Но в этом случае хорошо бы всё-таки выделить в течение недели один день, когда можно будет сходить в храм. Например, на субботнюю литургию. Суббота – это ведь тоже праздничный день. Смысл в том, чтобы найти время для Господа, для души. Остановиться в земных трудах, плотских и потрудиться ради души своей.

При этом в какие-то крайности впадать не нужно. В начале воцерковления, когда люди узнают, что воскресный день должен быть посвящён Богу, они иногда начинают себя неправильно вести, осуждают тех, кто стирает в воскресенье. Но я так полагаю, что если побывал в храме, навестил больного, то можно и по хозяйству что-то сделать.

Протоиерей Александр Попов (п. Кильмезь Кировской обл.):

– Но ведь, как в Евангелии сказано про субботу, если овца упадёт в колодец, то можно её достать. Так же и в воскресенье можно напоить, накормить животных. Живое, оно нуждается в непрестанной заботе. Но лучше это сделать не в первой половине дня (это время, когда мы должны быть на службе), а позже, к вечеру, после обеда. И потом, можно полить грядки, ведь иначе растения могут засохнуть, но воздержаться от их прополки, отложить все несрочные дела, такие как мытьё полов, на другой день.

Помню, когда я ещё не был священником, то был знаком с ребятами-украинцами. Их нельзя было заставить работать в воскресенье даже за тройную плату. Если храма не было рядом, они просто отдыхали. И это правильно. Один день должен быть посвящён Богу. Шесть дней работай на себя, а седьмой – святи Бога, прославляй то есть (так у нас говорят).

Помню, в детстве мы с бабушкой каждое воскресенье шли в церковь. В Аркуле у нас церкви тогда не было, и мы на пароме переправлялись через Вятку, потом поднимались в гору, к храму села Рождественского Уржумского района. Пораньше с утра корову накормим, всё сделаем, что нужно, и идём. Так складывалось отношение к седьмому дню.

Что касается людей, занятых по выходным на производстве, то ведь келейного правила никто не отменял. Можно и на работе помолиться. Скажем, ведёт машинист состав, а про себя помнит, какой сегодня день, и творит Серафимово правило или Иисусову молитву. То же и милиционер, и медсестра. Сказано: воздай в воскресенье должное Богу – вот и помолись, улучив минутку. Даже во время сенокоса прежде народ шёл на раннюю литургию, а после шёл трудиться. Отложить сенокос нельзя, но с утра пораньше всё-таки успевали помолиться.

Протоиерей Владимир Дунайчик (г. Сыктывкар):

– У кого на воскресенье выпадает рабочий день, тут хочешь не хочешь, а придётся исполнять. Благословение можно взять, но в любом случае работать нужно. Ведь домну не остановить и диспетчеру с милиционером деваться некуда. Есть заповедь не менее строгая: «не укради». Но если, скажем, человек умирает с голоду и крадёт буханку, разве Господь его не простит? Но если человек пойдёт воровать, чтобы нажиться, – это грех.

В воскресенье нельзя делать того, что можно отложить на другой день. Прежде оно так и называлось: не делати , отсюда и слово «неделя» произошло. Но что значит «не делати»? Христос сказал фарисеям: кто из вас не отвязывает вола в субботу? Никто не может избежать той или иной работы. И грядку нужно полить, чтобы не засохла, и скотину у нас в Почаеве никто некормленой-непоеной не оставлял, хотя про день седьмый все помнят и строго придерживаются заповеди. Всё, что можно отложить, откладывают. Не пашут, не сеют, не косят. К тем, кто нарушал, относились, помню, неуважительно. И до сих пор там так. У меня один прихожанин, родом из Прибалтики, побывал в Ивано-Франковске и был удивлён: какое там затишье в воскресенье! Спросил, отчего так, почему никто ничего не делает. А ему отвечают: «Если мы пойдём работать, скот живой не останется». Пример для подражания. Нельзя – значит нельзя.

Из детства запомнилось, как шли утром в храм, а потом в гости. Стол накрыли, посидели, поговорили, обсудили что-то. Иногда по рюмочке взрослые выпивали, но чтобы напиться – такого никогда не было. Это доброе дело – порадоваться праздника ради, уделить друг другу внимание. И в монастырях праздничный стол накрывался.

Ни вол, ни осёл не должны в этот день трудиться, что уж говорить о человеке. Но был такой обычай на Руси: если неподалёку жил немощный человек, который сам не мог земли обработать или ещё чего сделать, разрешалось в воскресенье или в праздничный день ему помочь. Только не за плату. Если из милости потрудился, это не считалось грехом, а вот если ради наживы – это грех. И шли люди после службы и помогали страждущим. И сейчас оглядитесь по сторонам: не нужна ли кому помощь – старушке, скажем, дров нарубить, в доме помочь прибраться. Пойди и окажи милость.

Одно из условий гармоничного развития личности. И очень хорошо, что истинно верующие люди понимали это ещё сотни лет назад. Так что сайт сейчас немного расскажет вам о традициях, связанных с этим праздником.

Кого просить о прощении

Считалось, что надо было проснуться как можно раньше, чтобы было больше свободного времени на попытки вспомнить, у кого и за что конкретно надо было просить прощения. А потом можно было и к делу приступать.

Прощать надо было всех. Вот вообще всех. И за всё. Не только за конкретные дела, о которых вы вспомнили, но и за негативные мысли, которые вы испытывали по отношению к кому-то. И за дела, которые теоретически могли бы сделать, но не помните.

Просить прощения надо было и у врагов. Пусть заочно, но это надо было сделать. Более того - надо было попытаться и самому их простить, несмотря на всё то, что они вами сделали.

Обязательно надо было попросить прощения у родителей. Причём по традиции, сначала они должны были просить прощения у вас, а только потом уже вы у них. Можно было попросить прощения даже у умерших родственников - для этого надо было специально сходить на кладбище, оставить немного блинов в качестве подношения и попросить прощения.

Всё же сама концепция прощения - основополагающая для христианской культуры. Ведь не секрет, что людей простили за первородный грех только потому, что Иисус попросил у Бога за прощения для них. С тех пор сама концепция прощения и раскаяния стала основополагающей.


Фото: Piterburger

Что нельзя

Категорически нельзя желать кому-то зла, нервничать, возмущаться, обижаться и обижать. Серьёзно, обидеть человека и сразу же попросить за это прощения - ведь день такой, было крайне нежелательно

Нельзя было работать. Причём не только по хозяйству, но и вообще. А вот готовить было, наоборот, можно. Всё же последний день перед Великим Постом - надо было использовать всё возможности по полной.

Нельзя было убирать со стола. Вот вообще - даже просто на перерыв. Также крайне желательно было съесть всё, что было приготовлено. Это было реально хорошим знаком. Более того - даже крошки со стола убирать было нельзя. Стол с крошками надо было на ночь накрыть новой скатертью, а убрать всё только утром понедельника. Считалось, что это приносит удачу в дом.


Фото: Pinterest

Нельзя было затаивать обиду, вслух простив. Даже если это сложно, надо было хотя бы попытаться отпустить ситуацию. Хотя бы для того, чтобы входить в Великий Пост не обременённым грузом проблем, обид, и прочего, от чего надо было избавиться, чтобы нормально подготовить душу к светлому празднику Пасхи.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать и об , который начинается сразу же после Прощёного Воскресенья. Хотя бы для того, чтобы знать, можно ли есть скоромное в первую неделю поста или таки уже нет. Небольшой спойлер - ещё можно, но намного меньше чем обычно.

«Прощёное воскресенье: можно ли работать?» — этот вопрос неоднозначен. И в наши дни не утихают дискуссии по поводу работы в церковные праздники. В календаре их немалое количество, и если каждый раз отказываться от уборки, стирки, работы в саду, то просто на все не хватит времени. Многие сходятся во мнении, что необходимо отдыхать лишь во время крупных праздников, в том числе и Прощенного воскресенья. Но, к сожалению, сегодняшний ритм жизни не всегда оставляет нам выбор.

Что говорят по этому поводу священнослужители?

Вполне логично задать этот вопрос представителям церкви: они хорошо знают Божьи законы и смогут дать некоторые разъяснения. На самом деле ситуация довольно спорная, и смотреть на нее нужно с разных сторон. К примеру, если женщина работает 6 дней в неделю и всего один день остается на стирку и уборку, ничего страшного нет потратить несколько часов для наведения порядка в доме. Большим грехом будет оставить свою семью голодной, оправдываясь праздником и запретом на физический труд.

Лень и нежелание выполнять домашние обязанности не красит человека. Особенно если он не идет в этот день в храм причаститься, а просто валяется на диване и смотрит телевизор. Не стоит прикрываться церковными праздниками, такими как Прощёное воскресенье, и можно ли работать в этот день, решайте по совести. При возможности старайтесь в это время проводить больше времени с семьей и детьми. Мы должны благодарить Бога за дарованные нам праздники и посвящать эти дни молитве и посещению храма Божьего.

Старайтесь правильно организовать свое время и распределять обязанности. Лучше совершать все дела в духе любви к ближним. Работа по дому, стирка и уборка — вполне допустимое занятие, если на это не остается время в будние дни. Некоторые священники советуют все же на праздники избегать тяжелого физического труда.

Вопрос: Что нужно делать в прощенное воскресенье?


Великий пост - время усиленной борьбы с грехом. Мы можем получить у Бога прощение наших согрешений, если и сами прощаем другим: прощайте, и прощены будете (Лк. 6: 37). Многим бывает трудно просить у других прощение. Гордость связывает язык. Церковь идет на помощь нам. Установлен день, когда мы искренне можем избавиться от накопившихся обид и неприязни. Надо заранее настроиться на это спасительное дело. В воскресный день за Божественной литургией звучит Божественное предупреждение: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6: 15). Каждый человек, зная за собой множество грехов, не может остаться спокойным. Ему еще есть несколько часов подготовить себя, а вечером прийти в храм и после вечерни простить всех, кто с ним будет в храме, а также и тех, кого там не будет, если на них он имеет какую-нибудь обиду.
На исходе дня в прощенное воскресение человек испытывает особую радость, ибо по милости Божией сподобился быть прощенным теми, кого вольно или невольно обидел и огорчил. Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5: 9).

Вопрос: В прощеное воскресенье принято у всех просить прощения. Как правильно это делать? Какие слова нужно произносить? Как вообще выглядит обряд или процедура прошения прощения?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Цель Великого поста - очиститься от грехов и возродиться духовно. Чтобы Господь Бог простил нам наши грехи, мы должны простить всем людям их «прегрешения» перед нами: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк. 6: 37).
Чин прощения совершается в воскресенье за вечерним богослужением. Нужно прийти к началу службы в храм и вместе со всеми стать участником совершения этого чина.
Вместе с тем мы стараемся попросить прощение у всех близких. Нет такого человека, который, регулярно общаясь, не огорчил бы другого словом, делом или нечуткостью. Здесь нет какого-то чина. Важно, чтобы наши слова были искренними.
«Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, не утруждай себя постом и молитвой - Бог не примет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).

Вопрос: Канун Великого поста - прощеное воскресение. Почему пост предваряется прощением? Кто и зачем прощает в этот день, и сам просит прощение? И как связаны с прощеным воскресением евангельские чтения предыдущих недель?
Отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Прощеное воскресение вводит нас во дни Великого поста. Но давайте вспомним, какие евангельские воскресные чтения предваряют это событие.

Это Евангелие о Закхее - о самом плохом человеке в городе Иерихоне (см.: Лк. 19: 1-10). Это Евангелие о блудном сыне - о самом плохом человеке в семье, который, живя распутно, расточил имение своего отца (см.: Лк. 11-32). Это Евангелие о мытаре и фарисее - о самом плохом прихожанине (мытаре) (см.: Лк. 18: 9-14).

Каким-то удивительным образом Закхей оказывается избранником Христа, хотя он был начальник мытарей, человек хоть и богатый, но презренный среди иудеев. И оправданным в глазах Бога оказался мытарь, который был не столько прихожанином, сколько прохожанином, а не фарисей, который имел полное основание считать себя образцовым прихожанином: он постился два раза в неделю, давал от всего, что имел, десятую часть. И блудный сын, который всё расточил, всё потерял, оказался прощенным.

Эти воскресные евангельские чтения как бы говорят нам: может быть, ты самый плохой член семьи; может быть, ты самое слабое звено на приходе; может быть, ты самый плохой человек в городе, как Закхей, - но если Христос входит в реальность твоей жизни, Он может всё поменять, всё изменить. И давайте вдумаемся в слова, которые произнес апостол Петр, входя в дом Корнилия: «И сказал им, вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником, но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10: 28). И пока нам Бог не откроет, что мы тоже не должны ни одного человека почитать скверным или нечистым, мы не сможем стать по-настоящему православными христианами.

Прощеное воскресение - это время, когда мы просим прощения у других людей. Но для того, чтобы пережить прощение, нам надо научиться самим прощать. Вот именно потому, что мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других людей. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

В Евангелии о Страшном суде мы читаем, как Господь говорит: «Ты не накормил Меня, когда Я был голоден; ты не напоил Меня, когда Я жаждал; ты не посетил Меня, не навестил, когда Я был больной и в темнице, не одел Меня, когда Я был нагой» (ср.: Мф. 25: 35-36). И люди спросят: «Господи, когда мы Тебя видели больным, алчущим, жаждущим, в темнице, нагим?» Что делает Христос? Христос ставит знак равенство между Собою и любым другим человеком. Он говорит: «Так как вы не сделали это одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 45). Вот в этом заключается универсальность христианства: служа любому человеку, мы служим Самому Христу. Ибо каждый человек - это достоверная икона Бога, ибо Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1: 26).

Входя во время Великого поста и осознавая, что пост - это настоящая весна для души, главной целью поста мы имеем покаяние. Собственное исправление, которое должно начаться с осознания собственной оскверненности, греховности и доброго взирания на других людей, доброго отношения к ним. И во время поста нам надо молиться и просить Бога о том, чтобы нам видеть свое собственное согрешение, как увидели свое состояние Закхей, блудный сын, мытарь, и не осуждать брата своего. Пусть течение поста принесет нам благословение и сообщит нам начатки подлинного покаяния.

Прощеное воскресенье в 2018 году выпадает на 18 февраля. В этот день православные традиционно просят у всех друзей и знакомых прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой и совестью, не отягощенными обидами и несправедливостью.

Прощеное воскресенье отмечается в последний день Масленицы (в богослужебных книгах этот период называется Сырной седмицей) и открывает Великий пост, начало которого в 2018 году выпадает на понедельник, 19 февраля.

Для верующих Прощеное воскресенье – это особенная дата. В этот день православные христиане на литургии слушают чтение Евангелия, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ. В этот день верующие просят прощения друг у друга, а также у всех родных и знакомых, чтобы приступить к посту с чистой душой и с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Иисуса Христа.

История праздника

Просить прощения перед началом Великого поста – одна из самых древних христианских традиций, уходящая корнями в эпоху первохристиан.

В Египте и Палестине монахи на время Великого поста уходили поодиночке в пустыню, где практически без пищи и воды проводили 40 дней. Они не были уверены, что пустыня не станет их последним пристанищем. Монахи понимали, что могут умереть, поэтому за день до ухода примирялись друг с другом: просили прощения за все. Отсюда и название – Прощеное воскресенье.

Традиции

Согласно традиции, первыми просить прощения должны старшие у младших. В ответ на просьбу о прощении принято отвечать "Бог простит".

В Прощеное воскресенье последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса).

В православных храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. На литургии читают Евангелие из Нагорной проповеди Христа, а также вспоминают изгнание из Рая Адама по причине грехопадения. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему. Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам.

По народным традициям, Прощенное воскресенье – кульминация Масленичной недели, заговенье перед началом Великого поста. В этот день поминают усопших, ходят на кладбище. Также существует традиция ходить в баню.

В конце праздника торжественно сжигают чучело Масленицы, полученный пепел рассыпают по полям.

Прощеное воскресенье: что нельзя делать

Это день духовного очищения, подготовка к Посту. Поэтому в Прощеное воскресенье категорически нельзя:

  • отказывать кому-либо из просящих в прощении – это великий грех,
  • думать о плохом,
  • вступать с кем-либо в конфликты, злиться, ссориться и возмущаться,
  • заниматься физическим трудом: в частности, убираться и стирать. Исключение – приготовление пищи и уход за домашними животными,
  • есть мясо (в принципе, от мясных продуктов следовало еще в первый день Масленицы), а также напиваться,
  • оставлять вечером еду (об этом чуть ниже),
  • поздно ложиться спать, так как после полуночи уже наступает Великий пост.

Прощеное воскресенье: что нужно делать

В этот день нужно постараться быть максимально искренним. Если на язык давно просились какие-то слова любимым людям, то как раз в последний день Масленицы их и нужно сказать.

В Прощеное воскресенье нужно постараться непременно сходить на службу в храм. Это особенный день для православных христиан, потому что в церквях читается Нагорная проповедь, а во время службы священник просит прощения у своих прихожан.

И, конечно ж, самому, попросить прощения у родных и близких. Для этого не надо перечислять свои грехи и обиды, а достаточно сказать: "Прости меня!"

При этом в Прощеный день просят прощения не только у живых, но и у почивших друзей и родни. Достаточно сделать это мысленно, помолившись за упокой их души. Вечером в Прощеное воскресенье у славян даже было принято ходить на кладбище, чтобы помянуть усопших и попрощаться с умершими родственниками. Считалось, что те в этот день "пировали" с близкими на Масленицу.

Также в этот день есть традиция ходить в баню (в современном варианте – принимать ванну или душ), чтобы смыть с себя все грехи, включая накопленные за время масленичных гуляний, ведь те порой сопровождаются излишествами.

Статьи по теме