Тема родины в творчестве с. а

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как «никнут шелковые травы», чувствует, как пахнет «смолистой сосной»; слышит пение «птах».

В более позднем стихотворении «Край любимый, сердцу снятся...» мы чувствуем, что поэт сливается с природой: «я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже «гарь в небесном коромысле». Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема «братьев наших меньших» всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке («Корова»), чувствует боль ощенившейся собаки («Песнь о собаке»), сопереживает раненой лисице («Лисица»).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах. Поэтому на клич святой рати - «Кинь ты Русь, живи в раю!» - поэт может ответить только так:

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Сходные мотивы звучат в стихотворении «Запели тесаные дроги». Чувства «теплой грусти» и «холодной скорби» так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и «молитвословный» ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях «Русь уходящая», «Письмо к матери», «Хулиган», «Я последний поэт деревни». В произведении «Письмо к женщине» поэт ощущает себя «в развороченном бурей быте». Он мучается, потому что не поймет, «куда несет нас рок событий». В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное «я».

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет «железный гость». В стихотворениях «Сорокоуст», «Возвращение на родину», «Русь советская» поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять «Коммуной вздыбленную Русь».

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения «Письмо к матери», «Письмо от матери», «Ответ» написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет «революцией великой». Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: «она придет, желанная пора!»

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях «Баллада о двадцати шести» и «Анна Снегина». Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном «великих штатов СССР». Ведь даже в «Персидских мотивах» Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их «шафрановому краю».

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Детство Есенина

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.

Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.

О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

Отрочество

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое

находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных.

Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

Рост популярности Есенина

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным.

В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом стихи которого созвучны его собственным. Однако в проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя.

Чтение стихов в Царском Селе

Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Отношение поэта к революции

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились. Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности.

В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Тема родины в творчестве Есенина

Родина поэта, как уже говорилось в начале статьи, - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий».

Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям. Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема.

Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни. Примерно за год до своей напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный».

Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости.

С 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет.

Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах.

    Тема любви пронизывает творчество любого поэта, музыканта, художника. Иногда кажется, что сказано уже все, однако, каждый находит новое, свое звучание, ведь любовь -интимное чувство и каждый любит по-своему, поэтому эта тема в искусстве вечна. В творчестве...

    Поэтам дано великое право воспевать Родину, и когда они пишут искренне, отдавая этому все силы своей души, у них рождается незабываемые стихи, проникнутые теплотой, доброй любовью к родине. Тема эта безбрежна. Великими певцами России мы называем А.С....

    Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. С. Есенин “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины -основное в моем творчестве”, - писал поэт Сергей Александрович Есенин-. И действительно, слова...

    Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русы. С. Есенин Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным. Она проникнута горячей любовью к Родине, к русской природе....

    Это пронзительно-тревожное “чувство родины”, потерь озарена вся поэма, дерзкие, впечатляющие образы “Сорокоуста” сразу же (до появления его в печати) приковали внимание многих современников поэта. О есенинском “Сорокоусте” заговорили, заспорили, иные...

    Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы. Вот опять вдруг зарыдали Разливные бубенцы. Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти березке каждой Ножку рад поцеловать. С. Есенин В настоящей поэзии всегда есть какая-то неожиданность,...

Сергей Есенин взлетел к вершине мировой поэзии из народа. Колыбелью его творчества стала рязанская земля. В его поэзии нашли отражение грустные и раздольные русские песни. Ведущую роль в творчестве поэта отыгрывает тема Родины.

Как говорил сам Сергей Александрович: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Есенин не представлял для себя вне России ни жизни, ни стихов, ни любви. Он себя не мыслил отдельно от родных мест.

В стихотворениях великого поэта виртуозно отображена красота родной земли: и плеск волны, и огонь зари, и шелест тростника. Русская земля запала в душу Есенина с юности. Одним из любимейших образов поэта является береза. Она у него символизирует девушку, невесту, олицетворяя все самое красивое и чистое.

Однако тема Родины в есенинском творчестве некоторым образом эволюционировала. Поначалу она была более безмятежной, детской. С приходом войны 1914 года его стихи стали отражать боль эпохи. Это хорошо прослеживается в стихотворении «Русь». Автор передает печаль и тревогу за судьбу России, за жизнь людей, втянутых в водоворот страшной войны. В самое темное время Есенин всем сердцем и душой рядом с русским народом.

Чем печальнее картины русской жизни, тем крепче привязанность Сергея Александровича к Родине. Революция дает начало новому витку в творчестве поэта. Теперь его прежде всего волнует судьба народа в неспокойное революционное время. В 1922-1923 Есенин ездил за рубеж. Эта поездка сыграла немаловажную роль в его творческом развитии. Именно после нее поэт «разлюбил нищую Родину». Он с радостью изображает произошедшие в жизни русского народа перемены. Теперь Есенин всей душой принимает и воспевает красоту «стальной» Руси, идущей к будущему.

2. Тема Родины в творчестве С.А. Есенина

В поэзии Есенина поражает щемящее чувство родной земли. Поэт писал, что через всю свою жизнь он пронес одну большую любовь. Это любовь к Родине. И действительно, каждое стихотворение, каждая строчка в лирике Есенина наполнена теплой сыновней любовью к Отчизне.

Есенин родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов. Поэтому тема Родины в творчестве поэта нераздельно связана с темой природы.

Стихотворение “Сыплет черемуха снегом” Есенин написал в пятнадцать лет. Но как тонко чувствует поэт внутреннюю жизнь природы, какими интересными эпитетами и сравнениями наделяет он весенний пейзаж! Автор видит, как черемуха сыплет не лепестками, а снегом, как “никнут шелковые травы”, чувствует, как пахнет “смолистой сосной”; слышит пение “птах”.

В более позднем стихотворении “Край любимый, сердцу снятся...” мы чувствуем, что поэт сливается с природой: “я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”. У поэта прекрасно все: и резеда, и риза кашки, и вызванивающие ивы, и болото, и даже “гарь в небесном коромысле”. Эти красоты снятся, причем сердцу. Все встречает и все приемлет поэт в русской природе, он рад слиться в гармонии с окружающим миром.

В своих произведениях Есенин одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в ее мир, говорит ее языком. Он не только придает ей чувства и ощущения человека, но людские драмы нередко сравнивает с переживаниями животных. Тема “братьев наших меньших” всегда присутствовала в творчестве Есенина. Он изображал животных, приласканных и обиженных, домашних и обездоленных. Поэт сострадает дряхлой корове, мечтающей о телке (“Корова”), чувствует боль ощенившейся собаки (“Песнь о собаке”), сопереживает раненой лисице (“Лисица”).

Характерной особенностью поэзии Есенина этого периода является то, что вместе с природой он прославляет патриархальную и религиозную Русь. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” перед взором поэта предстают хаты, низкие околицы, церквушки. С этими поэтическими образами Есенин связывал быт и нравы русской деревни. Ему радостно слышать девичий смех, звенящий, как сережки, созерцать веселый пляс на лугах Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 153 . Поэтому на клич святой рати - “Кинь ты Русь, живи в раю!” - поэт может ответить только так:

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

Сходные мотивы звучат в стихотворении “Запели тесаные дроги”. Чувства “теплой грусти” и “холодной скорби” так же противоречивы, как и пейзаж русской деревни.

С одной стороны, вдоль дороги стоят часовни и поминальные кресты, а с другой - звенит поэтический и “молитвословный” ковыль.

Определенным рубежом в осмыслении Есениным темы Родины стал 1917 год. У поэта появляется мучительное осознание своей раздвоенности, привязанности к старой патриархальной Руси. Мы находим такие переживания в стихотворениях “Русь уходящая”, “Письмо к матери”, “Хулиган”, “Я последний поэт деревни”. В произведении “Письмо к женщине” поэт ощущает себя “в развороченном бурей быте”. Он мучается, потому что не поймет, “куда несет нас рок событий”. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая...” поэт произносит исповедальные слова. Если кому-то “радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”, то Есенин, теряясь в новой жизни, сохраняет собственное “я” Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г. - С. 118 .

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Уходят в прошлое старые обряды и традиции. Праздничные сенокосы сменяет “железный гость”. В стихотворениях “Сорокоуст”, “Возвращение на родину”, “Русь советская” поэт пытается проникнуться советским стилем жизни, старается понять “Коммуной вздыбленную Русь”.

Но новый свет другого поколения все равно не греет. Есенин ощущает себя угрюмым пилигримом. В его словах звучит досада и грусть....

Ах, родина! Какой я стал смешной.

На щеки впалые летит сухой румянец,

Язык сограждан стал мне как чужой,

В своей стране я словно иностранец.

С образом Родины Есенин олицетворяет материнскую ласку. Стихотворения “Письмо к матери”, “Письмо от матери”, “Ответ” написаны в форме послания, в котором Есенин открывает душу перед самым близким человеком - матерью. Образ Родины поэт связывает с весенними разливами рек, весну называет “революцией великой”. Несмотря на отчаяние, звучащее в этом стихотворении, поэт по-пушкински верит: “она придет, желанная пора!”

И эта пора наступила для Есенина в конце жизни. Он прославляет советскую Русь в лиро-эпических произведениях “Баллада о двадцати шести” и “Анна Снегина”. Автор стремится разобраться в нови родной Отчизны, стать настоящим сыном “великих штатов СССР”. Ведь даже в “Персидских мотивах” Есенин остается певцом рязанских раздолий, противопоставляя их “шафрановому краю”.

Таким образом, тема Родины проходит через все творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и ее красотами.

В нашем сознании поэт навсегда запомнится певцом российских просторов.

Я очень люблю родину...

(“Исповедь хулигана”)

“Гений - всегда народен”, - сказал Александр Блок. Пожалуй, эти слова можно отнести к любому писателю, чьи произведения принято называть мировой классикой. И речь здесь идет не только о “доступности” произведений широчайшему кругу читателей или о темах, касающихся народа буквально. Блок очень точно уловил ту зависимость, которая существует между одаренностью и особым чувством Родины. Каждый в той или иной степени ощущает свою связь с народом, а значит, и с Родиной, потому что эти два понятия неразделимы. Человек же поистине великий, способный “подняться” над современностью и взглянуть “сверху”, должен особенно чувствовать эту связь, ощущать свою принадлежность к плеяде верных сынов своего отечества. При этом не имеет значения конкретный временной период и определенная страна - ведь понятия “народ” и “гений” вечны.

Говоря о теме Родины в русской литературе, нельзя не вспомнить о Сергее Есенине и его роли в поэзии начала XX века. Закончилась эпоха, названная классической, но вечные темы получили развитие в творчестве новых писателей, со временем также ставших классиками.

Самые ранние стихи Есенина (1913-1914 гг.) - удивительные по своей красоте пейзажные зарисовки, в которых Родина - прежде всего тот уголок мира, где родился и вырос поэт. Есенин делает природу одушевленной, чтобы как можно ярче отобразить красоту окружающего мира, его живую сущность. Все вокруг живет своей жизнью: “капустные грядки красной водой поливает восход”, “березы стоят, как большие свечки”. Даже “крапива обрядилась ярким перламутром” в стихотворении “С добрым утром”.

Отождествление Родины с родным селом характерно и для более поздней лирики Есенина. Деревня осмысливается как своеобразный микрокосм. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная...” и “Запели тесаные дроги...” подспудно начинает звучать тема святости русской земли:

И на известку колоколом

Невольно крестится рука.

(“Запели тесаные дроги...”)

Как захожий богомолецЯ смотрю твои поля.

(“Гой ты, Русь, моя родная...”)

Христианские мотивы не случайны - речь идет о высшей ценности. Однако поэт рисует пейзаж, полный пронзительной звенящей тоски, возникает образ “поминальных крестов”, тема “холодной скорби”. Но вместе с этим Есенин говорит о всепоглощающей любви к Родине, любви “до радости и боли”. Такая любовь, которую, наверное, испытывает каждый истинно русский, не может существовать без “озерной тоски”, без капли горечи... “Не отдам я эти цепи”, - говорит Есенин о той безотчетной тоске, которая примешивается к любви и делает это чувство поистине глубоким и вечным. “Цепи” привычны лирическому герою, и в их тяжести - сладость.

Эта тема, сквозная для творчества Есенина, свое логическое продолжение находит в цикле “Русь”. Здесь появляется образ народа, который вместе с природой неотделим для поэта от понятия “Русь”. Есенин вводит картины народного быта (“А как гаркнут ребята тальянкою, Выйдут девки плясать у костров”), а также фольклорные образы: здесь и “нечисть лесная” и колдуны Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. - С. 58 .

В третьей части цикла звучат социальные мотивы, но они получают развитие в свете прежнего восприятия темы автором. Есенин описывает “годину невзгод”: собирается ополчение, нарушен мирный ход жизни. Пейзаж приобретает космический размах.

Описанное событие - рекрутский набор в деревне - выходит за рамки обыденности, превращаясь во вселенскую катастрофу:

Грянул гром, чашка неба расколота...

Закачались лампадки небес.

Символичны и герои цикла - “Пахари мирные”. Основа жизни русского народа, в понимании Есенина, - мирный крестьянский труд, “грабли, соха и коса”. Недаром это “родина кроткая”, поэтому воинам после битвы снится “над лучами веселый покос”. Есенин стремится исследовать народный характер, понять тайну русской души, осмыслить логику развития этой загадочной страны. Именно ощущение глубокой духовной связи с народом побудило Есенина обратиться к историческому прошлому России. Одними из первых крупных его произведений были поэмы “Марфа Посадница” и “Песнь о Евпатии Коловрате”, а позднее - “Пугачев”. Персонажи этих поэм - герои, чьи имена хранит память народная, эпические, почти былинные богатыри. Главной антитезой всех есенинских произведений исторической тематики является “воля - неволя”. Свобода для русского человека всегда была высшей ценностью, за которую не страшно вступить в бой и с самим антихристом. Новгородская вольность - идеал поэта, который впоследствии приведет его к принятию революционной идеи.

Думая о прошлом Родины, Есенин не мог не попытаться заглянуть в ее будущее. Его мечты, предчувствия, желания нашли отражение в стихах 1917 года. Есенин говорит, что принял Октябрьскую революцию “по-своему, с крестьянским уклоном”. “Светлое будущее” он воспринял как приход к “крестьянскому раю”, то есть к обществу, основанному на мирном труде крестьян, всеобщем равенстве и справедливости. Это утопическое “государство благоденствия” Есенин назвал Инонией. Революцию он видит как переустройство Вселенной, протест против всего старого, изжившего себя:

Да здравствует революция.

На земле и на небесах!..

Если это солнце,

В заговоре с ними,

Мы его всей ратью

На штанах подымем.

(“Небесный барабанщик”)

Лирический герой стихотворений революционного цикла встает во главе борцов, прокладывающих путь в светлый рай. Отказавшись от старого Бога, он занимает его место, творя свое собственное мироздание:

Нового вознесения

Я оставлю на земле следы...

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир.

(“Ирония”)

Героям “Небесного барабанщика”, творцам нового рая, не страшно посягать на святое. Небеса становятся досягаемыми, и это по ним так бесстрашно и стремительно марширует “рать смуглая, рать дружная”, предводительствуемая небесным барабанщиком. Возникают кощунственные образы: “слюна иконная”, “лай колоколов”.

Есенин понимает, что для создания “крестьянского рая” необходимо пожертвовать прежней Родиной - дорогим его сердцу укладом; должны уйти в прошлое “в ризах образа” и “на лугах веселый пляс”. Но он согласен на эту жертву ради того, чтобы обрести наконец “луговой Иордань”, где верят в нового бога, “без креста и мух”, и где на землю сходят апостол Андрей и Богоматерь.

Но вскоре проходит пыл безоглядного, почти фанатического увлечения революционными идеями. “...Идет совсем не тот социализм, о котором я думал”, - говорит Есенин. Свое новое понимание он выражает в стихотворении “Письмо к женщине”, где сравнивает Россию с кораблем в качке. Эта поэма созвучна более раннему стихотворению “Сорокоуст”, где лирический герой приходит к полному разочарованию и отчаянию: ..

Трубит, трубит погибельный рог

Как же быть, как же быть теперь нам?..

Уже без юношеской романтики, с позиций зрелого человека Есенин смотрит на происходящее и рисует реальные картины народной жизни. В поэме “Анна Снегина” он показывает, чем закончилась для русской деревни “борьба за Инонию”. К власти пришли такие, как братья Оглоблины, Прон и Лабутя: “Их нужно б в тюрьму за тюрьмой...” Поход небесного барабанщика завел в тупик:

Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Пропала Расея, пропала...

Погибла кормилица-Русь...

Но это - его Родина, и лирический герой не способен от нее отречься, что бы ни случилось. Последний период творчества Есенина (20-е годы) можно назвать “возвращение на Родину”, в созвучии со стихотворением 1924 года Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. - С. 198 .

Лирический герой этих лет приобретает черты лица трагического. Возвращаясь после долгих лет метаний и поисков себя в родительский дом, он с горечью убеждается, что “в одну реку нельзя войти дважды”. Все изменилось: ушла молодость, а вместе с ней - мечты о подвиге и славе; разрушен старый, привычный уклад жизни... Навсегда ушла прежняя Родина. Жизнь - это бушующее море, но теперь на гребне волны уже другое поколение (“Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя”). Лирический герой оказывается чужим в родном краю, как “пилигрим угрюмый Бог весть с какой далекой стороны”. Единственное, что у него осталось - это “Милая лира” и прежняя, неподвластная времени, любовь к Родине. Пусть этот “край осиротелый” уже не тот, что раньше (“Колокольня без креста”, “Капитал” вместо Библии), и в Руси Советской осталось мало от той, ушедшей, “родины кроткой”. Лирический герой по-прежнему неразрывно связан с Родиной, и ни время, ни испытания, ни “гуща бурь и вьюг” не смогли порвать “цепей”, о которых писал Есенин в самом начале своего пути.

Поэт оказался способным запечатлеть противоречивую душу русского человека с ее жаждой мятежа и бесхитростной мечтой о покое. Эта установка на парадокс приводит к выбору контрастных эпитетов, определяющих слово “Родина”: она “кроткая” и “буйственная” одновременно.

Есенин с болью пишет о кровавом пути России, о том тупике, в который привела страну революция. Он не ищет прямых виновников русской трагедии:

Жаль, что кто-то нас смог рассеять

И ничья непонятна вина

Поэт лишь молится некоей высшей силе, надеется на чудо:

Защити меня, влага нежная,

Май мой синий, июнь голубой...

Появляются и уходят временные ориентиры и идеи, но вечное всегда остается вечным. Об этом и сказал Есенин в одном из своих поздних стихотворений “Русь Советская”:

Но тогда,

Когда во всей планете.

Пройдет вражда племен, .

Исчезнет ложь к грусть,

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким “Русь”.

Дом, семья, чувства, которые испытывают дети по отношению к родным и близким,-- важная сфера лирических интересов Благининой. Большой популярностью у читателей-дошкольников пользуется много раз переиздававшееся стихотворение «Вот какая мама!»...

Детская поэзия Е.А. Благининой

Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» -- и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты...

Детские поэтические сборники Саши Черного

Приход Саши Чёрного в детскую литературу во многом обусловлен и тем, что у самого писателя детства вообще не было. Отсюда - психологически вполне объяснимое желание компенсировать эту тяжёлую потерю...

Любовь в поэзии Есенина

Мы все в эти годы любили, Но, значит, любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное...

Образ Родины в творчестве Расула Гамзатова

Для полного анализа его творчества мы использовала цикл лирических произведений, это «Мой Дагестан», «О, Родине», «Горцы», «Дагестан, все, что люди мне дали…», «Всему я на свете…», «Покуда вертится земля», и повесть «Мой Дагестан»...

Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве”. И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к родине...

Образ России в творчестве Есенина

Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни...

Песенная традиция в лирике С.А. Есенина

"Творчество Сергея Есенина - это песня о Родине".? Сам поэт говорил, что "нет поэта без родины". Именно для неё он берёт свои заветные слова. Верный патриот России, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом...

Природа в творчестве Есенина

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали" "right">("Матушка в купальницу по лесу ходила..."...

Природа в творчестве Есенина

Любовь к родной крестьянской земле, к русской деревне, к при-роде с ее лесами и полями пронизывает все творчество Есенина. Образ России для поэта неотделим от народной стихии; большие го-рода с их фабриками, научно-технический прогресс...

Своеобразие поэтики С. Есенина

Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, - тема Родины. Есенин был вдохновенным певцом России. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею...

Творчество А.С. Пушкина

Одной из самых главных в творчестве поэта стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность: ...мои стихи, сливаясь и журча...

Творчество Льва Толстого

Документализм Толстого опосредствовался в сложном художественном синтезе, в котором "человеческая ценность" персонажа максимально возрастала. Именно с позиций осознавшей себя человеческой личности Толстой воссоздавал армейскую -- боевую...

Философия творчества С. Есенина

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана, прежде всего, с отражением кризисного сознания современного человека Мамлеев Ю. Есенин и кризис современной цивилизации // Столетие Сергея Есенина: Международный симпозиум. М., 1997...

Цветная лирика С. Есенина

есенин поэт цвет лирика Все поэтические образы Есенина движутся, превращаются, а человек и природа неразделимы. Однако мысль о том, что мир и человек находятся в дороге, подводила поэта к другой мысли - о конце этого движения, о смерти...

Статьи по теме