Скороговорки для взрослых польза или вред. Лучшие скороговорки для развития дикции и речи у детей

Скороговорки - это специально усложненные предложения, которые насыщены труднопроизносимыми звукосочетаниями, или быстро проговариваемые пословицы и поговорки. Скороговорки применяют для развития речи и дикции. Они помогают сделать речь правильной и чистой. При помощи скороговорок детей с раннего детства учат без ошибок, четко выговаривать слова. Также эти усложненные предложения помогают детям с логопедическими проблемами научиться произносить определенный звук. Благодаря скороговоркам могут научиться красиво говорить не только дети, но и взрослые. Скороговорками постоянно тренируют свою дикцию журналисты и телеведущие, несмотря на то, что их речь и без этого хорошо развита. Многие скороговорки дошли до нас с давних времен, поэтому они помогают не только оттачивать дикцию, но и знакомят с народным творчеством наших предков.

Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:

  1. Темп произношения наращивают постепенно, начиная с медленной скорости. По мере усовершенствования речи, предложения произносят быстрее.
  2. Четко выговаривают окончания каждого слова, активизируя согласные буквы.
  3. Стараются проговаривать чистоговорки на одном дыхании.
  4. Периодически меняют интонацию голоса, меняя детский, женский и мужской тон.
  5. Хороший результат дает сочетание произношения словосочетаний с физическими упражнениями, такими как бокс, танцевальные движения, приседание, бег на месте.
  6. Присоединение творческой составляющей - воспроизведение скороговорки, накладывая ее на какую-либо мелодию.

Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.

Внимание! Нельзя допускать выраженного утомления мускулатуры челюстно-лицевой области.

Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.

Упражнения для улучшения дикции

Подвижные и эластичные артикуляционные органы позволят внятно и чётко произносить слова, не шепелявя и не глотая окончания. Чтобы сохранить и улучшить работу произносительных органов используются специальные упражнения.

  • Осанка и дыхание. Для правильного произношения первостепенное значение имеет диафрагмальное дыхание, так как в процесс вовлекаются органы грудной клетки. Это улучшит звучание голоса и произношение.
  • Тренировка и разминка мышц артикулярного аппарата. Упражнения воздействуют на мышцы языка, челюсти, губ.
  • Упражнения произношения звуков помогают отработать каждый звук.
  • Управление эмоциями. Эмоциональная окраска произносимого, интонация, важна не меньше хорошего состояния речевых органов.
  • Сценическая речь поможет развить дикцию, голос станет звонче, приятнее, объёмней.
  • Специально для исправления дефектов речи предназначены скороговорки. Нужно подобрать фразы или стихи, корректирующие «слабые» звуки и тренироваться проговаривая.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Упражнения для дикции и голоса

Не может быть дикция выразительной без правильной частотности голоса и его эмоциональной окраски. Для того, чтобы голос звучал завораживающе следует тренировать дикцию, сам тембр голоса.

Для этого существуют некоторые упражнения:

  • Следует зажать зубами ручку, карандаш и т.д., а затем произнося четко слова и звуки, читать тексты, стихотворения.
  • Читать тексты, стихотворения попеременно быстро и медленно, громко и тихо
  • Следует не сбивая дыхания, выдерживая все паузы, выразительно читать тексты, стихотворения, прыгая на скакалке или бегая трусцой.
  • Следует обращать внимание на свою шею во время разговора, т.к. при попытках ее прочувствовать, шея расслабляется и опускается гортань.
  • Следует, издавая разные звуки, бить себя в грудь.
  • Следует во время зевания продолжительно произносить гласные звуки, либо разговаривать. Это также поможет расслабить и опустить гортань.
  • Следует утро начинать с мычания, продолжительно произнося «м-м-м-м-м-м»
  • Следует разговаривать улыбаясь. Голос заметно изменится.

ВАЖНО: Если описанные упражнения повторять 10-15 минут ежедневно, то можно быстро заметить произошедшие изменения в голосе.

Разминка

До начала занятия – касается это и предшествующей произношению самих скороговорок артикуляционной гимнастики – всегда нужно проводить небольшую разминку. В нее входят следующие упражнения:

  1. Произнесите три раза звуки «Г» и «К».
  2. Рот полуоткрыт. Озвучьте гласные «А, О, Э» трижды.
  3. «Прополощите» рот воздухом, т.е. погоняйте его между щеками, надувая каждую поочередно. Это поможет расслабить напряженные мышцы.

Каждое занятие желательно фиксировать на диктофонной записи, чтобы имеет возможность прослушивать ее позднее. Это поможет отслеживать, улучшается ли дикция и над какими звуками еще необходимо хорошо поработать.


Позднее занятия надо усложнять. Скороговорки для улучшения дикции взрослых нужно проговаривать во время движения, например, танцевать или выполнять приседания. Такой вариант помогает не только разнообразить занятия, но и научит поддерживать нормальное дыхание и темп речи при любых обстоятельствах.

Чтобы овладеть навыком быстрой и четкой речи, вначале необходимо освоить науку медленного разговора. Начинать заниматься нужно с произношения коротких предложений, а сложные скороговорки для развития речи и дикции включать в уроки позднее, когда наблюдается значительное улучшение.

  • Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
  • Архиважный архивный археологический артефакт.
  • Я по выбоинам еду и из выбоин не выеду.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Первый этап тренировки. Отработка шипящих и глухих звуков: «п», «т», «ш», «с».

  • Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  • У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  • Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

Второй этап. Постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»:


  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Третий этап. Работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р»:

  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  • Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорной!

Скороговорки для развития речи и дикции взрослых

Отработка звуков: з, с, ж, ш, ч, щ, ц

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.
  • У осы не усы, не усища, а усики.
  • Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
  • Осип охрип, а Архип осип.
  • Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  • По семеро в сани уселися сами.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
  • Четверть четверика гороха без червоточинки.
  • Инцидент с интендантом.
  • Прецедент с претендентом.
  • Константин констатировал.
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.


Скороговорки со звуком «ч»

[Ч] - это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Проблемы с произнесением этого звука часто связаны с так называемой «шепелявостью», но с ней можно эффективно бороться. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].

  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Синичка, синичка - воробью сестричка.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

А также скороговорка в форме стихотворения:

  • Четверть часа чиж чижихе
  • Пел частушки на Плющихе.
  • Черный кот, большой чудак,
  • Влез послушать на чердак.


Скороговорки для развития невнятных «н», «м», «р», «л»

Да-да, мы в курсе, что большинство людей с дефектами речи тихо ненавидят букву «р» и все слова, которые начинаются с нее. Но не «р» единым, как говорится…

У автора статьи, например, лет так до 5, главным врагом был звук «л»: до сих вспоминается, как логопед, смахивая капли пота со лба, в 40-й раз твердила «лампа», а я так же упорно в 40-й раз орала на весь кабинет «лямпа».

И ничто в мире не могло заставить меня произнести твердое «л», пока папа с мамой не отправили дитё в хор, где оно так же отчаянно, но не коверкая звуки, начало распевать «Ладушки, ладушки…».

Словом, спасибо родителям за то, что сейчас я не падаю в обморок, когда нужно поговорить о Любви, попросить Любимого согреть мне Ладошки и поменять Лампочку.

Для тех взрослых, которым повезло чуть меньше, предлагаю попробовать лучшие скороговорки для развития дикции при проблемах со звуками «л», «н», «м», «р»:

  • Подкралась к Ларе Клара-краля;
  • Не мы ли на Ниле налима ловили?
  • Нина – няня Анина, Аня нынче нянина;
  • Из револьвера Валера валит Веру;
  • Видели ли вы Лидию?


Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к

Дефекты речи, связанные с произношением данных звуков, встречаются очень редко. Однако именно они влияют на общую четкость дикции, так как требуют определенных усилий, особенно при повторах.

Для тренировки дикции у взрослых используются следующие скороговорки:

  • Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил перевыголовил.

Люди, у которых не наблюдается специфических проблем с речью, как правило, нечетко произносят данный набор звуков. Тренировки для дикции в таком случае требуют специфического подхода. Например, сразу несколько скороговорок объединяются в одну, что усложняет упражнение. Главной целью человека является членораздельное произношение каждого согласного звука в предложении. Для коррекции собственных ошибок можно записывать чтение скороговорок на диктофон.

Самые эффективные скороговорки

Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.

У пчелы, у пчёлки

Почему нет чёлки?

Отвечаем почему:

Чёлка пчёлке ни к чему.

Мы чаёк горячий

Будем пить на даче,

Пить с печеньем, с калачом,

Пирог с черникой испечём.

Уж пожаловал ежам

Новых дюжину пижам.

Прежние пижамы

Исколоты ежами.

Жук жужжит в железной банке,

Жук не хочет жить в жестянке.

Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

Тучи гуще, гуще, гуще,

Дождик пуще, пуще, пуще,

Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

Сова советует сове:

«Спи, соседка, на софе:

На софе так сладко спится –

О совятах сон приснится!»

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

За деревней, за просёлком

Пела песни перепёлка.

Перепёл прилетел,

Перепёлку перепел.


Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку,

Бросит корочки в корзинку.

Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

Мяч скучал на чердаке.

Мячик ищут в сундуке.

Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Мы режем, режем, режем,

Бумагу всю изрежем,

Вырежем жука – желтые бока.

И как станет жук жужжать,

Все должны мы убежать!

Ж-ж-ж-ж-ж…

Над Жорой жук жужжа кружит.

От страха Жора весь дрожит.

Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.

В огороде Фёкла ахала и охала,

Уродилась свёкла не на грядке – около.

Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,

Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Работают над скороговорками в т ак ой последовательности: вначале чита ют их как они написаны, в "чистом" виде, без всякого измен ен ия. Затем, когда диктор овладеет и медленным и бы стрым темпами, переходят к скороговоркам с более тру дн ыми словосочетаниями, с повторениями и пе ре становками отдельных фраз и слов.

Например:

Либретто оперы "Ри г олетто"!
Либретто
опе ры "Риголетто"!
Либретто оперы "Риго
ле тто"!
Либретто, ли
бре тто, либретто!
Риголетто, Риголетто, Риго
ле тто!
Ригол е тто, Риголетто, Риголетто!
Либретто, либретто, л
ибр етто!

Первую ч ас ть этой трудноговорки читайте полунапевно, повышая тон ал ьность по хроматической гамме до предельной высоты ва ш его голоса. А далее понижайте тональность по по л утонам, по одному слову до самой низкой ноты. И в к онц е, на удобной ноте повторите в быстром темпе: "либ ре тто Риголетто", "Риголетто", либретто".

По этому же при нц ипу работайте и над скороговоркой "От топота к оп ыт пыль по полю летит".

От топота ко пы т пыль по полю летит, пыль по полю летит от т о пота копыт. От топота, от топота, от топота; от то пота копыт, от топота копыт, от топота ко п ыт; пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю; п ыл ь по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит. От топота копыт пыль по полю летит; пыль по полю летит от топота к оп ыт.

Как и в преды д ущем примере, повышайте голос по полутонам на полу н апевном звучании в первой части скороговорки. Затем, д ойд я до "вершины", понижайте (по хроматичес ко й гамме) голос до самой низкой ноты. И, в завершении, ещё раз п ов торите (обычно это делают на средней ноте сво ег о голосового диапазона): От топота копыт пыль по пол ю летит, пыль по полю летит от топота копыт. На этих примерах предл ага ется канва, по которой можно строить скороговорку. Иногда получается объединить несколько скорог ово рок, близких по содержанию.

Например:

Шли три попа, три Про ко пия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп говорил: пришел Пр о коп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп. Другой поп Прокоп говорил: ушел П ро коп, кипел укроп, кипел укроп ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Пр ок опа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп.

По такому принципу можно по дб ирать и составлять целый ряд других усложненных и комбинированных скороговорок . Главное при их чтении, наряду с ясностью, ч етк остью и легкостью произнесения текста - осмысленное их дон ес ение. Скороговорка рассказывает о ка ко м-то, может и незначительном, но собы ти и. В ней есть мысль, которая выражается сло в ами. А слово должно быть действенным.

— Скороговорка. Основные понятия
— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
— Скороговорки на букву Р
— Скороговорки на букву Ж
— Скороговорка на букву Ч
— Скороговорка на букву Ш
— Скороговорка на букву Щ
— Из сложных скороговорок
— О современных скороговорках

Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее.

Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать.

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

— Скороговорки на букву Р

* * *
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.

— Скороговорки на букву Ж

* * *
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

* * *
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжёлый на жуке кожух.

* * *
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась, два ежа.

* * *
У ежа- ежата, у ужа- ужата.

* * *
Жил- был жук, жук жил- был.

* * *
Журавль жабе не жених.

* * *
Жутко жуку жить на суку.

— Скороговорка на букву Ч

* * *
У четырех черепашек четыре черепашонка.

* * *
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

* * *
Чайные блюдца легко бьются.

* * *
Чем чаще чищу, тем чашка чище.

* * *
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

— Скороговорка на букву Ш

* * *
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

— Скороговорка на букву Щ

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

7

Позитивная психология 20.04.2018

Дорогие читатели, все мы знаем, что скороговорки это не только веселая забава, но и полезное упражнение для развития речи детей и взрослых. Именно поэтому они остаются востребованы, и мы прибегаем к ним, когда нужно улучшить дикцию, сделать речь более быстрой, четкой и выразительной.

Существуют скороговорки для общего развития речи, а также те, что помогут научиться выговаривать отдельные звуки. Также они делятся на простые и сложные. Начинать, конечно, стоит с простых и после этого переходить к сложным, постепенно улучшая и совершенствуя дикцию.

Простые скороговорки

Приступая к занятиям по тренировке дикции, лучше всего прибегнуть к легким скороговоркам для развития речи, которые состоят всего из нескольких слов.

Укол – укор.
Кишлак – дуршлаг.
Галка – мигалка.
Мальвина – малина.
Муж – уж.
С горы – не в гору.
Клара у Вали играет на рояле.
Шустрая норка юркнула в норку.
Гошка на окошке как кошка.
Красивая коса у девушки длинна.
Кот идёт, кошку найдёт.
Сшита шуба из шиншилл.
Елена лён мяла.
Лара играла на лире.
Король – орёл.
Авто-мото, вело-фото.
Во поле кони затопали.
Приезжие разъездились.
Разъезженный разъезд.
Прекратите пререкаться.
Живое заживает выживая.
Ёж под ёлкой ел мёд.
Данил и Лина в долине Нила.
У бабульки батоны, бублики и булки.
Геракл орла прогоняет.
Баба Клава распугала попугаев.
Ашан на Осташковском шоссе.
Озадачили на даче Зою задачами.

Скороговорки для дикции взрослых

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.

Скороговорки со звуком «р»

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор.
Рододендроны из дендрария.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Дробью по перепелам, да по тетеревам.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Клара-краля кралась к Ларе.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л»

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
Горят лампы на рампе.
У ёлки иголки колки.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п»

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
У Полкана под лапкой палка.
У перепелa и перепёлки пять перепелят.
Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет.
Птичку напичкали спичками.
Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя.
Пётр Петру пёк пироги.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч»

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
Горячи калачи доставай из печи.
В городе Сочи темные ночи.
Часы стучали и стучали, час за часом отбивали.
У четырёх черепашек четыре черепашонка.
У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата.
Течет ручеек через лесочек под мосточек.
На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок.
Сетчатый сачок зацепился за сучок.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
В предвечерний час ворчат черти через раз.

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Не найду я ушки у нашей лягушки.
Пыхтит как пышка пухлый Мишка.
Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.
По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.

Баркарола − песня гондольеров Венеции.
(Звуки к, л, р)

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
(Звуки в, р, т)

Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт!
(Звуки в, р, т)

Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Звуки в, р, т)

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
(Звуки в, з, с)

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Звуки к, р, т, ц)

Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались.
(Звуки в, л, р, т)

Всех денег не перезаработать, не перевызаработать.
(Звуки з, п, р)

Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию.
(Звуки п, т, ц)

Брат! Брал бра?
Брал, брат, бра.
Бра, брат, брал.
(Звуки б, л, р, т)

Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть.
(Звуки б, ж, м)

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
(Звуки л, м, р)

Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым.
(Звуки ж, с, т)

Более сложные скороговорки

Порой возникает необходимость улучшить дикцию не просто для себя, но и потому что этого требует профессиональная деятельность. В этом случае простыми упражнениями не обойтись, и понадобятся скороговорки для дикции взрослых более сложные. Именно их вы найдете в этом разделе.

Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Стоит в яме холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры,
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры, до времени.

Встретил в чаще ёж ежа,
– Как погода, ёж?
– Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.
Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин
И скажет: (начинай сначала).

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.

Карлик-лекарь Карл у карлицы-крали Клары украл кораллы. А карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик-лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла не крала бы кларнет.

Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото

Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.

Самые эффективные скороговорки

Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.

У пчелы, у пчёлки
Почему нет чёлки?
Отвечаем почему:
Чёлка пчёлке ни к чему.

Мы чаёк горячий
Будем пить на даче,
Пить с печеньем, с калачом,
Пирог с черникой испечём.

Уж пожаловал ежам
Новых дюжину пижам.
Прежние пижамы
Исколоты ежами.

Жук жужжит в железной банке,
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Тучи гуще, гуще, гуще,
Дождик пуще, пуще, пуще,
Даже щуки и лещи
Ищут шляпы и плащи.

Сова советует сове:
«Спи, соседка, на софе:
На софе так сладко спится –
О совятах сон приснится!»

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

За деревней, за просёлком
Пела песни перепёлка.
Перепёл прилетел,
Перепёлку перепел.

Посмотрите на Иринку:
Ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандаринку,
Бросит корочки в корзинку.

***
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Мы режем, режем, режем,
Бумагу всю изрежем,
Вырежем жука – желтые бока.
И как станет жук жужжать,
Все должны мы убежать!
Ж-ж-ж-ж-ж…

Над Жорой жук жужжа кружит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем не страшно жук жужжит.

В огороде Фёкла ахала и охала,
Уродилась свёкла не на грядке – около.
Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,
Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Длинная сложная скороговорка для развития дикции

Эта супер-скороговорка совмещает в себе мотивы множества других более коротких скороговорок и поможет продемонстрировать навыки быстрой четкой речи в полной мере.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга, бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было и не до вдовы; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа – ужата, а у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши; о всем об этом около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Красивая четкая речь — это не только комфортное общение, но и своеобразная визитная карточка образованного человека. Она помогает создать хорошее впечатление у собеседника, расположить его к себе и передать ему свою мысль. К сожалению, культура речи и ее общий уровень сегодня заметно снизился. Все реже можно встретить взрослого человека с идеальной дикцией и хорошо поставленными речевыми навыками. Что говорить о детях и подростках, среди которых в последнее время выросло число тех, кто не выговаривает звуки «р», «с», «ш» и т. д. Благо, в логопедии давно известны методы исправления картавости, шепелявости и других речевых изъянов. Среди самых эффективных и доступных коррекционных мероприятий — скороговорки для развития речи и дикции. Это всем известные короткие и длинные фразы/стишки, повторение которых помогает исправить дефекты речи. В идеале для достижения быстрого и устойчивого положительного эффекта скороговорки следует совмещать с артикуляционной гимнастикой и другими логопедическими упражнениями. Но и сами по себе эти простые тренировочные тексты при регулярных занятиях способны значительно улучшить речевые навыки. Далее вас ждет подборка лучших скороговорок для детей 3-4, 5-6 и 10-12 лет, имеющих проблемы с произношением. Кроме того, вы найдете более сложные варианты скороговорок для взрослых, в том числе и проходящих реабилитацию после инсульта.

Скороговорки для развития речи и дикции у детей: варианты упражнений для разного возраста

Положительное влияние скороговорок на развитие речи и дикции легче всего проследить на детях разных возрастов (варианты упражнений ниже). Причем речь идет не только о малышах с нарушениями в произношении, но и о детках с нормой речевого развития. Дело в том, что скороговорки помогают не только автоматизировать отдельные сложные для ребенка звуки, но и натренировать чистоту речи. Именно поэтому скороговорки часто рекомендуют использовать в работе с детками 3-4 лет, которые не имеют особых речевых проблем. Эти простые упражнения помогают детям в этом возрасте избавиться от лишней мягкости произношения, характерной для малышей. Кроме того, скороговорки способны скорректировать ошибки в уже сформировавшейся речи детей постарше. Например, с помощью таких текстов можно натренировать дыхание и темп, что положительно сказывается на всей детской речи

Скороговорки для развития речи у детей 3 лет

Ниже представлены варианты простых скороговорок для развития речи у детей 3 лет. Регулярно повторяя их с ребенком, вы сможете значительно улучшить его произношение и расширить словарный запас малыша.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Га-га-га у козы рога.

3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.

4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.

5. На горе гогочут гуси.

6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.

3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. У нас газ погас.

4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.

5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Варианты скороговорок для речи и развития дикции у детей 5-6 лет

У детей 5-6 лет довольно часто наблюдается неправильное дыхание и сбивчивый темп произношения, особенно при торопливой речи. Используя варианты скороговорок из подборки ниже для тренировки речевых навыков и коррекции звукопроизношения у детей этой возрастной категории.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека — цап!

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Лучшие скороговорки для развития речи и улучшения дикции у детей 10-12 лет

В возрасте 10-12 лет речь уже практически полностью сформирована. Поэтому при наличии ее дефектов обязательна хорошая логопедическая работа, в том числе и с использованием скороговорок. Но и без особых дефектов повторение специальных текстов положительным образом сказывается на автоматизации речи, ее чистоте и правильности. Вот несколько вариантов скороговорок, которые актуальны для детей данной возрастной группы.

В недрах тундры

Выдры в гетрах

Тырят в вёдра

Ядра кедров! Выдрав с выдры

В тундре гетры

Вытру выдрой ядра кедров

Вытру гетрой выдре морду

Ядра в вёдра

Выдру в тундру!

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Мышка залезла под крышку,

Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

Мышке, наверное, крышка -

Мышка забыла про кошку!

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасёнок, сказку!»

На раскраске Карасёнка -

Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Длинные скороговорки для развития речи и дикции у подростков — готовые упражнения

Если же речевые дефекты не были скорректированы в детском возрасте, то отчаиваться не стоит. Правильно подобранные длинные скороговорки на развитие речи и дикции отлично работают и на подростках, если использовать их в логопедических упражнениях. Но стоит отметить, что в этом возрасте подборкой текстов для коррекции дикции должен заниматься специалист. Только квалифицированный логопед может выбрать тексты для упражнений необходимой длины, ритмики и направленности исходя из данных подростка. Впрочем, если дефектов нет, а есть желание улучшить чистоту произношения, то можно обойтись и универсальными скороговорками.

Длинные скороговорки для упражнений на развитие речи и дикции подросткам

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса - нет и вопроса.

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира -
Кормили факира.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Сложные скороговорки для развития речи и улучшения дикции у взрослых — варианты упражнений, видео

А как быть со взрослыми — помогут ли им скороговорки при сложных дефектах в произношении, в развитии речи и улучшении дикции? Специалисты, уверены, что да. Другое дело, что одними скороговорками при речевых нарушениях взрослым не обойтись. Им необходима помощь логопеда и систематические упражнения, в частности, артикуляционная гимнастика. Но если цель улучшение дикции при речевой норме, то взрослый может обойтись и без специалиста. В этом случае стоит сделать упор на разнообразные и систематические упражнения с использованием скороговорок разных форматов.

Варианты сложных скороговорок на развитие речи и улучшения дикции для взрослых

Ниже представлена подборка сложных скороговорок для развития речи и улучшения дикции, которую могут использовать взрослые люди.

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Побрёл бобёр в бор.
В бору бобра обобрали.
Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
Бобриха бобра побранила и побрила,
а бобрята бобра ободрили.
Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.

Те, кто говорят скороговорки — скороговоры.
Те, кто изучает мастерство скороговоров — скороговороведы.
Те, кто любит читать скороговороведов — скороговороведофилы.
Те, кто ненавидит скороговороведофилов — скороговороведофилофобы.
Те, кто поедает скороговороведофилофобов — скороговороведофилофобофаги.
Те, кто ведёт борьбу со скороговороведофилофобофагами — антискороговороведофилофобофаги.
Те, кто выдаёт себя за антискороговороведофилофобофагов — квазиантискороговороведофилофобофаги!

Скороговор выговаривал скороговорку, выговаривал
Да не выговорил. Только всех подряд заговаривал,
Не хотел больше скороговор скороговорку выговаривать.
Пошел скороговор уши отпаривать.
Спросили у скороговоруна: "А скороговорка велика"?
И сказал скороговор: "Нет" — вот его ответ.

Простые скороговорки для развития речи и дикции взрослых с буквой «р»

Одна из самых распространенных речевых проблем как у детей, так и у взрослых — картавость. Она заключается в неправильном произношении звука «р». Во взрослом возрасте с данной проблемой лучше обратиться к врачу-логопеду, который сможет подобрать правильную коррекционную программу. Но и в домашних условиях при соблюдении систематичности и использовании простых скороговорок со звуком «р» на развитие речи и дикции взрослые также могут добиться положительных результатов.

Варианты простых скороговорок на развитие речи и дикции взрослых с буквой «р»

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Статьи по теме