Преимущества и недостатки прямых налогов. Косвенные налоги - преимущества и недостатки

Широкое распространение косвенных налогов во всех капиталистических странах было обусловлено, прежде всего, фискальными выгодами налогов на потребление. Русский финансист М. И. Соболев в своей работе "Очерки финансовой науки" (1925) отмечал три фискальных преимущества косвенных налогов:

  • 1) косвенные налоги весьма доходны, так как падают на предметы широкого потребления;
  • 2) косвенные налоги включаются обычно в цену товара и, перелагаясь на покупателя, платятся незаметно для потребителя;
  • 3) косвенные налоги, входя в цену товара, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами.

Вместе с тем исследователи отмечали и ряд серьезных недостатков косвенного налогообложения:

  • 1) косвенные налоги не согласуются с важнейшими принципами налогообложения. Н. И. Тургенев в своей книге "Опыт теории налогов" отмечал, что косвенные налоги не соответствуют первому принципу А. Смита (справедливости), поскольку никак не сообразуются с доходами платящего. Последующие ученые также отмечали их регрессивный характер, т.е. обратную пропорциональную зависимость от платежеспособности потребителей. Н. И. Тургенев считал также, что они не соответствуют и принципу удобности, ибо платящий не может отложить потребление соли или хлеба;
  • 2) косвенные налоги требуют больших издержек взимания. Это отмечал и Н. И. Тургенев, и последующие исследователи. Это объясняется необходимостью содержать большое количество персонала, контролирующего производство подакцизных товаров, торговлю, перемещение товаров через таможенную границу и т.п. Так, например, во Франции в 1828 г. расходы на взимание прямых налогов составляли около 6% от полученных доходов, тогда как для косвенных налогов расходы в среднем составляли около 12% . Необходимо отметить, что формирование системы податных инспекторов в развитых странах позволило существенным образом снизить расходы на взимание налогов. В той же Франции в 1900 г. расходы на взимание прямых налогов уменьшились до 2,9% (т.е. в два раза), а по косвенным налогам снижение произошло почти в три раза – до 4%;
  • 3) взимание косвенных налогов противоречит интересам предпринимателей, поскольку финансовое ведомство для обеспечения сбора налогов вынуждено вмешиваться в процесс производства и обмена, вводя различные ограничения, затрагивая иногда технологию производства;
  • 4) потребление не отличается постоянством и может зависеть от разных причин. В связи с этим доходы от косвенных налогов более сложно прогнозировать.

Оценивая все достоинства и недостатки косвенного налогообложения, специалисты в начале XX в. заключили, что "косвенные налоги не могут быть отнесены к числу таких форм, которые, господствуя в финансовой системе, отвечали бы основным требованиям рациональных налогов".

Преимущества прямого обложения анализировались многими исследователями. Приведем аргументы в пользу прямых налогов, изложенные русским экономистом И. X. Озеровым в его книге "Основы финансовой науки". Итак, преимущества прямых налогов:

  • 1) прямые налоги являются более твердым и постоянным источником дохода, поскольку основываются на оценке дохода, который в обычных условиях (за исключением кризисов, войн и т.п.) растет;
  • 2) доходы от прямых налогов прогнозируются с большей точностью и вероятностью их получения, поскольку прямые налоги "падают только на тех лиц, которые могут платить, и в таком размере, в каком они могут его нести";
  • 3) прямые налоги не требуют таких расходов на взимание, как косвенные.

В обобщенном виде преимущества прямого обложения были сформулированы российским экономистом Μ. Н. Фридманом в "Конспекте лекций по науке о финансах" (1910): "По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряясь с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые доходы имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства. История финансов показывает, что они исправно поступают и во время экономических кризисов, даже допускают и в такие моменты повышение ставок (Франция в 1848 г.)" .

По мере развития финансовая наука отошла от простого обсуждения достоинств или недостатков тех или иных форм обложения и перешла к вопросу о научном построении налоговой системы. Исследуя преимущества и недостатки каждой из форм обложения, наука пришла к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно построить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

С. Ю. Витте в своих лекциях Великому князю Михаилу Александровичу таким образом сформулировал этот вывод: "Лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно налогоплательщика, не подрывая благосостояние массы народонаселения и не препятствуя экономическому состоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей" .

К категории косвенных налогов и сборов относят: налог на добавленную стоимость, разные виды акцизов, налоги на наследство, налоги на сделки с недвижимостью и долговыми бумагами, таможенные и государственные пошлины. Данные виды сборов закладываются в стоимость товаров или услуг, фактически оплачиваются покупателями и после перечисляются в казну.

Понятие и особенности

Косвенные налоги необходимы для равномерного распределения налогового бремени между продавцами и покупателями. Налогооблагаемое лицо (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) и налогоплательщик — различные субъекты. То есть, непрямые налоги выполняют функцию компенсации, т.к. покупатель оплачивает продавцу сумму налога, заложенную в стоимость товаров или услуг. Продавец, в свою очередь, обязан перечислить в местный бюджет сумму полученного налога до первого числа месяца, который следует за отчетным кварталом.

Особенностями косвенных налогов являются их высокая собираемость (любые нарушения торговых операций выявляются очень быстро), а также скорость перечисления в казну.

Расчет суммы косвенных налогов, которые необходимо перечислять в бюджет, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Виды косвенных налогов

Непрямое налогообложение включает следующие виды налогов:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Это сумма, которая добавляется к стоимости продукции или услуг, реализуемых предприятием. Чаще всего применяется 18%-ставка налога, на ряд детских и продовольственных товаров устанавливается ставка 10%, экспорт облагается налогом по нулевой ставке. Существуют виды деятельности, освобожденных от уплаты НДС.
  • Акцизы. Сбор, который применяется в производстве товаров (алкоголя, табачной продукции, топлива, автомобилей) и включается в стоимость реализации. Размер акцизов может достигать 30-50% от стоимости. Различают акцизы универсальные (на весь оборот) и индивидуальные (на конкретный товар или группу товаров).
  • Таможенные сборы и пошлины (экспортные, импортные, на транзит). Обязательные платежи, взимаемые за товары, пересекающие границу. Размер и перечень платежей определяется таможенным кодексом ТС, зависит от назначения и классификации товара, стоимости задекларированной партии.
  • Государственные пошлины. Фиксированные суммы, которые должны платить физические лица или фирмы за оказание услуг государственными органами (регистрация ИП или юридического лица, нотариальные услуги, сборы при обращении в суд, регистрация автомобилей, регистрация в ЗАГСе и пр.).

Плюсы и минусы

Плюсами косвенных налогов являются: быстрое пополнение местных бюджетов и общность налогообложения (потребитель в любом случае выплатит налог, приобретая товар или оплачивая услугу).

Недостатки: косвенный налог не пропорционален доходу отдельного потребителя, т.к. уже заложен в цену конкретного товара. Люди с высоким, и с низким доходом должны платить одинаковую сумму налога.

Прямые налоги. Преимущества:

1. Экономические – прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.

2. Регулирующие – в странах с развитой рыночной экономикой прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов

3. Социальные – прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы.

Недостатки: 1. Организационные – прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, т.к. связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского и налогового учета. 2. Контрольные – контроль поступления налоговых платежей требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщика. 3. Полицейские – прямые налоги связаны с возможностью уклонения от их уплаты из-за несовершенного финансового контроля. 4. Бюджетные – прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, т.к. только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена и реальные доходы, но не исключены и убытки, поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником дохода бюджета.

Косвенные налоги. Преимущества: 1. Организационные – для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет, их удержание и контроль не требуют расширения налогового аппарата. 2. Бюджетные – т.к. косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения и его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении. 3. Политические –косвенные налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличивается налогом, то он все равно получает взамен необходимый продукт. 4. Полицейские – налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта, при этом важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов вредных для здоровья и нравственности нации. 5. Экономические – для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, не требует накопления определенных сумм.

Недостатки: 1. Обременение для многосемейных: фактическая оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. 2. Политические – право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается. Объектом политической борьбы обычно становится подоходный налог или налог на прибыль. 3. Социально-экономические – отдельные лица уплачивают косвенные налоги не пропорционально своему доходу или капиталу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения. 4. Предпринимательские – косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимателя, т.к. в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Формирование налоговой системы, классические принципы ее построения.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов и платежей законодательно закрепленных в данном государстве, принципов, форм и методов их установления, изменения или оплаты; действий, обеспечивающих их уплату, контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства.

Критерии научной обоснованности налоговой системы: 1) системный подход; 2) создание базы; 3) наличие законодательной основы; 4) формирование определенных принципов (экономических, юридических, организационных).

Экономические принципы налогообложения были сформулированы впервые А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 г.).

Экономические принципы: 1. Хозяйственная независимость и свобода налогоплательщика, основанная на праве частной собственности. 2. Справедливость – равная обязанность граждан платить налоги соразмерно своим доходам. 3. Определенность – сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику. 4. Удобность – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство налогоплательщику. 5. Экономия – издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Немецким экономистом Вагнером сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

1. Этические : а) всеобщность налогов; б) неприкосновенность личной свободы при обложении и взимании налогов; в) соразмерность обложение с платежеспособностью.

2. Принципы управления налогами: а) определенность обложения; б) удобство обложения и взимания для плательщика; в) дешевизна взимания и минимум налогового бремени.

3. Народно-хозяйственные принципы: а) надлежащий выбор источника налогов; б) комбинация совокупных налогов в такую систему, которая обеспечивала бы достаточные поступления в бюджет.

Налоговая система Украины, принципы ее построения.

Сегодня приходится признать, что государство без налогов - это утопия. Налоги - основная форма доходов государства в современном цивилизованном обществе.

Формирование собственной независимой налоговой системы Украины начиналось на рубеже 1991-1992 гг. Так, 5 декабря 1990 г. был принят Закон Украинской ССР «О бюджетной системе Украин­ской ССР», а 25 июня 1991 г. - Закон Украинской ССР «О системе на­логообложения». Таким образом, было положено начало созданию в Украине своей автономной системы налогообложения.

В связи с провозглашением независимости Украины и перехо­дом экономики на рыночные отношения с 1 января 1992 г. был введен в действие целый пакет новых законодательных актов по налогообло­жению, в частности «О налоге на добавленную стоимость», «Об акциз­ном сборе», «О налогообложении доходов предприятий и организа­ций» и ряд других.

Принципы построения налоговой системы Украины сформулированы в Законе Украины «О системе налогообложения» от 18.02.97 г. : 1) стимулирование деловой активности; 2) обязательность уплаты налогов; 3) равнозначность и пропорциональность; 4) равенство; 5) социальная справедливость; 6) стабильность; 7) экономическая обоснованность; 8) равномерность уплаты; 9) компетенция; 10) единство подхода; 11) доступность.

Обзор Закона «О системе налогообложения».

Ставки, механизм взимания налогов и сборов и льготы по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов о налогообложении.

Налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим законом, уплате не подлежат.

Изменения и дополнения в настоящий закон и законы о налогообложении относительно льгот, ставок налогов, механизме их уплаты вносят не позднее, чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного года и вступают в силу с нового года.

Факторы, показатели и структура налоговой системы.

Факторы: 1. Сложившиеся в стране пропорции в распределении функций между центральными и местными органами государственной власти. 2. Доля налогов среди источников доходов бюджета. 3. Степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

Показатели: I. Экономические: – налоговый гнет, – соотношение доходов от внутренней и внешней торговли, – соотношение прямого и косвенного налогообложения, – структура прямых налогов, – структура косвенных налогов. II. Политико-правовые: – соотношение компетенций центральных и местных органов власти, – разные налоги, – разные ставки, – разные доходы.

Структура налоговой системы: 1) система налоговых органов; 2) система и принципы налогового законодательства; 3) принципы налоговой политики; 4) порядок распределения налогов по бюджетам; 5) фонды и методы налогового контроля; 6) решение проблем устранения двойного налогообложения и т.д.

Структура налоговой системы Украины:

Налоговая система в России включает прямые и косвенные налоги. Это две большие группы, составляющие налоговую нагрузку на физических и юридических лиц страны. Что относится к прямым налогам, а что к косвенным? Чем они отличаются и зачем нужны? Таблица сравнения по данным группам приведена ниже, также рассмотрены конкретные примеры.

Система налогообложения играет ключевую роль в формировании доходной части бюджета. Одним из показателей финансовой стабильности государства считается уровень развития налоговой системы. Рядовые граждане часто путают термины налог и сбор, воспринимая сбор как налог. Однако это совершенно разные формулировки. Для того чтобы простому гражданину было легче сориентироваться в налоговой схеме нашего государства рассмотрим основные параметры налогов, а также его виды.

Отечественная система налогообложения дифференцирует налог на две большие группы:

  • прямые;
  • косвенные;

Прямой налоговый платеж характеризуется отсутствием каких-либо посредников в установлении налоговых платежей. При прямом способе изъятия налогов объем платежа устанавливается пропорционально размеру объекта обложения. К примеру, такой распространенный взнос, как налог на прибыль устанавливается соразмерно полученной прибыли за определенный период.

Совсем иная структура у косвенной системы изъятия. Косвенный налог в отличие от прямого заранее включается в стоимость товара или услуги, и потребитель вместе с приобретением предмета уплачивает и налог. Ярким примером косвенного взноса является НДС. Практически каждый человек хоть раз в своей жизни уплачивал этот налог. Он включается в стоимость любого товара. Обычно на чеке так и пишут « стоимость 100 рублей с учетом НДС». НДС в этом случае является косвенным налогом.

Прямой налог – это обязательный взнос, который должен уплачивать каждый гражданин РФ, в собственности которого находиться облагаемое таким платежом имущество. К такому имуществу может относиться как движимая, так и недвижимая вещь. К примеру, НК устанавливает пошлину на земельный участок. По его регламенту после каждого года владелец земельного участка обязан уплачивать налог. Размер определяется, учитывая габариты участка, месторасположение и прочие параметры.

Получается, что закон относит прямую модель взимания сборов только к тому имуществу, который находится в собственности у налогоплательщика. Такой прямой способ взимания налогов дает возможность государству периодически пополнять объем бюджетных средств.

Эксперты отмечают, что основным недостатком такой системы получения взносов в бюджет является возможность субъекта скрыть свои налоговые декларации. Между тем последствие умышленного скрытия налоговой информации сильно дестабилизирует бюджетную сферу страны.

Косвенные налоги – это финансовые поступления в бюджет государства, которые формируются по принципу надбавки на реализуемый объект или услугу. Государствао обязывает продавцов включить в реализуемый ими товар определенную долю платежа, который не относится к прибыли компании, а идет в бюджет страны. В этом случаи продавец, который устанавливает подобную надбавку, выступает в качестве посредника. Его прибыль от этого не уменьшается и не увеличивается, а государство, напротив, путем косвенного вмешательства получает свои финансы.

Главным достоинством скрытых косвенных платежей является их стабильность и закрытость. Кроме этого, на подобный тип изъятия не оказывают влияние различные экономические факторы. В любом случае государство может установить на реализуемый товар скрытую надбавку. При снижении экономических показателей именно благодаря косвенным пошлинам государству удается рационально пополнять бюджетные средства.

Одна косвенная система имеет и отрицательную сторону. Скрытое налогообложение одинаково для всех, и это сильно давит на население с низким уровнем дохода. Почему именно малообеспеченные? Все очень просто. Когда государство увеличивает планку акцизов, автоматически повышаются цены на продукты. Чтобы финансовая нагрузка распределялась справедливо, не раз выдвигалась инициатива о снижении добавочной стоимости на продукты первой необходимости. Однако пока что система остается единой и в ближайшее время ни о каком дифференцировании добавочного платежа речи не идет.

Различия прямых и косвенных налогов

Ну а теперь рассмотрим отличительные признаки каждого типа налога с помощью специальной таблицы.

Показатель Прямой налог Косвенный налог
Платит непосредственно владелец имущества Платит конечный потребитель
Система связи с государством Прямая Чрез посреднические лица (продавец)
Объект налогообложения Движимые и недвижимые вещи налогоплательщика Реализуемый товар или услуга
Факторы, определяющие размер налоговой ставки Размера дохода гражданина, вид облагаемой налогом собственности Цена товара
Степень открытости Налогоплательщик знает заранее о сумме налога и обязанности его выплаты Носит скрытый характер, и потребитель зачастую не знает, что в цену товара входит еще и налог
Сложность проведения расчетов Сложный Простой
Зависимость от сопутствующих факторов Существует Отсутствует

Примеры прямых налогов

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
  • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
  • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

Примеры косвенных налогов

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.


17. В стране действует прогрессивная система налогообложения. Доход до 20 тыс. ден. ед. облагается налогом в 15%. Доход от 20 тыс. до 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в размере 25%. Доход в размере более 30 тыс. ден. ед. облагается налогом в 35%. Гражданин Иванов получил доход в размере 36 тыс. ден. ед. и заплатил налог в размере 6,5 тыс. ден. ед. Сколько денег недополучило государство?

18. МРС = 0,5. Определите, чему равен мультипликатор государственных расходов и налоговый мультипликатор? Почему налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов?

19. Предприниматель использует труд 10 рабочих и платит каждому 20 000 тыс. ден. ед. в месяц. Ставки налогов: единого социального – 26%, подоходного – 13%. Какую сумму недополучает государство в виде налогов, если половина рабочих не оформлена?

20. Динамика между изменением потребления и дохода представлена в табл. 10.6. По имеющимся данным:

а) нарисуйте кривую потребления и определите, чему равен
угол ее наклона;

б) чему равна величина MPS;

в) чему равен мультипликатор расходов?

г) чему равен налоговый мультипликатор?

г) пусть ввели налог, не зависимый от уровня дохода, в размере 10 млн. ден. ед. Как при этом изменится мультипликатор расходов? Налоговый мультипликатор? Как это отразится на экономической ситуации в стране?

Таблица 10.6

21. Почему считается, что государственный бюджет – наглядное подтверждение теории общественного выбора? Прокомментируйте выражение: «Принятый бюджет – это всегда компромисс».

22. Выделите в порядке значимости четыре основных источника доходов государственного бюджета развитых стран:

а) доходы от государственной собственности;

б) налог на наследство;

в) чистые поступления от привлечения средств с рынка свободных капиталов;

г) налог на добавленную стоимость;

д) таможенные пошлины;

е) налог на имущество;

ж) социальные взносы;

з) налог на операции с ценными бумагами;

и) налог на прибыль компаний;

к) налог на личные доходы.

23. Назовите в порядке значимости три главные статьи расходов государственного бюджета:

а) административно-управленческие расходы;

б) выплаты по государственному долгу;

в) займы и помощь иностранным государствам;

г) расходы на социальные услуги (образование, пенсии и т.д.);

д) оборона страны;

е) государственные инвестиции;

ж) расходы на охрану и улучшение окружающей среды.

24. В стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога 15%. Реальные доходы населения 1300 ден. ед. Государственные расходы 190 млн. ден. ед. По подсчетам специалистов доходы населения в условиях полной занятости составят 2000 ден. ед. Структурное состояние бюджета:

а) профицит 5 млн. ден. ед.;

б) дефицит 5 млн. ден. ед.;

в) профицит 110 млн. ден. ед.;

г) профицит 700 млн. ден. ед.

25. Проанализируйте следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

а) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

б) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

г) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

д) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

е) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

ж) реализация части государственного имущества.

Определите, какие из перечисленных источников покрытия дефицита относятся к внутренним, а какие - к внешним.

26. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых на 10 лет. Эти средства предполагают использовать для финансирования проектов, которые ежегодно будут приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. в течение 10 лет. Государственный долг увеличился на:

а) 1,4 млн. ден. ед.;

б) 1,8 млн. ден. ед.;

в) 2 млн. ден. ед.;

г) 4 млн. ден. ед.

27. Прокомментируйте утверждение: «Заимствования государства на внешнем рынке всегда приводят к утрате самостоятельной экономической политики и подчинению интересам кредиторов». Приведите примеры, подтверждающие это утверждение, опираясь на экономическую историю современной России.

28. На основании данных, приведенных в табл. 10.7, рассчитайте темпы роста ВВП и государственного долга и сделайте выводы о перспективах погашения государственного долга?

Таблица 10.7

19. Правительство получило займ на сумму 2 млн. ден. ед. под 10% годовых. Эти средства будут направлены на финансирование проекта, который ежегодно будет приносить прирост ВВП в размере 0,6 млн. ден. ед. Через сколько лет страна погасит долг.

20. Экономика описана следующими данными: реальная ставка процента равна 3%, темп роста реального ВНП 7%, соотношение «долг/ВНП» составляет 50%, а первичный дефицит государственного бюджета 5% от ВНП. Определите, будет ли соотношение «долг/ ВНП» возрастать или снижаться?

Тесты

1. Бюджетная система РФ является:

а) одноуровневой;

б) двухуровневой;

в) трехуровневой;

г) четырехуровневой.

2. Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) стабилизация темпов экономического роста;

в) обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции;

г) все вышеперечисленное.

3. Какой налог является источником формирования государственных внебюджетных социальных фондов:

а) налог на доходы физических лиц;

б) налог на имущество организаций;

в) единый социальный налог;

г) налог на прибыль организаций.

4. По мнению монетаристов, фискальная политика государства может оказаться неэффективной, так как:

а) инвестиционные расходы не чувствительны к изменениям процентной ставки;

б) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного профицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

в) заимствуя деньги у населения для финансирования бюджетного дефицита, государство способствует повышению процентной ставки и провоцирует эффект вытеснения;

г) эффект вытеснения в результате стимулирующей фискальной политики невелик, так как кривая спроса на инвестиции относительно крутая.

5. Если правительство изменяет размеры налоговых ставок и государственных расходов, то регулирование экономики осуществляется методами:

а) автоматической фискальной политики;

б) политики встроенных стабилизаторов;

в) дискреционной фискальной политики;

г) монетарной политики.

6. Дискреционная фискальная политика предполагает:

а) автоматическое саморегулирование;

б) действие государства по своему усмотрению;

в) расширение денежной массы;

г) сужение денежной массы.

7. Встроенные стабилизаторы действуют в рамках:

а) дискреционной фискальной политики;

б) автоматической фискальной политики;

в) кредитной экспансии;

г) кредитной рестрикции.

8. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относят:

а) расходы госбюджета на ВПК;

б) прогрессивное налогообложение;

в) косвенные налоги;

г) расходы госбюджета на здравоохранение и образование.

9. Для преодоления экономического спада государство проводит:

а) стимулирующую автоматическую фискальную политику;

б) стимулирующую дискреционную фискальную политику;

в) сдерживающую дискреционную фискальную политику;

г) сдерживающую автоматическую фискальную политику.

10. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика предполагает:

а) рост государственных расходов;

б) снижение налогов;

в) одновременное увеличение налогов и государственных расходов;

г) рост налогов и снижение государственных расходов.

11. К стимулирующей бюджетно-налоговой политике относится:

а) увеличение налогов;

б) увеличение государственных расходов при снижении налогов;

в) сокращение расходов государства;

г) снижение и налогов, и государственных расходов.

12. Инструментом сдерживающей фискальной политики является:

а) повышение нормы обязательных резервов;

б) повышение налоговых ставок;

в) увеличение трансфертов;

г) новые займы.

13. Мультипликатор государственных расходов:

а) равен мультипликатору инвестиций;

б) равен налоговому мультипликатору;

в) равен мультипликатору трансфертов;

г) не связан с данными величинами.

14. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то налоговый мультипликатор:

а) равен -2;

б) равен -3;

в) равен -4;

г) равен -5.

15. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то мультипликатор государственных расходов:

а) равен 2;

б) равен 3;

в) равен 4;

г) равен 5.

16. Прямой налог:

а) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

б) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

17. Косвенный налог:

а) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству;

б) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения;

в) это такой налог, у которого ставка увеличивается по мере роста объекта налога;

г) это такой налог, у которого ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

18. Подоходный налог – это:

а) косвенный налог;

б) прямой налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

19. Налог на прибыль – это:

а) прямой налог;

б) косвенный налог;

в) пропорциональный налог;

г) прогрессивный налог.

20. Налог на добавленную стоимость – это:

а) прямой налог;

б) прогрессивный налог;

в) косвенный налог;

г) регрессивный налог.

21. К акцизам относится:

а) налог на наследство;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на имущество;

г) налог, начисляемый на табак.

22. Прямым налогом является:

а) таможенная пошлина;

б) налог на наследство;

в) налог с продаж;

23. Косвенным налогом является:

а) налог с продаж;

б) подоходный налог;

в) налог на прибыль;

г) налог на дарения.

24. Прямые налоги ориентированы на:

б) сделки;

в) личную работоспособность;

г) торговлю.

25. Косвенные налоги ориентированы на:

в) личную работоспособность;

г) коллективную работоспособность.

26. Акцизный налог оплачивают:

а) потребители данного товара;

б) все налогоплательщики;

в) лица с высоким уровнем доходов;

г) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на территории данной страны.

27. К прямым налогам можно отнести:

а) акцизный налог;

б) налог на доход от собственности;

в) таможенную пошлину;

г) налог на добавленную стоимость.

28. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика;

г) уменьшается.

29. При пропорциональной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) уменьшается;

в) увеличивается;

30. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов:

а) не изменяется;

б) увеличивается;

в) уменьшается;

г) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика.

31. Рост налоговых ставок:

а) заставляет предпринимателя больше трудиться, чтобы заплатить налоги;

б) способствует росту ВВП;

в) уменьшает деловую активность;

г) способствует постоянному росту налоговых поступлений в государственный бюджет.

32. Если налоговая ставка повысилась, то:

а)поступления в госбюджет будут обязательно увеличиваться;

б)поступления в госбюджет будут автоматически сокращаться с ростом ставки, так как это ведет к уменьшению прибыли;

в) поступления в бюджет не зависят от размера налоговой ставки;

г) поступления в бюджет сначала увеличиваются, а затем сокращают­ся, так как начинает сужаться налоговая база, с которой взимается налог.

33. Правительство страны, снижая налоги, добивается цели:

а) не допустить «перегрева» экономики;

б) замедлить темп инфляции;

в) снизить уровень безработицы;

г) замедлить быстрый рост процентных ставок.

34. Кривая Лаффера характеризует:

а) неравенство в распределении доходов в стране;

б) связь между уровнем безработицы и объемом ВНП;

в) связь между уровнем безработицы и уровнем инфляции;

г) связь между размером налоговой ставки и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет.

35. Если налоги на предпринимательство растут, то:

а) совокупный спрос сокращается, а совокупное предложение не меняется;

б) совокупное предложение сокращается, а совокупный спрос не ме­няется;

в) сокращаются и совокупное предложение, и совокупный спрос;

г)растут совокупное предложение и совокупный спрос.

36. Государственный бюджет это:

а) все суммы, поступившие в казну;

б) перечень государственных доходов;

в) финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые доходы и расходы;

г) бюджеты субъектов Федерации.

37. В качестве третьего уровня бюджетной системы РФ выступают:

а) бюджеты субъектов РФ;

б) бюджеты предприятий;

в) местные бюджеты;

г) бюджеты внебюджетных фондов.

38. Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов, называются:

а) дотациями;

б) субвенциями;

в) репарациями;

г) субсидиями.

39. К расходам государственного бюджета относится:

а) отчисления работодателей на социальное страхование;

б) экспортные пошлины;

в) проценты по государственному внешнему долгу;

г) прибыль государственных предприятий.

40. Капитальные расходы бюджета не предполагают:

а) государственную поддержку бюджетов других уровней;

б) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

в) кредиты иностранным государствам;

г) трансферты населению.

41. Циклически сбалансированный бюджет:

а) будет усиливать циклические колебания в экономике;

б) характеризуется равенством между суммой всех профицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех дефицитов, возникающих при рецессии;

в) обеспечивает равенство бюджетных доходов и расходов в каждой фазе экономического цикла;

г) характеризуется равенством между суммой всех дефицитов, образовавшихся в период подъёма, и суммой всех профицитов, возникающих при рецессии.

42. Дефицит бюджета, представляющий собой разность между реальным и структурным дефицитом называется:

а) активным;

б) пассивным;

в) фактическим;

г) циклическим.

8. Если при бюджетном дефиците наблюдается полная занятость, то имеет место:

а) структурный дефицит;

б) циклический дефицит;

в) фактический дефицит;

г) реальный дефицит.

43. К внутренним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) кредиты международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте;

б) кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

в) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленные в иностранной валюте;

г) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ.

44. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

а) государственные займы, осуществляемые путём выпуска государственных ценных бумаг;

б) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска государственных ценных бумаг;

в) кредиты, получаемые правительством от кредитных организаций, номинированные в рублях;

г) остатки по государственным запасам и резервам.

45. Финансировать бюджетный дефицит в условиях инфляционной экономики предпочтительнее за счет:

а) эмиссии;

б) внешних займов;

в) внутренних займов;

г) выпуска ценных бумаг.

46. Государственный долг – это:

а) общая, накопленная за все годы сумма дефицитов бюджета;

б) сумма внешних займов;

в) сумма внутренних займов;

г) задолженность правительства населению.

47. Величина государственного долга рассчитывается как:

а) сальдо государственного бюджета в текущем году;

б) сумма общего долга всех граждан страны;

в) сумма задолженности предпринимательского сектора остальному миру;

г) сумма непогашенных государством внешних и внутренних обязательств.

48. Долговое бремя – это:

а) сумма бюджетного дефицита;

б) величина государственного долга;

в) отношение государственного долга к ВВП;

г) отношение бюджетного дефицита к ВВП.

49. Изменение условий государственного долга, относящееся к его срокам, называется:

а) конверсией;

б) консолидацией;

в) консенсусом;

г) конвертированием.

Статьи по теме