Сюрреализм авторы. Что такое сюрреализм? Удивительные портреты всемирно известных людей через оптические иллюзии Олега Шупляка

Стиль родился в послевоенное время во Франции. В начале XX века сюрреализм обозначился в литературе и других видах искусства, сочетая несочетаемые предметы и явления, играя ассоциативным мышлением, гранью сознания в первые минуты после пробуждения, вовлекая в мир другой реальности. Сюрреализм переводится с французского языка как сверх-реальность, воплощая воображаемые образы в разных ипостасях сознания.

Впервые термин был введен писателем Андре Бретоном в его сюрреалистическом манифесте в 1924 году. Уверенное влияние литературы на театр, фотографию, музыку, живопись сделало сюрреализм популярным явлением, интересным публике в течение несколько десятилетий. Стремительно развиваясь, стиль объединял талантливых художников. Уже в 1925 году состоялась первая выставка работ сюрреалистов в Париже. Наряду с новыми именами, в ней прозвучало имя уже известного художника, проповедующего кубизм , Пабло Пикассо.

Описание и основные техники стиля

Работы сюрреалистов наполнены скрытым смыслом, особенной философией. Влияние на проявление бессознательного в их сюжетах оказал автор теории психоанализа Зигмунд Фрейд. Именно внутренний мир, разложенный на отдельные сегменты, парадоксально сочетающиеся друг с другом, заполняет пространство живописных полотен. Стремясь ухватить тонкую грань проявления воображаемых конструкций, сюрреалисты нередко погружались в состояние гипноза, наркотического или алкогольного опьянения.

Испытывая проявление иллюзорных сюжетов в своих видениях, сюрреалисты изобретали новые методы, с помощью которых их можно запечатлеть. Так возникли:

    техника автоматического письма (записывают или автоматически зарисовывают все приходящие в голову ассоциации с предметом);

    текстурирование поверхности (графитом или пастелью заштриховывают лист, приложенный к текстурной поверхности, например, дерева или камня);

    коллаж (из вырезанных частей газет, картин, журналов создают полноценные сюжеты);

    соскабливание (готовые картины размещают поверх текстурной поверхности и соскабливают часть краски, способствуя проявлению рисунка);

    фьюмаж (на бумаге создают фантастические образы копотью свечи);

    декалькомания (расплескивают колер на большое полотно из ведра, создают брызги при помощи крупных кистей).

Картины сюрреалистов часто сложно соотнести с каким-либо жанром, настолько нереально и парадоксально изображение. Чаще всего темой для своих работ они выбирают сновидения, магию, эротику, сверхъестественное, религию.

Известные художники-сюрреалисты

Имена художников, создававших картины в период между Первой и Второй мировой войной, стали известны всему миру благодаря широте взглядов, мастерству и поднимаемой проблематике. Это Рене Магритт, Макс Эрнст и другие.

Наиболее значимой, известной и неординарной фигурой эпохи сюрреализма стал Сальвадор Дали. Его произведениям свойственны проявление иррационального, отрицание каких-либо рамок и ограничений. Талант художника проявился в живописи, дизайне, архитектуре, музыке, драматургии. Индивидуализм и самоуверенность повлияли на исключение Дали из кружка сюрреалистов, однако его творчество оказало влияние на становление и развитие стиля.

В период надвигающегося на Европу немецкого фашизма, сюрреалисты перебрались в США, где продолжили работу над картинами. Благодаря их творчеству общество смогло наконец понять и оценить более сложный кубизм , экспрессионизм и абстрактное искусство .

Современный сюрреализм в живописи

Идеи сюрреализма популярны в современном искусстве. Они находят выражение в неординарных работах талантливых художников. Основные черты стиля четко прослеживаются в полотнах, выполненных акрилом, пастелью, маслом. Наша галерея предлагает своим клиентам купить любую из представленных в каталоге работ в качестве эксклюзивного подарка или декора интерьера. На картину в стиле сюрреализма можно смотреть много раз, находя в ней тайный смысл и новые образы снова и снова.

Сюрреализм в живописи появился в 1920-х годах во Франции, а затем стремительно распространился по всему миру. Наиболее известными художниками-последователями являются Сальвадор Дали, Рене Магритт, Жоан Миро, Макс Эрнст. Представляем пять наиболее интересных произведений сюрреалистов.

Краткая история жанра

Изначально движение зародилось в литературе, но почти сразу же перекочевало в художественную сферу. Вслед за популярным в то время психоанализом сюрреалисты пытались показать, что творческая энергия находится в бессознательном, проявляясь в состояниях сна, гипноза, болезненного бреда и в автоматических неконтролируемых действиях. В своих работах они совмещали привычные глазу повседневные образы с аллюзиями и парадоксами из сновидений.

Вдохновленные идеями левой идеологии, последователи течения призывали к освобождению от навязанной рациональности с помощью искусства и выступали за то, что наше восприятие крайне иллюзорно из-за искажений, вызываемых бессознательными процессами. Работы сюрреалистов стремятся передать посыл: зачастую мы видим совсем не то, что нам кажется.


«Это не трубка», 1928, Рене Магритт. Находится в музее Лос Анджелеса LACMA

Картина «Вероломство образов», написанная во второй половине 1920-х годов, изображает курительную трубку, кажущуюся чересчур реальной - тонкие линии изгиба, блики и тени. Вероятно, произведение не вызвало бы бурного обсуждения в художественном мире, если бы не одна деталь: выведенная словно детским аккуратным почерком надпись «Ceci n’est pas une pipe», что в переводе с французского означает «Это не трубка».

«Трубка, под которой написано, что это не трубка?» - спросите вы, недоумённо нахмурившись. И вот что ответил бы Магритт, пожав плечами: «А вы можете набить эту трубку табаком? Нет, это просто представление, не так ли? Так что если бы я написал на картине «Это трубка», то я бы соврал.»

В этом весь сюрреализм : наше видение (в данном случае воплощенное на холсте) и реальный объект не тождественны. Как можно быть уверенным, что мы видим действительно то, что видим? Вспомните, как однажды ошиблись, приняв в темноте предмет за то, чем он не является - вдруг мы допускаем эту оплошность постоянно?

В 1966 году Магритт создаёт работу под названием «Две загадки», где вновь фигурирует курительная трубка. Художник предлагает развитие своих ранних идей: если мы не уверены, что наше восприятие соответствует действительности, то как мы можем подтвердить истинность этого суждения, не попадая в свою же ловушку?


Подобная концепция оказала влияние на дальнейшее развитие искусства и литературы. Например, известный философ Мишель Фуко написал эссе «Это не трубка», где подробно анализировал и дополнял идеи Магритта. Более того, формулировка «Это не…» была взята на вооружение маркетологами. Самой оригинальной является рекламная кампания страховой фирмы Allianz, где на плакатах с изображениями курительной трубки, молотка, и банановой кожуры, соответственно, находятся надписи «Это не трубка - Это загрязнитель бронхов», «Это не молоток - Это вечный расплющиватель пальцев», «Это не кожура банана - Это злостный вредитель спине».


Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не банановая кожура»
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не молоток»
Рекламная кампания Альянса по мотивам произведения Рене Магритта - «Это не черепица»

Марсель Дюшан «L.H.O.O.Q.»

Сюрреалисты утверждали необходимость пересмотра традиционного искусства. Наиболее ярко это стремление выразил Марсель Дюшан в 1919 году, представив картину «L.H.O.O.Q.», на которой он подрисовал усы и бородку Джоконде. Такая техника - дополнение существующих и зачастую повседневных объектов незначительными деталями, превращающими их в объект искусства, - получила название «readymade» (англ. «готовая вещь») и использовалась Дюшаном в дальнейших работах.

Название интересно тем, что L.H.O.O.Q. при прочтении созвучно с французским «у неё там горячо», и вряд ли Дюшан использовал такую комбинацию букв случайно. Позже художник не раз возвращался к этому обозначению - L.H.O.O.Q. встречается в его произведениях в различных вариациях больше тридцати раз.

Дюшан, которому была близка тема половой идентичности, своим экспериментом с Моной Лизой также затронул гендерную проблему, добавив маскулинные черты олицетворению женственности. Как известно, некоторые работы он даже подписывал женским псевдонимом Rose Sélavy, что созвучно с фразой «Eros, c’est la vie» (фр. «Эрос, это жизнь»). Сохранились также несколько фотосессий Дюшана в женском образе.

Несмотря на кажущуюся кощунственность «бородатой» Моны Лизы, публика восприняла её с интересом. Эксперименты с Джокондой продолжались - появлялись пародии на пародию. Картина остаётся популярной и сегодня: в 2017 году она была куплена на аукционе за $743.000. В 2000 году во Франции была учреждена Премия Марселя Дюшана, которая сегодня считается одним из крупнейших конкурсов в области современного искусства.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»


«Постоянство памяти» Сальвадора Дали доказывает, что для создания шедевра не всегда нужны годы плодотворной работы - Дали понадобились всего два часа. Когда его жена Гала увидела картину, то произнесла: «Тот, кто увидел её один раз, не забудет уже никогда».

В шутку Дали называл свое произведение «камамбером времени», рассказывая, что он решил написать картину, когда увидел тающий на солнце сыр, который они с Галой не доели за обедом.

Работа состоит из символов: три плавящихся циферблата - отказ от линейности времени, делимого на прошлое, настоящее и будущее; спящее животное на первом плане - автопортрет в профиль; муравьи на оранжевых часах - символ распада и гниения; скалы вдалеке - отсылка к родной для художника Каталонии; излюбленное яйцо, которое Дали использовал на протяжении всей творческой карьеры, - жизнь. Везде соседствует реальность и сон: сухое дерево и тающие часы, море и огромное прямоугольное зеркало, муха и её человекоподобная тень. Художник стремился показать, что в человеческом восприятии переплетаются действительность и наши представления о ней.

Многие высказывали догадки, что в «Постоянстве времени» Дали опирался на теорию относительности Эйнштейна, показав взаимосвязь и изменчивость пространства и времени. Однако сам художник говорил, что был вдохновлён древнегреческим философом Гераклитом, утверждавшим, что «невозможно войти в одну и ту же реку дважды», потому что всё изменчиво: река сейчас и река через полчаса - это две разные реки, а не одно и то же, как может показаться нам.

Пабло Пикассо «Сон»


Как и многие художники Пикассо вдохновлялся любовными переживаниями, воплощая их в творчестве. На картине «Сон» он изобразил своё новое увлечение - Мари-Терез Вальтер, которую ласково называл валькирией.

Мари-Терез Вальтер было 17 лет, когда она встретила Пабло Пикассо, который был старше её на 28 лет и к тому же женат. Тем не менее, их отношения развивались очень стремительно и страстно, спровоцировав целую серию сюрреалистических портретов, нарисованных Пикассо в 1932 году.

«Обнажённая в чёрном кресле», 1932, Пабло Пикассо. Находится в частной коллекции

В картине «Сон», нарисованной всего за один день, Пикассо использует любопытный приём, разделив изображенное в анфас лицо на две половинки так, что можно наблюдать и линию профиля. Подобное сочетание несовместимых ракурсов положило начало новому направлению в портретной живописи. Пикассо отказывается от реалистичного изображения спящей девушки, используя форму и цвета так, чтобы вызвать эмоции и передать общее ощущение покоя и умиротворения.

В 2006 году владелец решил продать картину и уже договорился с покупателем о сумме сделки в 139 миллионов долларов, но случайно проткнул полотно локтём. Далее произведение ждали ремонт, который обошёлся незадачливому владельцу в $90,000, установление экспертами новой цены и несколько судебных процессов по страховым вопросам. В 2013 году покупатель всё же получил «Сон» Пикассо, заплатив за него 155 миллионов долларов, что на тот момент сделало картину самым дорогим произведением искусства в истории.

Макс Эрнст «Слон Целебеса»


«Слон Целебеса» - первое масштабное произведение Макса Эрнста, ставшее одним из ключевых для сюрреализма. Созданная после Первой мировой войны работа стремится выразить весь ужас милитаризма. Сам художник писал: «1 августа 1914 года Макс Эрнст умер. Он воскрес 11 ноября 1918 года молодым человеком, который стремился обнаружить мифы своего времени». Вероятно, здесь он пытается разрушить веру в человеческую рациональность - как можно полагаться на разум, если он привёл к войне?

Целебес - остров в Индонезии (сейчас Сулавеси), который своими очертаниями напоминает слона. Эрнст также говорил, что название ему навеяла неприличная считалка немецких школьников, где есть фраза «слон с Целебеса, похожий на беса».

Эрнст рассказывал, что композиция картины пришла ему в голову, когда он увидел в антропологическом журнале фотографию большой корзины для зерна, используемой племенами в Южном Судане. Это объясняет и ритуальные столбы, изображённые на картине. Возможно, художник хотел сказать, что божества, перед которыми благоговели и которым поклонялись люди на заре человечества, никуда не ушли, а лишь переродились в другие, милитаристско-технические, формы.

Механический слон, вызывающий в памяти образы танка, противогаза, печи, кажется огромным по сравнению со светлой женской фигурой на первом плане, которая словно зовёт его за собой неестественно повёрнутой рукой. У женщины нет головы - означает ли это, что творение может погубить своего же творца?

Читайте материалы о других художниках, работавших в стиле магического реализма, на Losko. Например, об и его архитектуре одиночества или и его картинах-загадках.

«Воображение – это то, что имеет
склонность становиться реальностью».

Андре Бретон.
Это высказывание французского поэта-сюрреалиста как нельзя лучше подходит к нашей теме, потому что «в сюрреализме провозглашается эстетический релятивизм: человек и мир, пространство и время относительны; всё течёт, всё искажается, смещается, расплывается; нет ничего определённого и постоянного. (http://smallbay.ru/surreal.html) Surréalisme (буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 20-х годах, охватившее всю Европу и получившее отклик в Америке, отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Чтобы достичь глубин своего подсознания, «духовного возвышения и отделения духа от материального мира», художники-сюрреалисты часто творили в состоянии гипноза, алкогольного или наркотического опьянения, это было широко распространено тогда в их среде.


В портретном жанре художники – сюрреалисты не стремились к точному изображению человека, к сходству, для них важно было отразить его внутренний мир так, как они его себе представляли в своем богатом воображении, обнажить скрытые в человеке комплексы, и раскрыть «истинное», по их мнению, содержание его характера, глубинные мотивы поступков.

Конечно же, в нашем сознании при упоминании понятия «сюрреализм» в первую очередь возникает имя художника, провозгласившего свое кредо «Сюрреализм – это я!» и создавшего немало портретов (что было как раз не так характерно для художников-сюрреалистов). Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель Сальвадор Дали (Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль) (1904-1989)

родился в семье богатого нотариуса и получил свое имя в честь умершего в двухлетнем возрасте старшего брата. Биография Сальвадора Дали хорошо известна - о нем написано много научных работ и книг, в том числе и им самим, (например, «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»), снято документальных и художественных фильмов (например, «Отголоски прошлого»). Дали с детства был капризным и очень своенравным, в школе вел себя вызывающе и плохо учился, проявил себя талантливым, но заносчивым в Мадридской Академии художеств, всю жизнь отличался скандальным поведением. Даже среди бунтарей и возмутителей тогдашнего традиционного искусства он выделялся своим эпатажным поведением и выглядел полусумасшедшим пижоном, прогуливающимся с муравьедом по улицам Парижа. Но главное в Сальвадоре Дали – постоянные искания, страстность и требовательность к себе в искусстве, высокий и разносторонний интеллект, умения в разных прикладных ремеслах.

Сам он определял свой метод в творчестве как параноико-критический, то есть «спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической объективации ассоциаций и переосмыслении феноменов сновидений». Встретив в 1929 году жену Поля Элюара, «музу сюрреализма» по прозвищу Гала (Елена Ивановна (Дмитриевна)Дьяконова), Дали, находясь в это время на грани безумства, влюбляется в нее на всю жизнь, она с первой встречи освобождает его от всех пожиравших его суеверий, сомнений и колебаний, она становится воплощением его видений, его возлюбленной, его музой.

Благодаря ей сюрреалистический период в творчестве Дали станет чрезвычайно плодотворным, он лишний раз убедится в своем мнении, что «мир сновидений реальнее реального мира, что существует полное единство реальности и сверхреальности». Гала стала религией Дали, его талисманом, его любовью и проклятием. Я впервые познакомилась с творчеством Дали, работая после окончания института в Библиотеке иностранной литературы в отделе изобразительного искусства. Через мои руки проходили альбомы репродукций разных художников, требующие описания, а альбомы Дали (и многих других) сразу после обработки уходили в «спецхран», посетители могли видеть эти альбомы только по специальному разрешению «компетентных органов». С тех пор я нахожусь под вечным впечатлением от его работ и до сих пор разгадываю их «тайные смыслы».

После смерти своей обожаемой музы (а она была на 10 лет старше Дали и больна раком кожи) жизнь художника становилась все мрачнее. Он хотел, но не мог писать - страшно дрожала правая рука из-за болезни Паркинсона, он с трудом говорил, постоянно рыдал и часами издавал нечленораздельные звуки, страдал от галлюцинаций, представляя себя улиткой. Последние годы жизни Дали провел под крышей своего Театра-музея в Фигерасе - в «Башне Галатеи».
Да, конечно, Дали был одним из «столпов» сюрреализма, но предтечей этого стиля в живописи, художником, который оказал на будущих сюрреалистов влияние своим творчеством, был известный итальянский художник Джорджо де Кирико (1888-1978).

В начале ХХ века в Италии зародился новый стиль, очень близкий к сюрреализму, придуманный и разработанный этим художником и названный им «метафизическая живопись». В его основе «контраст между реализмом и мечтой, фантазией, символизмом, сюрреалистическими вещами. Реалистичные изображения, которые являются главным объектом исследования художника, помещаются в некую ирреальную атмосферу, которая намекает на иное пространство, иное измерение.» (http://art-assorty.ru/9438-metafizicheskaya-zhivopis.html). Де Кирико родился в Греции в семье сицилийского инженера, строившего в стране железную дорогу, учился в Афинах, а затем в Академии художеств в Мюнхене, но принципы академического реализма его мало интересовали, он увлекался философией Ницше и Шопенгауэра, толкованием сновидений, галлюцинаций и пророчеств, и отражением их в своих работах.

На этом портрете поэта Аполлинера, написанном в период пребывания художника в Париже (а именно Аполлинер впервые назовет его картины «метафизической живописью»), на переднем плане античная статуя, а сам поэт изображен сзади в виде тени с кружком мишени на лице. Через несколько лет, в 1916 году, во время войны именно сюда попал осколок снаряда. Разве не мистика?

Парижский период в жизни художника, знакомство с Бретоном, Аполлинером, Пикассо был значимым и плодотворным в развитии его художественной концепции. А переезд де Кирико в Италию и знакомство с художником-футуристом Карло Карра помогло ему сформулировать концепцию и теорию собственного течения и издавать журнал «Метафизическая живопись».


В Европе проходят выставки художника, его поиски и находки вдохновляют таких гигантов сюрреализма, как Дали и Магритт, но сам де Кирико вдруг совершает резкий поворот в своем творчестве, призывая вернуться к живописной манере старых мастеров, таких как Рафаэль, Рубенс, Курбе... Он не встретил понимания ни у своих друзей, ни у поклонников, и этот период его творчества уже не относится к нашей теме, но его полотна, его идеи вдохновляли многих художников.
В их числе был француз Ив Танги (1900-1955).

Он родился в семье морского офицера, впечатления детства, связанные с морем, отразились в творчестве художника, никогда не обучавшегося живописи: он использовал в своих работах формы всяких морских обитателей, гадов и водорослей, уподобляя им человеческие фигуры в причудливых галлюцинациях.
Бельгийский художник-сюрреалист Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967)

тоже не избежал влияния Джорджо де Кирико, он начинал как художник-декоратор в стиле кубизма, а с 1926 года после знакомства с творчеством де Кирико, с сюрреалистами и Андре Бретоном переходит к созданию своих сюрреалистических картин, в каждой из которых скрыта загадка, каждая представляет собой живописный эксперимент с реальностью. Магритт всегда протестовал против того, чтобы его причисляли к сюрреалистам, он уверял, что стиль, в котором он создает свои картины, можно определить, как «магический реализм». Но как бы то ни было, его картины полны сюрреалистическими загадками и тайными смыслами.

Есть у Магритта работы, в которых часто повторяются одни и те же элементы: например, котелок на человеке, лицо которого скрыто каким-нибудь предметом, иногда этот «Некто» даже повернут к нам спиной. Считается, что все эти мужчины в разной степени являются автопортретами самого художника, который тщательно скрывал свою личную жизнь, старался быть неприметным, редко выходил из дома и почти не бывал «в свете».

Еще одна неоднократно повторяющаяся деталь, замотанные белой тканью головы людей, возможно, отсылают нас к тяжелому эпизоду из жизни художника: когда ему было 13 лет, его мать покончила жизнь самоубийством, выйдя ночью из дома в одной ночной рубашке и утопившись в реке. Её нашли через несколько дней, обнаженной, только рубашка обмоталась вокруг головы, скрывая лицо.

Главной музой и вдохновительницей художника была его жена, Жоржетта, с которой он познакомился, когда они еще были детьми, детская любовь прервалась из-за отъезда семьи Жоржетты в Брюссель, а потом, после случайной встречи там уже в юношестве, когда Магритт учился в Королевской Академии изящных искусств, их любовь вспыхнула уже в полную силу и на всю жизнь. Сам художник утверждал, что все женские образы на его картинах так или иначе имеют лицо его жены.

Будучи необыкновенным, своеобразным, узнаваемым в своих работах художником, он был абсолютно заурядным, скромным, замкнутым человеком, упорно утверждавшим, что в нем самом нет ничего необыкновенного. Умер Магритт в возрасте 68 лет на руках своей любимой жены от рака поджелудочной железы, оставив нам право и возможность разгадывания своих фантазий и аллюзий. «Всё видимое скрывает ещё что-то, и нам всегда хочется увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим» (Рене Магритт).
Испанский (каталонский) живописец, любивший море, южный колорит и пейзажи родной земли, но подписывавший свои работы по-французски, Жоан (Хуан) Миро (1893-1983)

говорил: «Когда я начинаю писать картину, я чувствую какой-то толчок, который заставляет меня забыть об окружающей действительности... Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью.» Он родился в Барселоне, художественное образование получал в Школе изящных искусств, а затем в частной школе Франсиско Гали, первая его выставка состоялась уже в 1917 году, в основном на ней присутствовали работы в духе фовизма и кубизма. Сюрреалистический этап в творчестве художника, как и формирование собственной, более абстрактной манеры, приходится на 20-е годы ХХ столетия.

Его называют основоположником поэтического сюрреализма, создателем художественного языка, наполненного экспрессией, необычными символами и образами, артистизмом и свободой. Подобные оценки его творчеству давали современники, в частности, Бретон говорил о нем: "Миро - самый большой сюрреалист среди нас". Обладая, по мнению специалистов, ярким индивидуальным стилем, художник всю свою долгую творческую жизнь искал и находил новые формы и приемы для передачи своих мыслей и впечатлений.

Как вы можете видеть, я не берусь судить о том, насколько его творчество соответствует тем характеристикам, которые ему давали современники, я не являюсь его поклонницей, предпочитая просто полагаться на мнение специалистов, считающих этого многогранного художника, графика, скульптора, керамиста выдающимся представителем сюрреализма и предтечей абстрактного экспрессионизма.
Ярким представителем сюрреализма, одним из его основателей был немецкий (и французский) художник, график, мастер коллажа и скульптор Макс Эрнст (1891-1976),

Родился Эрнст в Германии в католической семье, где было девять детей (Макс был третьим) и отец был учителем и художником-любителем, он и привил маленькому Максу интерес к рисованию и созерцанию природы. Учась в Боннском университете на факультете философии, юный Макс увлекался психологией и изучал творчество, в живописи и скульптуре, душевнобольных, а в свободное время много рисовал, посещал музеи и лекции по искусству. Начинал Макс Эрнст как дадаист (дадаизм, 1916-1923 годы – авангардистское течение, слившееся во Франции с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом, проявившее себя в основном в коллаже и провозглашавшее «последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики»).

Участие в дадаистских выставках, неизменно сопровождаемых скандалами, привело в 1920 году к разрыву с отцом, с тех пор он никогда больше не виделся с семьей. После женитьбы (а потом фактического расставания с семьей) и переезда в Париж, знакомства с Андре Бретоном, Полем Элюаром и его женой Гала (которая ему раньше в Кёльне позировала) Эрнст написал групповой портрет, на котором изображены его друзья, ведущие художники и литераторы того времени.

(Сам Маркс Эрнст «сидит» слева на коленях у Достоевского). Самыми продуктивными годами в его сюрреалистическом периоде были 20-30-е, проведенные во Франции, а с началом Второй мировой войны ему не только пришлось быть не раз арестованным, сидеть в лагере для интернированных, дважды бежать из лагеря, но и в конце концов эмигрировать в США, где он встретил многих своих друзей-художников, также бежавших от войны.

В Америке Эрнст увлекся абстрактным экспрессионизмом и совершенствованием новой техники «oscillation (колебание)», которая заинтересовала молодого Поллока, и легла в основу значительной части его творчества (техника капания или разбрызгивания краски над холстом), но это уже не имеет отношения к нашей теме. В 1950 году Эрнст вернулся во Францию, в 1975 году состоялась его последняя прижизненная большая ретроспективная выставка. «Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя.» - Макс Эрнст.
Еще один интересный и бывший малоизвестным для меня художник, начинавший с подражания Сезанну, прошедший через увлечение дадаизмом, испытавший на себе влияние творчества и теоретических работ Джорджо де Кирико, друживший и Ивом Танги и пришедший к сюрреализму – Виктор Браунер (1903-1966).

Он родился и учился в Румынии, уже с 20 лет участвует в жизни румынского авангарда, но только в 29 лет присоединяется к группе парижских сюрреалистов. После нескольких лет жизни в Румынии (по семейным обстоятельствам) в 1938 году он возвращается в Париж и остается во Франции навсегда. Выше я привела одно из самых знаменитых его произведений - написанный в 1931 году автопортрет, который является сюрреалистическим не только по содержанию и исполнению, но и по своей мистической потусторонней неизбежной предопределенности, что так присуще сюрреализму. Через семь лет после написания этого автопортрета художник теряет глаз во время драки в баре. Последующий за этой трагедией период в творчестве художника наполнен мрачными раздумьями, «сумеречными» видениями и галлюцинациями,

Браунер увлекается мистикой и эзотерикой, живет в состоянии отчаянного страха и предчувствия катастрофы из-за начавшейся войны и своего еврейского происхождения. Он постоянно переезжает, чудом избегает смерти и только в 1945 году возвращается в Париж. Постепенно он успокаивается и из его жизни и живописи уходит страх, он рисует фантастических животных, живущих, по его мнению, в глубинах человеческой души. Последние годы его жизни опять были мучительными из-за тяжелой и изнуряющей болезни - лёгочной эмболии. «Живопись - это жизнь, настоящая жизнь, моя жизнь» - эти слова из его дневника написаны на его могиле.
Очень интересны творчество и судьба мексиканской художницы, получившей сначала признание во Франции, и только незадолго до смерти у себя на родине, в Мексике - Фриды Кало (1907-1954).

Можно назвать ее работы сюрреалистическим примитивизмом, это в основном автопортреты или портреты близких людей, наполненные изображениями растений и животных, символами болезней и несчастий. Мало того, что смерть близких преследовала ее семью, она еще и не раз стояла у ее постели, сначала в виде детского полиомиелита, из-за которого девочка осталась на всю жизнь хромой, а в 1925 году смерть напомнила о себе страшной катастрофой, когда в школьный автобус врезался трамвай. Перелом позвоночника, раздробленный таз, многочисленные повреждения костей и внутренних органов – врачи и родные сомневались в том, что девушка выживет. Но она выжила, и испытывая постоянные и сильные боли начала рисовать (в основном автопортреты и натюрморты – то, что было доступно делать лежа). Она говорила: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Еще в возрасте 14 лет она увидела Диего Риверу, он два года работал над росписью в школе, где она училась. А через 8 лет она стала его женой, это был бурный роман, со ссорами и изменами с обеих сторон, но сближало их творчество и общие коммунистические убеждения. Некоторое время у них даже жил Лев Троцкий, он был вынужден расстаться с ними из-за завязавшегося у него романа с темпераментной Фридой. Но учителем, любовью и болью всей ее жизни (несмотря на ее бисексуализм, полную раскрепощенность, пристрастие к текиле, буйный характер, развод с мужем и повторный брак с ним же) был Ривера. Она говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего».

Как я уже говорила, автопортрет был преобладающим жанром в ее творчестве, в них отражена ее жизнь, ее боль, ее надежды, ее любовь. В ее работах много метафор, символов, присутствуют отголоски наивного мексиканского искусства, народных верований и фетишей, но и заметно влияние европейской живописи, особенно эпохи Возрождения.

Сегодня Фрида Кало хорошо известна в Европе, США и Мексике, ее работы высоко ценятся на аукционах: одна из ее картин («Корни») была продана на аукционе Sotheby’s за 7 миллионов долларов, а дом в Мексике, в котором она родилась, стал Домом-музеем Фриды Кало.
Об одном художнике-сюрреалисте, прожившем долгую плодотворную жизнь и скончавшемся всего год назад, я узнала только тут. Это израильский художник Владимир (Йосл) Иосиф Бергнер (1920-2017), родившийся в Варшаве в семье писателя и певицы,

начавший еще там обучаться живописи и пытаться иллюстрировать книги Кафки, который был другом семьи. В 1937 году Бергнеры эмигрировали в Австралию, и уже в 1939 году юный художник участвует в выставках в Мельбурне, а во время Второй мировой войны служит в австралийском корпусе британской армии. В 1950 году он переезжает в Израиль и поселяется в Цфате – «городе художников». Его ранние работы написаны в экспрессионистском стиле и имеют явную социальную окраску левого толка. И только в 60-х годах «Бергнер пришел к своей «самобытной версии сюрреализма, пользуясь приемами отчуждения, символами, сопоставлениями по принципу абсурда, он создает свой мир «навыворот». (http://eleven.co.il/state-of-israel/culture-and-arts/10539/)

Часто в его картинах присутствуют символы, связанные с жизнью и судьбой еврейского народа. Они не только рассказывают о трагических событиях времен войны, но и о трудностях переселенцев («халуцим») первых лет с помощью символов: птицы – вражеские силы, мешающие поселенцам, а
«бабочки» - это идеалы сионизма.

Кроме живописи Бергнер оформлял спектакли в израильских театрах, иллюстрировал книги (Например, «Процесс» Кафки), в Австралии о нем сняли фильм, так как ценили его вклад в австралийское искусство, он неоднократно иллюстрировал произведения израильского классика Шая Агнона, а в 1997 году вышла его автобиографическая книга с собственными иллюстрациями.
Еще хочется сказать о нескольких художниках-сюрреалистах, которые играли важную роль в становлении и развитии стиля, но почти не писали портретов, я их просто перечислю и покажу несколько работ. Это швейцарский скорее скульптор, чем художник - Альберто Джакометти (1901-1966)

Это французский и американский художник и теоретик искусства, один из «столпов» сюрреализма и самых влиятельных представителей современного искусства в ХХ веке - Марсель Дюшан (1887-1968), утверждавший, что «Главным врагом искусства является хороший вкус.»

Нидерландский художник-гракфик Ма́уриц Корне́лис Э́шер (1898-1972), сознательно выбравший свой путь в искусстве - не художника маслом, а гравера, так как его интересовала возможность повторения образов и эксперименты с зеркалами и сферами.

И, наконец, французский художник польского происхождения - Бальтюс (Бальтазар Клоссовски де Рола) (1908-2001), попробовавший себя на протяжении своей долгой творческой жизни почти во всех жанрах, в том числе и в портрете.

Заканчивая этот краткий обзор портретной живописи сюрреализма, хочу сказать, что тут упомянуты, конечно, далеко не все художники этого направления, в котором портретное сходство с оригиналом было вообще не главным. Определение того, что является главным в сюрреализме, дал его теоретик, неоднократно уже упоминавшийся тут – Андре Бретон : «Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».
В следующей части темы я постараюсь дать краткий обзор истории развития портретного жанра в русской живописи. А пока предлагаю, как всегда, посмотреть видеоролик на тему, в котором около 95 репродукций работ 13 художников, в сопровождении музыки Pink Floyd, время просмотра – 6 минут.

направление

Сюрреализм (от фр. surréalisme, буквально «сверх-реализм», «над-реализм») - направление в литературе и искусстве двадцатого века, сложившееся в 1920-х годах. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основоположником сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон, автор первого манифеста сюрреализма (1924). В пьесе Гийома Аполлинера «Груди Тиресия» (фр. «Les mamelles de Tirésias») 1917 года, сюрреалистической драме в двух актах и с прологом, было введено понятие «сюрреализм». Известными литераторами сюрреализма также являются Поль Элюар и Луи Арагон. Выдающимися мастерами сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали , Рене Магритт , Жоан Миро , Макс Эрнст . Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Жан Кокто, Луис Бунюэль, Дэвид Линч и Ян Шванкмайер[источник не указан 117 дней]. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря работам Филиппа Халсмана .

Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального. Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность.

Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание.

Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов - автоматическое письмо. Одна из техник сюрреализма была изобретена Вольфгангом Пааленом (фьюмаж).

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому - зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры - картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера. Интересным примером сюрреализма являются экспериментальные фильмы режиссёра Матьё Сейлера.

Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо , сценариста Жана Кокто , и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография - c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В „Параде“, как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа».

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. Пятью годами ранее Бретон и Филипп Супо написали первый «автоматический» текст, книгу «Магнитные поля». К декабрю 1924 года началось издание «Сюрреалистическая революция» под редакцией Пьера Навиля, Бенжамена Пере и, позже, Бретона. Кроме того, в Париже начало работу Бюро сюрреалистических исследований. В 1926 году Луи Арагон написал книгу «Парижский крестьянин». Многие из популярных художников в Париже в 20-е и 30-е годы были сюрреалистами, в том числе

Сюрреализм, направление в искусстве, в котором разум чужд, оно берет начало из "до"-разумного, подсознательного начала. Сюрреализм зародился во Франции к началу 1920-ых годов.
Суть философии сюрреалистов в том, что бы отказаться от заранее продуманного плана и устранить препятствия для самостоятельного роста произведения, в результате этого может возникнуть нечто чудовищное с точки зрения непосвященного человека, но, преодолев предубеждения, зритель включится в предложенную художником игру фантазии, погрузиться в его сновидческий мир.
Зигмунд Фрейд доказывал, что при ослаблении контроля со стороны бодрствующего сознания в цивилизованном человеке просыпается дикарь или ребенок. На этом основании сюрреалисты заявляли, что бодрствующий разум не способен к художественному творчеству. В их представлении разум может лишь добывать научные знания, но искусство возникает только из "до"-разумного, подсознательного начала.
Некоторые представители данного искусства, например Де Квинси, принимали опиум, что бы подавить рассудок и дать простор воображению. Сюрреалисты во всяком случае с не меньшим рвением стремились достичь таких психологических состояний, при которых выходит на поверхность то, что обычно скрывается в глубинах нашей души.
Существовали эксперименты с воссозданием сновидений в живописи, и это заслуживает внимание. Во сне нередко появляется странное ощущение, что объекты возникают и исчезают, прорастают друг в друга. Собака может оказаться одновременно и нашим начальником, а соседний парк – пустыней. Эти наплывы и взаимопревращения объектов передавал в своей живописи один из ведущих представителей сюрреализма Сальвадор Дали. Проживал он в Соединенных Штатах Америки, но по происхождению он был испанцем. В произведениях Дали обрывки реальности наслаиваются таким образом, что в кажущемся безумии проступает какой-то смысл.
Подобные картины могут послужить дополнительным комментарием к вопросу о причинах неудовлетворенности художников задачей «писать, что видит глаз». Они знают, что нельзя «изобразить» реальную вещь, если просто смотреть на нее широко открытыми глазами. Начинать приходится с другого – взять краски и, вооружившись набором известных форм, выстроить требуемый образ. Эта простая истина часто ускользает от нас потому, что в изобразительном искусстве прошлого каждая красочная форма соответствовала только одному элементу натуры: коричневые вертикали – древесные стволы, зеленые точки – листья. Картины Дали, где одна и та же форма служит изображением одновременно нескольких предметов, наглядно демонстрируют исходную многозначность красочных конфигураций на плоскости – точно так же, как удачный каламбур демонстрирует многозначность слова и зависимость его значения от употребления в контексте.
И все же, как велики, при всем сходстве методов, его отличия от созданий современного искусства. Можно было бы сказать, что образы Дали возникли из грез, но то были коллективные грезы целого народа, видение судьбоносной силы, властвующей над племенем.

Сюрреалисты

Сюрреализм основывается на идеях интуитивизма, символизма и фрейдизма, основывается на свободной игре мысли, всемогущественного сновидения, всего бессознательного и технике свободных ассоциаций. Характерно все иррациональное, не соответствующие общепринятым понятиям и стандартам. Движение сюрреализма зародилось в 1920-х годах во Франции и имело огромное влияние на западную культуру.

Основоположником и теоретиком направления является Андре Бретон. Он утверждал, что сюрреализм способен разрешить противоречие между мечтой и реальностью, выразить истинную функцию мысли, которая не ограничена и не контролируется разумом и морально-этическими ограничениями. Основывается на вере в высшую реальность, на могуществе сна, на нецеленаправленной игре мышления. Его сочинение «Магнитные поля», которое было опубликовано в 1919 году в одном из литературных журналов, стала предвестником сюрреализма. В 1924 году он публикует «Первый Манифест сюрреализма», после чего формируется движение сюрреалистов и создается кружок, в состав которого входили Луи Арагон, Поль Элюар, Тристан Тцара. Кружок продуктивно трудится, создается бюро сюрреалистических исследований, издаются журналы и множество произведений и картин. Впоследствии подобные кружки стали создаваться по всей Европе. Андре Бретон устраивает выставки сюрреалистического искусства по всему миру, чем способствовал популяризации данного направления, ведь он искренне верил, что все люди сюрреалисты.

В 1926 году Сальвадор Дали знакомится с Андре Бретоном и присоединяется к кружку сюрреалистов и стал олицетворять это направление. Впоследствии он говорил: «Сюрреализм – это я». Сальвадор Дали был полностью поглощен идеей создания на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. В своих картинах Дали выражал свое мировоззрение, наполняя их яркими и противоречивыми образами, растягивающимися и растворяющимися предметами, переходящими из картины в картину. Привычные образы и предметы приобретали новый смысл и необычное видение, выраженное в тонкой оптической иллюзии и сюрреалистической эстетике.

Влияние идей сюрреализма отразилось на творчестве Андре Массона и Жоана Миро. После знакомства с Андре Бретоном в 1924 году они начинают эксперименты с «автоматическим рисованием» и формируют свой собственный стиль с использованием геометрических форм и элементов чертежной графики.

Одним из создателей кружка сюрреалистов также был Макс Эрнст. Для реализации идей сюрреализма использовал фронтаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо поверхности. После чего, полученные образы дорисовывал или брызгал краской. В своих картинах он отображал причудливые образы, растительные моменты, переходящие в различные метаморфозы.

Выдающимися художниками-сюрреалистами являются Рене Магритт, Фрида Кало, Джорджо де Кирико, Иероним Босх и многие другие. Гений сюрреализма свободен и необычен и выражается в необычном, иррациональном творчестве, успешно реализуемом в наше время.

Биографии. «ХВОСТ СВЯЩЕННОЙ КОРОВЫ» - ЭПАТАЖНАЯ ЖИЗНЬ И ДАДАИЗМ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Авангардное искусство XX века, восставшее против его традиционных форм, дало миру новые модернистские течения, среди которых был сюрреализм. Первая мировая война – всемирная катастрофа, которая разрушила представления о здравом смысле и порядке вещей. Мир разваливался в самоубийственной войне, а политики продолжали высокопарно разглагольствовать. Возникшая «революционная» культура отвергала всякую эстетику обанкротившегося мира, которому нельзя больше верить, который вдруг стал безумным и эфемерным.

Новое и дерзкое развившееся «антитворчество», в том числе и движение дадаизм вылилось в воинствующую «антихудожественность». Дадаизм, как название, возник то ли из детского лепета итальянских детишек, то ли из русского повтора-утверждения, то ли из языка одного из африканских племен, где оно означает «хвост священной коровы». Но это название привилось и стало обозначать полную абсурдность любого вида искусства. Яркими представителями дадаизма были: Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Дюшан, Пикабиа. Это был настоящий безумный бунт дадаизма, но он был недолгим и вскоре себя исчерпал. И появились новые идеи, связанные с человеческой психикой, с бессознательным, с субъективными ассоциациями, подчас бредовые и фантастические. Так возник сюрреализм или сверхреальность, и начало ему положил Анри Бретон в «Манифесте сюрреализма». Для сюрреализма характерно противоестественное сочетание предметов, приобретающих видимую достоверность. Именно испанский художник Сальвадор Дали и стал продолжателем традиций дадаизма, из которого развился сюрреализм.

Из чего была слеплена судьба Сальвадора Дали? Скорее всего - из изначального дара художника, развитию которого способствовало его раннее окружение. Родился Сальвадор Дали в небольшом провинциальном городке Фигерас испанской провинции Каталония, на тот момент имевшем около одиннадцати тысяч жителей. Возможно, его атмосфера была и впрямь так насыщена искусством, как об этом пишет его сестра в биографических воспоминаниях. «Музыкальное общество» 20-х годов играло главную роль в культурной жизни города, где часто выступали приезжие знаменитости. Директором художественной школы был в то время талантливый человек Хуан Нуньес.

Окружение отца, его друзья сыграли немаловажную роль в становлении творческой биографии Сальвадора Дали. Первым покупателем картин стал именно друг отца Жоаким Куси, основатель Северного Исследовательского центра. Первые печатные отзывы на творчество начинающего художника были от журналиста и драматурга Карлеса Коста. Он, как и семейство Дали, лето проводил в Кадакесе. Семейство Дали дружило с Пичотами. В этой семье все дети были творческими личностями, начиная с отца, который бросил заниматься юриспруденцией ради парковой архитектуры. Дом Пичотов находился у самого моря, он и сейчас стоит там в прекрасной сохранности. В семье Пичотов Сальвадор Дали познакомился с Пикассо, который был другом Рамона. Пикассо было 29 лет, маленькому Дали – 7 лет. Настоящее знакомство произошло в 1926 году во время поездки в Париж.

Белостенный летний дом в Кадакесе, дом у самого моря, дом с зелеными ставнями и зеленым балконом – о котором мечтали всю зиму. Зимой приезжали только на каникулы, зато все лето было в самом красивом для Сальвадора, по его словам, городке на свете. Как он говорил, в предвкушении счастья, пересчитывал листки календаря. Сама природа учила его писать, что он и делал с утра до вечера. Писал как сумасшедший, вкладывая весь талант в картину. До 1921 года у Сальвадора не было своей мастерской в доме, где они жили, и Рамон Пичот предложил отцу Сальвадора снять мастерскую для творчества на улице Льянер. В этой мастерской бывал Пикассо, и свои кадакесские картины он написал здесь. Светлая комната со стеклянным потолком, вытесанный из камня стол рядом с домом, заросли ежевики – это место Сальвадор полюбил с первого взгляда.

В 1921 году семья Дали перестроила дом и выделила место для мастерской Сальвадора. Свою мастерскую-студию Сальвадор декорировал сам. Стены он обил холстом и разрисовал. Сальвадор вел записи в тетрадке, куда вносил названия своих картин и комментарии к ним. Позднее он их выбросил, сестра сохранила, что осталось. Импрессионизм, особенно французский, полностью овладел юным художником. Но Сальвадор прекрасно писал в традиционном стиле и у сестры сохранился рисунок дома, переданный, по ее словам, живо и точно, особенно его атмосфера.

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года через год с небольшим после смерти брата, которого тоже звали Сальвадор (Спаситель). Родители очень тяжело переживали эту смерть и постоянно говорили об этом. В доме присутствовали игрушки умершего брата, мать часто брала маленького Сальвадора на могилку, и он видел собственное имя на могильном камне. Постоянное напоминание о «другом» Сальвадоре действовало на неокрепшую психику мальчика, и ему приходилось бороться за внимание к себе и своему существованию. Но все-таки в семье царила атмосфера любви, доброжелательности. Особенно дружил мальчик со своей сестрой Анной Марией. Жизнь была или казалась счастливой, только смерть матери в 1921 году стала ударом для всей семьи и потрясением для Сальвадора. После смерти матери отец через четыре года женился и Сальвадор счел это предательством, как и раньше преждевременную смерть матери. Не стало ежевечерних бесед с отцом так, ни о чем... и обо всем на свете.

В 1918 году в Фигерасе проходила выставка художников, где четырнадцатилетний мальчик выставил две своих работы. Велико было увлечение Сальвадора импрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но он никогда не ниспровергал классиков, как это делали многие представители авангардного искусства. В мастерской мальчик проводил все время, с раннего утра он был там. Только доносилось «мурлыканье» непонятного мотива, который, впрочем, ни с чем нельзя было спутать. Впоследствии Гарсиа Лорка сказал, что Сальвадор, как золотой шмель жужжит за работой. Очень сильно молодой Дали увлекался колористикой, светом и цветом.

Уговорив отца, он основал свою художественную студию при Академии изящных искусств в Мадриде, куда он поступил учиться в 1921 году. Работал он неистово, до изнеможения, и его талант начали замечать. В Галерее Делмо в Барселоне в 1925 году состоялась первая персональная выставка Дали, которую приняли благосклонно. Но Сальвадору Дали хотелось войти в мир искусства так, чтобы его запомнили. Он выбрал свой путь – путь эпатажа. В 1926 году его за дерзость выгоняют из Академии. За мадридский период молодой Дали познакомился с киноавангардистом, уважаемым в Европе, Луисом Бюнюэлем, с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Они были яркими представителями новой интеллектуальной жизни того периода Испании. И без того радикальное мышление Дали подпитывалось новыми идеями, бросавшими вызов консервативной политике Испании. В конце 1926 года состоялась вторая выставка работ художника, которую общество и люди искусства приняли с большим энтузиазмом.

Из Парижа пришло приглашение от Бюнюэля для работы над авангардным фильмом «Андалузский пес». Шокирующий фильм прославил и Дали и Бюнюэля. Их новый фильм «Золотой пес» был принят с восторгом, только авторы никак не могли поделить лавры. Уникальный метод, как сам Дали его назвал - «параноидально-критический», в полной мере проявлялся и в его картинах. Ему соответствовала гротескная манера написания картин, где образы, подвластные человеческому разуму, объединялись между собой в подсознании. Еще не став членом группы сюрреалистов, Дали уже вливался в новое течение. Каталонский художник, сюрреалист Хоан Миро, стал его другом. Но в Париже Дали приняли в ряды авангардного течения, и он подружился с поэтом Полем Элюаром. Впоследствии тот с семьей приехал в гости в Кадакес на лето. Так 1929 год стал судьбоносным в биографии молодого Дали. Двадцатипятилетний молодой человек нашел себе жену и любовницу, музу и няню на всю свою жизнь. Судьба соединила его с женой Элюара, которая сначала стала любовницей Дали, а потом и его женой. Жена поэта была русской, урожденной Еленой Дмитриевной Делувиной-Дьяконовой. В 1930 году она бросила своего мужа и переехала к Сальвадору Дали. Отец Дали очень непросто относился к своему сыну. И этому способствовала связь с Галой, которая была старше С.Дали на десять лет. И написанная к тому времени картина «Святое сердце» с осквернением памяти матери, которую очень плохо приняли критики и общество.

Запрет отца на посещение родительского дома подвел Дали к тому, что пришлось купить небольшой дом в Порт Лигат, который постепенно достраивался, напоминая со временем крепость. Гала стала для него не просто женой (поженились они в 1934 году), но и любовницей. Она была его патронессой, деловым менеджером, музой. Новая неисчерпаемая энергия и неистощимая фантазия дали его творчеству новый виток. Его уверенность в жизни и в работе, как всегда великая самовлюбленность, оттолкнули его от группы сюрреалистов, к которым он принадлежал. Отныне Дали считал, что он и есть сам сюрреализм. Увлечение Фрейдом было очень велико, его работы носили сексуальный характер, где присутствовали намеки на содомию, мастурбацию и кастрацию. Классической технике рисования Дали не мог дать ничего нового, он сам считал, что выше этого искусства нет ничего. Но Дали шел своим путем, и чтобы запрятанные очень глубоко мысли освободить, был необходим иррациональный разум сумасшедшего. Сам Дали не был и не считал себя сумасшедшим. Живописью он считал то, что запало в душу и легло на кисть. Он умел видеть то, чего не видели другие.

Самые известные свои картины Дали написал в период с 1929 по 1939 годы, используя изобретенный им метод. К более традиционному стилю он выходит на конец 30-х годов. «Мистер Сюрреалист» уезжает в Америку, где к нему и его новшествам относятся более спокойно. Можно сказать, что его настоящая слава начинается сейчас. Разнообразие творчества велико и простирается даже на оформление магазинов и на консультации по дамским прическам. Кроме того он сотрудничает с журналами, ставит балет и, естественно, пишет картины. К сорока годам Дали написал две автобиографические книги. Религиозная тематика характерна для его американского периода, это «католический сюрреализм». В 1949 году Дали пригласил на аудиенцию Папа Римский. Но этот факт совсем не значит, что религиозная тематика отвлекла Сальвадора Дали от его экспериментов.

Дали был высокоэрудированным человеком, и когда его возможно было разговорить, то общение проходило на любые темы. Освоив нотную грамоту, он сочинил оперу, на французском языке написал трагедию, увлекался экспериментами с голографией и фотографией. Но его скандальность в жизни была непредсказуема, и для журналистов организовывались целые демонстрации несуразностей. Его «скандальная муза», если не была увлечена очередным романом, растворялась в Дали. Не только ее чувственность и красота покоряли людей, но и интеллигентность, и глубокий интеллект. Художник был отгорожен от прозы жизни благодаря заботам Галы.

В 1973 году Сальвадор Дали организовал Театр-музей в Фигерасе – фантастический памятник самому себе, который стал для художников культовым местом. Более десяти лет работал Дали над проектом создания этого музея. Через шесть лет Французская Академия избрала его почетным членом. На одном из собраний прозвучала его темпераментная речь, в которой он пожелал быть замороженным после смерти. Гала умерла в 1982 году, в этом же году Сальвадору Дали был дарован высший испанский орден – Большой Крест Карлоса III и титул маркиза Дали де Пуболя. Нести крест гениального безумца одному оказалось тяжело и он (хотя отчуждение от Галы произошло гораздо раньше - до ее смерти) стал затворником в Пуболе. Стали возникать скандалы по поводу фальшивых работ. Позднее выяснилось, что подписи на чистых листах его уговорили сделать. Потом возникли болезни и пришла смерть. Дали ранее завещал, чтобы его похоронили под хрустальным куполом его детища - Театра-музея в Фигерасе.

Лихо закрученные вверх усы Дали-актера известны всему миру и даже тем людям, которые не интересуются его творчеством. Также, как и плавящиеся часы в Постоянстве памяти. Соединяя несоединимое, Дали испытывал на прочность традиционные ценности. От дадаизма в нем так и остался авангардный бунт против традиций искусства, против Бога и безбожия. Вера в человека и неверие одинаково дискредитируются Дали, и его трудно понять с его чудовищными галлюцинациями, гротескностью и фантастичностью сюжетов. Но нельзя не признать тех ошеломляющих образов им созданных.

Статьи по теме