Теологическое образование. Теологическое образование в липецке

Конец XX века ознаменовался для России огромными политическими и социокультурными изменениями. Например, окончание холодной войны и открытие железного занавеса содействовали большей открытости нашей страны к восприятию новых идей. Именно поэтому Россия в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис, который является отражением глубинных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Россия утратила официальную идеологию, значительную часть нравственных и духовных идеалов, разрушилась система управления, в функции которой входило воспитание молодежи. Основанием для сложившейся ситуации послужило то, что в последние десятилетия всему миру, в том числе и России, в качестве образца государственного устройства предлагался деидеологизированный либеральный стандарт, суть которого заключается в установлении приоритета потребительских интересов над нравственными и религиозными ценностями. Либеральная модель не только не содействует сглаживанию противоречий в области государственно-конфессиональных и этноконфессиональных отношений, но и, по большому счету, обостряет их.

Политический и социально-экономический кризисы способствовали разобщению общества, его расколу по социальному и этноконфессиональному признаку. Это, в свою очередь, вызвало активизацию архаических ментальных стереотипов и ритуально-символических элементов культур, представленных в России. Атрибутами посттоталитарной культуры стали бинарная структура восприятия и оценка мира («свой-чужой», «хороший-плохой»), агрессивность, страх перед переменами, негативное восприятие демократических преобразований и психологическая неготовность к ним. Поэтому, современность диктует необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, сформировавшейся в процессе становления западной цивилизации и навязывающейся остальному миру в процессах глобализации. В этих условиях необходимо формирование новых культурных доминант и подходов становления гражданской культуры, отвечающих современным реалиям и основанных на традиционных ценностях.

Хотелось бы отметить, что наиболее приоритетной ценностью, обеспечивающей социальный прогресс общества, является образование. Следовательно, важнейшим шагом на пути к обеспечению духовной безопасности РФ является принятие всесторонних мер по развитию системы духовного образования. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать мировоззренческие аспекты личности. Религия народа, с которой позиционирует себя современный молодой человек, непременно оказывает влияние на личностные качества, поведение, социальную адаптацию. Поэтому, теологическое образование, направленное на духовное обновление России, гарантирует обеспечение безопасности развития личности, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, воспитание патриотизма и гуманизма. Теологическое образование также позволяет повысить культурный и научный потенциал страны путем нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма, сепаратизма, и, вызванных ими социальных межэтнических и межрелигиозных конфликтов, а также терроризма на религиозной почве. Образование является важнейшим конструктором общества, так как именно образование является тем механизмом, благодаря которому культурные достижения транслируются от одного поколения к другому. В течение длительного времени теология оставалась тем ядром, вокруг которого формировалась вся система знания. Поэтому, не случайно именно в 90-е годы XX столетия в ответ на потребности социальной практики рождается современное российское теологическое образование. В кризисные периоды развития общества стремление к образованию является своеобразной инстинктивной силой, в значительной степени благодаря которой кризисные явления преодолевались. Так что потребности современного общества в формировании нового социокультурного, духовного потенциала совершенно очевидны. Современное российское общество не формируется заново, а восстанавливается, именно поэтому необходимо опираться на традиции, восстанавливать все лучшее из своего исторического прошлого. Следовательно, очевидна значимость теологического образования для дальнейшего общественного развития и восстановления общественных структур, традиционных для России. Это касается всех сторон общественной жизни: и социально-политической, и хозяйственно-экономической и культурно-образовательной, т. к. основы мировоззрения, ценностные ориентиры закладываются в большей степени в семье и школе, университете. Полноценное восстановление структур гражданского общества невозможно без наличия специалистов в области религиоведения, межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений, не скованных традицией философской критики религий.

Недостаточное взаимодействие религиозных организаций и государства в сфере образования может само являться причиной этнических и межконфессиональных проблем. Сегодня очень важно понимать, что религиозный экстремизм процветает в первую очередь из-за религиозного невежества. Традиционное понимание религии и религиозной культуры приближает к просветлению, святости, но не к бандитизму и жестокости. Поэтому, прежде всего, важно устранить религиозную неграмотность не только в сфере государственного управления и образования, что представляется возможным только лишь при наличии хорошо подготовленных кадров: педагогов, экспертов, консультантов в области религиоведения, прекрасно владеющих тонкостями вероучений, основных конфессий России.

Не смотря на это, мировая и отечественная тенденция развития современного образования имеют ярко выраженную прагматическую направленность. Тем не менее, все чаще социальный заказ родителей российских школьников имеет духовно-нравственную направленность. В отечественном образовании имеет место явная тенденция получить в итоге учебно-воспитательного процесса, прежде всего, личность духовно зрелую, а не только владеющую суммой знаний, умений и навыков.

Религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные отношения, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. Хочется сказать, что главной конечной целью учебно-воспитательного процесса, наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является духовная, нравственная личность, обогащенная традициями своего народа и страны.

Следует отметить, что на самых разных уровнях все отчетливее позиционируется необходимость создания единой «вертикали» системы теологического образования в России. Такая система призвана эффективно связать и обеспечить взаимосвязь всех видов религиозного обучения – начальных и воскресных школ, средних и средних профессиональных медресе, институтов и университетов, научных центров. Именно такая система должна обеспечить молодым поколениям россиян знание собственных религиозных традиций, создать условия для формирования гуманистического мировоззрения и толерантности и стать альтернативой прагматизации, американизации российской молодежи.

В настоящее время теология только возвращается в образовательное пространство России. Под теологией, как направлением подготовки высшего образования в России сегодня понимается светское религиозное образование. По своему содержанию теология имеет много общего с духовным образованием, так называемым богословием, но его задачи и функции иные. Теологическое образование не ставит своей целью подготовку священнослужителей, его цели носят преимущественно просветительский и научный характер, направленный на формирование подготовленных кадров в области межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.

Поэтому именно сегодня, когда происходит процесс интеграции российской системы образования в европейскую и мировую, развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность, так как является необходимым условием конкурентоспособности российского гуманитарного знания.

Хотелось бы также отметить, что при определении места и роли национально-религиозного фактора формирования личности в процессе образования следует считаться с особой ситуацией в области религиозного образования России. Она характеризуется двумя тенденциями: 1) интенсивным проникновением в образование и воспитание элементов западной культуры и поведенческих норм и 2) реакцией на агрессивную экспансию «Запада» полным замыканием в рамках собственной традиции, неприятием любых форм межкультурного сотрудничества и взаимодействия.

Развития событий по любому из этих вариантов желательно избежать. Хотелось бы надеяться на возможность сохранения и возрождения культур народов путем умелого сочетания настоящего и прошлого в истории каждого народа с лучшими традициями других народов.

Следовательно, развитие поликонфессионального теологического образования будет содействовать созданию преемственности в области науки и образования, сформированных традиционными конфессиями в условиях атмосферы мира и сотрудничества в России. Подготовка теологов является эффективным средством, препятствующим распространению псевдохристианских сект, фундаментализма в исламе и других антиобщественных и антигосударственных объединений.

Поэтому, религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные узы, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. В отрыве от духовно-нравственных и религиозных традиций, этнических особенностей народов невозможно формировать мировоззренческие аспекты личности. Религия народа, с которым позиционирует себя современный молодой человек, непременно оказывает влияние на личностные качества, поведение, его социальную адаптацию. Таким образом, теологическое образование, основной целью которого является формирование духовной безопасности России, с большой долей вероятности гарантирует воспитание здорового общества, где будут сохраняться и укрепляться традиционные нравственные ценности, воспитываться патриотизм. Теологическое образование прямо или косвенно позволяет повысить научный и культурный уровень страны через нейтрализацию условий, спoсобствующих возникновению сепаратизма, религиозного экстремизма, и, вызванных ими межрелигиозных и межэтнических конфликтов, а также терроризма на религиозной почве.

В Российском исламском институте (г. Казань) состоялся круглый стол на тему «Теология – учение о Боге и/или конфессиональное религиоведение».

Стоит отметить, что уникальность круглого стола состоялась в том, что проходил он в двух параллельных направлениях. Одна секция работала по направлению «Протестантизм глобальный и локальный в условиях современности», во второй секции обсуждалась тема «Теология – духовное и/или светское образование». Завершилась работа круглого стола объединенным заседанием его участников.

Основным организатором выступила Резеда Сафиуллина – кандидат филологических наук, руководитель НОЦ письменного наследия и археографии ИМОИФ КФУ.

Работу круглого стола по направлению исламской теологии начал ректор РИУ доктор политических наук, профессор кафедры религиоведения КФУ Рафик-хазрат Мухаметшин . Он сразу же задался вопросом: что собой представляет теология, какие, например, темы давать для написания курсовых и дипломных работ студентам? И сам же он высказал свою точку зрения. «Теология – это взгляд на религию изнутри, в отличие от религиоведения. Теология смотрит не только на учение о Боге, но и на существование мусульман внутри сообщества. Неправильно сужать теологию только к атрибутам Бога, ангеологии и т. д. Теология смотрит на эти вопросы намного шире. Теология подразумевает внутриконфессиональный подход», - отметил Рафик Мухаметшин.

Гульфия Хабибуллина, декан теологического факультета Московского исламского института: На сегодняшний день религия отделена от государства. И для нас это плюс. Мы сами можем предлагать систему исламского образования. Содержание образования выбирается сначала для университетов, потом медресе и мактабов. С появлением стандарта по теологии появилась возможность легализовать исламское образование. С появлением стандарта 3+ мы можем сформировать профессии собственно исламского профиля (история ислама, системная конфессия и т. д.). По профилю культура конфессии мы можем готовить преподавателей по основам религии для школ. Уже легализованы бакалавриат и магистратура и сейчас всё идёт к тому, чтобы появилась аспирантура.

Рафик Мухаметшин: До революции у нас были отличные школы, были казанские ис-ламоведы, которые создавали прекрасные научные труды. Богословие развивалось. Но сегодня получится ли у нас развивать исламскую теологию? Как бы ни вышло подмены между понятиями исламоведение, религиоведение, исламская теология и внеконфессиональная теология. Как бы исламоведение не вытеснило теологов. Не окажемся ли мы под классическим академическим исламоведением?

Назиря Гиззатуллина, заведующий учебным отделом Российского исламского института: Откровенно говоря, трудно работать, когда требования со стороны Минобрнауки РФ и Рособрнадзора меняются так быстро. Мы должны разрабатывать практически с нуля учебно-методическое обеспечение, разрабатывая основные образовательные программы, учебно-методические комплексы. В таких условиях трудно выпускать качественных специалистов.

Денис Брилев, доцент кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоменова, доцент кафедры религиоведения КФУ, кандидат философских наук высказал мысль о том, что необходимо развивать начальную школу, которая бы готовила к поступлению уже в вузы. Невозможно обучить студента арабскому языку или сире за четыре года.

Далее дискуссия развернулась в ключе того, что многие классические университеты от-крыли отделение теологии. В частности, в Казанском федеральном университете оно тоже есть. Рафик Мухаметшин отметил, что «при всех проблемах исламской теологии, наши специалисты востребованы для работы с мусульманской общиной, практически все они трудоустроены. Посмотрим, что будет с выпускниками КФУ…».

Участниками Круглого стола затрагивался и вопрос целесообразности огромного количества часов по таким дисциплинам, как физкультура, математика и пр. Мнения в данном вопросе разделились по следующим направлениям: кто-то считает, что в любом случает так называемые светские дисциплины знать надо, особенно теологам для работы с обществом. Другие высказались за то, что необходимо выучить религию, не нужно размывать религиозное образование, ведь система бакалавриата и так повлекла за собой сокращение аудиторной нагрузки буквально в разы. «Да, можно учиться в худжре, как это делалось раньше и хорошо знать религиозные догмы. Но как они адаптируются потом в современном светском обществе? Знать религию важно и нужно, но при этом нельзя становиться маргиналами», - заключил Рафик Мухаметшин.

Главный редактор портала сайт Хаджи-Мурат Раджабов поднял вопрос о пре-стижности исламского теологического образования. «Ведь если эта специальность будет конкурентоспособной и в ней будет заинтересованность, тогда отпадут многие проблемы», - отметил Раджабов. Данное мнение было поддержано участниками круглого стола.

Было отмечено, что сегодня недостаточно иметь только одно образование, чтобы реали-зоваться в современном обществе. Есть такая концепция, как непрерывное образование.

Также одним из актуальных вопросов остается создание диссертационных советов по теологии. В этом направлении ведётся работа, как со стороны русской православной церкви, так и со стороны мусульман. В этой связи, Рафик Мухаметшин привёл конкретный пример: «Допустим, тема моего аспиранта “Адат и шариат в Российской империи” чисто теологическая, а приходится её то под одно направление подгонять, то под другое. Мы смогли это сделать, Альхамду лиллях. Но вопрос остается открытым, что подобные темы не исторические или политические, а именно теологического характера».

Мнение участников свелось к тому, что вузовская теология готовит специалистов по го-сударственно-конфессиональным отношениям, теологические вузы – священнослужителей. Был поднят вопрос: кого же готовит исламская теология – верующих или знающих? Светский вуз не может готовить верующих, это компетенция медресе. Следующим вопросом, заслужи-вающим внимания, явился вопрос разницы между исламоведением и исламской теологией. Разница же заключается в контекстах. У теологов должны быть знания религиозных традиций, истории, языков. В программах обязательно должно быть нужное количество часов по арабскому языку. Открытым остаётся и вопрос: кого же принимать в магистратуру. Если выпускников теологических факультетов, то с этим проблем нет, у них есть подготовка и знания, а если, например, будет поступать выпускник актёрского факультета – чему его можно научить за два года и кем он станет на выходе. То есть необходимы какие-то ограничения при поступлении в магистратуру по направлению «Теология».

Часть участников сошлась во мнении, что всё-таки необходимо, чтобы фокус внимания сейчас сместился на школы, которые бы давали начальную подготовку. При этом важно анализировать опыт примечетских школ.

В современных условиях, когда духовный фактор возрастает важно сохранить единое целое – Россию. Необходимо, чтобы люди понимали друг друга. Важно, чтобы студенты теологических отделений имели хорошую культурную подготовку, поскольку от них зависит будущее России.

Для увеличения нажмите на фото










Теологическое и религиоведческое образование в современной России: проблема взаимоотношений .

Руководитель:

Структура доклада:

Введение.

1.1. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии).

2. Теологическое и религиоведческое образование в России в 1990-е и 2000-е годы.

2.3. Перемены 1990-х годов: проблемы преемственности.

2.3.1. Элементы теологии в структуре религиовеческого образования.

2.4. Дискуссии о теологическом и религиоведческом образовании.

3. Современное состояние.

3.2. Теология в структуре религиоведческого образования

В данном докладе мы не ставили своей целью дать полное описание систем теологического и религиоведческого образования в России. Сами понятия теологического и религиоведческого образования нам представляются интуитивно ясными и нашедшими достаточно определенное выражение в соответствующих государственных образовательных стандартах. Нас интересует главным образом их отношения между собой. Речь пойдет, прежде всего, о присутствии элементов религиоведческого образования в теологическом, элементов теологического образования в религиоведческом, а так же об исторически сложившихся и актуальных на сегодняшний день моделях их взаимных отношений.

Существует распространенное мнение, что в современной России религиоведение и теология находятся в состоянии конкурентной борьбы. Согласно этому мнению, на данный момент они представляют собой независимые друг от друга образовательные и научно-исследовательские системы, каждая из которых имеет свою традицию, структуру, основополагающие принципы и базирующуюся на них идеологию. При этом они имеют одно и то же проблемное поле, претендуя на внимание фактически одной и той же целевой аудитории. В рамках нашего доклада мы постараемся проанализировать этот тезис. Мы предложим краткое описание исторических условий, в которых он сложился и начал функционировать как само собой разумеющаяся предпосылка любых дискуссий на эту тему; представим область, в которой его применение оправдано; укажем на ее границы и необходимость ряда существенных уточнений.

1. Предыстория. Теологическое и религиоведческое образование в СССР.

1.1. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии)

Кафедры истории и теории научного атеизма , на которых проводились в СССР религиоведческие исследования, возникают начиная с конца 1950-х годов. Как научно-исследовательская, так и образовательная и воспитательная работа этих кафедр велась по направлениям не столько научным, сколько идеологическим, например: критика тех или иных форм религиозной идеологии, исследование различных аспектов формирования атеистического мировоззрения, разработка методологических вопросов преподавания научного атеизма в высшей школе . В то же время следует отметить и собственно научные разработки, такие например, как «критические исследования методологических вопросов социологии и психологии религии». Теология анализировалась и критиковалась в целях «успешной разработки методологических принципов борьбы с религией на современном этапе». Таким образом, отношение к теологии было заведомо отрицательным, что, разумеется исключало всякую возможность диалога и существенно ограничивало аналитические возможности.

Вместе с тем, как справедливо пишет, «не стоит предавать забвению то обстоятельство, что введенная в высшей школе с середины 1960-х годов по идеологическим соображениям учебная дисциплина «Основы научного атеизма» (своего рода анти-теология – добавим мы) для подавляющего большинства получавших вузовское образование стала чуть ли не единственным, после долгого замалчивания, дозволенным источником, знакомившим с религиозными традициями Отечества и народов мира. Добросовестный преподаватель, … был способен … пробудить интерес к религиозной тематике, продемонстрировать внимательное и уважительное отношение к приверженцам религий». Только в такой специфической «анти-теологической» оболочке богословское знание могло доходить до исследователей религии советского времени.

1.2. Теологическое образование и религиоведческие элементы в его структуре.

Собственно теологическое образование было невозможным до июня 1944 г., когда был открыт Богословский Институт. Формулируя его программу патриарший местоблюститель митр. Алексий (Симанский) утверждал, что «весь строй {церковных} школ должен быть строго церковным, без всякого уклонения в сторону мирского, светского уклада».

В течение 1946 – 1947гг. были открыты академии и семинарии в Ставрополе, Минске, Одессе и др. городах – всего было открыто восемь семинарий. Самые сильные преподавательские кадры были сосредоточены в МДА и ЛДА. Систематического преподавания дисциплин религиоведческого цикла в академиях и семинариях той поры не велось. Тем не менее, религиоведческое знание имплицитно инкорпорировалось в систему знания богословского, прежде всего, в рамках курса «Основное богословие». Очень характерна в этом смысле позиция ариеп. Михаила (Мудьюгина), в 1960-70-е годы читавшего курс основного богословия в ЛДА. С его точки зрения, к области религиоведения относится, по сути, любое научное небогословское изучение религии. Оно может развиваться «как в рамках церковной жизнедеятельности, так и вне их». Результаты этого развития должны учитываться богословской наукой. Именно основное богословие является своего рода мостом, между двумя системами знания и образования. Текст самого архиеп. Михаила показывает его хорошее знакомство, как с западными, так и с отечественными исследованиями в области истории, психологии и социологии религии и его умение оперировать даже неудобными для христианина данными и концепциями, стремление привить это умение своим слушателям.

2. Теологическое и религиоведческое образование в России (на постсоветском пр-ве) в 1990-е и 2000-е годы.

2.1. Теологическое образование и религиоведческие элементы в его структуре

Перемены конца 1980-х - начала 1990-х годов ощутимо затронули как теологию, так и религиоведение. Относительно академического богословского образования достаточно пока сказать, что его представители осознавали необходимость диалога с системой светского образования и науки. Это, в частности, вело к постепенному расширению преподавания религиоведческого знания, его обособлению от курса Основного богословия.

Однако, основные перемены были связаны с государственной системой образования. В 1993 году произошло утверждение стандартов высшего профессионального образования по теологии и религиоведению. Теологический стандарт неожиданно оказался почти идентичен религиоведческому. Это вызвало резкую критику в его адрес. В настоящее время эта попытка сведения теологического образования к религиоведческому объясняется обычно как результат влияния наследия «научного атеизма». При этом, несмотря на то, что в 1993 году одновременно были утверждены нормативные акты , регулирующие требования к новым направлениям по “Теологии” и “Религиоведению”, стандарт по теологии был утвержден лишь 2 марта 2000 года и вскоре заменен более удовлетворительным стандартом 2 поколения.

Этот последний позволил избежать «искусственного смешения теологии и религиоведения, имевшего место в учебных планах 90-ых годов». Вместе с тем, в нем в определенном объеме сохранились и были признаны необходимой составляющей подготовки теолога, такие существенные элементы религиоведческого знания, как история религии и изучение религиозности в рамках тех или иных гуманитарных наук .

2.2. Религиоведческое образование (кафедры, структура, идеология, отношение к теологии).

2.2.1. Перемены 1990-х годов: проблемы преемственности.

Религиоведение было включено в систему образования в России в 1994/1996 годах. В 1994 г. появилась бакалавриатура на кафедре Религиоведения Факультета философии, богословия и религиоведения Русской Христианской Гуманитарной Академии, в 1995 г. – на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета СПбГУ, в 1996 г. – специальность «религиоведение» на кафедре Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ имени и на базе Центра по сравнительному изучению мировых религий в РГГУ.

Чаще всего, таким образом, религиоведение открывали на философских факультетах. Вследствие этого дискуссионным моментом стало соотношение религиоведения и философии, а значит и вопрос отношения к религиоведческому образованию как к философскому или же нефилософскому, или же доле философских дисциплин, изучаемых будущим религиоведом. Так, заведующий кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ указывает в своем учебном пособии на философское содержание религиоведения как на главное в нем. В тоже время, директор Центра изучения религий РГГУ, подчеркивает, что религиоведение - совершенно отдельная дисциплина, которую не следует рассматривать как раздел философии.

Заслуживает внимания судьба кафедр, на базе которых создавались отделения религиоведения. Так, кафедра Философии религии и религиоведения МГУ первоначально называлась кафедра Истории и теории религии и атеизма, одноименная кафедра в СПбГУ – кафедра Истории религии и атеизма, кафедра Философии религии Ростовского Государственного Университета – кафедрой Научного атеизма. Сохранение такого рода преемственности часто влечет за собой обвинение российского религиоведения в следовании атеистической традиции. Иной была история Центра изучения религий РГГУ, который «отпочковался» от кафедры Истории и теории культуры и с самого начала резко противопоставил себя наследию расформированной кафедры Научного атеизма. Такой подход позволил создателям Центра изначально декларировать антиредукционистский подход и принцип объективного отношения к религии и стремиться к последовательному проведению этих принципов в жизнь.

2.2.2. Элементы теологии в структуре религиоведческого образования.

Среди дисциплин, присутствующих в учебных планах по религиоведению, можно выделить теологические предметы. Так в МГУ студентам-религиоведам протодиаконом Андреем Кураевым традиционно читается курс «Философия и богословие православия». В ЦИРе РГГУ в программе также наличествуют курсы по истории теологии, а в рамках курса «Священные тексты и их истолкование» изучаются элементы библеистики.

В Казанском государственном Университете на отделении религиоведения изучаются история Церкви и церковно-государственных отношений. В качестве спецкурса присутствует предмет «Библия как культурно-исторический памятник», в рамках которого преподаются основы библеистики. Предмет «христианская теология» фактически превращается в сравнительное богословие, поскольку программой предусмотрено, что в рамках этого предмета необходимо говорить о всех христианских конфессиях.

2.3. Дискуссии о теологическом и религиоведческом образовании.

Перечисленные выше проблемы стали причиной того, что в 1990-е годы разгорелись дискуссии о самой возможности преподавания теологии в светских учебных заведениях. В частности, мнения о неуместности теологии в светских ВУЗах придерживался декан философского факультета МГУ, поскольку это, с его точки зрения, повлечет «нарушения, связанные с жестким проведением конфессионального принципа». Некоторыми экспертами теологическая наука рассматривается в культурологическом аспекте. В таком случае ее предмет и методы дублируют предмет и методы философии, филологии, истории, религиоведения, и существование теологии как самоценной научной области также ставится под сомнение. До сих пор теология не входит в перечень научных специальностей. Процесс государственного признания образования духовных школ незавершен. Тем не менее, теология присутствует в светских учебных заведениях, и это дает повод для введения условного понятия «светская теология».

Участники дискуссии подчеркивали также схожесть образовательных стандартов I поколения по теологии и религиоведению. Причины этого сходства указываются обычно в зависимости от конфессиональной и институциональной ангажированности экспертов. К примеру, проректор Казанской духовной семинарии основную причину видит во влиянии на составителей неизжитых элементов атеистической идеологии, - в их стремлении сделать стандарт по теологии поликонфессиональным, что видится ему невозможным делом. Продолжается так же обсуждение места, занимаемого религиоведением в системе высшего образования . В частности, конференция по данной тематике проводилась в МГУ в декабре 2006 г.

3. Современное состояние.

3.1. Религиоведение в структуре теологического образования.

Светское теологическое и специализированное духовное религиозное образование (система духовных академий и семинарий) не вполне совпадают по своему содержанию, поэтому имеет смысл рассматривать их по отдельности.

В СПбДА и МДА преподается предмет «религиоведение», в рамках которого рассматривается ряд религиоведческих концепций и история религий. Кроме того, в программах семинарий и духовных академий к религиоведческим могут быть отнесены два предмета - история религий (история христианства в нее не входит) и сектоведение (курс, посвященный НРД). Отсутствие религиоведческих подразделений в структуре академий и то, что эти курсы читаются, прежде всего, в апологетическом и полемическом ключе указывает на определенную теологизацию религиоведения.

В светском теологическом образовании в большинстве случаев религиоведческие предметы также читаются теологами. Но иногда они читаются представителями религиоведческих кафедр. Тем не менее, в обоих случаях их преподавание строится не столько в объективно-научном, сколько, опять же, в апологетическом и полемическом ключе.

3.2. Теология в структуре религиоведческого образования.

Государственное религиоведческое образование отличается от негосударственного не в последнюю очередь отношением к теологии. В рамках первого теологические предметы сводятся к истории христианства и изложению христианского вероучения . Заметно стремление как можно меньше иметь общего с теологией, причем религиоведение представляется единственным способом академического изучения религии, теология же, таким образом, интерпретируется как неакадемичная дисциплина.

Особняком стоят получившие распространение в последнее время кафедры Теологии и религиоведения. Соотношение теологии и религиоведения на кафедрах этого типа может быть показано на примере ДВГУ. На сайте Кафедры теологии и религиоведения ДВГУ говорится, что теология изучает «непосредственно религиозный опыт», а религиоведение исследует религию извне, ее изучение «подразумевает больший акцент на проблемах философии религии и религиозной философии». Религиоведение выступает в некотором смысле как дисциплина, занимающаяся осмыслением данных теологии.

Религиоведение в негосударственных ВУЗах зачастую включает в себя широкий круг теологических предметов, занимающих значительное место в религиоведческом образовании. В частности, на кафедре Общего религиоведения Высшей Религиозно-философской школы реализуется «проект создания светского внеконфессионального гуманитарного образования, в основе которого лежит тщательное изучение богословия». В РХГА предметами кафедры религиоведения являются, например, догматика, христология, основное богословие и введение в литургическое богословие, а кафедрами богословия и религиоведения заведует один и тот же человек – профессор . Он отмечает, что религиоведение и теология относятся к наукам «о Боге и человеке». Такая позиция позволяет говорить о попытке выстраивания диалога религиоведения и теологии, хотя, как мы видим, наличествует некоторое смещение акцентов в сторону теологии.

В ПСТГУ религиоведческое образование осуществляется на двух факультетах: Богословском и Миссионерском. За его реализацию отвечает соответственно кафедра Религиоведения Миссионерского факультета и кафедра Философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета. Преподавание религиоведения на первой кафедре ведется, прежде всего, в апологетическом ключе. На Богословском факультете религиоведение мыслится служебным по отношению к теологии, как ведущему направлению деятельности факультета. Однако именно это требует понимать его, прежде всего, в исследовательском ключе. А это, в свою очередь, подразумевает автономию и академическую свободу. Наличие обширных блоков богословских предметов позволяет присваивать студентам религиоведам дополнительную квалификацию «Эксперт в области теологии». Это позволяет им участвовать в деятельности обоих исследовательских сообществ, способствовать установлению продуктивной коммуникации между ними.

4. Итоги: Религиоведческое и теологическое образование: модели отношений.

Таким образом, наш небольшой обзор становления и развития отношений религиоведческого и теологического образования в России позволяет сделать следующие выводы.

Диалог между религиоведческим и теологическим образованием в советское время был в значительной степени затруднен (религиоведение развивалось в рамках официальной атеистической модели, а теологическое образование, не находившее поддержки со стороны государства, было в значительной степени оторвано от дискуссий и проблем в религиоведении). Несмотря на отдельные точки соприкосновения, в целом развитие этих двух областей шло независимо друг от друга вплоть до 1993 года. После утверждения первого поколения стандартов высшего профессионального образования по теологии и религиоведению эти два образовательных направления оказались в состоянии конкурентной борьбы. Такая ситуация была связана как содержательным родством (а в некоторых аспектах и полной идентичностью) образовательных стандартов по этим двум направлениям подготовки, так и с фактическим пересечением «целевой аудитории». Дискуссия по проблемам соотношения религиоведческого и теологического образования шла в основном в духе защиты корпоративных интересов сторон от посягательств и претензий конкурирующего образовательного направления. Появление негосударственных кафедр и факультетов теологии и религиоведения в светских вузах было нередко связано с попыткой синтеза двух образовательных направлений. Однако в теологически ориентированных учебных заведениях религиоведение зачастую продолжает играть вспомогательную роль (при общей полемической и апологетической направленности). В то время как в государственных вузах на кафедрах религиоведения преподавание теологических дисциплин по прежнему составляет незначительную часть учебного процесса и носит скорее ознакомительный характер (при общей тенденции к интерпретации теологического образования как «неакадемического»).

Представляется, что приведенный материал позволяет констатировать тупиковость конфронтационной модели и бесперспективность попыток взаимного поглощения (хотя они до сих пор являются преобладающими). Мы так же можем видеть ростки иных типов отношений, когда люди, преподающие и организующие преподавание обеих дисциплин, сознают необходимость взаимодействия в режиме диалога.

Литература:

1. 1 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария / http://*****/node/11567. Дата обращения 25.12.2009;

2. 4 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/11570. Дата обращения 25.12.2009;

3. М . Наметки к учебному плану Религиоведение на БФ. 2008 (Машинопись).

4. С . Интервью с доцентом кафедры религиоведения философского факультета КГУ.

5. Воробьев. В ., прот. Вступительное слово // Вестник ПСТГУ IV:3, 2006. С. 11.

6. Декан философского факультета МГУ выступает против преподавания теологии в вузах // http://www. *****/site/?act=news&id=49716&cf . Дата обращения: 12.06.2010.

7. Журавский А . Проблемы религиозного образования в России. http://**/continent/2002/114/zhurav. (Опубликовано в журнале: «Континент» 2002, № 000). Дата обращения: 25.12.2009.

8. Институт Высшая Религиозно-философская школа. Отделение религиоведения // http://www. *****/otre. htm. Дата обращения: 12.06.2010.

9. Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

10. Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Образование // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

11. Кафедра философии религии Ростовского Государственного университета // http://philosophy. *****/3.html. Дата обращения: 12.06.2010.

12. Н

13. Михаил (Мудъюгин), архиепископ . Основное богословие // http://www. krotov. info/libr_min/m/milov/mudyu_00.html. Дата обращения: 12.06.2010.

14. П . Научно-исследовательская работа на кафедре Истории и теории атеизма МГУ. Вопросы научного атеизма, вып. 19. М., 1976. С. 135.

15. иерей . Теология и религиоведение в контексте возрождения гуманитарной науки в современной России / Вестник ПСТГУ. IV:3. 2006.

16. Религиоведение в системе высшего образования. Конференция, организованная Философским факультетом МГУ им. // http://konstan-ivanov. *****/links_Science_MSU-2006.html. Дата обращения: 12.06.2010.

17. Русская христианская гуманитарная академия. Кафедра религиоведения. Программы кафедры // http://www. rchgi. *****/about_us/faculty/religiovedenie/index. php. Дата обращения: 12.06.2010.

18. Санкт-Петербургский Государственный Университет. История кафедры Философии религии и религиоведения // http://philosophy. *****/index. php? id=194). Дата обращения: 25.12.2009.

19. Санкт-Петербургский Государственный Университет. Философский факультет. Кафедра Философии религии и религиоведения. Учебные курсы // http://philosophy. *****/index. php? id=5369. Дата обращения: 12.06.2010;

20. В . Религиоведение как учебная дисциплина в Московской духовной академии // http://www. *****/text/740746.html. Дата обращения: 12.06.2010.

21. В

22. В . Страница профессора Светлова // http://www. . ru/. Дата обращения: 12.06.2010.

23. Ю

24. прот . О преподавании Религиоведения на Миссионерском факультете. 2008 (Машинопись).

25. В . Интервью с заведующим сектором научно-методического обеспечения религиозного образования.

26. В

27. Теология в системе научного знания и образования. Материалы круглого стола в Общественной палате РФ // http://www. *****/text/290997/index. html. Дата обращения: 12.06.2010.

28. Учебные программы – религиоведение | Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/963. Дата обращения 25.12.2009;

29. Учебные программы по предмету «религиоведение»: Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/prog/all/bogoslov/n71/. Дата обращения 25.12.2009.

30. Учебный план; Учебный процесс; Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/plan/. Дата обращения 25.12.2009.

31. Философский факультет МГУ. Кафедра Философии религии и религиоведения. История кафедры // http://relig. philos. *****/info/history. html. Дата обращения: 25.12.2009.

32. Центр изучения религий РГГУ // http://religion. *****/. Дата обращения: 12.06.2010.

33. ЦИР РГГУ. Расписание занятий (обновлено:) для // http://www. *****/schedule/body. html? c=35-&d=week&sdate_day=28&sdate_month=12&sdate_year=2009&fdate_day=28&fdate_month=12&fdate_year=2009. Дата обращения: 25.12.2009.

34. В

35. М . Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.

36. М . Петербургская религиоведческая школа: истоки и традиции / Вестник РСПР. 1/2008.

37. Андреева Л . Теология и религиоведение в современной России. Новые научные и образовательные специальности" носят характер жесткой конфессиональной ориентации / Сайт http://www. *****/articles/education. htm. Дата обращения: 25.12.2009.

38. Н . Религиоведение как область знания // Вестник московского общества преподавателей религиоведения. №

39. Н . Религиоведение. М., 2005.

См. напр.: Андреева Л . Теология и религиоведение в современной России. Новые научные и образовательные специальности" носят характер жесткой конфессиональной ориентации / Сайт http://www. *****/articles/education. htm

В частности, кафедра Истории и теории научного атеизма существует в МГУ с 1959 года (Философский факультет МГУ. Кафедра Философии религии и религиоведения. История кафедры // http://relig. philos. *****/info/history. html, в ЛГУ – с середины 1980-х годов (Санкт-Петербургский Государственный Университет. История кафедры Философии религии и религиоведения // http://philosophy. *****/index. php? id=194).

Научно-исследовательская работа на кафедре Истории и теории атеизма МГУ. Вопросы научного атеизма, вып. 19. М., 1976. С. 135.

Указ. соч. С. 136.

Ю . Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник московского университета. Серия 7. Философия. №1 2009. С. 90–106. Цит. по: http://www. krotov. info/libr_min/18_s/mi/rnov_m. htm. дата обращения: 12.06.2010.

Михаил (Мудъюгин), архиепископ . Основное богословие // http://www. krotov. info/libr_min/m/milov/mudyu_00.html. Дата обращения: 12.06.2010. Книга включает в себя разделы: «Сущность религии», «Происхождение религии», «Историчность Иисуса Христа», «Религия в социальной жизни» и др.

См.: В . Развитие теологической науки и образования в Российской Федерации в постсоветский период // Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации. Под редакцией академика РАН В. А. Тишкова. М., 2009. С. 97–108.

Н . Религиоведение как образование и наука в современной России // Ученые записки Орловского Университета. Т. IV. Религиоведение. Вып.4. Орел, 2006. С. 139-147. Здесь с. 144.

Костылев . Указ соч. С. 139.

Н . Религиоведение. М., 2005. С. 10

В . Центр изучения религии РГГУ как научное и образовательное сообщество. Доклад на Научно-методологическом семинаре ПСТГУ, 2008 г. (Машинопись).

Сайт философского факультета МГУ им. // http://relig. philos. *****/info/history. html. Дата обращения: 12.06.2010.

Сайт философского факультета СПбГУ // http://philosophy. *****/index. php? id=194. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра философии религии Ростовского Государственного университета // http://philosophy. *****/3.html. Дата обращения: 12.06.2010.

Журавский А . Проблемы религиозного образования в России. http://**/continent/2002/114/zhurav. (Опубликовано в журнале: «Континент» 2002, № 000).

Шабуров . Указ. соч. (При этом признает невозможность полной объективности, однако настаивает на необходимости стремления к ней)

Поскольку потребность в открытии отделения со стороны местных властей была оправдана необходимостью иметь квалифицированных специалистов для работы в сфере церковно-государственных отношений // Интервью с доцентом кафедры религиоведения философского факультета КГУ

Декан философского факультета МГУ выступает против преподавания теологии в вузах // http://www. *****/site/?act=news&id=49716&cf . Дата обращения: 12.06.2010.

Теология в системе научного знания и образования. Материалы круглого стола в Общественной палате РФ // http://www. *****/text/290997/index. html. Дата обращения: 12.06.2010.

Декан философского факультета …

Религиоведение в системе высшего образования. Конференция, организованная Философским факультетом МГУ им. // http://konstan-ivanov. *****/links_Science_MSU-2006.html. Дата обращения: 12.06.2010.

К светскому теологическому образованию относятся и церковные ВУЗы, не входящие в систему академий и семинарий.

Воробьев. В., прот . Вступительное слово // Вестник ПСТГУ IV:3, 2006. С. 11.

См. Учебные программы – религиоведение | Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/963. Дата обращения 25.12.2009; Учебные программы по предмету «религиоведение»: Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/prog/all/bogoslov/n71/. Дата обращения 25.12.2009. См. так же: Сафонов как учебная дисциплина в Московской духовной академии // http://www. *****/text/740746.html. Дата обращения: 12.06.2010.

См.: 1 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария / http://*****/node/11567. Дата обращения 25.12.2009; 4 курс семинарии // Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия и Семинария // http://*****/node/11570. Дата обращения 25.12.2009; Учебный план; Учебный процесс; Московская Православная Духовная Академия // http://www. *****/edu/plan/. Дата обращения 25.12.2009.

Интервью с.

В частности, в РХГА и ПСТГУ.

См., например, СПбГУ. Философский факультет. Кафедра Философии религии и религиоведения. Учебные курсы // http://philosophy. *****/index. php? id=5369. Дата обращения: 12.06.2010; Расписание занятий (обновлено:) для ЦИР РГГУ // http://www. *****/schedule/body. html? c=35-&d=week&sdate_day=28&sdate_month=12&sdate_year=2009&fdate_day=28&fdate_month=12&fdate_year=2009 . Дата обращения: 12.06.2010.

Центр изучения религий РГГУ // http://religion. *****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Концептуальные основы работы отделения теологии и религиоведения // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Кафедра теологии и религиоведения ДВГУ. Официальный сайт. Образование // http://*****/. Дата обращения: 12.06.2010.

Институт Высшая Религиозно-философская школа. Отделение религиоведения // http://www. *****/otre. htm. Дата обращения: 12.06.2010.

Русская христианская гуманитарная академия. Кафедра религиоведения. Программы кафедры // http://www. rchgi. *****/about_us/faculty/religiovedenie/index. php. Дата обращения: 12.06.2010.

Страница профессора Светлова // http://www. . ru/. Дата обращения: 12.06.2010.

В . Для нас важен каждый студент в отдельности. Беседа с Романом Викторовичем Светловым // http://www. *****/about_us/faculty/kaf_bogoslov_and_religio_pedagog/Zer_Svetlov. php. Дата обращения: 12.06.2010.

прот. О преподавании Религиоведения на Миссионерском факультете. 2008 (Машинопись).

Наметки к учебному плану Религиоведение на БФ. 2008 (Машинопись).

Липецкий государственный педагогический университет объявляет набор абитуриентов по направлению «Теология».

Форма обучения: очная, заочная.

Вступительные испытания:

Дневное отделение:

история (ЕГЭ),
русский язык (ЕГЭ),
обществознание (ЕГЭ);

Заочное отделение:

история,
русский язык,
обществознание.

Телефоны для связи:
(+7 4742) 32-83-74,
8 920 523-45-75,
8 920 514-77-22

Липецкий регион нуждается в специалистах в области теологии, способных осуществлять научно-исследовательскую, учебно-воспитательную, экспертно-консультативную и пред-ставительско-посредническую деятельность.

Поступив на отделение теологии в Липецкий государственный педагогический университет, вы имеете уникальную возможность получить высшее образование, сочетающее лучшие традиции отечественной светской и богословской науки.

Студенты, обучающиеся по направлению «Теология», изучают Священное Писание Ветхого и Нового Завета, историю христианского Церкви и вероучения, православное богослужение, церковное искусство, святоотеческое наследие, православную педагогику и психологию, церковное право, историю и современное состояние взаимоотношений между различ-ными религиозными учениями и религиозными организациями.

Выпускники кафедры теологии – это:

Квалифицированные консультанты по религиозным вопросам в государственных учреждениях разного уровня,
- преподаватели основ православной культуры в учебных заведениях,
- православные социальные педагоги,
- бухгалтеры церковных приходов,
- менеджеры церковного хозяйства,
- православные журналисты,
- катехизаторы, социальные работники и организаторы работы с молодежью на приходе и т.д.

Практика студентов предполагает:

Знакомство со всеми основными типами религиозной деятельности (пастырской, миссионерской и социальным служением),
- педагогическую практику в школах,
- миссионерские поездки,
- посещение армейских частей,
- участие в работе студенческих, молодежных, религиозных и общественно-политических организаций,
- участие в социально-креативных программах,
- музейную практику и работу в иных учреждениях культуры.

Внеучебная жизнь студентов включает в себя участие в научных конференциях, встречи с ведущими учеными-теологами, богословами, миссионерами, культурно-просветительские и паломнические поездки по историческим и святым местам России, помощь восстанавливающимся храмам и монастырям Липецкой епархии.

В 2012 г. в ЛГПУ был открыт домовый храм во имя свв. первоверховных апп. Петра и Павла.

История образования и воспитания на Руси непосредственно связана с историей Русской Православной Церкви. Русская педагогическая система формировалась в монастырях. Нравственная идея, государственность, наука, культура в течение столетий развивались в лоне Православия.

Фундаментальное богословское образование помогает осознать главную цель национальной системы образования и воспитания - восстановление образа Божия в человеке.

Богословские факультеты действуют в старейших университетах мира: в Оксфорде, Кембридже, Страсбурге, Женеве, Вене, Берлине и других крупнейших университетских центрах.

В России подготовка теологов ведется в 47 вузах (в Москве, Санкт-Петербурге, Туле, Белгороде, Рязани, Пятигорске и др.).

В 2011 г. в ЛГПУ была открыта секция теологии (зав. секцией – кандидат богословия протоиерей Олег Безруких).

Сегодня в Липецкой области сфера взаимодействия институтов власти и Церкви очень широка и многогранна. Представители Липецкой епархии сотрудничают практически со всеми светскими структурами.

Теологическое образование

♦ (ENG theological education)

процесс обучения людей теологическим дисциплинам. Он осуществляется в профессиональном контексте в семинариях или теологических школах, а также в местных церквях через различные институты для мирян.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Теологическое образование" в других словарях:

    Теологическое образование - система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в различного типа и уровня духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения). См. Религиозное обучение и… …

    Теологическое образование - … Википедия

    - ♦ (ENG education, theological) см. Теологическое образование … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Религиозное обучение и образование - система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов теологов, преподавателей богословия в духовных учебных заведениях (См. Духовные учебные заведения) и религиозное обучение населения. Р. о. и о. используется… … Большая советская энциклопедия

    Народное образование

    Просвещение (образование) - Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

    Богословское образование - Богословское (теологическое) образование система обучения специалистов в области богословия. Основная цель богословского образования профессиональная подготовка служителей религиозных организаций, специалистов богословов,… … Википедия

Статьи по теме