Мел химический состав. Мел это горная порода

Мел используют в разных сферах – от промышленности до медицины. А вот для некоторых людей это еда, которую они с удовольствием грызут. Кто‑то начинает ещё со школьной скамьи, а кто‑то в уже сознательном возрасте.

«В детстве я ковыряла дома побеленные стены, потом таскала мел в школе – он там был самый вкусный. Не то, что теперь – прессованный, с известью, – поделилась белгородка Нинель . – Сейчас мел беру в собственном магазине: я занимаюсь семенами и всякими другими штуками для сада и огорода. Этот мел строительный, он как порошок. Бывает, что ем его каждый день ложки по три. И объяснить, почему его хочется, не могу. Говорят, так бывает, когда организму не хватает кальция».

В Белгородской области огромные залежи мела – об этом говорят и названия населённых пунктов: Белгород, Беломестное, Меловое. Крейда и вовсе переводится с украинского как «мел». Мягкий белый известняк встречается в основном в юго-восточных, южных и юго-западных районах.

Белгородский мел вовсю заказывают через интернет-магазины. Например, на Amazon 200 г известняка продают за 15 долларов. Анастасия из Белгорода и зарабатывает на меле, и сама его ест:

«Когда мы с мужем приезжаем на гору, я смотрю, где мел лучше. Отрубаем подходящий кусок и сразу же его запаковываем, а когда приезжаем домой – обрабатываем: прокаливаем в духовке либо просушиваем на воздухе».

Белый бизнес

Продажей Настя начала заниматься недавно. Сначала прочитала форумы в Интернете, а потом решилась.

100 г мела она продаёт за 50 рублей , однако люди берут сразу несколько кг. Как утверждает девушка, в её базе клиентов около 100 человек.

«У меня есть клиенты, которые едят мел по 30 лет, начиная со школы. Я присоединилась к этому увлечению не так давно: три года назад. Мел содержит кальций, который очень полезен для нашего организма, ведь он основа костного строения. К тому же мел нормализует содержание железа в крови и очень хорошо влияет на зубную эмаль, предотвращая возникновение кариеса. А ещё он помогает людям, страдающим изжогой», – считает Анастасия.

Фото Вадима Заблоцкого

Рускоязычные продавцы мела над названиями не заморачиваются. Упаковки называют по происхождению: Севрюковский, Новооскольский, Оренбургский, Волоконовский, Белгородский, Черниговский, Артёмовский, Краматорский и другие. По словам ценителей, вкус мела зависит от того, где его добыли. В Интернете даже есть ролики с рецептами, как и какие сорта мела лучше смешать в тарелке и как испечь меловые пирожные.

«Есть мягкий сливочный мел, который сразу растворяется во рту, превращаясь в кашицу, имеет запах бетона и штукатурки, – пояснила Настя. – Есть твёрдый мел с запахом дождя, который тяжело откусывается, а при разжёвывании превращается в крупиночку. Есть мел с вкраплениями глины – для гурманов. Он так и называется – глиномел».

Наш вкуснее

На своих форумах мелоеды пишут, что пиленый мел из Белгорода отличается от оренбургского структурой, цветом и твёрдостью: он мягче и тает во рту. Да и вообще славится большей популярностью у мелоежек, чем любой другой.

На YouTube около 6 тыс. роликов, где люди разного возраста дегустируют на камеру мел из Белгородской области, прикрывая лица. Необычное лакомство с каждым днём становится всё популярнее не столько среди русских, сколько среди американцев, европейцев и азиатов.

Кстати, мелоеды стыдятся говорить о своём пристрастии. Из 30 опрошенных, найденных на меловых форумах, нам ответили только двое.

«Я не понимаю, почему должно быть стыдно есть мел, если это то, что нам даёт природа. Люди стали есть мел издревле, когда ещё не было зубных паст, шампуня, лекарств. Наши предки использовали мел для этих целей и добавляли его в пищу. Именно поэтому наши бабушки и дедушки такие крепкие и выносливые», – считает Анастасия.

На разных сайтах, где продают мел, пишут почти одно и то же: «Только чистый природный мел, добытый в карьерах Белгородской области! Кусковой мел не подвергается никаким химическим обработкам, в отличие от промышленного и канцелярского! »

Однако что интересно: в Белгороде не выпускают пищевой мел, максимум – для комбикорма животных. На него нет никакого пищевого ГОСТа – его в России в принципе не существует. А на продукцию в Интернете нет сертификации. Поэтому остаётся только гадать, какие добавки используют продавцы в своём товаре.

Законный заработок?

С юридической точки зрения такой заработок законным не назовёшь.

«Земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Мел – такой же ресурс, – пояснил представитель компании «Юрист Карамазов» Алексей Колесников . – И здесь важно знать, кому принадлежит меловой карьер. Если в частной собственности, то такая добыча мела будет являться хищением: если мела собрали больше чем на 2 тыс. рублей – это уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ, если меньше – по ст. 7.27 КоАП».

Чаще всего меловые карьеры находятся в пользовании у государства, и к добыче мела и прочих природных ископаемых оно допускает только отдельных лиц. Это регламентирует ст. 11 Закона РФ «О недрах». В частности, в законе говорится о том, что пользование оформляется лицензией. И если без неё добывать мел, то привлекут к ответственности. По ст. 7.3 КоАП РФ за нарушение правил пользования недрами можно заплатить штраф от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, на должностных лицот 800 тыс. – до 1 млн .

Кроме того, граждане, которые продают товары и не являются ни ИП, ни юрлицами, могут понести ответственность за незаконную деятельность и неуплату налогов с доходов.

Опасное увлечение

Заведующая центром общественного здоровья и семейной профилактики Людмила Кропанина предупреждает, что злоупотребление кальцием может привести к тяжелейшим нарушениям, образованию в организме камней и большим проблемам с почками:

«Кальций усваивается только в том случае, когда он попадает в организм с дополнительными способствующими веществами, а тот кальций, который у нас в карьерах, не оптимальный для усвоения. Риск нарушения обмена веществ будет 100 %.

Эта тема с мелом не сейчас появилась – она была актуальна всегда. Просто раньше любители мела не могли собраться в одном месте из‑за отсутствия Интернета. Людям, у которых есть потребность в употреблении мела, нужно обратиться к врачу. У них наверняка что‑то не сбалансировано: щитовидная железа, высокий стресс, избыточный вес или другое. Тот ажиотаж, который наблюдается с мелоедением, – это недостаточность информирования и дефицит медицинского влияния. Этим потребителям нужна другая терапия – и это никак не мел».

Алёна Антонова

Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела? Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса.

В настоящий момент еще не найдена альтернатива известкового мела (восковый мел не подходит для использования на школьных досках). Сейчас в школах появляются интерактивные, маркерные доски и другие средства обучения. Однако школьный мел как существовал много сотен лет в школах, так и остался до сих пор. Качество школьного мела это проблема любого учебного заведения. Наша школа не является исключением. Я решила выяснить причину того, отчего школьный мел то сыпется, то оставляет чуть заметный след, а чаще царапает доску.

Актуальность работы заключается в том, что мел, используемый потребителем, отличается по качеству. А всегда ли качество связано с безопасностью для здоровья?
Проблема : низкое качество школьного мела может привести к заболеваниям учащихся и педагогов.
Цель : Изучение физических и химических свойств и влияние на организм человека школьного мела.

Задачи :
1. Собрать достоверную информацию о происхождении, составе, свойствах и применении школьного мела.
2. Провести эксперименты по изучению качественного и количественного состава различных сортов школьного мела, пригодности для использования.
3. Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.
4. Оценить влияние мела на здоровье человека.

В ходе работы использованы следующие методы исследования :
- поиск и анализ достоверной информации из достоверных источников;
- химический эксперимент;
- анкетирование учителей и анализ результатов.

Происхождение, свойства, применение мела

Мел - белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.

Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В составе мела обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов, которые составляют подгруппу периодической системы элементов. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек. В океанах и морях оседают на дно раковины отмерших корненожек. За тысячи и миллионы лет скопляются громадные толщи раковинок, которые впоследствии при геологических перемещениях земной коры могут оказаться на суше в виде меловых и известковых гор (например, на Украине). Таким образом, ничтожно малые по своим размерам и грандиозные по своей массовости простейшие входят в состав земной коры.

Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95% состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция).

Мел - необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), резиновой, бумажной, в сахарной промышленности - для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.

При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.

Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания.

Экспериментальное определение физико-химических свойств мела

Основные показатели качества

При изучении литературы по данной теме мы выявили следующие показатели, которыми должен обладать мел, используемый в школах:

Крошится при письме
- пачкает руки
- чистота (белый)
- твердые вкрапления


Данные показатели исследуемых образцов привели в таблице «Основные показатели качества мела»:

Качественный анализ школьного мела

Основным компонентом мела является карбонат кальция. Природный (пиленый) мел не содержит никаких других компонентов. При изготовлении формованных мелков в порошок мела добавляются вещества – связующие, например, крахмал или гипс.
Чтобы узнать, какие связующие вещества применялись для изготовления имеющихся в классе мелков, проводится качественный анализ.

Практическая работа «Качественный анализ мела»

Оборудование:

1) микроскоп
2) предметное стекло
3) пипетка
4) штатив лабораторный с кольцом и муфтой
5) воронка
6) пробка с газоотводной трубкой
7) ступка с пестиком
8) химический стакан
9) пробирки
10) фильтровальная бумага
11) стеклянные палочки
12) образцы школьного мела
13) дистиллированная вода
14) известковая вода
15) соляная кислота (разб.)
16) фарфоровая ложечка
17) спиртовка
18) спички
19) пинцет
20) спиртовый раствор йода
21) тиосульфат натрия
22) йодид калия

Распознавание карбонат - анионов (СО 3 2-)

В пробирку внесли несколько кусочков мела и прилили небольшое количество разбавленной соляной кислоты HCl. Быстро закрыли пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустили в другую пробирку, в которой находится 2 – 3 мл известковой воды. Несколько минут наблюдали, как через известковую воду походят пузырьки углекислого газа. Известковая вода помутнела. Следовательно, в состав мела входят карбонат - анионы (СО 3 2-).

СаСО 3 + 2HCl → СаCl 2 + СО 2 + Н 2 О
СО 3 2- + 2Н + → СО 2 + Н 2 О
СО 2 + Са(ОН) 2 → СаСО 3 ↓ + Н 2 О

Вывод: Наличие в составе мелка карбоната кальция подтверждается с помощью соляной кислоты (выделяющийся углекислый газ вызывает помутнение известковой воды).

Распознавание крахмала.

Крахмал обнаружить просто. Например, если при прокаливании мелка он чернеет, то можно сделать вывод, что в его состав входит крахмал (углеводы при нагревании легко обугливаются). В качестве реактива на крахмал можно использовать и раствор йода. Крахмал мы обнаруживали с помощью спиртового раствора йода. На исследуемые кусочки мела нанесли по 2 – 3 капли раствора йода. Окраска раствора йода изменилась с круглым мелом (цвет синий). С остальными образцами мела окраска спиртового раствора йода не менялась.

Микрокристаллическая реакция на гипс.

Присутствие гипса в качестве связующего можно доказать проведением микрокристаллоскопической реакции. Каждый исследуемый образец мела измельчили в ступке и массу 1 грамм растворили в 2 мл. дистиллированной воды. Тщательно перемешали полученный раствор стеклянной палочкой. Полученный раствор профильтровали. Затем каплю фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в состав мела), имеющие форму характерных иголок и игольчатых друз.

Небольшие кусочки мела каждого исследуемого образца прокалили в пламени спиртовки. Пламя спиртовки приобрело красно – оранжевую окраску у каждого образца мела, что подтверждает наличие катионов кальция (Са 2+).

Результаты исследований:

Вывод: Образцы мела все содержат ионы кальция и карбонат - анион, следовательно, в нём присутствует карбонат кальция (CaCO 3). Из примесей мы обнаружили гипс и крахмал.

Вывод по экспериментальной части:

1) Все исследуемые образцы мела содержат в своём составе катионы кальция.
2) Примеси в наших образцах были гипс, крахмал и клей.
3) Кусковой мел состоит из карбоната кальция и огромного количества примесей, пачкает руки, плохо пишет.
4) Круглый мел состоит из карбоната кальция, сильно пачкает руки, мягко пишет, крошится, т.к. в качестве связывающего вещества в нём крахмал.
5) Прямоугольный мел содержит карбонат кальция, мало крошится и меньше всего пачкает руки, но очень карябает доску, т. к. в качестве связывающего вещества содержит помимо гипса - клей.

Влияние школьного мела на здоровье учеников и учителей

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем. Здоровье человека всегда было предметом пристального изучения специалистов самых разных профессий.

По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые заболевания.

Как только ребенок идет в школу, он начинает пользоваться мелом. Школьный мел сопровождает нас с первого до одиннадцатого класса, педагоги пользуются им постоянно. Сегодня к школьному мелу предъявляются очень серьезные требования, поэтому школьный мел считается экологически чистым и безопасным продуктом. Однако в процессе использования школьный мел начинает пылить, забиваться в нос, пачкать руки. Некоторые учащиеся любят есть мел, а ведь школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Для выяснения воздействия мела на здоровье человека мы опросили наших учителей, которые в силу специфики своих предметов вынуждены постоянно пользоваться мелом.

Анкета для учителей

1. Как вы считаете, оказывает ли постоянная работа с мелом влияние на ваш организм?

2.Имеются ли отрицательные последствия, если да, то какие?
а) на кожу рук:
1.сушит
2.аллергическая реакция
3.другое
4.нет последствий
б) на дыхательную систему:
1.кашель
2.проявления астмы
3.другое
4.нет последствий.

3. Можно ли заменить доску и мел в школе? Если да, то чем?

Проанализировав анкеты учителей нашей школы, мы пришли к выводу, что 100% учителей не довольны качеством мела, поступающего в нашу школу (сильно пачкает руки, царапает доску и осыпается). Учащиеся ещё добавили одно плохое качество - плохо отстирывается от школьной формы, если случайно им испачкаешься.

По мнению большинства опрошенных учителей, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании частиц мела. Половина опрошенных отметили, что вынуждены постоянно пользоваться увлажняющим кремом для рук. Есть среди учителей и те, кто получил серьезные проблемы с кожей рук: экземы, шелушение и трещины на ладонях.

Несмотря на технический прогресс, по мнению учителей полностью заменить мел пока нельзя. Хорошей альтернативой стали бы доски для письма маркерами и интерактивные доски.

1) во время работы чаще мыть руки со смягчающим туалетным мылом: «глицериновое», «ланолиновое», «вазелиновое» и «молочное»
2) после каждого урока смазывать руки увлажняющим кремом для рук
3) стирать мел с доски только влажной тряпкой
4) промывать тряпку для стирания мела как можно чаще

Заключение

Школьный мел – это продукт, содержащий в своем составе помимо основных безопасных (как считается) компонентов: известняка, гипса, крахмала, еще и склеивающие вещества (клей ПВА, БФ, казеиновый, канцелярский и др.), красители, что не совсем безопасно для их здоровья.

Исследуемые образцы мела имеют содержание карбоната кальция от 40 до 80% и содержат гипс. Несмотря на внешнее сходство, образцы ведут себя по-разному при добавлении горячей воды и соляной кислоты.

Изучив литературу, я рекомендую учителям тщательно мыть тряпку от мела и не стирать мел с доски сухой тряпкой. Уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно, если завернуть мел бумагой, а лучше фольгой. Еще один вариант решения проблемы сыпучести мела: заранее обработать поверхность мела канцелярским силикатным клеем.

Проведение исследования позволило мне научиться планировать и проводить химические эксперименты и получать достоверные результаты. Результаты опытов обрабатывали методами математической статистики.

Список источников

1. Карцова А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова; – СПб.: Авалон, 2005. С. 101-103.
2. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 543 с.
3. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. - 688 с.
4. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; – М.: Химия, 1995. 136 с.
5. Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев. М.: Филолог, 1995. 380 с.
6. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. / Б.Д. Степин, Л.Ю. Алкберова. – М.: Химия, 1995. 270 с.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.

Интернет источники

Работу выполнила: Бабуева Саяна, 8 класс
Руководитель: Гармаева Бутит-Цыбжит Павловна, учитель химии

Российская Федерация, Забайкальский край
Агинский Бурятский округ
село Хара-Шибирь
МОУ «Хара-Шибирская средняя общеобразовательная школа»

Толковый словарь Даля

МЕЛ, (мель?) муж., костр., пермяц. дрожди, дрожжи. II. МЕЛ муж. мягкий, мучнистый известняк; водная углекислая известь, белая краска. | сев. и вост. дрожди, дрозжи (или мел?), в яросл. мель жен. | Мел, у ловчих птиц, болезнь, жесткое белое… … Толковый словарь Даля

Сокр. назв. меловой системы и периода. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978. Мел … Геологическая энциклопедия

Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? мела и мелу, чему? мелу, (вижу) что? мел, чем? мелом, о чём? о меле и в мелу 1. Мел это мягкое белое вещество, минерал. Добыча мела. 2. Мел это кусок такого вещества, а также порошок или… … Толковый словарь Дмитриева

Характеристика Длина 39 км Площадь бассейна 303 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Шерна → Клязьма → Ока → Волга … Википедия

А (у), предл. о меле, в мелу; м. 1. Мягкий белый известняк. Добыча мела. // Кусок этого известняка; порошок или раствор его, употребляемые для письма, побелки, чистки и т.п. Растворить м. Белить потолок мелом. Писать на доске мелом. Весь рукав в … Энциклопедический словарь

Мел - – осадочная зоогенная горная порода землистого сложения, слабо сцементированная из микроскопических раковин, состоящая в основном из углекислого кальция с незначительной примесью песка и глины. [Справочник дорожных терминов, М. 2005 г.] Мел … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Внесистемная единица высоты звука, применяется главным образом в музыкальной акустике. Нулевой высотой (0 мел) обладает звук частоты 20 Гц при уровне громкости 40 фон, а при той же громкости и частоте 1000 Гц 1000 мел. По этим данным строится… … Большой Энциклопедический словарь

мел - МЕЛ, а, м. ◊ На мел (играть). В долг. ◘ Хотя игра велась на мел, но видно было по ставкам, что у многих уменьшались наличные фонды, только одни француженки играли очертя голову. А.С.Афанасьев Чужбинский. Петербургские игроки, 1872 … Карточная терминология и жаргон XIX века

Книги

  • Хрестоматия по исследованиям времени в психологии В трёх томах под редакцией А. И. Мелёхина , А.И. Мелёхин. Проблема исследования времени в психологии довольно противоречива. В свете многообразия теорий время, являются доминантой в сознании человека в плане плане систематизации, структурирования…

    Теоретическая часть………………………………………... 3 – 7

    Экспериментальная часть…………………………………... 8 – 9

    Заключение…………………………………………………... 10

    Библиографический список………………………………… 11

    Приложения…………………………………………………. 12 – 19

Введение

В магазине канцелярских товаров я была свидетелем того, как одна женщина спросила: «У вас продается съедобный мел?» Этот вопрос поразил меня. Когда я поделилась услышанным с учителем, она мне рассказала, что часто встречаются люди, у которых есть такие странные желания.

Актуальность: Некоторые люди с превеликим удовольствием едят мел в большом объеме на протяжении всей жизни. Встречаются люди, испытывающие лишь периодически желание отведать лакомый кусочек мела. Эта проблема, я считаю, актуальна и требует изучения…

Предметом исследования данной работы является МЕЛ.

Объект исследования: состав мела.

Цель работы: Изучить состав мела и выявить, как он влияет на здоровье человека при употреблении.

Задачи : 1) Изучить литературу по обозначенной теме;

2) Провести эксперимент по выявлению состава мела, социологический опрос работников и учащихся нашей школы с целью выявления среди них людей с желанием отведать мел, узнать мнение врача по данной теме;

3) Обработать полученные результаты и сделать вывод.

Гипотеза: Если у некоторых людей возникает потребность съесть мел, значит он восполняет наш организм необходимыми нашему организму элементами и не оказывает вреда.

Методы исследования: поиск и обзор информации, эксперименты, социологический опрос, интервью с врачом, обработка данных.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Глава I. Теоретическая часть

    Что такое мел?

Мел -

    мелсангвина, мелок, известняк

Словарь русских синонимов

    1) Мягкий белый известняк, применяемый в химической, резиновой, бумажной и других отраслях промышленности. 2) Кусок такого известняка, порошок или раствор, употребляемые для письма, побелки, чистки и т.п.

Толковый словарь Ефремовой

    тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов микроорганизмов (кокколитов, фораминифер и др.). Применяют в цементной, стекольной, резиновой и др. отраслях промышленности.

Большой энциклопедический словарь

    это «осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, растворимая в воде, органического происхождения. Основу химического анализа мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния».

Википедия

Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция. Побочными натуральными примесями, находящимися в составе мела, являются: глина, кварц, углекислая магнезия, углерод и окись железа. Эти примеси в хороших сортах мела не превышают 4% его состава. Углерод окрашивает мел в серый цвет, а окись железа - в желтоватый.

В продаже мел находится в кусках и порошке различных чистоты и цвета, а потому и различных качеств. Натуральный продукт подвергается перемалыванию, просеиванию и отмучиванию, которые производятся в специальных аппаратах. Имеющиеся в продаже цветные мелки часто совершенно не содержат в своем составе мела. Так, черный мел состоит из глинистого шифера, окрашенного углеродом; красный мел представляет глинозем, окрашенный окисью железа, и т. д.

    История возникновения мела

В водах океанов существуют различные виды мельчайших растений и животных. Одним из них является одноклеточное существо под названием «фораминифера» с панцирем из извести. Отмирая, они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей . Конечно, на это уходят миллионы лет. Постепенно этот слой цементируется и превращается в мягкий известняк, который мы называем мелом.

    Применение мела

Мел природный обработанный в соответствии с требованиями к различным степеням чистоты, является необходимым сырьем для различных отраслей промышленности.

    В бумажной промышленности в качестве наполнителя и отбеливателя;

    В сахарной промышленности для очистки стекловичного сока;

    В школах для письма на досках;

    В животноводческой отрасли для подкормки сельскохозяйственных животных и приготовления комбикормов;

    В резинотехнической отрасли в качестве наполнителя для ускорения процесса вулканизации резины и придания ее поверхности гладкости;

    В стекольной отрасли для придания стеклу термической стойкости, механической прочности;

    В строительной промышленности для побелочных работ и производства цемента, извести, различных шпаклевочных и малярных материалов.

  1. Почему хочется есть мел и какой мел съедобен?

Некоторые из людей с превеликим удовольствием едят мел в большом объеме на протяжении всей жизни. Встречаются люди, испытывающие лишь периодически желание отведать лакомый кусочек мела. Согласно статистике, подобную потребность в основном испытывают будущие матери. С лучайно найдя «собратьев» по привычке, любители мела серьезно обсуждают вкусовые различия между разными марками мела и спорят о том, вреден ли для здоровья мел из магазина канцтоваров и какой вкуснее.

Для беременных и кормящих женщин желание откусить мелок порою становится настоящим бичом. Дело в том, что при беременности и во время кормления из их организма очень быстро уходит кальций в больших объемах. Организм восполнить свои запасы требует как можно скорее.

Желание съесть мел может свидетельствовать о низком уровне гемоглобина. В этом случае следует обратиться к специалисту.

На усвоение кальция напрямую влияет количество поступающего в организм фосфора. У человека, страдающего анемией, может создаться впечатление, что потребление мела решит все проблемы. Однако и дефицит железа в крови мелки не способны восполнить. Когда мел начинает контактировать с кислотной средой желудка, он начинает превращаться в подобие гашеной извести, которая влияет крайне негативно на слизистую оболочку органов пищеварения. Кальций откладывается в легких и почках, поджелудочной железе, это может привести к панкреатиту. Если мел принимать долго, то возможно развитие сахарного диабета, известкование сосудов, появление камней в почках. Это все в свою очередь приводит к развитию сердечнососудистых заболеваний. Бывает, что потребность съесть известь или мел вызывается своеобразным извращением вкуса и вредной привычкой. Мел и известь употреблять не рекомендуется, потому что это может нарушить функции кишечника, в результате возникают запоры и появляется риск занести в организм инфекцию. В магазинах и в аптеках нет пищевого мела. Все что сейчас предлагает индустрия - это мел в виде пищевой добавки для домашних животных.

Согласно мнению квалифицированных врачей, в пищу употреблять можно только аптечный мел. Называется он «глюконат кальция». Такой мел абсолютно безвреден, хотя увлекаться им не стоит в больших количествах.

Обычный же мел, который каждый из нас видел в школе, есть просто опасно – в нем содержатся добавки. Эти составляющие могут навредить человеческому здоровью.

«Непищевой» мел способствует отложению кальция в почках. Такое неприятное явление принесет больше вреда, чем пользы. Поэтому и рекомендуется есть «фармацевтический» мел – он полностью усваивается организмом, а по вкусу очень напоминает школьный.

Строительный мел есть ни в коем случае нельзя – это грубо обработанный материал, содержащий большое количество примесей и химических веществ, которые добавляют для придания ему тех или иных свойств.

Канцелярский мел тоже небезопасен – зачастую для твердости его смешивают с гипсом. Натуральный цвет мела белый, поэтому любой цветной мел можно считать токсичным из-за содержащегося в нем красителя. Исключение могут составлять только детские мелки – ребенок любит пробовать «на зуб» все новое и производители учитывают этот факт.

Лучше всего употреблять в пищу натуральный мел, добытый в карьерах или извлеченный из горной породы. Но самый правильный выход при желании есть мел - консультация врача

Вывод по первой главе : Изучив материалы, собранные по теме, я узнала, что мел – это известняк, основным составом которого является карбонат кальция. Он является

    Магические свойства мела

Обычный мел, которым мы привыкли пользоваться с первого класса, может стать надежным защитником от зла. Как же изготовить магический мел? Возьмите простой белый мел (мел других цветов использовать в магии не рекомендуется) и положите его на сутки в соль. Ровно через сутки достаньте мел из соли и произнесите над ним молитву: "Создателю и содеятелю человеческого рода, деятелю благодати духовныя, подателю вечного спасения, Сам, Господи, поели Духа Твоего Святого с вышним благословлением на вещь сию. Яко да вооружена силою небесного заступления. Твоего, хотящим ю употребляти. Дабы была она вомошна в телесном спасении и заступлении и помощи о Христе Иисусе, Господе нашем". Положите мел на подоконник и не трогайте его в течение суток. После этого ваш волшебный мел готов к употреблению.

Защита дома . Магический мел обеспечит защиту вашего дома от негативной энергии, которая попадает сюда вместе с теми, кто приходит к вам. Это процесс вполне естественный, поскольку человек, вступая в контакт с другими людьми, получает определенное количество как положительной, так и отрицательной энергии. Возьмите мел и подойдите к входной двери в квартиру (со стороны жилого помещения). Поставьте небольшой крестик на уровне глаз на левом косяке двери. Далее на косяке, который находится над головой, по центру двери, и последний крест - справа от входа, также на косяке. Кресты не обязательно должны быть яркие, но постарайтесь уверенно и четко прочертить линии. Затем откройте дверь и прочертите линию по порогу двери слева направо. Установленная вами защита будет работать около месяца. Затем ее стоит возобновить, но не стирая старые кресты, а нанося поверх них новые. Защита окон . Защита окон, через которые негатив от проходящих недобрых людей также может проникнуть в помещение, в основном актуальна для тех, кто живет на нижних этажах или в небольших домах. Не случайно наши предки всячески старались защитить окна, нанося на ставни и наличники защитные символы. Возьмите мел и наподобие того, как вы защитили дверь, нанесите меловые кресты на окно. Первый крест слева от вас, затем сверху над окном, далее справа и последний - под подоконником. Поскольку окна подвергаются меньшему влиянию негатива, то возобновлять защиту можно раз в три месяца. Аномальные зоны. В помещении помимо естественного уровня энергии, который присущ хозяевам, могут находиться и различного рода негативные энергетические сущности. Обычно человек, попадая в такой сектор помещения, начинает испытывать дискомфорт, беспокойство, холод. Все это указывает на то, что в данном месте существует аномалия. При помощи мела, очертив круг по часовой стрелке, обрисуйте эту зону. Лучше сделать круг немного больше, чем сама зона. Далее возьмите освященную свечу и поставьте ее на блюдце. Блюдце со свечой установите внутрь этого круга и выйдите из помещения. После того, как свеча прогорит, войдите в круг и постарайтесь почувствовать, что именно вы ощущаете. Если дискомфорт прошел, то можно приступать к завершению обряда. Если нет, то зажгите новую свечу, и так до тех пор, пока вы не почувствуете себя уютно и комфортно. Если вы считаете, что справились с задачей, вам необходимо " запечатать" это место. Проведите в круге две линии. Сверху вниз и справа налево, образуя крест в круге. Затем тщательно вымойте пол, смывая все следы мела. Воду вылейте в унитаз или, если вы живете в отдельном доме, под угол дома. Снятие беспокойства. За счет своего стабилизирующего энергетического влияния магический мел прекрасно снимает проявления беспокойства и нервозности, особенно если они порождены сглазом или иной негативной энергией. Для того, чтобы снять с себя (или другого) негативную энергию, успокоиться перед важной встречей, дать заряд уверенности, надо положить мел между ладонями и потирая ими взад- вперед, втирать его в руки. Необходимо, чтобы мел окрасил ладони от кончиков пальцев до запястья. Затем отложите мел в сторону и сложите ладони. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, а на выдохе, раскрыв ладони лодочкой, дуньте на них что есть силы, сдувая мел. Это лучше делать в ванной или на улице, чтобы потом не пришлось собирать частицы мела. Теперь смойте мел с рук проточной водой. Увидите, как изменится ваше настроение от такой простой, но весьма эффективной помощи магического мела. Амулет Магический мел может быть неплохим амулетом. Чтобы использовать его в этом качестве, вам необходим мешочек из натуральной кожи, куда вы положите небольшой кусочек. Его можно носить и на шее, и в кармане. Он защищает человека от негативного влияния других лиц. Мел также предупредит своего владельца о том, что на него оказано магическое воздействие посредством еды или питья(обычно это приворот или порча). Человек вдруг начнет испытывать неприятные вкусовые ощущения, хотя пища вполне нормальная. Рвота, которая последует за этим, является естественным способом вывода негативной энергии. Магический мел не имеет срока годности и может, не теряя своих свойств, храниться сколько угодно.

Вывод: Оказывается, обычный мел может стать надежным защитником от зла.

    Лечебные свойства мела

    мел часто пьют при сильной изжоге (по 1/2 ч.л.).

    при отравлении кислотами необходимо принимать мел в качестве противоядия (особенно это надо делать при отравлении щавелевой кислотой).

    симпатическое средство. При носовом кровотечении под язык кладут кусочек мела - и это часто помогает.

    мелом можно выводить бородавки. Делается это следующим образом: мелко измельченным чистым мелом натирают бородавку, сверху на нее насыпают намного мела и забинтовывают на сутки. Необходимо беречь забинтованное место от воды.

    мел часто используется вместо зубного порошка. К нему можно добавить такое же количество активированного угля.

    при трофических язвах готовят мазь следующего состава: Желток куриного яйца, сваренного вкрутую - 1шт., Деготь - 1ст.л.,Сливки - 2 ст.л., Мел - 1ст.л., Все тщательно перемешивают и накладывают на салфетку. Салфетку накладывают на язвы и перебинтовывают. Перед этим язва должна быть хорошо промыта известковой или просто теплой водой.

    если у ребенка грудного возраста начался понос, то ему можно дать несколько раз в день по 1 ч.л. меловой воды (кипяченная вода, в которой 1-2 часа находился мел), смешивают 1:1 с материнским молоком.

Глава II. Экспериментальная часть

    Определение состава мела

Взяла пробирку, налила немного воды, добавила соляную кислоту. Растертый в порошок мел положила в пробирку. Реакция сопровождалась шипением, появлением пузырьков, наблюдалось помутнение содержимого пробирки.

Вывод: Появление пузырьков в опыте, свидетельствует о выделении углекислого газа, а помутнение – о присутствии карбоната кальция в составе мела (2-х образцов). В результате опыта я выяснила, что мел- это известняк.

    Определение наличия кальция

Я взяла 2 небольших кусочка мела и внесла их по очереди в пламя спиртовки. Оба образца окрасились в оранжево-красный цвет.

Вывод: В меле содержится кальций

    Определение наличия крахмала.

Кусочек мела растерла в порошок капнула 2-3 капельки йода, который выступил в роли реактива. Круглый мел окрасился в синий цвет, формовой – нет.

Вывод: Значит в круглом меле содержится крахмал, а в формовом – нет.

    Выявление людей, у которых появляется потребность съесть мел.

Я провела социологический опрос работников школы и учащихся. Опрошенные отвечали на вопросы:

А) Появлялось ли у вас желание съесть кусочек мела?

Б) Как часто вы употребляете мел?

В) Какой мел вы предпочитаете?

Г) Полезно ли есть мел?

В опросе участвовало 56 человек: учащиеся 2, 4, 10 классов, учителя и техработники школы.

Результаты опроса:

    Появлялось ли у вас желание съесть кусочек мела?

Да – 18 человек

Нет – 38 человек

    Как часто вы употребляете мел?

Из 18 участников, у которых появлялось желание съесть мел, ответили:

Постоянно – 2 человека

Часто - 2

Редко – 5

Раз в неделю – 3

Весной – 1

Не пробовали – 5

    Какой мел вы предпочитаете?

Из этих же 18 человек ответили:

Формованный прямоугольный – 7 человек

Круглый – 3

Белый – 3

Кусковой природный – 1

Твердый – 1

Никакой – 3

    Полезно ли есть мел?

Да – 24 чел.

Нет – 28 чел.

Вреда не принесет – 1 чел.

В определенное время – 1 чел.

Не знают – 2 чел.

Вывод: В нашей школе есть люди, у которых появляется желание съесть мел, среди которых есть те, которые хотят, но не пробовали. Считают полезным – 43% опрошенных.

    Интервью с врачом нашей поликлиники Аюшеевой Ольгой Жамсарановной

В поликлинике нашего поселка я решила получить ответ на интересующий меня вопрос у врача Аюшеевой Ольги Жамсарановны: «Съедобен ли мел и как он влияет на здоровье человека».

Ответ врача:

Мел входит в состав лекарственных препаратов. Мел может быть полезен, так как он укрепляет кости, стенки кровеносных сосудов. Безмерное употребление мела может навредить организму человека.

Заключение

Изучив материалы, собранные по теме, я узнала, что мел – это известняк, основным составом которого является карбонат кальция. Он является необходимым сырьем для различных отраслей промышленности. Потребность в употреблении мела могут испытывать люди, у которых в организме не хватает кальция, дефицит железа или низкий уровень гемоглобина. Поедание мела не может в полной мере восполнить нехватку в организме нужных элементов. Лучше всего нехватку кальция и низкий уровень гемоглобина уравновешивать продуктами или обратиться к специалисту.

В ходе исследования мы изучили состав мела и узнали, как он влияет на здоровье человека

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

Гипотеза подтвердилась частично. Действительно мел содержит кальций, необходимый нашему организму. Чрезмерное употребление мела может вредить нашему организму.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин.

В ходе дальнейшего исследования передо мной стоит задача – изучить и провести наблюдение:

    как уравновесить меловую потребность человека продуктами или витаминами;

    как влияет мел на кожу учителей и учащихся при его использовании в школе, не вызывает ли он аллергии.

Современный образ жизни оказывает огромное влияние на здоровье человека. Все чаще можно встретить людей, страдающих авитаминозом и недостаточным количеством полезных веществ в организме. Именно поэтому в последнее время большой популярностью пользуется мел для еды.

Хочется мела, что это значит?

Многие считают потребность в меле весьма странным явлением, ненормальным для рядового человеческого организма.

В быту обычно желание погрызть мел связывают с беременными женщинами, они действительно нередко имеют такие вкусовые пристрастия. Это обусловлено тем, что в период формирования и роста плода женскому организму требуются двойные порции витаминов и микроэлементов.

Особенно важно достаточное количество кальция, который содержит кусковой мел для еды. Он служит строительным материалом для большинства тканей, нервных клеток, скелета, хрящевых тканей, волос, ногтей, внутренних органов и кожи маленького человека.

Однако нехватка кальция может сопровождать абсолютно любого человека, обычно она характеризуется следующими симптомами :

  • Ломкие и тусклые волосы;
  • Кариес, хрупкость костей (частые переломы);
  • Ломкие ногти, подверженные расслоению;
  • Тусклый оттенок кожи;
  • Потеря эластичности кожи;
  • Судороги в мышцах;

Подобные состояния характеризуют выраженное нарушение кальциевого обмена, справиться с которым поможет природный мел для еды.

Из чего состоит мел

Состав мела для еды представлен комбинацией из неорганических солей (карбонатов). Главным элементом подобных соединений считается Ca(кальций). Многие уверены, что природный кусковой мел – это ничто иное, как известный всем со школьной скамьи карбонат CaCO3.

Однако углубленное изучение данного вопроса позволяет убедиться в том, что мел для еды включает в себя и другие элементы таблицы Менделеева :

  1. Безусловно, окись кальция занимает практически половину компонентного состава вещества. Содержание СаО в минерале доходит до 55%.
  2. Вторую позицию в списке составляющих занимает углекислый газ или CO2. Его доля в составе мела порой достигает отметки в 43%.
  3. Окись такого металла, как магний (MgO), занимает весьма незначительный объем, который обычно не превышает значения 2%.
  4. Кварцевая составляющая влияет на плотность мела для еды в виде прямой пропорции. Чем больше SiO2 содержит вещество, тем выше его плотность. Массовая доля кварца от общего объема порой доходит до 6%.
  5. Al2O3 совсем немного уступает в объемном содержании кварцевым включениям. Общий объем оксида алюминия в известковой породе соответствует 4 %.

Иногда можно встретить природный мел с розоватым или даже красноватым оттенком. Такой особенностью порода обладает благодаря повышенному содержанию окисей железа. В обычном белом меле содержание Fe2O3 не превышает порога в 0,5 %.

Где добывают мел

Желающим восполнить дефицит кальция следует знать, какой есть мел для еды и откуда он поступает в продажу.

На территории Российской Федерации расположены более 100 месторождений природного мела. Среди них выделяются три зоны, в которых сосредоточенность карбонатных запасов достигает высоких показателей.

  • Огромную долю в этой цифре занимает Волгоградская область , на долю ее карьеров выпадает до 26% запасов страны.Кусковой мел из данных месторождений отличается отличным качеством, он содержит минимальное количество примесей. Число посторонних включений не превышает 2%. Однако Волгоградский мел достаточно водонасыщен, показатель содержания воды в сухом меле превышает заданные нормы практически на 10-15 %. Этот факт затрудняет его добычу.
  • Следующую позицию занимает Белгородская область , здесь сосредоточено до 24% меловых запасов. Вкусный мел, добываемый на здешней территории, на 99 % состоит из карбонатов, что является превосходным свидетельством высокого качества.

Саратовская область владеет 11% — ной долей в общем объеме мелового богатства Российской Федерации.

Вред и польза мела при употреблении в пищу

Все большую популярность обретает мел кусковой для еды, вред и польза данного вещества обсуждаются специалистами по сей день. Оценить однозначно осадочный минерал не представляется возможным, ведь он имеет как отрицательное, так и положительное влияние на человеческий организм.

Польза природного мела для еды заключается в следующем :

  1. Укрепляет хрупкие кости и служит профилактикой против кариеса;
  2. Помогает поддерживать здоровье и красоту волос, ногтей, зубов и кожи;
  3. В небольших количествах помогает наладить работу пищеварительной системы;
  4. Обеспечивает подвижность суставов и эластичность мышц;
  5. Способствует правильной работе сердечно-сосудистой системы;
  6. Участвует в обменных процессах на межклеточном уровне;
  7. Влияет на свертываемость крови и на уровень гемоглобина (косвенно).

Отрицательное влияние вкусный мел для еды проявляет лишь при переизбытке его в организме.

Чрезмерное употребление кальция приводит к следующим побочным явлениям :

  • Повышение свертываемости крови;
  • Снижение прочности костной ткани и зубной эмали;
  • Возникновение риска заболеваний эндокринной системы;
  • Стенокардия;
  • Снижение мышечного тонуса;
  • Появление почечно-каменной болезни;
  • Повышение кислотности желудочных соков, что способствует развитию болезней желудочно-кишечного тракта (гастрит и язва);
  • Подагра;
  • Кальциноз (отложения солей Ca в тканях внутренних органов).

Рассуждая о негативных последствиях употребления мела для еды, можно сделать вывод о том, что они вызваны количеством и качеством потребляемого минерала.

Какой мел лучше для еды

Люди с недостатком кальция в организме часто интересуются, где купить мел для еды, какой лучше. Также они занимаются изучением вопроса, какой самый вкусный мел для еды.

При желании погрызть кусковой мел обычно на ум приходит школьный мелок для доски . Однако этот продукт не только не принесет пользы , но и способен причинить вред ввиду наличия в нем химических добавок. Такие вещества отравляют организм, образовавшиеся токсины нарушают работу внутренних органов и портят здоровье в целом.

Доказано, что школьные мелки сушат дыхательные пути, оседая на эпителии гортани. Также они забивают сосуды, происходит известкование, которое приводит к сбоям в функционировании сердечно- сосудистой системы.

Твердые частички, которые содержит такой вид мела, способны оцарапать эмаль зуба, что неизбежно приведет к кариесу. Аналогично они действуют и на слизистую рта, создавая в ней микроскопические ранки, которые незаметны человеческому взгляду. Эти трещинки — прямой путь к появлению воспалительных процессов и проникновению инфекции в организм.

Попадая в желудок, школьный мел вызывает реакцию, схожую на процесс гашения. Такой мел менее вкусный по сравнению с природным аналогом.

Статьи по теме