Проблема одиночества в мире людей. Одиночество в условиях современного общества рогова, евгения евгеньевна

Вряд ли найдется человек, который хотя бы иногда не испытывал состояния одиночества. В течение жизни мы теряем друзей, любимых, близких людей.

Чтобы избавиться от одиночества, есть два пути: либо научиться принимать это чувство и справляться с ним, переключаясь на иные значимые дела, например найти интересное занятие, увлечение, хобби, с головой уйти в работу, либо учиться по-новому строить взаимоотношения с людьми, чтобы не чувствовать своего одиночества, найти новых друзей и спутника жизни.

Жизнь каждого человека – одна-единственная и проходит она удивительно быстро. Не решаемая проблема одиночества для многих людей – это не столько проблема, сколько их реальная, единственная жизнь, которую они хотят прожить хорошо, благополучно, успешно, разнообразно и полноценно. Это их право и право это надо уважать.

Все мы разные и каждый из нас выбирает свой жизненный путь. Для одного – одиночество – это тягостное существование, наполненное депрессией и ощущением собственной неполноценности, для другого – спокойная, размеренная жизнь для себя, возможность сделать успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество бывает разным, с ним связаны не только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, уставая от общения и сознательно сокращая количество своих контактов с окружающими.

Многие периоды жизни человека обязательно связаны с одиночеством, и переживания в период одиночества зависят не столько от изоляции, сколько от отношения человека к самому себе.

В одиночестве мы имеем возможность выбирать, чем заняться и, во многих случаях, эти занятия довольно полезны и разнообразны.

Одиночество позволяет нам осмыслить свой жизненный опыт и часто стимулирует, «подхлестывает» нас к активному поиску интересного и содержательного общения. Именно после периода одиночества мы начинаем больше ценить дружеские или любовные отношения, становимся менее требовательными и более терпимыми к своему партнеру. Можно сказать, что одиночество учит нас мудрости и любви.

Мы начинаем жить полноценно и счастливо не только тогда, когда боремся за какие-то изменения в своей жизни или отчаянно меняем самих себя, но и тогда, когда мы умеем любить себя такими, какие мы есть без всяких изменения, и принимать свою жизнь такой, какая она реально получается или складывается. Важно выбирать то, что нравится, – одиночество или семью, с достоинством принимать то, что получается, иметь уверенность в своем выборе, не отчаиваться, не испытывать комплекс неполноценности и стремиться к гармонии в своей жизни.

Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей самости; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать все свои состояния, однако одиночество требует к себе самого серьезного внимания.

В процессе обыденной жизни мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Эмоциональные состояния одинокого человека – отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):

– возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;

– смутное, но устойчивое состояние тревоги;

– чувство изоляции и опустошенности;

– постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;

– страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

– враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;

– презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).

Чаще всего реакцию на одиночество можно определить как «печальную пассивность» (К. Рубинстайн и Ф. Шейвер). Что это за реакция? Поплакать, поспать, ничего не делать, поесть, посмотреть телевизор, напиться или «отключиться», лежать на диване и размышлять, фантазировать. Конечно, такие способы лишь усугубляют одиночество.

Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.

Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т.д.). Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества (сказать себе, что вы научились быть уверенным в себе, поняли свои новые цели отношений с обществом, друзьями, любимыми – с теми, с кем произошел разрыв отношений).

Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь. Попытайтесь быть более дружелюбным с другими людьми (скажем, приложите усилия к тому, чтобы заговорить с родителями, одноклассниками). Сделайте что-нибудь полезное для кого-то (помогите однокласснику выполнить домашнее задание, добровольно возьмитесь выполнять общественное поручение и т.д.). Попытайтесь найти новые способы встречаться с людьми (вступите в клуб, секцию, пойдите на диспут, на дискуссию, на вечер и т.д.). Предпримите что-нибудь, что сделает вас более привлекательным для других (перемените прическу, купите или сшейте новую одежду, перейдите на диету, займитесь физкультурой). Сделайте что-нибудь для улучшения своих социальных навыков (научитесь танцевать, научитесь быть более уверенным в себе, овладейте психорегуляцией, выполните все упражнения в книге и т.д.).

Используя эти способы, вы преодолеете одну из самых опасных качеств «психологического моратория» – поиск негативной идентичности («хочу стать ничем», тенденция к самоубийству).

Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла мира («распалась связь времен» – помните Гамлета?). Вынужденное общение, массовое производство одинаковых маек, брюк, клипсов, причесок, выражения лиц, фраз, вкусов, оценок, стилей поведения, привычек, чувств, мыслей, желаний уничтожает нашу уникальность и неповторимость, стирает представление о себе как самоценности.

А общение появляется при разнообразии. Два абсолютно одинаковых человека будут интересны друг другу, ведь общение создается как общность разнообразия. Один атом никогда не соединится в молекулу с подобным атомом. Чтобы появилась молекула, нужны валентности атомов, их разнообразие, тогда будет возможность для перехода электронов, для образования общих электронных полей. Так и общение людей появляется лишь при соответствующей уникальности людей. И это многообразие различий создает человеческую общность, спаянность и слияние людей. А казарменное единообразие лишь маскирует полное равнодушие людей друг к другу (как жуки в банке или песчинки в куче песка). Только принятие и культивирование своей уникальности и уникальности другого может противостоять нарастанию одиночества в современном мире.

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Одиночество в современной жизни — естественная реакция на развитие общества?

10.02.2015

Мария Барникова

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества, которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, […]

Одиночество – это современная «болезнь» нашего общества , которую пока безуспешно пытаются одолеть психотерапевты. При этом глобальный характер она носит в развитых и урбанизированных странах. То есть с развитием человечества, эволюционируют также различные фобии и социологические проблемы. В далекие от нас времена, человек, который пытался выжить в одиночку, был заранее обречен на страдание и тяжелое существование, именно поэтому их причисляли к мученикам, святым или отшельникам. Только сообща община людей могла продуктивно развиваться, давать отпор врагу и вести успешную хозяйственную деятельность. Другими словами, еще сто лет назад у человека не было физической возможности оставаться одному, и при этом быть самодостаточным и успешным.

Тенденция к одиночеству

Всемирная сеть Internet , совершенствование транспортной международной системы и глобализация мировых процессов, постепенно нивелировали потребность в тесных связях между людьми ради развития общества. К примеру, сегодня во многих сферах деятельности (особенно это касается области культуры, высоких технологий, научных исследований – достаточно высокооплачиваемых направлений) роль массовых коллективных усилий для достижения успеха, ничем не отличается от разобщенных действий одиночек, объединенных Всемирной паутиной, под управлением небольшого количества талантливых руководителей. Кроме этого, развитие средств массовой информации и компьютерной индустрии привлекают к себе все больше внимания. В эти проекты вкладываются значительные денежные средства, цель которых удержать внимание зрителя как можно дольше.

И это только несколько из основных причин, стимулирующих развитие тенденции к одинокому способу жизни. Человек получил реальную возможность быть успешным без тесного контакта с социумом, именно это и является главной причиной такого явления как одиночество. Но потребность общения и контакта никуда не исчезли, просто они атрофировались, исказились, приняли ложные формы. Такая псевдосвобода, в действительности, лишает возможности вести естественный образ жизни. Худшим сценарием развития подобной ситуации, являются попытки носителей одинокого образа жизни, навязать свое мнение другим, своего рода найти подтверждение правильности своих действий среди остальных людей.

Это не касается тех людей, которые в силу определенных причин стали одинокими или не могут наладить общение: инвалиды, люди в возрасте или те, кто страдает нарушением психики. Речь идет о тех, кто добровольно замкнулся в себе и искренне верит в то, что одиночество, это нормальный образ жизни, естественная реакция на развитие современного общества. При этом многие идут дальше и отвергают семейные узы, ценности. Самый загадочный фактор в такой ситуации это то, что явлению социального одиночества в современных условиях подвержены люди молодого и среднего возраста, которые еще имеют психологическую и родительскую поддержку людей более зрелого поколения – своих родителей, которые выросли в условиях тесных общественных связей. Сложно предсказать, что будет в будущем, когда вырастет целое поколение одиноких людей, воспитанное одиночками.

Спрятаться от всех

Для многих одиночество – это своеобразная ширма, которая позволяет скрыть свои комплексы или другие недостатки, которые с течением лет будут все более прогрессировать. Не пытаясь приобщиться к социуму, противопоставляя себя ему, человек бессознательно (в редких случаях это происходит в полном понимании происходящего) боится быть самим собой и замыкается себе. Такой «защитный кокон» дает иллюзию правильности происходящего, дает силы на поддержание эффекта независимости и успешности. Отделившись такой ширмой от всего мира, удобно и приятно пестовать в собственном сознании свою бесценность и уникальность, формировать высокую самооценку и веру в высшее предназначение.

Именно это и происходит со многими физически и социально полноценными людьми. Выпестованный образ собственной значимости, а-ля центр Вселенной, формирует необоснованную уверенность в правильности подобных действий. Замыкаясь и концентрируя все свое внимание на себе, необоснованно возвышая свое эго, человек постепенно теряет способность любить и сострадать – чисто, светло и искренне. Черствеет сердце, появляется сарказм и цинизм, которые являются прикрытием для самой обыкновенной зависти к тем людям, которые имеет уютный семейный очаг и любящую семью, верных друзей. Вот только та самая иллюзия не дает возможности понять настоящую реакцию души на эти явления, она искривляет и извращает увиденное, предоставляя человеку возможность вновь заняться самообманом. Одиноко бредущие по жизни – по-своему несчастны, но при этом довольно часто успешные люди в современной жизни. Но вот только – жизнь ли это, отгородиться от окружающего мира в пределах своего «Я»? Да, каждый человек индивидуален и неповторим, но желания в своей основе, на протяжении тысячелетий, остаются те же: потребность быть любимым и любимой, гордиться в старости своими детьми и внуками, быть желанным и иметь в этой сложной жизни опору в близких друзьях.

Объявим борьбу одиночеству

Сегодня человеку все тяжелее себя понять, возникает все больше факторов, которые мешают и искажают восприятие этих основных для человека потребностей. Именно поэтому в городах появляется все больше одиночек. В крупных населенных центрах проще найти суррогат-заменитель (для каждого человека он свой) для настоящих чувств, отсутствие которого вызывает самую настоящую ломку. Чаще всего человек-одиночка – это личность, которая на определенном этапе, в силу обстоятельств, противопоставила себя обществу. Именно поэтому такое явление должно быть временным, но никак не постоянным. Оно могло возникнуть как защитный механизм в детстве из-за насмешек товарищей или во взрослой жизни от издевательств мужа, бывает и так. Но очень важно с одиночеством бороться, не закрываться от внешнего мира, впустить в себя хотя бы его небольшую часть и обрести покой, который так необходим мятежной душе.

Если вам понравилась данная статья, обратите внимание на материал посвященный .

Оценка статьи:

читайте также

Все статьи

Шведское общество, считающееся одним из самых благополучных в мире, страдает от одной из самых тяжелых социальных болезней - одиночества.

Почти половина шведских домохозяйств - это одинокие и бездетные взрослые, при среднем по Европе значении - менее трети от общего числа домохозяйств, свидетельствуют данные Евростата.

В чем причины этой проблемы, столь распространенной в современном мире? Почему одиночество сегодня для многих перестало быть несчастьем и стало осознанным жизненным выбором?

Ведущий программы "Пятый этаж" Александр Баранов обсуждает эту тему с доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр ом Асмолов ым и обозревателем по вопросам культуры Русской службы Би-би-си Александром Каном .

Александр Баранов : Пока в политическом мире затишье, мы решили воспользоваться пятницей, чтобы поговорить о вечном, то есть об одиночестве. На эту идею натолкнула нас прекрасная статья нашей коллеги по Би-би-си Мэдди Сэвидж, которая нам из Стокгольма, как одиноко живут шведы. Не только шведы, но и многие другие, решившие переселиться в эту благословенную страну. Можете почитать на нашем сайте этот материал, он называется " Страна, где приезжие больше всего страдают от одиночества " .

В Швеции половина домохозяйств - это домохозяйства для одного человека. Это намного больше, чем в среднем по Европе, где таких - не больше трети. Что мы имеем? Мы имеем, можно сказать, страну победившего социализма, где все для человека, где сильна идея равенства, жизнь комфортна и у людей достаточно возможностей, чтобы организовать ее так, как они хотят. В результате Швеция становится одинокой страной.

У нас возник вопрос: во-первых, почему в такой благополучной стране такая неблагополучная жизнь с точки зрения общения и так далее? Саша, как ты думаешь, что - человек теряет свой важный инстинкт, он эволюционирует, становится индивидуалистом, ему уже не нужно общество или там какие-то другие механизмы задействованы? Какие у тебя первые мысли?

Александр Кан : Я думаю, что это вполне диалектический - извините за такое слово - процесс. Действительно, по мере прогресса, прогресса экономического, социального, по которым скандинавские страны и Швеция, пожалуй, стоят впереди остальных, других стран планеты, - там и социальная справедливость, социальное равенство стали выше, чем в других странах.

Многие говорят о том, что скандинавские страны, наверное в первую очередь, действительно воплотили во многом тот идеал социализма, который ни в коей мере не был воплощен в Советском Союзе. Это благополучие действительно позволяет индивидуумам, людям существовать в гораздо меньшей зависимости от социума, от коллектива, от группы других людей. Это само по себе всегда воспринималось и воспринимается как безусловный прогресс, как безусловное социальное достижение такой модели социально-экономического развития страны.

Почему я употребил слово "диалектика"? Есть оборотная сторона медали. Как гласит известная английская пословица: "У любого облака есть серебряная оболочка" или, наоборот, "В каждой бочке меда есть ложка дегтя". Это - одиночество со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Одно из них (кстати, ты об этом не сказал): Швеция - насколько я помню - страна с одним из самых высоких уровней самоубийств в мире. Это есть оборотная сторона той самой медали, того самого социального прогресса, который позволяет людям жить в максимальной независимости от социума.

А.Б. : Да, парадокс в том, что, если мы посмотрим на шведское общество, становясь более здоровым как общество, оно становится более больным одновременно, потому что многие ученые говорят, что одиночество - это на самом деле болезнь, социальная болезнь, которую можно измерить. Она измеряется продолжительностью жизни и так далее, и, как мы слышали в начале передачи, стрессы, и депрессии, и даже кровяное давление становятся проблемами у одиноких людей.

Александр Григорьевич, к ак вы себе объясняете этот феномен?

Александр Асмолов : И Швеция, и еще ряд стран - так или иначе, мы говорим об относительно благополучном образе жизни - всей своей историей заслужили право на так называемую "личностную автономию".

В ходе развития человечества все более и более возможность быть автономным, возможность самостоятельно принимать решения, возможность отвечать за самого себя стала практически барометром той или иной культурной жизни общества.

Вместе с тем в этих обществах, как уже сегодня звучало, плата за личностную автономию - это потеря связи с другими. Человек никогда не бывает один, даже если он физически находится один. Человек - это всегда диалог, человек - это всегда два человека.

В ходе развития происходит ситуация, когда мы лишаемся возможности как диалога с другими, так и диалога с самим собой. В огромном количестве социальных связей, межличностных связей возникает самая опасная форма одиночества, которая называется "одиночество в толпе".

Вокруг либо реальная толпа, либо воображаемая толпа, либо даже умная толпа социальных сетей, но начинается бегство от самого себя. Это бегство от самого себя как форма одиночества, как потеря перспективы в жизни, как это показал гениальный психолог, автор книжки "Человек в поисках смысла", завершается тем, что у человека возникает экзистенциальный вакуум: он теряет самого себя.

Одиночество как потеря самого себя, как форма экзистенциального вакуума, как потеря ценности "ради чего жить и зачем жить" приводит к огромному количеству трагичных явлений. Это наблюдается в разных странах, но парадоксальным нам это кажется в тех странах, где в экономическом плане все достаточно отвечает банальным критериям так называемого благосостояния, а в экзистенциальном плане потеря идентичности, потеря "я" и потеря смысла является в буквальном смысле цунами, которое охватывает сейчас ряд стран.

Эти явления проявляются и в Швеции, и в Венгрии, и в Норвегии как достаточно, я бы сказал, социально благополучных странах, и, конечно, эти явления есть во всех странах мира.

А.Б. : Мне кажется, что мы часто думаем о Швеции, Норвегии, о других успешных странах, когда мы говорим о проблеме одиночества просто потому, что это нас больше удивляет, потому что это больше на виду, но, как я понимаю, проблемы, в том числе связанные с психическим здоровьем, вызванным одиночеством, намного более тяжелые в странах с серьезным социальным расслоением, где у людей просто нет выхода.

А.А. : Вы абсолютно правы, потому что вопрос в том, что является депривацией смысла, что является основой потери смысла.

В тех странах, где достаточно сильная социальная дифференциация, где идет расслоение, мы также имеем дело с одиночеством. Невероятно важно понять, что одиночество имеет эволюционные корни.

Есть замечательная книжка этолога, специалиста по поведению животных, по эволюции Панова, где он рассказывает об эволюционных этологических корнях одиночества. Мы имеем дело с очень сложным многогранным явлением.

Если когда-то, в сороковых годах Эрих Фромм написал книжку "Бегство от свободы", то все более и более много работ ХХ века, отражая реальность и особенно сейчас, ХХI века, могут быть написаны как "лабиринты одиночества" и "бегство от одиночества".

А.Б. : М ногие ученые одиночество называют одним из инстинктов человека, который позволил человеку выжить , так же, как чувство голода. Чувство голода заставляет человека искать еду, а чувство одиночества, дискомфорт от одиночества заставляет человека искать других, себе подобных, и благодаря этому во многом, как говорят ученые, - насколько я сегодня прочитал - это делает человека человеком коллективным, заставляет человека учиться работать сообща, и поэтому человечество выжило. Вот такая теория, вы согласны с ней?

А.А. : Эта теория у меня вызывает большие вопросы, потому что вопросы об истоках, по которым возникает объединение в ту или иную эволюционирующую социальную систему, несколько сложны. Сейчас одно могу сказать только, что любая эволюция - это рост разнообразия, а выигрышная стратегия эволюции - когда идет рост разнообразия, когда мы имеем групповой образ жизни.

Поэтому объединение, как говорят социальные биологи-эволюционисты, - это возрастание наших возможностей с нашей вариативностью в эволюции. Есть анонимные системы и есть так называемые персонифицированные системы, то есть здесь очень интересная серьезная проблема.

Вспомните замечательные легенды и книги, вспомните рассказы о волке-одиночке на Скале Совета. По сути дела, феноменология одиночества и в этом. Какие бы ни были гипотезы, она проистекает от самых древних эволюционных корней развития жизни.

А.Б. : Да, действительно видов одиночества есть много, как вы сказали. Саша, раз уж мы заговорили о культуре, о литературе, то можно заметить, что литература, вообще культура впрямую обращается сразу к самому страшному виду одиночества, о котором сказал Александр Григорьевич, - это одиночество в толпе, когда человек общается с людьми, когда у него вроде бы все есть, а человек чудовищно одинок.

Насколько удается культуре, насколько серьезен ее вклад в определение этого, насколько она помогает человеку, способна помочь человеку справиться с этим? Насколько она, на ваш взгляд, хорошо и глубоко анализирует это чувство?

А.К. : Конечно, без этого никуда не деться в культуре. Достаточно вспомнить ставшее хрестоматийным выражение "все мы выросли из гоголевской шинели". Что такое шинель, что такое Акакий Акакиевич Башмачкин несчастный, как не есть это грустное, печальное, щемящее описание одиночества, причем именно одиночества в толпе, одиночества в большом городе. А ведь это было написано почти два века тому назад, по-моему в 30-40 годы ХIХ, когда Гоголь писал "Шинель".

Так что процессы эти, как мы говорим сегодня, чем дальше, тем больше усугубляются, и, конечно, проблема одиночества находит свое отражение в самых разных проявлениях произведений искусства. На ум приходит, скажем, мунковский "Крик", например. То же самое - это крик отчаяния одинокого человека.

А.Б. : Люди ходят, смотрят на эту картину, и они не слышат этот крик на самом деле. Люди становятся все большими индивидуалистами. Материальные блага их настолько завораживают, что они мнят себя существами, способными прожить сами по себе.

А.К. : Да, но вместе с тем жизнь нередко достаточно жестоко мстит за такую уверенность.

А.Б. : Александр Григорьевич, существует связь между углубляющимся одиночеством и техническим прогрессом? Сейчас человеку, который приходит с работы, люди не нужны, потому что он по горло занят делами до самой глубокой ночи. Ему нужно в айпад зайти, посмотреть в социальную сеть, еще у него много разных коробочек с ручками, за которые надо подергать, пока он спать не захочет. Есть прямая связь или нет, или это нам кажется, что техника нас бросает в объятия одиночества?

А.А. : Любые прямые связи и корреляции - вещь скользкая. Вместе с тем, продолжая ряд моего коллеги: книга Вишневского "Одиночество в сети", которая достаточно стала известной, говорит, как меняются формы одиночества.

Сейчас даже появляется уникальная конструкция под названием "виртуальная идентичность", или "виртуальная личность". Мы оказываемся "в авоське меридианов и широт", как писал Андрей Вознесенский, "в авоське" всемирной паутины, но в этой паутине мы настолько часто коконизируемся, автономизируемся, что идет, как я говорил, одна из великих трагедий нашего времени, а именно распад нашего "я".

Распад нашего "я" - это утрата социальных связей. Одиночество - это вырывание человека из социальных межличностных сетей, как вырывание гриба из грибницы.

Поэтому разные формы технологической эволюции так или иначе приводят - вы абсолютно правы - к изменению и увеличению вероятности тяжелой платы за возможность быть автономным, за возможность нырнуть в мир сетей и спрятаться так далеко, что из интраверсии в сети, из своего рода виртуальной интраверсии вы просто не вынырнете.

А.Б. : С другой стороны, есть много пожилых людей, которые никогда не слышали такого слова " интраверсия " , но они просто хотят с кем-то пообщаться, и социальные сети им помогают. С этим, наверное, трудно спорить: если до появления компьютера многие пожилые люди были обречены на полное одиночество в своей квартире, в четырех стенах, то теперь, когда они освоили компьютер, они могут общаться. Что в этом плохого?

А.А. : Нет, я еще раз хочу, чтобы мы друг друга четко услышали. Когда у нас появляется немало френдов и когда, например, через ту или иную сеть, через "Фейсбук" любое ваше слово и ваше действие может отозваться и когда появляется все время самопрезентация, самопредставление - это абсолютно нормальное явление, но часто, как в любой игре, можно заиграться.

Мы имеем особые формы одиночества, когда мы заигрываемся в социальных сетях. Я не говорю ни в коем случае с позиций так называемого "киберпессимизма". Я, скорее, отношусь и в своих делах, и в жизни к "кибероптимистам", но еще раз говорю: мы должны понимать, что совершенно то, что мой коллега верно сказал, одно дело - бессмертный Акакий Акакиевич, который захватывал с собой бумаги домой, чтобы не быть одному и, цитирую Гоголя, "понаписаться всласть", а другое дело - наш век. Формы одиночества меняются.

Мы должны посмотреть эту феноменологию - и гоголевскую, и Гессе "Степного волка", и, наконец, "Одиночество в сети". Они разные, отсюда - услышьте меня - нет одного рецепта, который бы помог охватить необъятное в данном случае, многогранное явление, о котором мы сегодня с вами общаемся.

А.К. : Мне хотелось вспомнить еще один пример, который, пока мы тут беседовали, пришел на ум, и мне кажется чрезвычайно важным в толковании одиночества в связи с технологическим прогрессом.

Я говорю, конечно же, о всеми нами любимой и всем нам известной книге Даниэля Дефо "Робинзон Крузо". Это XVIII век, это век технологического прогресса тогда, когда эта книга была написана. Попавший на необитаемый остров представитель развитой цивилизации не только не страдает от своего одиночества, он полностью преображает вокруг мир и находит себе партнера.

В этом был, конечно, гигантский цивилизационный посыл Даниэля Дефо и эпохи просвещения XVIII века, который тогда еще совсем не осознавал тех негативных последствий, которые влечет за собой этот технологический прогресс, не так ли?

А.А. : По сути дела, то, что называется сейчас в аналитике "робинзонадой". Здесь вы очень точно подметили: хочешь сделать себя - построй себя, сконструируй мир. Через конструирование мира возникает уникальное количество технологий - как говорил Фуко, "технологий себя", "технологий конструирования себя", которые ни в коей мере не меньше, чем те или иные компьютерные технологии, биотехнологии, нанотехнологии.

Блестящий пример с Робинзоном Крузо. Робинзон Крузо конструирует реальность, поэтому одна из важнейших вещей - это конструирование себя и понимание, что даже то одиночество, в котором мы часто оказываемся, - это уникальный процесс конструирования, самосозидания, который может привести к самым разным последствиям.

А.К. : Есть еще другие примеры одиночества, когда конструируется не мир. Да, Робинзон Крузо конструировал мир вокруг себя, но ведь есть и модель отшельничества, модель иночества, когда люди уходят от светского мира и конструируют этот мир уже не в физической реальности, а в своем собственном духовном мире, достигая при этом... Вы вспоминаете "Степного волка": Гессе тоже исследовал эту тему немало, да и многие другие, в конце концов Достоевский, да мало ли кто. Это ведь тоже одна из возможностей бытования одиночества.

А.А. : Абсолютно правы, тут все время соглашаюсь. Вся феноменология старцев, феноменология отшельничества - это для европейской культуры один путь, когда мы идем по пути преимущественно создания уникального количества технологий.

Для ряда восточных путей - путь ухода в себя, сосредоточение на себе, путь недеяния - другой путь. Вместе с тем, я еще раз говорю, это пути социокультурной эволюции человечества и множество форм.

Ведь что такое старец, что такое отшельник? Это постоянный собеседник с самим собой и с миром. Да, физически он кажется одним, но блистательная характеристика Михаила Бахтина - "полифония сознаний" - с наибольшей рельефностью проявляется часто в жизни отшельников и в жизни старцев.

А.Б. : Александр Григорьевич, раз уж мы заговорили о старости, о старцах: одиночество - это возрастной феномен, по-разному люди чувствуют себя одинокими в молодости, в старости или от возраста это не зависит?

А.А. : Увы, или не увы, но как часто мы ощущали себя одинокими в семь-девять лет? Вспомните ситуацию, когда ребенок остается как бы брошенным. Что такое подростковая истерия, которая сейчас часто присуща, да и была присуща, многим подросткам? Это попытка заставить увидеть себя, заметить себя негодными средствами: "Я надел другую одежду, я не похож на вас, я неформал, я существую". Тем самым подросток говорит: "Заметьте меня", - подчеркивает, ищет свое "я" и пытается уйти в буквальном смысле слова от чудовищных форм одиночества.

А обида подростка как форма бегства от одиночества? Вы вспомните в своей собственной жизни и в моей жизни, как часто подросток представляет ситуацию, когда он расстается с этой жизнью, закрывает глаза и видит длинный ряд людей: что бы они думали, как бы они говорили, как бы они с ним прощались. И он говорит: "Вот я умру, тогда вы почувствуете, что вы потеряли. Что с вами со всеми будет, если не будет меня?".

Ведь наш жизненный путь - это история отклоненных альтернатив, и каждый раз на этом пути мы расстаемся не только с близкими, но и с самим собой, на разных этапах своего личностного роста, а порой - и личностной эволюции.

А.Б. : Британский режиссер Сью Борн сняла фильм, который называется " Возраст одиночества " . Она разговаривала с очень многими пожилыми людьми, одинокими людьми, которые живут одни.

Она с огромным для себя удивлением выяснила то, что раз за разом каждый одинокий пожилой человек говорит ей одно и то же. Он говорит, что просто чашка чая в чьей-то компании, просто возможность с кем-то поговорить н и о чем, просто рядом посидеть с другим человеком меняют совершенно все в их жизни. Она говорит о необходимости благотворительных к о мпаний, которые могут позвонить одинокому человеку, поговорить, - это является лечением.

Отсюда следует вопрос: может быть, мы слишком накручиваем себя по поводу одиночества? Если такое простое лечение этой проблемы, может быть, она намного более поверхностна, чем нам кажется, может быть, все не так уж тяжело?

А.А. : Как бы мне хотелось в ответ на это спокойно сказать: "Да, чашка чая рядом с другим, касание рукой другого - и одиночество в буквальном смысле, как рукой, снимет".

Но я возвращаюсь к тому, что вы не раз уже сегодня обсуждали в нашем общении: за одиночеством чаще всего, больнее всего (это не болезнь, это проявление жизни индивидуальности, которая отстаивает себя), за одиночеством - я повторяюсь - чаще всего потеря смысла: ради чего ты существуешь и живешь. Здесь ты можешь выпить и чашку чая, и какую-нибудь другую чашку, но вместе с тем справиться со своим одиночеством с помощью такого важного рецепта достаточно сложно.

_____________________________________________________________

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одиночество является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Это не только сложный феномен индивидуальной жизни человека, но и важнейшее общественное явление, требующее глубокого социально-философского осмысления. Только при наличии широкого междисциплинарного подхода возможно точное понимание феномена одиночества, его трансформации в современном мире и прогнозирование воздействия на мир будущего.

Человек XXI века чувствует себя все более оторванным от себе подобных. Он ощущает себя ничтожным «винтиком» в механизме глобальной политики, одиноким и заброшенным в чуждом ему мире. В сфере глобальных политических и экономических взаимоотношений отдельный индивид и его внутренний мир теряют свое первостепенное значение по сравнению с интересами государства, региона, организации или коллектива.

Научно-теоретическая актуальность обращения к проблеме одиночества в современном обществе связана с неоднозначной трактовкой происходящих в нем изменений, а следовательно, и установок, которыми должен руководствоваться в своей жизни человек. Характер изменений, происходящих в современном обществе, например, в интерпретации Д.Белла, выглядит как переход от производства вещей к производству услуг. Ученый называет такое общество постиндустриальным обществом, в котором разворачивается информационная революция.

Другие исследователи дают ему различные определения: «посткапиталистическое общество», «глобализирующееся общество», «информационное общество», «сетевое общество», «общество постмодерна», «общество риска», «индивидуализированное общество», и список этот можно продолжать дальше. Однако перечисленные характеристики современного общества не являются синонимами, это его отдельные грани, характеризующие проявление его специфических свойств, которые существуют в этом обществе одновременно.

В связи с этим особо актуальным становится сопоставление с позиций социальной философии феноменов одиночества и коммуникации в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.

Сфера высоких технологий и искусственного интеллекта отгородила людей друг от друга, общение в виртуальной среде нередко полностью заменяет реальное межличностное общение: зачастую люди, находящиеся рядом, предпочитают общаться в виртуальной компьютерной среде, нежели с глазу на глаз. Это порождает проблему виртуальной коммуникации как псевдозаменителя реального общения, что в свою очередь очень неоднозначно влияет на проблемы одиночества конкретного индивида.

Большинство исследований одиночества в современной науке ограничено рамками социальной психологии и социологии. Поэтому одиночество традиционно понимается как негативное эмоциональное переживание в социальной изоляции от других людей, как социальное явление, распространяющееся с появлением мегаполисов, увеличением социальной мобильности населения, кризисом семейных отношений.

Одиночество является понятием, жизненный смысл которого кажется доступным. Однако такая ясность обманчива, а понимание обыденно, поскольку феномен одиночества наполнен противоречивым философским содержанием, представляющим трудность для рационального анализа. Ценность социально-философского осмысления одиночества заключается в акцентировании внимания на значимости данного феномена для человека и общества. Опасность понимания его только как индивидуального феномена заключается в том, что при этом игнорируются ситуации и причины, при которых одиночество возникает и ощущается человеком. Тем самым не учитывается множество динамических факторов, непосредственно связанных с сущностью одиночества как явления социального.

Социальные процессы, призванные оптимизировать и облегчить жизнь человека, в конечном итоге, приводят к нивелированию ценности отдельной личности. Индивидуальности стираются, снижается возможность «обмена» как обогащения при общении с другими людьми. Соответственно снижается ценность самого общения, качество заменяется количеством. Это приводит к социальной изоляции, аномии, отчуждению, причинами которых являются страх одиночества и стремление избежать его любым путем.

С другой стороны, чрезмерное внимание к социальным проявлениям одиночества без учета его значимости для внутреннего мира человека может привести к недопониманию важнейших личностных функций одиночества.

Тема исследования актуализируется необходимостью привлечения внимания к угрожающей стандартизации современного общества, к опасности интеллектуальной деградации. Возможность преодоления сложившейся ситуации видится, в том числе, в изменении социального отношения к одиночеству. Борьба с негативными последствиями одиночества должна начинаться не с искоренения одиночества как такового, а с формирования нового отношения к нему. Большое значение имеет социально-философский подход, который дает возможность выявить значимые личностные и социальные функции одиночества, определить отличительные особенности социальных модусов одиночества, таких как несвоевременность, покинутость, непонятость. Это позволит увидеть истинные причины социальных аномалий и снизить риск их возникновения.

Степень научной разработанности темы исследования. Одиночество представляет собой сложнейшее социальное явление, требующее междисциплинарного анализа. Изучение данного феномена и аспектов его взаимосвязи с асоциальным поведением необходимо, но это является прерогативой психологии и социологии. Взаимосвязь суицидального поведения и одиночества, например, уходит своими корнями в область психопатологии. Это медицинская проблема, которая достаточно серьезна и имеет обширную базу исследований.

Современная философская научно-справочная литература не дает определения одиночеству. Однако история гуманитарной мысли показывает, что философия всегда признавала ценность одиночества. Проблема заключается в том, что определения, которые используются, носят сугубо психологический характер и отражают только негативные характеристики исследуемого явления. Таким образом, существует потребность в определении одиночества, отражающем его философское содержание.

В многообразии научных подходов, составляющих базу для формирования современных знаний об одиночестве как индивидуальном и социальном явлении, можно выделить несколько групп источников.

Первая группа включает труды тех мыслителей в истории философии, чьи размышления, так или иначе, касаются одиночества и отражают отношение к данному феномену. Ценность этих работ определяется тем, что, несмотря на принадлежность к различным философским направлениям, они включают как общие, свойственные каждому времени особенности одиночества, так и индивидуальные отличия, обусловленные жизненной ситуацией и субъективной позицией каждого автора.

Размышления Платона, Аристотеля, Эпиктета, Сенеки, М. Аврелия, Конфуция отражают понимание одиночества древними мыслителями.

Средневековая позиция в отношении одиночества, окрашенная религиозными убеждениями автора, наиболее ярко представлена в работах Августина Аврелия (Блаженного).

Новое восприятие человека мыслителями эпохи Возрождения отражается и на отношении к одиночеству, на понимании его предназначения. Новый смысл пребывания наедине с собой обнаруживается в творчестве таких мыслителей, как Д. Алигьери, Ф. Петрарка, К. Салютати, Л. Бруни, Дж. Манетти. Изменение взглядов на одиночество в процессе формирования понимания новоевропейской личности прослеживается в работах Н. Макиавелли, М. Монтеня, Б. Паскаля, кроме того, антропологическая мировоззренческая ориентация Л.Фейербаха, имели большое значение для осознания ценности одиночества в процессе перехода к Новому времени.

Ценность единичного человека с его ответственностью и огромными возможностями познания через собственную единичность провозглашает датский теолог и философ С. Къеркегор. Экзистенциальная направленность в понимании одиночества представлена в истории философии работами А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ж.П. Сартра, М. Бубера, Н.А. Бердяева и др.

Для XX века характерно нарастание отрицательного отношения к одиночеству. Эта позиция отражена в работах социального философа и психолога Э. Фромма. Патологическое одиночество, изучалось и другими представителями неофрейдизма.

Следующая группа источников - это работы, отражающие трансформацию социально-философской и культурологической мысли, оказавшие значительное влияние не развитие теории одиночества в ракурсе данного диссертационного исследования. К ним относятся научные воззрения, изложенные в исследованиях зарубежных мыслителей (X. Ортега-и-Гассета, П. Тиллиха, В. Виндельбанда, X. Хофмайстера, Э. Левинаса, Ж. Липовецки, Н. Элиаса, Р. Сеннета, Г. Лукача), современных отечественных социальных философов (А.А. Гусейнова, В.В.Бибихина, К.Х. Момджяна, B.C. Барулина.

Авторами современных обобщающих публикаций по проблеме одиночества являются И.С. Кон, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, В.И. Лебедев, Н.П. Романова, А.С. Гагарин. Серьезный вклад в разработку проблемы одиночества внесли современные мыслители: Н.В. Хамитов - представитель психоаналитической философии. Важными для понимания возрастных характеристик переживания одиночества являются психологические и педагогические исследования.

Большой вклад в изучение одиночества через взаимосвязь данного феномена с общением внесли М.С. Каган, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Е.Я. Мелибруда, Л.А. Ситниченко. Возможности психотерапии одиночества представлены в работах И. Ялома и др.

Социальные философы, подобно социологам, рассматривают феномен одиночества через призму социальных процессов и механизмов: через политические изменения в обществе как покинутость Г.Д. Левин; через аномию как следствие изменения социальной структуры Ж.В. Пузанова и В.И. Курашов.

В современной научной литературе есть исследования, которые в контексте изучения других социально-философских проблем выходят на серьезный анализ одиночества.

Следует отметить, что на современном этапе как отечественные, так и зарубежные исследования одиночества изложены, в основном, в научных статьях. Классические зарубежные подходы к изучению проблемы одиночества представлены в хрестоматийном сборнике «Лабиринты одиночества» под редакцией Н.Е.Покровского. Данный сборник имеет монографическую целостность, поскольку работы зарубежных авторов не только объединены единой проблематикой, но имеют структурное и логическое единство. В сборнике представлены классические психологические, социологические и социально-психологические теории одиночества. В рамках перечисленных наук были предприняты наиболее настойчивые попытки классифицировать виды одиночества, определить понятия «одиночество», «изоляция», «уединение», «аномия». И сследования психодинамического направления нашли отражение в работах Дж. Зилбурга, Г. Салливана; интеракционистского направления Р.С. Вейса; экзистенциального направления К. Мустакаса, Фон Вицлебена; когнитивного направления Л. Пепло, Д. Перлмана, Дж. Янга; теоретико-системные модели одиночества Дж. Фландерса, феноменологические К. Роджерса, У. Садлера, Т. Джонсона, интимные В. Дерлеги, С. Маргулиса, а также социологические концепции одиночества К. Боумена, Д. Рисмена, П. Слейтера, М. Мид.

Современная социальная реальность отличается тем, что возможности человека обрести себя и свой внутренний мир, сдерживаются тиранией общественного, анонимностью, безликостью отношений, пропагандой опасности одиночества. Таким образом, «современное общество похищало и похищает нас у нас самих», - считает В.А. Кувакин, аргументируя собственный гуманистический взгляд на мир и человека.

Хотя изучение процессов, связанных с трансформацией современного общества, началось сравнительно недавно, можно отметить, что определенные аспекты жизни личности, в том числе и ее одиночество уже нашли отражение в исследованиях З. Баумана, У. Бека, А. Брюса, А.Д. Елякова, В.Л Иноземцева, Н.В. Корытниковой, Ф.В. Лазарева, И.А. Мальковской, Д.А. Силачева, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма и др. Из этих работ можно сделать вывод, что наиболее важными аспектами современного общества являются быстрая смена социальных структур и несовпадение характеристик институциональных структур и личных ситуаций. Итогом жизни в таком обществе является нарастающее одиночество.

Кроме того, в указанных работах отмечено усиление роли неконтролируемых человеком сил и тенденций, что ведет к нарастанию неуверенности, неопределенности и становится серьезным препятствием для личностного творчества в условиях социального хаоса, являющегося следствием процессов индивидуализации общества. Этот аспект тоже требует дальнейшего изучения.

Исходя из анализа содержания степени разработанности темы исследования, можно сделать вывод, что существует достаточно большой пласт разнообразной (социологической, психологической и социально-философской) литературы, дающей определенные теоретические представления и большую фактологическую базу о трансформациях современного общества и конкретно о феномене одиночества в таком обществе. Однако эта информация в существующем виде фрагментарна и несоизмерима по целому ряду параметров.

Из вышеизложенного следует, что проблема социально-философского анализа одиночества в условиях социальной трансформации современного общества хоть и находится в поле зрения отечественных и зарубежных ученых, но ее решение еще далеко не завершено, что позволяет говорить о наличии обширной исследовательской лакуны. Этими соображениями и определяется наше обращение к данной тематике.

Цель диссертационного исследования заключается в осуществлении системного социально-философского анализа одиночества в трансформирующихся социальных условиях современного общества.

В работе ставятся следующие задачи :

– определить проблемную область одиночества в современном обществе;

– концептуализировать социально-философский категориальный аппарат теории одиночества;

– уточнить типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе;

– показать разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации;

– описать социальную индивидуализацию как фактор формирования одиночества;

– систематизировать методологию социально-философского исследования одиночества в условиях социальной трансформации современного общества;

– проанализировать социальные факторы одиночества в современном мире;

– изучить преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе;

– показать синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе;

– исследовать одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества;

– описать информатизацию общества как условие влияющее на состояние одиночества;

– проанализировать глобальную сеть Интернет как инструмент преодоления одиночества в условиях современности.

Объектом исследования является феномен одиночества в современном трансформирующемся обществе.

Предметом исследования являются социально-философский анализ формирования и преодоления одиночества в условиях социальной трансформации.

Теоретические и методологические основы исследования. Проблема одиночества с ее многогранностью и сложностью проявлений в современном мире поставила задачу его целостного изучения как феномена индивидуальной и социальной жизни.

Методологической основой диссертации является совокупность социально-философских подходов к изучению феномена одиночества, его социальных и личностных функций. В качестве методологической базы используется принцип диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности одиночества как индивидуального феномена и социального явления. Применяемый в работе системный подход как понимание человека во взаимосвязи с другими людьми и обществом позволил рассматривать одиночество как явление социальное.

Кроме того, в ходе исследования использовался метод сравнительно-сопоставительного анализа различных точек зрения и подходов, дающий возможность проследить контекстуальную нагрузку понятия «одиночество» и конкретно-исторический подход, позволивший изучить понимание исследуемого феномена в зависимости от трансформации социальных и культурных факторов в современном обществе.

Особенности предмета изучения обусловили междисциплинарный характер данного диссертационного исследования. Его основу составили системный и логический подходы. При изучении какого-либо явления социальной реальности междисциплинарный подход имеет особое значение, поскольку всякое социальное явление многогранно.

Информационную базу исследования составили положения и выводы, представленные в философской, социологической и социально-психологической мысли, что позволило рассмотреть исследуемый феномен во взаимосвязи его индивидуальных и социальных проявлений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– определена проблемная область одиночества в современном обществе как определенная форма самосознания, и показывающая раскол отношений и связей внутреннего мира личности;

– концептуализирован социально-философский категориальный аппарат теории одиночества как вневременного и универсального феномена общественного бытия;

– представлены типы одиночества и социальные условия их формирования в современном обществе в контексте психологического, космического, культурного и социального аспектов;

– показано разрушение традиционных социальных форматов в условиях глобализации, связанное с увеличением количества общих для человечества проблем, а так же расширением числа и типов интегрирующихся субъектов;

– рассмотрена социальная индивидуализация как фактор формирования одиночества являющегося следствием не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе;

– систематизирована методология социально-философского исследования одиночества в условиях современного общества базирующаяся на синтезе различных дискурсивных практик и основанная на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию;

– определены социальные факторы одиночества в современном мире, которые не обязательно отождествляются с состоянием физической изолированности человека;

– выявлено преобразование личностных фактов одиночества в современном трансформирующемся обществе связанных с осознанием неполноценности отношений с личностно значимыми людьми, возникновением острого дефицита удовлетворения потребности в общении;

– доказано, что синтез социальных и личностных факторов при формировании одиночества в современном обществе зависит от породивших их причин и интенсивности перемен в самосознании людей, вызывающих потерю ощущения постоянства образа мира;

– концептуализировано одиночество в контексте постмодернистских трансформаций и сетевизации современного общества, приводящих к разрушению иерархических структур, замене пространства мест пространством потоков;

–информатизация общества определена как условие, влияющее на состояние одиночества путем легитимации наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности;

– доказано, что глобальная сеть Интернет является инструментом преодоления одиночества в условиях современности, когда количественные характеристики Интернент перешли в качественные связанные с возновением большого числа самоорганизующихся интернет-сообщества носящих конструктивный характер и нацеленных на освоение интернет-пространства.

Положения, выносимые на защиту.

1. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество, не только как единственно возможную основу человеческого бытия, но и как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Если проанализировать состояние человека, переживающего одиночество в современном мире, то для него характерен элемент неожиданности его проявления. Существуют различные типы и степени одиночества. Теории одиночества, как правило, игнорировали ситуацию, при которой оно возникает, и, таким образом, не учитывали множество динамических факторов, непосредственно связанных с его сущностью. Понятийная модель одиночества объяснит специфические черты одиночества как универсального, всеобщего явления, а также основные пути его возможного изменения. Для решения этой задачи применен междисциплинарный метод, сочетающий социальную философию, психологию и социологию с экзистенциальной феноменологией.

2. В современной философии сложилось две позиции, отвечающих на вопрос, является ли одиночество извечным спутником человечества или оно появилось на каком-то особом историческом рубеже. Первая позиция связывает одиночество, прежде всего с возникновением индустриального общества и процессом урбанизации. Вторая позиция рассматривает его как вневременный и универсальный феномен общественного бытия. Если исходить из предположения, что само возникновение социальной общности людей и формирование социума, т.е. определенной устойчивой солидарности (в понятии Дюркгейма), подразумевало восприятие и рефлексию по поводу не только наличия этой общности, но и ее отсутствия, то одиночество является базовым универсальным феноменом, лишь видоизменяющимся в историческом процессе, но никогда не оставляющий человечество. Как физическое здоровье организма подразумевает потенциальную возможность и даже наличие болезни, так и вся полнота социального общения имплицитно взаимосвязана с невозможностью установления общения или его утратой, восприятие которых как раз и составляет содержание одиночества. В такой трактовке одиночество становится экзистенциальным явлением, уходящим корнями в глубинные пласты человеческого сознания и лишь отчасти проявляющим себя в тех или иных формах на поверхности социального бытия.

3. На основе обзора важнейших взглядов об одиночестве и их анализа выстраивается следующая типология одиночества. Что касается психологических представлений, то в их рамках одиночество расценивается в психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. Однако, в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. Кроме психологического типа одиночества можно выделить космический, пожалуй, наиболее сложный. Космическое измерение применяется для обозначения по крайней мере трех различных форм самовосприятия: постижения себя как цельной реальности, благодаря которому человек соотносится с природой и космосом; причастности к мистическим, таинственным аспектам жизни, предельно близким к Богу или к глубинам бытия; веры человека в уникальность своей судьбы или причастности к великим историческим целям. Следующий тип одиночества можно трактовать как одиночество культурное. В социальных науках понятие культурного одиночества употребляется в конвенциональном смысле, представляя унаследованную систему нормативных значений и ценностей, которая определяет решающие элементы в интерсубъективных отношениях и стилях жизни. И наконец - последний это социальный тип одиночества. Понятие «социальное» имеет здесь значение, часто подразумевающееся в американской социологии. Это построение или разрушение организованных связей, отношений, образовывающих структуру, внутри которой взаимодействуют индивиды и группы.

4. Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной и. Основным следствием этого является мировое, миграция в масштабах всей планеты, человеческих и производственных ресурсов, законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для человечества проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. Современный процесс глобализации ведет к генерации не только просто отдельной новой индивидуальности, но и к зарождению нового креативного типа личности, способному к самостоятельному преодолению одиночества. В этих условиях личность подпадает под прессинг новых, никогда прежде не возникавших, условий - неизбежных тенденций глобализации, а также теоретических амбиций некоторой категории современных аналитиков и практических притязаний политиков на интегративное влияние элитных цивилизаций на весь остальной мир. Все эти процессы сопровождаются усиление индивидуального одиночества. Человек, всегда стремящийся, пусть и не всегда осознанно, к освобождению от давления внешнего мира, не предвидел и не мог предвидеть, что тип свободы, о которой он мечтал, окажется имеющей цену, и ценой этой является неуверенность, включающая в себе неопределенность, незащищенность и одиночество.

5. Общество начала XXI в. характеризуется стремительным усложнением процессов в социальной, экономической и культурной сферах, что приводит к все более явной фрагментированности человеческого существования, что тоже является причиной его индивидуализации. Исходя из этого, индивидуализация может пониматься как общественно-историческая категория, относящаяся к жизненным ситуациям и биографиям людей. В таком обществе очень часто общественные проблемы проявляются как индивидуальные. Индивидуализация ведет к размыванию и разрушению не только больших социальных групп – классов, сословий, слоев и даже семьи. Нарастание индивидуализации общества характеризуется двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, имеет место рост экономической эффективности и расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных. С другой стороны, наблюдается резкое падение уровня жизни для непривилегированного большинства и ухудшение социально-экономического положения наименее защищенных. Что касается влияния индивидуализации общественных отношений на проблему одиночества индивида, живущего в таком обществе, то острота проблемы одиночества сегодня обусловлена тем, что процесс становления человеческой автономности не только не завершён – он едва начался. Обострение проблем одиночества и даже ощущения одиночества как тотального есть следствие не столько процесса распада прежних общностей, сколько процесса формирования новых общностей в современном обществе. Многоуровневость и незаконченность социальных процессов в современном мире является главной причиной нарастания одиночества отдельного человека.

6. В силу многоаспектного, противоречивого характера проблемы одиночества каждая из наук (философия, социология, психология и др.) имеет предметом исследования «свое» одиночество, редуцированное к явлениям биологического, социального, этического, культурного и т.д. порядка, следствием чего становится отсутствие целостности знания, невозможность «договориться о терминах» между специалистами разных областей знания и даже отказ от всяких дефиниций. Гносеологический потенциал междисциплинарного подхода может быть оптимально реализован при условии структурирования совокупности разного рода данных на фундаменте социально-философского осмысления проблемы. Отведение роли теоретического стержня в исследовании феномена одиночества именно социальной философии обусловлено, во-первых, принадлежностью проблемы одиночества преимущественно предметной области социальной философии, а, во-вторых, – специфическими возможностями социально-философского исследования проблемы. В целях воссоздания целостного образа феномена одиночества методологической доминантой исследования был избран синтез различных дискурсивных практик, основанный на субординации их достижений и конструктивной интеграции в целостную концепцию.

7. Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

8. Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Под одиночеством мы понимаем субъективно переживаемое несоответствие между наблюдаемой реальностью и желаемым идеальным состоянием, при котором отсутствует тесная эмоциональная привязанность к отдельному человеку или отсутствует доступный круг социального общения. Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны. Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

9. Проблема одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения в современном обществе известно мало. Однако в действительности проблема одиночества существует реально. В настоящее время все большее количество людей испытывает это чувство в силу влияния кризиса современной российской культуры. Люди, страдающие одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Ситуативное одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость изучения проблемы одиночества в современной российской действительности. Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком разрыва связей и отношений с другими людьми, с обществом. Особенности социального одиночества во многом зависят от причин, их породивших, и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. С психологической точки зрения интенсивные перемены во всем, в том числе и в самосознании людей, вызывают ощущение нестабильности, неопределенности, иногда потерянности, брошенности, бессмысленности какой-либо активности у достаточно большого количества людей. Теряется ощущение постоянства образа мира, «обжитости» окружения.

10. Жизненное пространство в настоящее время претерпевает существенные изменения под влиянием развития высоких технологий. Фактически все материально-технические достижения современной цивилизации являются своеобразной манифестацией «души» общества постмодерна, которая использует их для упорядочивания объективной реальности в соответствии со своей сущностью, приспосабливает ее под свои потребности. Постмодерн это единственно возможная форма объективации абстрактной идеи «абсолютной свободы» человека, это отсутствие любых норм и правил, это полный отказ от любого стиля, который замещается вульгарной, дисгармоничной эклектикой. Существенным социокультурным каналом распространения постмодернизма в современном мире является утверждение сетевого принципа общественной жизни и разрушение иерархических структур. Разрушение иерархических структур происходит под действием принципов ризомы. В современном мире на смену пространству мест приходит пространство потоков. Одним из существенных каналов воздействия информационных технологий на повседневность является виртуальная реальность. Следствием чрезмерной увлечённости виртуальными средами может стать изменяется отношение человека к реальности как таковой, в том числе и к реальности повседневной жизни. Поэтому постмодерн можно рассматривать как общество тотального, непреодолимого одиночества, принимающего вычурные формы. Как это ни парадоксально, но современный человек стремится в мегаполисы, с их предельным скоплением населения, лишь только для того, чтобы надежней отгородиться от таких же, как он, одиночек.

11. Информационно-коммуникационные технологии прямо и непосредственно воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя специфику и качество его труда, быта, досуга, образа жизни и даже мышления. Развитие информационных технологий трансформирует всю структуру коммуникативного опыта человека. Анонимность, обусловленная развитием опосредованных форм человеческого общения, допускающих неоднозначную идентификацию объектов общения. С развитием информационных технологий значительно уменьшается число живых межличностных контактов. Меж тем, как отмечают психологи, для нормального самочувствия человеку необходим постоянный контакт с другими представителями близкой по духу социальной среды. Человек, проводящий много времени в киберпространстве, отвыкает от реальной действительности и начинает бояться непосредственного общения с себе подобными. Происходящая под влиянием развития информационных технологий индивидуализация общества приводит к быстрой легитимации социального одиночества как наиболее адекватного воплощения образа жизни индивидуализированной личности. Под влиянием информационных технологий возникает «интерактивное» одиночество, складывающееся на базе повышенной включённости индивида в виртуальный мир киберсообщества. Его специфика заключается в вытеснении живых социальных контактов контактами виртуальными.

12. Интернет образует глобальное, служит физической основой для. В настоящее время Интернет превратился в существенный фактор, влияющий на повседневность значительного числа людей. Интернет полифункционален – это не просто среда личностного и делового общения, но и во всё большей степени среда купли-продажи (электронной коммерции), а также развлечений. В начале появление Интернета способствовало увеличению одиноких. создало иллюзию насыщенной жизни, позволило реализовать себя в разных ипостасях, при этом отменив такой необходимый атрибут существования в обществе, как обязательство перед другими. Но в дальнейшем ситуация стала меняться в противоположную сторону. Количественные характеристики Интернент перешли в качественные. В Интернете в настоящее время возникает большое число самоорганизующихся сообществ. Многие интернет-сообщества носят конструктивный характер и нацелены на «обживание» интернет-пространства, его опривычнивание. Социокультурным следствием распространения информационных технологий становится возрастающее значение коммуникативности при изменении её форм, опривычнивание новых способов трудовой деятельности, досуга и новых методов поиска информации. Преодолеть одиночество помогают специальные клубы для общения, функционирующие в Интернете. Люди с разнообразными интересами могут воспользоваться большим выбором порталов, например, . Благодаря интернету гораздо проще отыскать приятного собеседника для переписки, настоящую любовь или верного друга.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование может быть полезно при разработке концепции одиночества и его преодоления в современном российском обществе. Полученные результаты представляют интерес не только для социальных философов, но и для социологов, психологов, специалистов по социальной работе, а также всех, кто теоретически и практически решает задачи формирования целостного, гуманитарного подхода к проблеме одиночества в современном обществе.

Данная диссертация может служить основой дальнейших разработок социально-философской проблематики одиночества и его преодоления. Результаты исследования могут быть положены в основу построения концепций социальной работы, социологических и социально-психологических исследований, внедрены в практику научно-педагогической деятельности, воспитательной работы как части развития культурной программы современного российского общества, а также использоваться при преподавании общей, социальной философии, спецкурсов по философии, социологии и психологии личности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в частности: Всероссийская научно-практическая конференция «Образование – основной фактор развития человека и общества» (г. Волгодонск, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Профессиональная культура учителя экономики и права» (г. Ростов-на-Дону, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ставрополь, 2000г.), межвузовская научно-практическая конференция «Психологические исследования в образовании» (г. Ростов-на-Дону, 2001г.), межвузовская научно-практическая конференция «Мир глазами ребенка» (г. Ростов-на-Дону, 2002г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Личность и бытие: Личность и социальная реальность» (г.Краснодар, 2003г.), межвузовская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), межвузовская научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» (г.Ростов-на-Дону, 2004г.), ежегодные заседания Южного отделения Российской Академии Образования: г.Сочи (2003г.), г.Нальчик (2004г.), г.Волгоград (2005г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: современное состояние и перспективы» (г. Славянск-на-Кубани, 2007 г.), международная научно-практическая конференция «Динамика изследвания» (г. София, 2008 г.), научно-практическая конференция «Социальное развитие молодежи: традиции и новые вызовы» (г. Ростов-на-Дону, 2008г.), международная научно-практическая конференция «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (г. Самара, 2009г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения» (г. Ростов-на-Дону, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Новини от научния напредък» (г. София, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция «Психология профессионально-образовательного пространства человека» (г. Екатеринбург, 2009 г.), международная научно-практическая конференция «Vdeck pokrok na rozmez tiscilet – 2010» (г. Прага, 2010 г.), международная научно-практическая Интернет-конференция «Преподаватель высшей школы в ХХI веке» (г. Ростов-на-Дону, 2011 г.), международная научно-практическая конференция «» (г. София, 2011 г.), международные психолого-педагогические чтения «Развитие личности в образовательных системах» (г. Ростов-на-Дону, 2007-2011 гг.).

Психология и социология / 12. Социальная психология

К.пс.н. Рогова Е.Е.

Южный Федеральный университет, Россия

Социальные факторы и аспекты одиночества в современном мире

Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Одиночество бывает культурным, космическим, межличностным и социальным видами и типами.

Межличностный тип одиночества является эпизодическим обостренным чувством напряжения и беспокойства, связанным с необходимостью иметь дружеские или интимные связи и отношения. Он может быть вызван отсутствием желаемого круга общения и характеризуется ощущениями социальной и эмоциональной изоляции. Межличностный вид одиночества может перейти в безнадёжную апатию, если станет хроническим. Космический тип одиночества охарактеризован чувством утраты связи с бытием, личностной обособленностью во всем мире. Культурный вид одиночества часто испытывают эмигранты и переселенцы, переживающие изменение привычной для них социальной среды, либо же люди, убежденные, что общепринятые культурные нормы и ценности не могут быть приемлемыми для их внутреннего мира. Социальному типу одиночества подвержены люди, ощущающие себя непринятыми окружающим социумом и миром в целом. Особо острые и хронические формы одиночества, как социального явления называются «неприятием», «остракизмом», «изгнанием», «отставкой».

Холостые люди более подвержены испытывать чувство социального одиночества, чем семьянины, а среди холостых быстрее ощутит на себе все социальные аспекты одиночества тот, кто был женат ранее. Решающим моментом социального типа одиночества здесь является отсутствие всяческой любовной привязанности. Одиночество сильнее распространено в юном возрасте, чем в зрелом, и более остро ощущается молодыми людьми. Разведённые и овдовевшие люди старшей возрастной группы реже ощущают себя одинокими, чем подверженные одиночеству молодые люди в подобной ситуации. Исследование поведения и поступков разведённых людей выявило, что социальное вид одиночества заставляет их заниматься поисками кого-то большего, чем просто собеседника или партнёра для секса . Одиночество, как социальная проблема исчезает только тогда, когда появляется уверенность в надёжности и доверии к партнеру, в стабильности отношений.

Современные общества способствуют распространению социального одиночества. В различных демографических группах количество и соотношение страдающих от одиночества мужчин и женщин постоянно меняется, причем с возрастом число одиноких женщин увеличивается. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины, однако есть женщины, которые не страдают от социального вида одиночества, не имея при этом семьи. Такой тип женщин легко меняет одного партнёра за другим, ни к кому при этом не привязываясь и не желая узаконивать свои отношения. В результате длительного приспособления к самой себе и постоянного прислушивания к собственному состоянию, социальный тип одиночества часто способен порождать эгоизм у таких женщин.

В современном обществе сформировались так же конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм. Или, точнее, новый национализм, этот идеологический конструкт, гибрид истории, созданный в результате социального и сексуального смешения различных групп и замаскировавшийся под мультикультурализм, «основной темой которого является не биологическая наследственность, а непреодолимость культурных различий; расизм, который вроде не утверждает верховенство одних групп или народов над другими, а только указывает на то, что плохо упразднять границы, на то, что разные образ жизни и традиции несовместимы.

Социальными аспектами одиночества являются распад социальных отношений и связей внутреннего духовного мира человека. Социальное одиночество не обязательно должно отождествляться с состоянием физической изолированности человека, довольно часто человек может быть одинок не в изоляции, а в окружении своей семьи, лучших друзей и коллег по работе. Понятие одиночество, как социально психологический феномен, различается несколькими видами и типами. Людей, страдающих от социального вида одиночества, часто отличает сконцентрированность на своём внутреннем личностном пространстве, низкая самооценка, излишняя застенчивость. Одинокие люди ощущают себя нелюбимыми, никчемными, ненужными. В их собственном понятии и по мнению окружающих их людей отсутствие любимой половинки, друзей или близких является признаками неудачника. Вероятность социальной проблемы одиночества велика у разведённых и овдовевших людей, находящихся на длительном лечении в больнице или недавно сменивших место проживания. Социальный тип одиночества мужчин и женщин имеет свои особенности и отличия. Отсутствие своей семьи более трагично складывается для женщины. В современном обществе сформировались также конфликтующие одиночки: цивилизация против цивилизации, культура против культуры, идентичность против идентичности. Им свойственны расизм и национализм.

Статьи по теме